Скачать 165.8 Kb.
|
«Неорганическая химия в задачах и опытах» Учитель химии МОУ «Лицей №1» г. Балаково Саратовской области Солоха Надежда Валентиновна. Пояснительная записка. Введение кружка объясняется тем, что в связи с уменьшением часов на изучение химии в основной школе уменьшается количество времени, отводимое на решение задач и выполнение практических работ. Реализация программы кружка дает возможность решить эту проблему и развивать умение учащихся решать расчетные задачи, расширяя и, углубляя, таким образом, их химический кругозор, развивая интерес к предмету. Занятия кружка рассчитаны для учащихся 9 класса естественно-математического лицея. Содержание дополняет содержание основной программы, расширяя и дополняя их знания по предмету. Программа кружка опирается на знание учащимися математики, дает возможность применить математические знания к решению химических задач. Включение в содержание курса практических работ, дает возможность выработки практических навыков работы с реактивами и оборудованием, повышает интерес учащихся к предмету, развивает стремление к творческой работе. Практические работы соответствуют государственному стандарту химического образования, не требуют особых условий выполнения. Цель кружка: показать возможность практического применения математических знаний при изучении химии. Задачи: развить умение решать химические задачи, через решение задач глубже изучить свойства различных классов неорганических соединений, привить навыки работы с химическими реактивами. Занятия кружка рассчитаны на 17 часов, 1 раз в неделю. В процессе посещения кружка обучающиеся приобретают умения
Данные умения формируются на основе
На занятиях кружка возможны различные формы деятельности обучающихся - практикумы по решению задач, практические работы, самостоятельная творческая работа, зачетная работа. Образовательным продуктом кружка является презентация результатов работы в виде отчетов о проделанных практических и творческих работах. Учебно - тематический план.
Содержание программы кружка. Занятие 1. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Химическое оборудование. Общие правила техники безопасности. Правила обращения с кислотами, щелочами, химической посудой. Основные приемы работы: измельчение веществ, растворение, фильтрование, нагревание, выпаривание. Цель занятия: Повторить правила работы в кабинете химии, правила обращения с реактивами, отработать основные приемы работы с веществами. Оборудование: ступка с пестиком, стаканы химические или колбы ( 2 шт), воронка, фильтр, фарфоровая чашка, держатель, пробирки, спиртовка, штатив с кольцом, штатив для пробирок. Образцы лабораторного оборудования. Реактивы: хлорид натрия, вода. Лабораторные опыты: измельчение хлорида натрия в ступке, растворение хлорида натрия в воде, фильтрование полученного раствора, выпаривание полученного раствора. Нагревание воды в пробирке. Занятие 2. Растворы. Способы выражения концентрации растворов. Массовая доля или процентная концентрация. Молярная концентрация. Решение задач на определение молярной концентрации. Цель занятия : расширить знания учащихся о способах выражения концентрации растворов, закрепить понятие «массовая доля», начать формирование понятия «молярная концентрация». Задачи для решения: Я.Л.Гольдфарб, Ю.В. Ходаков, Ю.Б. Додонов. Сборник задач и упражнений по химии. 7-10 класс.М.: Просвещение, 1988. 4-71. Вычислите молярную концентрацию гидроксида натрия в водном растворе, если в двух литрах его содержится 8,0 г NaOH. 4-72. Сколько граммов ортофосфорной кислоты H3PO4 содержится в 200 мл водного раствора, если концентрация кислоты равна 3 моль/л? 4-73. Определите молярную концентрацию хлорида натрия в 24%-ном растворе его, если плотность раствора равна 1,18 г/см3. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. М.: «Издат-школа», «РАЙЛ», 1997 г. 6-64. Вычислите, какая масса поваренной соли необходима для приготовления а) 250 мл 0,4 М раствора этой соли; б) 500 мл 1М раствора этой соли, в) 1л 2,5 М раствора этой соли. 6-91. Какие объемы водорода и хлора (при н.у.) необходимы для получения 0,5 л 2м раствора соляной кислоты? Какую массу алюминия можно растворить в этой порции кислоты? 6-92. На нейтрализацию 100 г раствора азотной кислоты было израсходовано 80 мл 5М раствора гидроксида калия. Вычислите массовую долю (в%) азотной кислоты в исходном растворе. 6-93. В растворе содержится 24,3 г гидрокарбоната кальция. Вычислите, какой объём 0,2 М раствора гидроксида кальция необходим для полного осаждения из раствора ионов кальция. 