Скачать 397.56 Kb.
|
Рабочая программа по химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Арская средняя общеобразовательная школа №7 » Арского муниципального района Республики Татарстан учителя высшей квалификационной категории Нуриевой Зульфиры Зуферовны 10 класс Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от «29» августа 2012г. 2012-2013 учебный год Учебно-тематическое планирование (химико-биологический профиль) Предмет: химия Класс: 10 Учитель: Нуриева Зульфира Зуферовна Количество часов: всего 105 часов, в неделю 3 часа. Плановых контрольных работ 5 , тестов 1 Практических работ 8 Лабораторных работ 10 Административных контрольных работ 1 час. Учебник: Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия. 11(10) класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская . -4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011- 368с. Пояснительная записка Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: · освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира; · овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях; · развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии; · воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений; · применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией. Данная рабочая программа по химии для 10 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами: - Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции); - Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента Государственных Образовательных Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями); - Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) для 10-11 классов, рекомендованной письмом Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 №03-1263, а также с использованием авторской программы Новошинского И.И., Новошинской Н.С., 2009 год - Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год; - Учебного плана МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №7» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2012–2013 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 , от 29 августа 2012 года) -Инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Республики Татарстан от 18.01.01 № 250/7 «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения государственного образовательного стандарта общего образования»; -Инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Республики Татарстан от 12.03.09 № 1532/9 «Об особенностях преподавания химии в условиях перехода на компетентностный подход». СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ (5 ч) Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических веществ. Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения. Реакции с участием органических веществ. Классификация реакций в органической химии. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентных связей. Демонстрации 1. Образцы органических веществ, изделия из них. 2. Модели молекул бутана и изобутана. I. УГЛЕВОДОРОДЫ Тема 1. Предельные углеводороды (13 ч) Алканы. Электронное и пространственное строение алканов на примерах метана, этана и пропана. sр3-гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Изомерия в ряду радикалов. Конформации. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы и строения. Химические свойства: галогенирование, нитрование, горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация, ароматизация). Конверсия метана. Механизм реакций замещения. Избирательный характер реакций замещения. Каталитическое окисление метана кислородом воздуха. Индуктивный эффект. Нахождение в природе, получение и применение алканов. Демонстрации 1. Таблица «Гомологический ряд предельных углеводородов и их алкильных радикалов». 2. Схемы образования ковалентной связи в неорганических и органических соединениях. 3. Модели молекул метана и других углеводородов. 4. Определение элементного состава метана по продуктам горения. 5. Отношение парафина к воде и керосину или бензину. 6. Ознакомление с химическими свойствами метана: горение, взрыв смеси метана с воздухом, отношение к растворам кислот и щелочей, бромной воде и раствору перманганата калия. 7. Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Лабораторный опыт 1 Изготовление моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных (выполняется дома). Расчетные задачи 1. Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его относительнои плотности и массовым долям элементов или по данным о продуктах сгорания. 2. Вывод формулы вещества на основании общей формулы гомологического ряда органических соединений. Контрольная работа №1 по теме «Предельные углеводороды» Тема 2 Непредельные углеводороды (15 ч) Алкены. Электронное и пространственное строение молекул этилена. sр2-гибридизация орбиталей атома углерода. σ-Связи и π-связи. Гомологический ряд и номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения двойной связи. Межклассовая и пространственная изомерия. Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства: реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления, полимеризации и замещения. Правило Марковникова. Механизм реакции электрофильного присоединения. Исключения из правила Марковникова. Промышленные и лабораторные методы получения алкенов. Реакции элиминирования (отщепления). Правило Зайцева. Основные области применения алкенов. Алкадиены. Электронное строение молекулы бутадиена-1,3. Сопряженные связи. Изомерия и номенклатура. Бутадиен-1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Новые вещества и материалы в технике Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. sр-гибридизация орбиталей атома углерода. Особенности тройной связи. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства. Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления и полимеризации. Кислотные свойства алкинов. Ацетилениды. Получение и применение алкинов. Демонстрации 1. Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов». 2. Модели молекулы этилена. 3. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата кал ия. 4. Отношение каучука и резины к органическим растворителям. 5. Разложение каучука при нагревании и испытание на непредельность продуктов разложения. 6. Модели молекулы ацетилена. 7. Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия. Лабораторный опыт 2 Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена и полипропилена. Лабораторный опыт 3 Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита. Практическая работа №1 «Получение этилена и опыты с ним». Расчетные задачи Решение задач по материалу темы. Контрольная работа №2 по теме «Непредельные углеводороды» Тема 3 Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов (8 ч) Циклоалканы. Строение, изомерия, номенклатура. Получение, свойства и применение. Особенности химических свойств соединений, обусловленные строением молекул. Арены. Электронное и пространственное строение молекулы бензола. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия аренов. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование, алкилирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Механизм реакции электрофильного замещения. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола (реакции с участием бензольного кольца и боковой цепи). Стирол — ароматический углеводород, содержащий кратную связь в боковой цепи. Особенности химических свойств стирола. Получение полистирола и бутадиен-стирольного каучука. Получение бензола и его гомологов. Применение ароматических углеводородов. Взаимосвязь предельных, непредельных, ароматических углеводородов и водородных соединений неметаллов. Классификация углеводородов. Генетическая связь гомологических рядов. Связь строения углеводородов с их своиствами. Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование как источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг, ароматизация (риформинг) и пиролиз нефтепродуктов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Каменный уголь. Коксование каменного угля и применение продуктов коксохимического производства. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Демонстрации 1. Модели молекулы бензола. 2. Бензол как растворитель. Экстракция иода из иодной воды. 3. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. 4. Нитрование и горение бензола. 5. Окисление толуола. Лабораторный опыт 4 Изготовление моделей молекул циклопарафинов. Лабораторный опыт 5 Ознакомление с коллекцией образцов нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Расчетные задачи Решение задач по материалу темы. II. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ Тема 4. Галогенопроизводные и гидроксильные производные углеводородов(11 ч) Функциональная группа, изомерия, номенклатура. Некоторые особенности галогенопроизводных углеводородов. Получение, химические свойства: реакции нуклеофильного замещения, отщепления. Мезомерный эффект. Применение галогенопроизводных. Спирты. Функциональная группа, классификация: одноатомные, многоатомные; предельные, непредельные, ароматические; первичные, вторичные, третичные спирты. Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия и строение. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные замещением атома водорода в гидроксильной группе и своиствами гидроксильной группы, окисление. Получение и применение спиртов, физиологическое действие на организм человека. Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств. Получение и практическое использование. Качественные реакции на одноатомные и многоатомные спирты. Фенолы. Строение фенола, взаимное влияние атомов в молекуле. Физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца. Качественные реакции на фенол. Получение и промышленное использование. Действие фенола на живые организмы. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол. Ароматические спирты. Демонстрации 1.Сравнение физических свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде). 2. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием и дихроматом натрия в кислотной среде. 3. Качественные реакции на одноатомные и многоатомные спирты. 4. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. 5. Качественные реакции на фенол. 6. Вытеснение фенола из фенол ята натрия угольной кислотой. Практическая работа 2 «Спирты». Расчетные задачи Решение задач по материалу темы. Контрольная работа №3 «Гидроксильные соединения» Тема 5. Карбонильные соединения (5 ч) Альдегиды. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Электронное строение карбо-нильной группы, особенности двойной связи. Физические и химические свойства: реакции присоединения, окисления, полимеризации, замещения по α-атому углерода. Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации. Получение феноло-формальдегидной смолы. Общие методы получения альдегидов. Применение ацетальдегида и формальдегида. Действие альдегидов на живые организмы. Кетоны. Номенклатура, изомерия, строение. Особенности реакции окисления. Ацетон, получение и промышленное использование. Демонстрации 1. Модели молекул метаналя и этаналя. 2. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра. 3. Сравнение действия перманганата калия на альдегид и кетон. 4. Ацетон как растворитель. Лабораторный опыт 6 Качественные реакции на альдегиды. Расчетные задачи Решение задач по материалу темы. |
Наименование Программы Образовательная программа среднего общего... А образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Режим работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия п. Г. Т. Богатые сабы сабинского | ||
Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | ||
Основная образовательная программа начального общего образования... Решением педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» городского округа город Стерлитамак... | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Простинская оош»» на основе... | ||
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнеуратьминская оош»»... | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнечелнинская сош»»... | ||
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... | ||
План воспитательной работы на 2013-2014 уч. Года муниципального бюджетного... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №2 г. Торжка» | Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... Вого качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Карабашская средняя общеобразовательная... | ||
Уста в муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения староурмарская средняя | Уста в муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения... Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения староурмарская средняя | ||
Самообследование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» утверждены руководителем администрации... | Приказ № от 11. 2013 Образовательная программа основного общего образования... Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения |