Рабочая программа дисциплины





Скачать 323.06 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
страница1/3
Дата публикации30.04.2015
Размер323.06 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2   3
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Национальный исследовательский

Томский политехнический университет»
УТВЕРЖДАЮ

Директор ИПР

А.Ю. Дмитриев

« » __________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) ООП

130101 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ)

Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых

КВАЛИФИКАЦИЯ: инженер (специалист)

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС 4; СЕМЕСТР 7

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 4

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: физика, химия, общая, историческая, структурная геология, минералогия, петрография, литология и др.

КОРЕКВИЗИТЫ: гидрогеология, бурение скважин, проведение горных выработок и др.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции

36

час.

Лабораторные занятия

18

час.

Аудиторные занятия

54

час.

Самостоятельная работа

54

час.

Итого

108

час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Очная


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Зачет в 7 семестре

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ Кафедра геологии и разведки полезных ископаемых

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ д.г.- м.н., профессор А.К. Мазуров
РУКОВОДИТЕЛЬ ООП д.г.- м.н., профессор В.Г. Ворошилов

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ д.г.- м.н., профессор И.В. Кучеренко


2011 г.
  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Дисциплина призвана формировать у студентов способность понимать, анализировать и исследовать рудообразующие процессы в земной коре и на поверхности Земного шара. Она нацелена на подготовку студентов к решению производственных и научно-исследовательских задач, возникающих при прогнозировании, поисках, геолого-экономической оценке (разведке) месторождений полезных ископаемых.


  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП


Дисциплина относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин (СЗ.Б19).

Процессы рудообразования – это химические, физико-химические, отчасти физические процессы, знание основных законов которых обязательно для успешного освоения дисциплины. Полезные ископаемые образуются в различных структурах земной коры, среди разнообразных магматических, метаморфических, осадочных, в том числе стратифицированных пород, и в связи с ними посредством концентрирования химических элементов на земной поверхности, в морях, океанах и в земных недрах с затратами внутренней энергии планеты и энергии, поступающей на нее из космического пространства, главным образом, солнечной. В связи с этим, чтобы понимать, как законы природы реализуются в масштабах планеты, в чем заключаются причинно-следственные связи рудообразования с более масштабными обусловливающими его геологическими процессами, необходимо познавать сущность последних, в том числе условия зарождения и функционирования рудообразующих систем.

До начала освоения дисциплины студент должен знать:

  • основные законы общей химии, физики;

  • сущность геологических процессов, происходящих на поверхности планеты и в её недрах (З2.16);

  • законы, определяющие распределение, миграцию, (рассеяние, концентрирование) химических элементов в горных породах и земных оболочках (З8.6);

  • устройство, химический состав минералов, участвующих в составе полезных ископаемых, прежде всего, имеющих промышленное значение (З4.6);

  • условия залегания магматических, метаморфических, осадочных пород, законы стратиграфии (З4.4);

  • основные складчатые и разрывные структуры земной коры (З4.3);

  • минеральный, химический состав важнейших (наиболее распространенных) видов магматических, метаморфических, метасоматических, осадочных пород, геологические, физико-химические, термодинамические условия их образования (З4.7);

  • геологическое строение земной коры на территории России, эволюцию геологических процессов в пространстве и времени (З4.3, З4.4);

уметь:

  • читать геологические карты и разрезы к ним (У4.5);

  • диагностировать складчатые и разрывные структуры земной коры, их кинематические типы, реконструировать план силового поля;

владеть:

  • приемами диагностики видового состава минералов, определения минеральных ассоциаций (В5.5.1);

  • приемами диагностики наиболее распространенных магматических, метаморфических, метасоматических, осадочных горных пород, реконструкции условий их образования (В5.5.2).

Пререквизиты: общая химия, физика, общая геология, общая геохимия, минералогия, стратиграфия, структурная геология, петрография, историческая геология, геоморфология и четвертичная геология, литология, региональная геология.

Кореквизиты: лабораторные методы изучения минерального сырья, геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых, формационный анализ, опробование твердых полезных ископаемых, прогнозирование и поиски месторождений полезных ископаемых, разведка и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых, промышленные типы месторождений полезных ископаемых, геохимические методы поисков месторождений полезных ископаемых, картирование рудных полей и месторождений, гидрогеология, бурение скважин, проведение горных выработок.


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

  • принципы классифицирования рудообразующих процессов (месторождений полезных ископаемых) (З4.8.1);

  • классификацию месторождений полезных ископаемых В.А. Обручева (1935 г.), основополагающую, которой следуют авторы всех отечественных классификаций (З4.8.2);

  • классификацию В.И. Старостина, П.А. Игнатова (2004 г.) и разработанную в ТПУ классификацию рудообразующих процессов (Кучеренко, 1999 г.) (З4.8.3);

  • геологические и физико-химические условия образования магматических, пегматитовых, гидротермальных, кор выветривания, осадочных, полигенных месторождений (З4.8.4);

  • геологическое строение, условия залегания и образования типовых месторождений важнейших видов полезных ископаемых (З4.8.5);

  • текстуры руд и формы рудных тел (З4.8.6);

уметь:

  • анализировать и оценивать генезис месторождений по совокупности геологических материалов, данных о составе, строении, условиях залегания руд (У4.8.1);

  • определять положение конкретных изучаемых месторождений полезных ископаемых в генетической классификации рудообразующих процессов (У4.8.2).