6-94. Вычислите, хватит ли 5,4 г алюминия для замещения всей меди, находящейся в 100 мл 3М раствора сульфата меди (II). № 6-95, 6-98, 6-84. Я.Л.Гольдфарб, Ю.В. Ходаков, Ю.Б. Додонов. Сборник задач и упражнений по химии. 7-10 класс.М.: Просвещение, 1988. № 4-76, 4-77, 4-78, 4-80, 4-82. Занятие 3. Решение задач на перевод молярной концентрации в процентную и процентной концентрации в молярную. Решение задач по уравнениям реакции с использованием молярной концентрации. Цель занятия: показать взаимосвязь молярной и процентной концентраций , научить обучающихся переводить молярную концентрацию в процентную и наоборот. Задачи для решения: Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. М.: «Издат-школа», «РАЙЛ», 1997 г. 6-66. Вычислите молярную концентрацию серной кислоты в 35%-ном растворе ее плотностью 1,26 г/см3. 6-68, 6-69. 6-67. Вычислите массовую долю (в %) азотной кислоты в 12,2 М растворе азотной кислоты плотностью 1,35 г/мл. 6-65,6-70. 6-83. Рассчитайте объём раствора сульфата цинка (массовая доля растворенного вещества равна 25%, плотность 1,3 г/мл), который необходимо разбавить водой для получения 0,5М раствора этой соли объёмом 4л. Л.А.Слета, А.В.Черный, Ю.В.Холин. 1001 задача по химии с ответами, указаниями, решениями. Москва-Харьков «ИЛЕКСА», «РАНОК»,2004 г № 274 – 282, 284 – 286. Занятие 4. Практическая работа: Приготовление раствора с определенной молярной концентрацией. Оборудование: хлорид натрия, весы с разновесами, ложечка, колба коническая или круглая, колба с водой, колба мерная на 250 мл с пробкой (или на 100 мл.) Задание: приготовить 250 мл 0,2М раствора хлорида натрия. Инструктивная карта.
Занятие 5. Понятие кристаллогидратов. Решение задач на вывод формул кристаллогидратов. Цель работы: сформировать понятие «кристаллогидрат», научить обучающихся решать задачи на вывод формул кристаллогидратов по данным качественного состава. Задачи для решения: Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. М.: «Издат-школа», «РАЙЛ», 1997 г. 1-48. Из 4,88 г безводного сульфата магния получается 10 г кристаллогидрата. Сколько моль кристаллизационной воды приходится на 1 моль безводной соли в этом кристаллогидрате? 1-51. Определите формулу кристаллогидрата хлорида кальция, зная, что 7,3 г кристаллогидрата теряют при обезвоживании 3,6 г воды. 1-52. Кристаллогидрат некоторой содержит 18,6% натрия, 25,8% серы, 19,4% кислорода и 36, 2% воды. Какова формула кристаллогидрата. № 1-53, 1-49, 1-501-45, 1-46. Занятие 6. Решение задач на приготовление растворов кристаллогидратов, по уравнениям реакции с использованием кристаллогидратов. Цель занятия: продолижить формирование понятия «кристаллогидрат», развивать умение учащихся решать задачи на растворы с применением кристаллогидратов. Задачи для решения: Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. М.: «Издат-школа», «РАЙЛ», 1997 г. 6-72. Медный купорос массой 12,5 г растворили в 87,5 мл воды. Вычислите массовую долю сульфата меди (II) в полученном растворе. 6-73. В 200 г раствора сульфата меди(II) с массовой долей соли 4% растворили 50 г медного купороса. Вычислите массовую долю (в%) сульфата меди(II) в полученном растворе. 6-76. Необходимо приготовить 2 л 0,1 м раствора сульфата меди (II). Какая масса медного купороса потребуется для этого? 6-77. Выпарили досуха 0,5 л 15%-ного раствора сульфата натрия (плотность 1,14 г/см3) . Вычислите массу полученных кристаллов, учитывая, что соль выделяется в виде декагидрата сульфата натрия. № 6-85, 6-86 Л.А.Слета, А.В.Черный, Ю.В.Холин. 1001 задача по химии с ответами, указаниями, решениями. Москва-Харьков «ИЛЕКСА», «РАНОК»,2004 г № 293, 294, 295, 297 Занятие 7. Практическая работа: Очистка сульфата меди (II) перекристаллизацией. Оборудование: весы с разновесами, пробирки, спиртовка, держатель для пробирок, стаканы(2 шт), воронка, фильтры. Реактивы: технический медный купорос, дистиллированная вода, лед. Инструктивная карта:
Занятие 8. Выращивание кристаллов. Методика выращивания кристаллов. Цель занятия : показать практическое применение процесса кристаллизации. Инструктивная карта:
