Скачать 241.67 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ» им. Ивана Фёдорова \УТВЕРЖДАЮПервый проректор по учебной работе______________Т.В. Маркелова«_____» ___________2012 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины __Утилизация и вторичная переработка материалов и изделий __________________________________________ (указывается наименование в соответствии с учебным планом) По направлению подготовки 261700.62 – Технология полиграфического и упаковочного производства____________________________________ (указываются код и наименование направления подготовки) По профилю подготовки 1. Технология полиграфического производства (указывается наименование профиля в соответствии с ПрООП) Факультет _ФПТ____________________________ Кафедра Химии Квалификация (степень) выпускника бакалавр Москва — 2012 Разработчики: Рекус И.Г. _доц._____________ канд. хим. наук________ ___Рекус И.Г._________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) ___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) Рецензенты: ___________________ __________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) ___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры химии (дата) ____________ 201 г, протокол № . Зав. кафедрой ________________/ / Одобрена Советом факультета ФПТ (дата) ____________ 201 г, протокол № Председатель______________/ /
1. Цели и задачи дисциплины: Изучение проблем, связанных с влиянием на окружающую среду отходов упаковки и методов обращения с ними, а также теоретических основ их утилизации. При этом кроме получения конкретных знаний, необходимых для профессиональной подготовки, имеется в виду и цель формирования у студентов целостного естественнонаучного мировоззрения. Дисциплина является естественнонаучной. Задачи дисциплины:
_____________________________________________________________________________ 2. Место дисциплины в структуре ООП: Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б2. Математический и естественнонаучный цикл. Вариативная часть. Дисциплина по выбору студента». ФГОС по направлению подготовки «Технология полиграфического и упаковочного производства». Для изучения дисциплины необходимы компетенции, получаемые при изучении дисциплин блока Б2, таких как химия, физика, физическая и коллоидная химия, органическая химия, экология, физикохимия полимеров. _________________________________________________________________________ (указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей) 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) общенаучные (ОНК):
б) социально-личностные и общекультурные (СЛК):
в) научно-исследовательская деятельность:
(указываются в соответствии с ФГОС ВПО) В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - теоретические основы взаимодействия использованной упаковки с окружающей средой; - связь свойств отходов упаковки с их химическим строением; - структуру отходов упаковки (промышленные, бытовые, смешанные); - способы утилизации отходов упаковки; - понятие о вторичном сырье и его свойствах; - мировой опыт в области утилизации упаковки и охраны окружающей среды.екания химических процессов);еств и химических соединенийментов; и исследования и исследования Уметь: - исследовать процессы, идущие в природных явлениях и проводимых в лабораторных условиях; - выбирать эффективный способ утилизации использованной упаковки в зависимости от типа и свойства материала; - разрабатывать новые технологические схемы переработки упаковки. Владеть: - основами теорий старения упаковочных материалов под воздействием различных факторов эксплуатации; - навыками расчета технологических режимов; - навыками расчета энергетических и материальных балансов основных процессов утилизации вторичного сырья; - навыками пользования справочной литературы; ____________________________________________________________________ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет ____3_______ зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы) 5.1.1. Содержание разделов программы Раздел 1. Введение Упаковка и окружающая среда (ОС). Экологическое воздействие упаковки на окружающую среду. Основные проблемы твердых бытовых отходов (ТБО) и организационные мероприятия по решению вопросов их утилизации. Основные пути утилизации тары и упаковки. Вторичная переработка – основной путь решения проблемы. Раздел 2. Классификация отходов Производственные отходы. Отходы промышленности и бытового потребления. Пути образования отходов. Отходы потребления от изношенной упаковки (ОПУ). Понятие о вторичном полимерном сырье. Перспективы использования ОПУ за рубежом и в РФ. Понятие о твердых бытовых отходах (ТБО). Структура ТБО. Смешанные отходы. Пути разделения ТБО. Пути утилизации ТБО. Раздел 3. Основные пути устранения отходов Захоронение и закапывание в землю как пути уничтожения отходов. Регулируемые и нерегулируемые свалки. Сжигание отходов. Преимущества и недостатки методов борьбы с отходами. Воздействие на окружающую среду. Утилизация отходов. Повторное использование и вторичная переработка. Основные достоинства и недостатки методов. Основные проблемы. Сбор, сортировка, мойка. Состояние и решение проблемы за рубежом и в РФ. Раздел 4. Научные основы применения и переработки высокомолекулярных полимерных соединений (ВПС) Структурно-химические особенности ВПС как результат процесса старения и деструкции полимерной упаковки и эксплуатации. Механохимическая деструкция. Роль фотоокислительной деструкции. Деструкция в агрессивных средах. Раздел 5. Регенерация смешанных отходов Пути образования смешанных отходов. Трудности вторичной переработки смешанных отходов. Способы разделения смешанных отходов. Раздел 6. Разлагаемые полимеры с регулируемым сроком службы Понятие о фоторазлагаемых, биоразлагаемых и водоразлагаемых полимерных материалах. Механизмы разложения. Виды активирующих добавок. Роль УФ излучения и микроорганизмов в разложении полимеров. Использование природных полимеров (крахмал, лигнин и др.) в качестве активных добавок. Методы введения активных добавок в полимеры. Влияние на ОС. Создание разлагаемых полимеров как оптимальных путь их уничтожения. Преимущества и недостатки методов. . Раздел 7. Утилизация упаковки из различных полимерных материалов Основные направления утилизации упаковки из наиболее распространенных полимерных материалов: полиэтилена высокого давления (ПЭВД), полиэтилена низкого давления (ПЭНД), полипропилена (ПП), полиэтилентерефталата (ПЭТФ), поливинилхлорида (ПВХ), полистирола (ПС) и др. Технологические особенности методов утилизации. Раздел 8. Утилизация упаковки из других материалов Утилизация тары и упаковки из бумаги, картона, стекла, бумаги, металла, дерева и т.д. Основы технологии получения упаковочных материалов и их переработки. Раздел 9. Организационные мероприятия при утилизации упаковки в изделия на основе зарубежного опыта Применение государственных программ. Организация системы сбора и сортировки ТБО. Системы стимулирования и воспитания населения. Применение экомаркировки. Состояние утилизации ТБО в различных странах мира. Опыт Германии «Дуальная система», США, Канады, Японии и других стран. Принятие национальных программ по утилизации упаковки. Европейская директива по упаковке. Цели директивы ЕС. Международные документы в области упаковки. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум
7. Практические занятия (семинары)
8. Примерная тематика курсовых работ (проектов) не предусмотрены _____________________________________________________________________________ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература
____________________________________________________________________________ б) дополнительная литература
____________________________________________________________________________ в) программное обеспечение
_____________________________________________________________________________ г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
____________________________________________________________________________ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Лабораторные работы выполняются в специализированной лаборатории, оснащённой соответствующими приборами и оборудованием: средствами химического анализа, потенциометрии, аналитическими весами, мешалками и т п. Набор необходимого оборудования и реагентов обеспечивает возможность реализации лабораторных работ, предусмотренных программой. Для тестирования и самостоятельной подготовки используется компьютерный класс. 10.1. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов, используемых в учебном процессе: - слайды и схемы; - тесты для контроля усвоения материала по дисциплине; - видеофильмы; - программы для ЭВМ; - плакаты по курсу «Утилизация упаковки» 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 % аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС). Рекомендуемые образовательные технологии - лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов, защита лабораторных работ. При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. 11.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины проводятся контрольные работы в соответствии с пройденным материалом. Перечень вопросов для зачета: Вопросы к зачету по дисциплине «Утилизация и вторичная переработка материалов и изделий»
(указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации) _____________________________________________________________________________ |
Рабочая программа наименование дисциплины Утилизация и вторичная... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа наименование дисциплины Утилизация и вторичная... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа наименование дисциплины Утилизация и вторичная... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс по дисциплине «технология монокристаллов,... Целью данной дисциплины является изучение типовых технологических процессов, используемых в производстве изделий электронной техники,... | ||
Рабочая программа Наименование дисциплины Аналитико-синтетическая переработка ... | Программа учебной дисциплины «Покрытие материалов» Цель преподавания дисциплины – формирование представлений о процессах производства эмалированных художественных изделий. Задачи дисциплины... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Профиль подготовки Химическая технология материалов и изделий электроники и наноэлектроники | Рабочая программа учебной дисциплины «компьютерное моделирование художественных изделий» Направление подготовки: 261400. 62 Технология художественной обработки материалов | ||
Примерная программа дисциплины технология конструкционных материалов... Учебная дисциплина «Технология конструкционных материалов» посвящена изучению методов получения материалов и формирования из них... | Рабочая программа по дисциплине в 8 Утилизация промышленных отходов Цели изучения курса: «Утилизация промышленных отходов» является: изучение студентами проблемы образования отходов средств производства... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «технология изготовления керамических изделий» Направление подготовки: 261400. 62 – Технология художественной обработки материалов | Примерная программа дисциплины материаловедение и технология конструкционных... Современные способы получения материалов и изделий из них с заданным уровнем эксплуатационных свойств | ||
Рабочая программа дисциплины В. 3 05 Коррозия и методы защиты изделий Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 261400 Технология художественной обработки материалов... | Рабочая программа учебной дисциплины «Технология соединения материалов» Цель изучения дисциплины приобретение студентами знаний технологических процессов формирования преимущественно неразъемных металлических... | ||
Учебный материал Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (46 часов) Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения... | Методические указания по выполнению реферата по дисциплине "процессы... Методические указания предназначены в помощь студентам при выполнении реферата по дисциплине "Процессы соединения, сборки и ремонта... |