Современные образовательные технологии в обучении химии





Скачать 101.07 Kb.
НазваниеСовременные образовательные технологии в обучении химии
Дата публикации06.08.2014
Размер101.07 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
http://gymn19.minsk.edu.by/main.aspx?uid=137833

Современные образовательные технологии в обучении химии

Е.П. Лобанова,
учитель химии
ГУО «Гимназия № 19 г.Минска»

90% всех проблем в педагогике решаются с помощью технологий,
остальные 10% - практически неразрешимы.
                                                                               Г. Лихтенберг


   В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире и, скорее всего, им не столько нужна сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим, они хотят ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, чтобы успешно утвердиться в жизни. В результате многолетней работы в школе, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Наверно, одной из причин потери этого интереса является непригодность некоторых традиционных приемов и методов обучения для современных молодых людей.
   Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал – усвоил). Многим кажется, что нужно только заставить слушать ученика и дело тут же пойдет на лад. Однако ученик, как любая личность, наделен свободой воли, с которой нельзя не считаться. Поэтому нарушить этот природный закон и подчинить их себе даже ради благих целей невозможно. Желательного результата на этом пути добиться нельзя.
   Отсюда следует, что необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.
   Можно выделить различные виды деятельности по освоению нового материала учеником: материальную, материализованную и интеллектуальную. Под материальной деятельностью понимают деятельность с объектом изучения. Для химии таким объектом является вещество, т.е. материальной деятельностью на уроках химии является проведение опытов. Опыты могут проводить ученики или демонстрироваться учителем.
   Материализованная деятельность – это деятельность с материальными моделями, формулами, табличным, цифровым, графическим материалом и т.д. Любая внешняя деятельность (деятельность руками) отражается в мозге, т.е. переходит во внутренний план, в интеллектуальную деятельность. Проводя опыты, составляя химические формулы и уравнения, сопоставляя цифровой материал, ученик делает выводы, систематизирует факты, устанавливает определенные взаимосвязи, проводит аналогии и т.д.
   Итак, учитель должен организовать на уроке для ученика все виды учебно-познавательной деятельности. Необходимо, чтобы учебно-познавательная деятельность ученика соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен. Необходимо, чтобы в результате деятельности, ученик самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам для себя созидал знание.
   Важнейшим принципом дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание учеником не получается в готовом виде, а созидается им самим в результате организованной учителем определенной познавательной деятельности.
   Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес.
   Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды педагогических технологий: многомерная дидактическая технология, компьютерные технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование тестов.
   «Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
   В последнее время актуальность внедрения и использования новых образовательных информационных технологий продиктована стремительным развитием науки и техники. Благодаря таким технологиям можно увеличить скорость подачи, информативность и глубину познания учебного материала обучающимися, а также возможно формирование более прочной и мобильной структуры знаний, умений и навыков.
   Современные технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности учащихся в условиях эмоционально – комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения.
   Система работы учителя не сводится к применению какой-то одной педагогической технологии, в том числе и инновационной. Работа учителя на уроке – это множество приёмов, которые каждый педагог считает для себя наиболее приемлемыми, посредством которых он может раскрыть своё педагогическое мастерство. Учитель – творческая личность, постоянно ищущая наиболее эффективные технологии, способствующие развитию личности обучаемого.
   В настоящее время актуальным является использование дидактической многомерной технологии, применение её для построения логико-смысловых моделей (ЛСМ).
   ЛСМ – наглядное и системное представление знаний в компактной универсальной форме на естественном языке. ЛСМ можно использовать для решения различных дидактических задач. Построение ЛСМ ложится легко в любую систему обучения.
   На первом этапе изучения МДТ, я применила её для построения ЛСМ по общей химии. Это были как поурочные (например «Предмет химии»), так и тематические модели (например «Основные понятия и законы химии»).
   Только после детального изучения МДТ, я ознакомила с ней своих учащихся. С этой целью смоделировала и сконструировала логико-смысловую модель к разделу «Металлы» (9-ый класс).
   Химия 9 класса - это химия элементов. Очень важно с первых уроков дать четкое разграничение характеристики элемента и характеристики простого вещества. Как показывает практический опыт учителей, учащиеся часто допускают ошибки при ответах на вопросы по данной теме, которые прослеживаются и в ответах централизованного тестирования. Для реализации данной задачи целесообразно использовать ЛСМ, которые помогают наглядно и понятно для учеников представить структуру задания, раскрыть содержание вопроса целиком.
   Соответствующие 8 координат ЛСМ «Металлы» по понятийно-смысловым вопросам заполнялись на протяжении 7 уроков: «Химические элементы» и «Строение простых веществ» (1-ый урок), «Физические свойства» (2-ой урок), «Химические свойства» (3-4-ый уроки), «Нахождение в природе» (5-ый урок), «Получение» (6-ой урок), «Применение» (7-ой урок).
   При создании ЛСМ при объяснении новой темы, я излагала свою гипотезу, чертила на доске по ходу рассуждений схему. Ученики соглашались или возражали, задавали вопросы, обращались к предлагаемому материалу. В начале 1-ого урока повторили периодический закон Д. И. Менделеева и физический смысл структурных единиц ПСХЭ: атомный номер; относительная атомная масса; номер группы; номер периода. Затем рассмотрели закономерности изменения свойств атомов, простых веществ и соединений, образованных химическими элементами. Далее перед учащимися была поставлена задача: выявить признаки и заполнить оси логико-смысловые модели, совпадающие с планом характеристики элемента и простого вещества.