Занятие 9. Химические свойства кислот и оснований. Кислые и средние соли. Свойства кислых солей. Реакция нейтрализации как разновидность реакций обмена. Условия образования средних и кислых солей. Решение задач по уравнениям реакции с образованием средних и кислых солей. Цель занятия: закрепить знания о классификации солей, выяснить условия образования кислых и средних солей в реакциях различного типа. Задачи для решения: Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. М.: «Издат-школа», «РАЙЛ», 1997 г. 6-36. К 100 г 20%-ного раствора гидроксида натрия прилили 245 г 20%-ного раствора серной кислоты. Какая соль – средняя или кислая – при этом образуется? Какова ее масса? 6-60. К раствору, содержащему 10 г гидроксида натрия, прилили 30 г раствора серной кислоты с массовой долей кислоты 30%. Вычислите, какая соль образовалась при этом и какова ее масса. № 6-33,6-34, 6-35, 6-37, 6-39, 6-43, 6-44, 6-45. А.Н. Крестинин. Задачи по химии. Нет ничего проще. М.: Генжер,1997 г № 1.6.11. - 1.6.15. Занятие 10,11 Решение задач на превращение кислых солей в средние. Цель занятия: расширить знания обучающихся о свойствах кислых солей, развивать логическое мышление учащихся. А.Н. Крестинин. Задачи по химии. Нет ничего проще. М.: Генжер,1997 г 1.6.16. Раствор, содержащий 27,44 г серной кислоты, смешали с раствором, содержащим 19,2 г гидроксида натрия. Затем полученный раствор выпарили. Каков примерный состав сухого остатка, полученного при этом. № 1.6.17 -1.6.21. Занятие 12. Качественные реакции на катионы. Цель занятия: изучить качественные реакции на различные катионы. Практическая работа: Качественные реакции на катионы Cu2+, Fe3+, Fe2+, Ag+, Ca2+, NH4+. Оборудование: растворы NaOH, KSCN, NaCl, Na2CO3, CuSO4, FeCl3, FeSO4, AgNO3, CaCl2, NH4Cl пробирки, спиртовка, держатель. Инструктивная карта:
а) CuSO4 и NaOH б) FeCl3 и NaOH в) FeCl3 и KSCN г) NaOH и FeSO4 д) AgNO3 и NaCl e) CaCl2 и Na2CO3 ж) NH4Cl и NaOH при нагревании. Отметьте, какими признаками сопровождаются данные реакции. Результаты работы оформите в виде таблицы:
Занятие 13. Качественные реакции на анионы. Цель занятия: изучить качественные реакции на различные анионы. Практическая работа: Качественные реакции на анионы Br-, I-, PO43-, SiO32,CO32-, SO32-, SO42-. Оборудование: растворы КI, Na3PO4, NaBr, Na2SiO3, Na2CO3, Na2SO3, AgNO3, HCl, ВаСl2, Na2SO4 пробирки, спиртовка, держатель.
а) NaBr и AgNO3 б) КI и AgNO3 в) Na3PO4 и AgNO3 г) Na2SiO3 и HCl д) Na2CO3 и HCl e) Na2SO3 и HCl при нагревании ж) Na2SO4 и ВаСl2 ( демонстрационный опыт) Отметьте, какими признаками сопровождаются данные реакции. Результаты работы оформите в виде таблицы:
Занятие 14. Практическая работа: Определение веществ. Определение состава вещества. Оборудование: пробирки под номерами с растворами Na2CO3, Na3PO4, NaBr, NaCl, AgNO3, Na2SO4. Растворы НCl, AgNO3, BaCl2. Задание 1. В пробирках под номерами содержатся растворы следующих солей Na2CO3, Na3PO4, NaBr, NaCl, AgNO3, Na2SO4. Определите местонахождение каждого из предложенных веществ. Результаты исследования занесите в таблицу:
Сделайте вывод о том, в какой из пробирок находится каждое вещество Задание 2. Докажите качественный состав хлорида меди (II). Запишите все уравнения в молекулярном и в ионном виде. Занятие 15. Решение расчетных и качественных задач. Расчетные и качественные задачи различного типа. Цель занятия: развивать умение учащихся решать задачи различного типа, проверить степень усвоения материала. Контрольная работа. Занятие 16. Составление задач на изученные темы. Цель занятия: развивать логическое мышление обучающихся. Занятие 17. Итоговое занятие. Цель занятия: обобщить результаты работы обучающихся, показать их достижения и практическое применение этих достижений. Занятие можно провести в различной форме. Это может быть смотр знаний, эстафета, урок- игра, викторина, итоговое тестирование и др. Список литературы: 1. Я.Л.Гольдфарб, Ю.В. Ходаков, Ю.Б. Додонов. Сборник задач и упражнений по химии. 7-10 класс.М.: Просвещение, 1988. 2.Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. М.: «Издат-школа», «РАЙЛ», 1997 г. 3. А.Н. Крестинин. Задачи по химии. Нет ничего проще. М.: Генжер,1997 г. 4. Л.А.Слета, А.В.Черный, Ю.В.Холин. 1001 задача по химии с ответами, указаниями, решениями. Москва-Харьков «ИЛЕКСА», «РАНОК»,2004 г. 5. О.Ольгин. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1978 г. |
2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | ||
Пояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон” ... | Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Пояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу... Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Реферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников.... Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи | ||
Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо | Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо |