1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе составлена на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение", 2008г., базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п.
-в соответствии с законом «Об образовании»;
-в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ»;
-в соответствии с постановлением Правительства РФ от18 июля 1996 г № 861 о порядке воспитания и обучения детей- инвалидов на дому на основании Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 г.№ 17-253-6 и согласован с родителями.
- примерного индивидуального учебного плана (коррекционное обучение) МОБУ СОШ с. Ишпарсово на 2013-2014 уч.год
Изобразительное искусство как школьный предмет имеет важное коррекционное значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Главная цель:
- воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы детей,
- формирование личности умственно отсталого ребенка,
- воспитание положительных навыков и привычек.
Обучение изобразительному искусству способствует решению следующих задач:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников,
- научить ориентироваться в задании и планировать свою работу,
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий,
- дать знания элементарных основ реалистического рисунка,
- формировать навыки рисования с натуры,
- познакомить с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства
- воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к произведениям народного искусства,
- развивать речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.
Наряду с выше указанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
• развитие зрительного восприятия и узнавания;
• развитие пространственных представлений и ориентации;
• развитие основных мыслительных операций;
• развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
• коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
• обогащение словаря. Основной формой организации процесса обучения изобразительному искусству является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Обязательным требованием к каждому уроку является практическая работа. Учащиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всеми учащимися класса, а самостоятельно выполняют более облегченные варианты практической работы, используют шаблоны.
Осуществляется поурочный контроль. Ведущие приемы и методы обучения изобразительному искусству: практическая работа, наблюдение, беседа, иллюстрация, демонстрация, экскурсия. Наряду с вышеназванными ведущими методами используются и другие: сравнение, нахождение сходства и различия, выявление существенных признаков, классификация и дифференциация и др.
Использование натуральных объектов природ , образцов декоративно-прикладного искусства, наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений необходимо для побуждения у учащихся интереса к изобразительному искусству.
На реализацию программы в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 35 часа, по 1 часу в неделю.
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений. Их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке. искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
1. Декоративное рисование
Упражнение в проведении от руки прямых линий, деления отрезка на равные части. Рисование от руки основных геометрических фигур и составление из них узора в полосе. Составление узоров из растительных элементов в полосе, круге, квадрате. Совершенствование навыка раскрашивания рисунка.
Использование в узорах красного, желтого, зеленого, синего, коричневого, оранжевого, фиолетового цвета. 2.Рисование с натуры.
Упражнение в правильном размещении изображения на листе бумаги. Различие изображенных предметов прямоугольной, круглой, треугольной и квадратной формы. Соблюдение пространственных отношений предметов(посередине, справа, слева) Определение существенных признаков предмета. .Аккуратное раскрашивание рисунка. Подбор цветных карандашей в соответствии с натурой. 3. Рисование на темы.
Передача в рисунке основных форм знакомых предметов. Изображение по представлению округлой формы частей предмета, его величины. Передача пространственных отношений предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около) 4. Беседы об изобразительном искусстве.(2 раза в четверть)
Народные сказки. Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, В.Лебедева, Е.Рачева, Е.Чарушина и др.) ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
- названия цветов;
- народные сказки и узнавать в иллюстрациях персонажей ,
проявлять эмоционально- эстетическое отношение к ним. Учащиеся должны уметь:
-проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
-ориентироваться на плоскости листа;
-использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима карандаша;
-рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
-понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература для учителя.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой по предмету «Изобразительное искусство». М.: «Просвещение», 2010, г.
2. Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать. – М.: издательский центр «Вентана-Граф»,2009г.
3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1-4 классах.- М.: Просвещение, 1988г.
4. Полхов-Майдан изделия народных мастеров. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2005г.
5. Дымковская игрушка. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2003г.
6. Хохлома. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2003г. Календарно- тематическое планирование
№
| Тема урока
| Часы
| Дата
| Примечание
| По расписан
| Фактич
| 1
| Рисование с натуры овощей и фруктов
| 1
| 2.09
|
|
| 2
| Рисование с натуры разных видов грибов
| 1
| 9.09
|
|
| 3
| Рисование в полосе узора из листьев и ягод
| 1
| 16.09
|
|
| 4
| «Деревья осенью»
| 1
| 23.09
|
|
| 5
| Рисование в квадрате узора из веточек с листочками
| 1
| 30.09
|
|
| 6
| Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы
| 1
| 7.10
|
|
| 7
| Рисование геометрического орнамента в квадрате
| 1
| 14.10
|
|
| 8
| Художников Ю. Васнецов
| 1
| 21.10
|
|
| 9
| Декоративное рисование — орнамент в квадрате
| 1
| 28.10
|
|
| 10
| Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике
| 1
| 4.11
|
|
| 11
| Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике
| 1
| 11.11
|
|
| 12
| Знакомство с городецкой росписью
| 1
| 18.11
|
|
| 13
| Городецкая роспись
| 1
| 25.11
|
|
| 14
| Рисование в квадрате узора из веточек ели
| 1
| 2.12
|
|
| 15
| Городецкая роспись
| 1
| 9.12
|
|
| 16
|
| 1
| 16.12
|
|
| 17
| Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера).
| 1
| 23.12
|
|
| 18
| Рисование на тему «Снеговики».
| 1
| 11.11
|
|
| 20
| Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.
| 1
| 13.01
|
|
| 21
| Рисование с натуры игрушки-рыбки
| 1
| 20.01
|
|
| 22
| «Рыбки в аквариуме среди водорослей».
| 1
| 27.01
|
|
| 23
| Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка).
| 1
| 3.02
|
|
| 24
| Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе
| 1
| 10.02
|
|
| 25
| Декоративное рисование — узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник — готовая форма).
| 1
| 17.02
|
|
| 26
| Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность»
| 1
| 24.02
|
|
| 27
| Рисование узора в круге — расписная тарелка
| 1
| 3.03
|
|
| 28
| Декоративное оформление открытки «Ракета летит».
| 1
| 10.03
|
|
| 29
| Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
| 1
| 17.03
|
|
| 30
| Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.
| 1
| 24.03
|
|
| 31
| «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».
| 1
| 31.03
|
|
| 32
| Рисование узора в полосе из цветов и листочков.
| 1
| 7.05
|
|
| 33
| Узор из цветов в круге
| 1
| 14.07
|
|
| 34
| Рисование с натуры весенних цветов
| 1
| 21.05
|
|
| 35
| Беседа по картинам
| 1
| 28.05
|
|
| |