Скачать 61.67 Kb.
|
Обобщающий урок на тему: « Практическое применение химических знаний». 9 класс. Подготовила учитель химии Ваульчикова В.А. Форма : деловая игра «За круглым столом». Цели урока: 1.Образовательные: обобщить, углубить и систематизировать знания учащихся о практическом применении веществ, химических реакциях. Продолжать формировать знания учащихся о реакциях ионного обмена, окислительно – восстановительных, гидролизе, химических связях, строении, свойствах веществ. 2. Развивающие: продолжать формировать умения анализировать, аргументировать, излагать свою точку зрения, вести дискуссию, развивать навыки культурного общения. 3.Воспитывающие: формировать санитарно – гигиенические навыки, трудовую активность, бережное отношение к природе. Оборудование: образцы для демонстраций а) бертолетовая соль, перманганат калия, водный аммиак, глюкоза, сахар, б) индикаторы, сода, перекись водорода, оксид марганца, щелочь; в) химическая посуда: стаканы, колбы, бюретки, пипетки, воронки. Подготовительная работа к уроку. Учащиеся класса по своему желанию делятся на пять групп. Каждая группа выбирает одну из предложенных тем. В заданиях нужно материал систематизировать и дать объяснение тем или иным явлениям, поработать с литературой. Была назначена дата урока, оговорена форма урока, назначены ответственные в группах, выбран председатель, рецензенты. Рецензирование - одно из сложных оценочных заданий и, план по которому будут оценивать должны сами выработать. План рецензирования. 1.Вступительное слово. 2.Положительные моменты ( соответствие темы задачам, раскрыто полно, понятно, химический язык). 3.Отрицательные моменты (неясность изложения, ошибки, неполное раскрытие темы, нечеткая речь). 4. Оценка выступления, предложения. Ход игры. Вступительное слово. Председатель: за нашим круглым столом собрались специалисты, чтобы обсудить вопросы практического применения знаний по химии в различных областях. Обсуждение позволит показать важность химических знаний и их применение в домашней обстановке, медицине, для охраны окружающей среды, изучение почвы и воды. По поступившим заявкам составлен план выступлений: 1.Химия в домашней обстановке. 2.На страже здоровья. 3.Что мы знаем о воде. 4.Химия и почва. 5.От чего и как охранять окружающую среду. Чтобы сложилось представление о значении химии, все услышанное будем записывать в протокол, который выглядит виде таблицы. Таблица. Сделать №. место действия химической реакции. Уравнения. Применяется на каких свойствах. Слово представляется первой группе. Идет представление группы. Выступление учащихся первой группы. Многие явление, с которыми мы встречаемся дома можно объяснить с точки зрения химических реакций. Например, горение спички. Что это такое и почему так происходит? В состав спичечной головки входит более 10 компонентов. Все направлено на процесс окисления и горения. Бертолетовую соль КСIО3 растворяют, смешивают с сахаром, крахмалом, расплавленной серой и другими веществами. Деревянную палочку обмакивают в данную смесь и сушат. Стенки коробочки смазывают красным фосфором. Удар спички о стенки коробочки сопровождается вспышкой, загоранием веществ головки, а затем дерева. Все совсем просто: при ударе бертолетовая соль разлагается с выделением кислорода, который зажигает фосфор, серу, сахар, крахмал, дерево. 2КСIО3 → 2КСI + 3О2 4Р + 5О2 → 2Р2О5 S + О2 →SO2 С6Н10О5 +6О2 → 6СО2 +5Н2О Часто бывает, что молоко нужно прокипятить, но если в нем идет слабое молочнокислое брожение, то оно свернется. На вкус часто это не определить. Как поступить? Нужно взять индикатор, и если начинается скисание, то лакмус слегка покраснеет. Ко всему можно сохранить молоко, если добавить немного питьевой соды. Кислота нейтрализуется. 2Н+ + NaHCO3 → СО2 + Н2О + 2Na+ 2Н+ + СО32- → СО2 + Н2О Иногда в ванной или раковине появляется ржавчина и просто водой ее отмыть невозможно. Для этого нужно использовать чистящее средство, содержащее катионы водорода, а ржавчина это оксиды и гидроксиды железа. Демонстрация опыта: выведение ржавчины. В пробирке содержится гидроксид железа(III) и к нему надо прилить соляную кислоту, наблюдается растворение осадка. Нерастворимое вещество переводится в растворимое и легко смывается водой. 3Н+ + Fe(OH)3 → Fe3+ +3H2O А если нужно испечь вкусное печенье, то для этого нужно придет на помощь следующая реакция. NaHCO3 + CH3COOH → CH3COONa + CO2 +H2O Тесто за счет углекислого газа становиться пышным, увеличивается площадь соприкосновения с горячим воздухом, что дает возможность легко пропекаться. А пряники можно выпекать, не используя кислоту. Для этого используют карбонат аммония, который легко разлагается при нагревании. При этом выделяется два газа – аммиак и углекислый. Тесто становиться мелкопористым. (NH4)2 CO3 → CO2 +2NH3 + 2H2O И еще хочется дать совет автолюбителям. При незначительных царапинах и невозможности сразу закрасить поверхность нужно на царапину нанести ортофосфорную кислоту. Произойдет реакция и на поверхности образуется нерастворимая защитная пленка. 2Fe + 2H3PO4 → 2Fe PO4 + 3H2 Выступление учащихся второй группы. Наша группа хотела бы поделиться знаниями о применении веществ в медицине. Кровь человека является хорошим индикатором при некоторых заболеваниях. Изменение содержания катионов водорода может привести к различным заболеваниям. Налаживание среды приводит к излечению. При температуре часто выписывают аспирин или ацетилсалициловую кислоту, рекомендуют пить клюквенный или брусничный морс. Перекись водорода используется для обеззараживания ран. При попадании на рану она разлагается под действием ферментов. Выделяется кислород, который убивает бактерии. Опыт. Разложение перекиси водорода. В пробирку поместить перекись, подготовить тлеющую лучинку. Быстро добавить катализатор - оксид марганца (IV) и внести лучинку. Она ярко вспыхнет. 2Н2О2 → О2 + 2Н2 Йод убивает бактерии. Атомы йода притягиваю электроны от воды из клеток бактерий, и разрушают всю бактерию. Плохо, что ионы водорода разрушают зубную эмаль, которая состоит из фосфатов и карбонатов кальция. После еды обязательно надо чистить зуб. Особенно после сладостей и кислой пищи. Может проходить вот такой процесс, который приводит к кариосу. СаСО3 + 2Н+ → Са2+ + СО2 + Н2О Осторожно надо быть с угарным газом и аммиаком, хлором. Как оказать первую помощь при данных отравлениях или предупредить. При отравлении угарным газом человека может спасти кислород. 2СО + О2 → 2СО2 От аммиака может спасти раствор питьвой соды. В нем надо смочить ватно - марлевую повязку. 2NH3 +2NaHCO3 → Na2CO3 +( NH4)2CO3, а от хлора уксусная кислота СН3СООН + CI2 → CICH2COOH + HCI Выступление учащихся третьей группы. Почва и мы. От почвы зависит многое. Растения нас кормят. Если в почве много катионов водорода, то она кислая и на ней плохо развиваются растения, так как вместо катионов кальция впитываются катионы алюминия, прекращающие рост. Как определить кислотность почвы? Опыт. Надо взять образец почвы и внести его в раствор хлорида калия, размешать, дать немного отстояться, а потом внести индикатор и сравнить по шкале. Кислую почву, которую не любят растения можно сделать нормальной, если внести известь, а также скорлупу яиц. При внесении удобрений надо быть предельно осторожными. Многие удобрения могут усиливать кислотность. Иногда кислотность почвы можно узнать по сорнякам. Вьюнок любит щелочную почву, лебеда, осот – нормальную, полевой хвощ – кислую. Выступление учащихся четвертой группы. От воды многое зависит в нашей жизни. Вода должна быть нейтральной. Если для обеззараживания воды используют хлор, то это может привести к различным изменениям, так как хлором могут происходить различные реакции из-за его активности. С водой может идти реакция. 