План характеристики химического элемента.
1 (точка 1 на К 2). Положение в ПСЭ.
2 (точка 2 на К 2). Строение атомов.
3 (точка 3 на К 2). Характеристика электронов внешнего уровня
4 (К 6). Нахождение в природе.

План характеристики простого вещества.
1 (К 3). Состав и строение.
2 (К 4). Физические свойства.
3 (К 5). Химические свойства.
4 (К 7). Способы получения.
5 (К 8). Области применения.

   При заполнении лучей ключевыми словами организовывалась самостоятельная работа с учебником (К 2, К 4, К 8), коллекциями (К 6), программным продуктом «Кирилл и Мефодий. Уроки химии», мультимедийной презентацией «Нахождение металлов в природе» (К 6), а также предусмотренные программой демонстрационные и лабораторные опыты (К 5).
   Учащиеся могли выдвигать свои гипотезы, свои варианты схемы, объяснять и анализировать как модель в целом, так и отдельные части.  Таким образом, предложенный материал перерабатывается и представляется в ЛСМ. При такой организации работы развивается не только мышление, но и речь, и память, так как они тесно связаны друг с другом. Следовательно, учащийся находились в непрерывном развитии.
   При составлении схемы учителем материал осмысливается в целом, но при этом выделяются отдельные части, которые вызывают наибольшие сомнения, возражения, споры. Причём, с помощью пунктирных линий на ЛСМ нашла отражение причинно-следственная связь зависимости свойств от строения, нахождения в природе от химической активности, применения от свойств, и т.д. При составлении схемы надо учесть, что существуют определенные принципы: простота, лаконичность, целенаправленность, логичность, обобщенность, структурность, эстетичность, возможна цветовая гармония. Воздействие и восприятие становится эффективнее, так как ученик сам находит проблемы и решает их в кругу сверстников при участии учителя, а не под давлением.
   Воспроизведение – важное средство запоминания, оно создает уверенность в знаниях. Поэтому на каждом последующем уроке предусматривалась актуализация знаний с разворачиванием и воспроизведением изученного материала. Важно умение объяснять воспроизведенный материал – это достижение определенного уровня абстрактного мышления, то есть развития. Лучше запоминается тот материал, который вызывает активную умственную деятельность, понимание – необходимое условие осмысленного запоминания.
   ЛСМ можно использовать на разных этапах работы. Схема на уроке может подготовить восприятие, являться средством осмысления нового материала или обобщения и закрепления уже изученного. На 8-ом уроке «Обобщение изученного материала» активно использовалась составленная логико-смысловая модель. Такое необычное представление информации способствовало активизации познавательной деятельности и лучшему восприятию материала.
   Вторым, из наиболее удачных примеров, является использования МДТ при изучении органической химии. Не для кого не секрет, что учителя химии испытывают трудности в 9-ом классе при переходе к изучению органической химии: совершенно незнакомая номенклатура, новые понятия «изомерия», «гомология» и т.д. С этими трудностями легче справиться, если с первых уроков делать акцент на взаимосвязь состава, строения и свойств органических соединений. При изучении большинства классов органических соединений рационально использовать идентичный план, который образует точки на луче К 1 «Содержание»:  состав и строение (К 2), номенклатура (К 3), изомерия (К 4), физические свойства (К 5), химические свойства (К 6), применение (К 7), нахождение в природе или получение (К 8). Причём, если ЛСМ «Алканы» составлялась учителем при объяснении новой темы, то уже при изучении ненасыщенных углеводородов учащиеся постепенно подключались к поиску необходимой информации. Даже минимальное количество ЛСМ по разделу «Углеводороды», даёт возможность вести сравнение материала в более наглядной и лаконичной форме.
   Особенностью составленных мной ЛСМ по органической химии для учащихся 9-ых классов является создание координационных лучей, которые будут заполняться в 11-ом классе. Так, например изучение вопросов изомерии и номенклатуры ненасыщенных углеводородов и кислородсодержащих органических соединений в среднем звене не предусмотрено.
   Если при изучении неорганической и органической химии учащиеся 8-9 классов работали над составлением ЛСМ, то учащиеся 10-11 классов по мере расширения и углубления знаний в основном перерабатывают и (или) дополняют созданные ранее, или составляют ЛСМ более узкого содержания. Например, взяв за основу ЛСМ «Металлы», учащимся предлагалось составить модель щелочного или щёлочноземельного металла. В качестве примера единичного случая можно дать задание на составление портрета простого вещества конкретного металла (например, натрия, кальция и т. д.)
   Так как данный вид обучения предполагает наличие у учащихся определённых умений и навыков по предмету, то в 8кл МДТ начала применять со 2-ого полугодья. Так при изучении раздела «Основные классы неорганических соединений»  учащиеся были ознакомлены с назначением и алгоритмом составления ЛСМ "Портрет оксида", "Портрет основания", "Портрет кислоты", "Портрет соли". Далее учащимся было предложено самостоятельно составить ЛСМ кислотного и основного оксидов. В соответствующих моделях необходимо было отразить особенность класса. После этого предложено задание на составление, например, ЛСМ оксида кальция и оксида углерода (IV), иллюстрируя единичность оксидов. Аналогичным образом поступили с основаниями, кислотами и солями.
   Технология МДИ применялась мной не только в учебной, но в воспитательной работе. Так при подготовке урока «Я – минчанин» пришла идея организовать работу учащихся в группах по вопросам которые отразились в дальнейшем в виде названия точек на луче К 1 ЛСМ «Минск – столица Беларуси»: «Символика», «Исторический центр», «Благодаря им, о Беларуси знает мир», «Памятники и скверы», «Улицы и площади», «Минск сегодня». По результатам работы групп, заполнялись соответствующие лучи.
   ЛСМ составлялись и использовались мной как для изучения нового материала, так и для закрепления, повторения и обобщения знаний.
   Логико-смысловые модели могут успешно применяться в различных современных системах обучения:
- отбор учебного материала на одной ЛСМ открывает возможность вести сравнение материала  в более наглядной и лаконичной форме;
- на восемь осей ЛСМ ложится и матричный план, что позволяет значительно уменьшить объём текста на бумагоносителе;
- сетевой план в виде ЛСМ даёт возможность обучающимся не только в учебном заведении, но и дома ежедневно видеть план своего обучения, что несравненно усиливает их деятельность и экономит учебное время в классе;
- возможно использование ЛСМ-инструкций при проведении практических работ и решение задач.
   Высокий уровень освоения ЛСМ – это построение их самими обучающимися, что позволяет им глубоко осознать и усвоить знания, позволяет сравнивать, делать выводы и подводит к научному обобщению. Анализ и выбор из текста ключевых слов для составления моделей помогает учащимся готовиться к успешной сдаче экзаменов и ЦТ. А для учителя такой вид отчёта значительно уменьшает объём контролируемого материала.
   Результатами применения ЛСМ являются согласованная деятельность обучающихся и учителя, достижение единства содержания и обучения, снижение психологической напряженности в отношениях, повышение качества знаний и обученности.




ГУО "Гимназия №19, г.Минска", Беларусь

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные образовательные технологии в обучении химии iconТема: «Современные образовательные технологии в профильном обучении»
Ключевые слова: образовательные технологии в системе профильного обучения, кейс-метод, метод проектов
Современные образовательные технологии в обучении химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Области преподавания информатики в школе. В своей работе Светлана Сергеевна использует современные образовательные технологии: развивающее...
Современные образовательные технологии в обучении химии iconШ международный конкурс «Современные образовательные технологии в...
Ш международный конкурс Современные образовательные технологии в творчестве учителя
Современные образовательные технологии в обучении химии iconСовременные образовательные технологии в воспитательной работе
Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии...
Современные образовательные технологии в обучении химии iconТворческая работа Современные образовательные и информационные технологии...
Современные образовательные и информационные технологии на уроках истории в профильной школе
Современные образовательные технологии в обучении химии iconРегулярно использую на своих уроках современные образовательные технологии:...
Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Конечно, многое зависит от исходного состояния...
Современные образовательные технологии в обучении химии iconСелевко Г. К. Современные образовательные технологии
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Современные образовательные технологии в обучении химии iconСовременной образовательной технологии и/или
«Современные образовательные технологии и/или методики в практической деятельности педработника», портфолио и собеседования с аттестуемым...
Современные образовательные технологии в обучении химии iconПрограмма методического форума
«Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования»
Современные образовательные технологии в обучении химии iconУроки- деловые игры
Современные образовательные технологии, используемые в процессе преподавания в моу «Днестровская средняя школа №1»
Современные образовательные технологии в обучении химии iconКурсовая работа На тему: «Современные технологии обучения»
Ii. Современные технологии организации образовательного процесса
Современные образовательные технологии в обучении химии iconМо естественно – математического цикла
Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса
Современные образовательные технологии в обучении химии iconСелевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие
Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования №4 (июль декабрь 2002 г.)
Современные образовательные технологии в обучении химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современные образовательные технологии в реализации деятельностного подхода к обучению
Современные образовательные технологии в обучении химии iconСовременные образовательные технологии. Моё применение с. О. Т. В...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»
Современные образовательные технологии в обучении химии iconСелевко Г. К. Современные образовательные технологии doc
России. Учебные материалы для студентов: лекции, шпоры, конспекты, учебники более чем по 300 предметам


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск