Скачать 64.74 Kb.
|
Авторский элективный курс «Химия в каждом доме» Автор – составитель Касимова Г.Л. учитель химии высшей категории МБОУ «Балезинская СОШ №1» Пояснительная записка Курс по выбору (элективный) «Химия в каждом доме» предназначен для учащихся 9-х классов основной школы. Программа курса знакомит учащихся с веществами, частог используемыми в быту, их свойствами, с правилами обращения сними без нанесения ущерба здоровью. Он ориентирован на углуление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к химии, обучению, умению правильно обращаться с химическими препаратами в быту. Программа включает как теоретический материал, так и практические занятия. Данный курс разработан в соответствии с концепцией профильного образования. За основу курса взята программа химического кружка «химия в быту», проводимого мною в течение многих лет (программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Химические кружки» М. Просвещение 1988). Цель: расширение знаний учащихся, изучение применения и использования веществ в повседневной жизни, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования. Задачи: - показать учащимся роль химии в окружающей их действительности, раскрыть перед ними широкую перспективу использования химии в их повседневной жизни и безосновательность хемофобии; - совершенствовать экспериментальные умения; - развивать умение обращаться с химическими приборами, учить соблюдению правил безопасности; - расширить познавательные интересы, развивать мыслительные процессы, склонности и способности учащихся; - формировать умение самостоятельно добывать знания, научить самостоятельно работать в Интернете, специальной литературой. Для достижения наиболее эффективных результатов используются активные формы и методы обучения: лекции с элементами беседы, семинары, практические работы, эксперимент, экскурсии, проекты учащихся, работа с дополнительной литературой, творческие задания, сообщения учащихся, творческий отчет, ролевая игра, встречи с профессионалами. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная. Ожидаемые результаты: получение представлений о роли химии в окружающей их действительности, применение полученных знаний в повседневной жизни, развитие познавательных интересов на основе приобретения новых знаний, развитее умений анализировать новую информацию, совершенствование проведения экспериментальных навыков, приобретения опыта поиска информации по теме. Курс рассчитан на 17 часов и носит прикладной характер. Режим проведения занятий может быть традиционным (один и или два часа в неделю), приемлемы и другие варианты. Завершает курс защита проектов, рефератов или игра КВН. Учебно тематический план
Содержание программы курса Введение (1 ч) Тема 1. Техника безопасности обращения с бытовыми химикатами. Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материалы и т.п.). Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах. Основные термины: яды и противоядия, первая медицинская помощь, класс опасности. Учащиеся должны знать: ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи. Учащиеся должны уметь: оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ожогах, порезах. Тема 2. Вода. Природная вода и ее разновидность. Питьевая вода, очистка и охрана ее. Приготовление растворов для консервирования и маринования с определенной массовой долей. Практическая работа №1 «Удаление накипи». Практическая работа №2 «Жесткость воды и ее устранение». Экскурсия на водоочистительные сооружения поселка Балезино. Основные термины: массовая доля, жесткость воды, коагулянты. Учащиеся должны знать: понятие «жесткая вода», «мягкая вода». Учащиеся должны уметь: удалять накипь и устранять жесткость воды, рассчитывать долю консерванта для приготовления домашних заготовок. Тема 2. Соли, кислоты, основания. Поваренная соль: ее свойства, значение для жизни. Сода (пищевая, кристаллическая, кальцинированная, каустическая). Соли-удобрения (азотная, фосфорная, калийная), соли-стройматериалы (гипс, мел, мрамор, известняк). Лимонная кислота, щевелелвая кислота, уксусная кислота и т.д. П.Р.№3 «Удаление ржавчины. Свойства солей (определение минеральных удобрений)». Основные термины: удобрения (минеральные, органические), кислотность почвы, известкование, стимуляторы роста и развития. Учащиеся должны знать: классификацию удобрений, сроки и способы их внесений, правила применения. Учащиеся должны уметь: готовить растворы удобрений сложной массовой долей, сроки и способы внесения удобрений, использовать соли и кислоты в быту. Тема 4. Жиры и масла. Разновидность жиров и масел. Занимательные опыты: эфирные масла в корках апельсина, П.Р.№4 «Изучение растворимости жиров в органических растворителях, удаление жировых пятен». Основные термины: жиры и масла. Учащиеся должны знать: жиры и масла, их состав, применение различных масел. Учащиеся должны уметь: удалять жировые пятна. Тема 5. СМС и душистые вещества. Синтетические моющие вещества. Мыло. Отбеливатели. Шампуни. Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, эликсиры, одеколоны, дезодаранты). П.Р.№5 «Получение эфиров и самодельных духов». Основные термины: мыло, СМС, отбеливатель, жесткость воды (временная и постоянная), накипь, ржавчина, синтетические душистые вещества. Учащиеся должны знать: состав мыла и СМС, причины жесткости воды. Учащиеся должны уметь: умягчать воду, получать духи, подбирать СМС по виду ткани и загрязнению, удалять накипь и ржавчину. Тема 6. Ткани и волокна. История производства волокон с древних времен, классификация волокон (натуральные, синтетические, искусственные). П.Р.№6 «Техника выведения пятен». Основные термины: волокна (натуральные, синтетические, искусственные), пятновыводители, виды тканей, растворитель, загрязнитель. Учащиеся должны знать: технику выведения пятен различного происхождения, приемы чистки одежды. Учащиеся должны уметь: выводить пятна различного происхождения. Тема 7. Материалы для ремонта квартир. Классификация и основные свойства строительных и отделочных материалов (природные, каменные, керамические, минеральные, вяжущие, полимеры). Борьба с коррозией. П.Р.№7 «Опыты иллюстрирующие коррозию металла и защиту от нее». Основные термины: лакокрасочные материалы, строительные и отделочные материалы, шпаклевки. Коррозия металлов. Учащиеся должны знать: назначение строительных химических веществ, виды коррозий. Учащиеся должны уметь: готовить вяжущие растворы, подбирать строительные материалы по назначению, знать способы борьбы с коррозией металлических изделий. Тема 8. Итоговое занятие. Защита проектов, рефератов или игра КВНХ. |
Здоровая семья – основа процветания общества, главное условие демографического... Благополучие страны начинается с благополучия семьи. Будущее закладывается сегодня в каждом доме | Аналитическая химия учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | ||
Высокомолекулярные соединения учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вед. Прошли первые дни в школе и мы поняли, что школа наш родной дом. А в каждом доме есть хозяин | ||
Химические основы биологических процессов учебно-методический комплекс «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,... | Приход в честь архангела михаила В каждом доме православной семьи есть иконы. Семейные иконы – это маленький домашний иконостас, где собраны особо любимые святые... | ||
«Информационные технологии» В каждом доме в настоящее время есть телевизор. Без него мы не представляем своей жизни. Но, каждый раз просматривая телепередачу... | Программа вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих... ... | ||
Программа вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих... «Неорганическая химия»; «Аналитическая химия»; «Органическая химия»; «Физическая химия» | Химия – наука чудесная класс украшен портретами ученых-химиков, стенгазетами... Организация зимнего и летнего оздоровления студентов, обучающихся на бюджетной основе, в каникулярное время | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Научить воспитанников правильному изготовлению шипового соединения, как основного соединительного элемента деревянных конструкций... | Рабочая программа по дисциплине б пищевая химия Ооп впо направления 260100. 62 Продукты питания из растительного сырья. Дисциплина преподается в 5 семестре и методически взаимосвязана... | ||
2006 «Сто пудов», №27 от 14. 01. 06 г. Недвижимость Продается 4-комн квартира в сером кирпичном доме. Либо меняем на 2-комн в аналогичном доме. Тел. 8(903)789-11-61 | Тематическое планирование курса Номер темы Название темы Kоличество... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В настоящее время персональные компьютеры, находящиеся чуть ли не в каждом доме и практически в каждой организации, достигли огромных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наличие компьютера не только в офисах, но и в каждом доме стало обыденностью. Компьютер незаменимый помощник в различных отраслях... |