2CI2 + 2H2O → 4HCI + O2 Fe + HCI → FeCI2 + H2 2Fe + 3CI2 → 2FeCI3 FeCI3 + 3H2O ↔ Fe (OH)3 + 3HCI Есть еще жесткая вода. В ней плохо разваривается мясо, бобовые. Внутри чайника или котла накапливается нерастворимая накипь, плохо мылится мыло. Карбонатная жесткость обусловлена наличием гидрокарбонат – ионов НСО32-, ее еще называют временной, так как легко убрать при кипячении. Са(НСО3) t → CаСО3 + СО2 + Н2О, а вот постоянную жесткость можно ликвидировать при помощи химических реактивов. Выступление пятой группы учащихся. Воздух играет огромную роль в нашей жизни и от его чистоты зависит наше здоровье. Основные загрязнители: промышленные выбросы, автомобильный транспорт, в них входят оксиды азота, углерода, хлорводорода, метан, аммиак, различные пылевые частицы. В период дождей оксиды некоторые оксиды образуют кислоты, которые выпадают ввиде кислотных дождей, что в промышленных районах увеличивает коррозию в 3-4 раза, закисляют почву и водоемы, идет разрушение исторических построек на основе известняков, мрамора. Председатель. Слово представляется экспертам-рецензентам, которые сделают анализ работы каждой группы и выставят оценки. Учитель. На уроке были затронуты многие важные вопросы из области практической химии. Многие явления были объяснены на основе химических реакций, которые в большом многообразии окружают нас. Урок – это работа. Вы внимательно слушали, делали пометки. Прошу сдать отчеты на проверку. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок геометрии – это, во-первых, знание теории и, во – вторых, правильное и разумное применение этой теории на практике. Данный урок... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок геометрии – это, во-первых, знание теории и, во – вторых, правильное и разумное применение этой теории на практике. Данный урок... | ||
Урок по математике в 6 классе "Координатная плоскость" Этот урок можно проводить в конце года, четверти, триместра в зависимости от тематического планирования. После изучения темы можно... | «Строение вещества. Механическое движение. Плотность вещества» Повторительно-обобщающий... Цель урока: закрепить полученные знания о строении вещества, механическом движении тела и плотности вещества; показать практическое... | ||
Урок по географии и химии на тему «Этот удивительный углерод» Цели урока: На основе интеграции географических, химических знаний изучить нахождение углерода в различных полезных ископаемых и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения его атомов; обеспечить применение учащимися знаний об общих... | ||
«Практическое применение геометрических построений» Урок-практикум по предметам «черчение + информатика», с применением графической системы Auto cad | Урок на тему: Алюминий, его физические и химические свойства (9 класс) А группы на примере алюминия. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе... | ||
Ведущий принцип Урок "Применение закона сохранения массы веществ при решении расчетных задач по уравнениям химических реакций " | Урок на тему «Щелочноземельные металлы и их соединения» Цели: на основе имеющихся знаний выяснить строение атома, свойства щ/зем металлов, их применение познакомиться с основными соединениями... | ||
Практическое применение логарифмической и показательной функций в... В курсе математики средней и старшей школы мы получаем большой объём математических знаний | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Практическое применение школьных знаний, проверка способности мыслить продуктивно в условиях стресса волнения, дефицита времени | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Урока математики в 5 классе мкоу «Берёзовская сш» «Сложение и вычитания смешанных чисел», и усовершенствовать навыки сложения продолжать осуществлять перенос теоретических знаний... | ||
Реферат по теме «Тепловой эффект химических реакций» «Тепловой эффект химических реакций». Я считаю эту тему актуальной, потому что в наше время без химических реакций возможно очень... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... |