владеть:

  • способами анализа и обобщения фондовых и опубликованных геологических материалов по геологическому строению и условиям образования месторождений полезных ископаемых (В4.8.1);

  • приемами разработки геолого-генетических моделей месторождений полезных ископаемых (В4.8.2);

  • навыками составления заключения о возможном происхождении месторождений по фрагментарным данным (схемам геологического строения, образцам руды и вмещающих пород и т.п.) (В4.8.3);

  • приемами составления геолого-генетического описания месторождений полезных ископаемых (В4.8.4);

  • опытом работы по рациональному отбору образцов горных пород и руд и визуального изучения их вещественного состава и строения (В4.8.5).


В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции, которыми он должен обладать.

Общекультурные:

  • готовность обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения (ОК1);

  • способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК3);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК4);

  • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК9);

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК11);

  • готовность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции (ОК14).

Профессиональные:

  • готовность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК2);

  • готовность организовать свой труд, самостоятельно оценивая результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ПК4);

  • готовность демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности, стремление к ответственному отношению к своей трудовой деятельности (ПК5);

  • готовность проводить самостоятельно или в составе группы научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ПК6);

  • готовность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК7);

  • готовность использовать теоретические знания при выполнении производственных, технологических и инженерных исследований в соответствии со специализацией (ПК10);

  • способность устанавливать взаимосвязи между фактами, явлениями, событиями и формулировать научные задачи по их обобщению (ПК21);

  • готовность изучать, критически оценивать научную и научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований геологического направления (ПК22);

  • способность понимать сущность процессов образования месторождений полезных ископаемых, их причинно-следственные связи с более масштабными геологическими процессами и использовать знания и умения в этой области в своей профессиональной деятельности: анализировать и оценивать генезис месторождений по совокупности геологических материалов, данных о составе, строении, условиях залегания полезных ископаемых; давать экспертные заключения о возможном происхождении и перспективах месторождений полезных ископаемых по фрагментарным данным – схемам геологического строения, образцам полезного ископаемого и вмещающих пород; составлять геолого-генетические описания месторождений полезных ископаемых; обосновывать целесообразность геолого-экономической оценки месторождений полезных ископаемых.




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Содержание разделов дисциплины


Раздел 1. Цель, задачи дисциплины. Основные понятия. История развития

учения. Классификации рудообразующих процессов
Лекция. Полезные ископаемые как важнейший компонент материального производства. Металлические, неметаллические, горючие полезные ископаемые в отечественной и мировой экономике. Определение понятий: руда, минеральное сырье, полезное ископаемое, качество руды, ее количество, минерализованная точка, рудопроявление, месторождение.

История развития учения о полезных ископаемых. Вклад российских и зарубежных ученых в создание и совершенствование теории рудообразования: К. Богдановича, В. Вернадского, В. Обручева, А. Ферсмана, В. Линдгрена, В. Эммонса, М. Усова, Д. Коржинского, С. Смирнова, А. Заварицкого, А. Бетехтина, Г. Шнейдерхёна, Н. Страхова, В. Смирнова, В. Кузнецова, Ф. Шахова и других.

Генетическое и геологическое (металлогеническое) направления исследований в рудной геологии. Содержание (задачи), методы и результаты генетических и геологических исследований процессов рудообразования.

Вещественный (минеральный, химический) состав, текстуры руд. Классификация и генетическое значение текстур руд.

Строение месторождений полезных ископаемых и формы (морфология) рудных тел. Факторы, определяющие морфологические черты и размеры рудных тел. Морфологическая классификация рудных тел: рудные тела изометричной, плитообразной, трубообразной, сложной формы. Понятие о рудных столбах. Элементы залегания рудных тел: простирание, падение, склонение, погружение (ныряние).

Университетский компонент. Принципы классифицирования естественно - научных объектов и процессов с позиции теории систем. Анализ существующих генетических классификаций месторождений полезных ископаемых на предмет их соответствия принципам системного подхода. Пути совершенствования классификации рудообразующих процессов. Геолого-генетические классификации; классификация, принятая в дисциплине и включающая группы эндогенных, экзогенных, полигенных рудообразующих процессов.

Лабораторная работа 1.

Морфология и элементы залегания рудных тел
Раздел 2. Магматическое рудообразование
Лекция. Дифференциация алюмосиликатных расплавов как условие образования магматических месторождений. Механизмы магматической дифференциации. Ликвационная и кристаллизационная дифференциация. Обусловленность состава полезных ископаемых магматических месторождений составом и физико-химическими режимами магм. Геологические условия образования магматических месторождений: геологическая позиция, геологические структуры месторождений, условия залегания, морфология и масштабы рудных тел, минеральный состав, текстуры руд, ценные и вредные примеси в рудах. Полезные ископаемые магматических месторождений: руды хрома, меди, никеля, кобальта, металлов платиновой группы, железа, титана, ванадия, фосфора, алюминия, редких земель; графит, алмазы.

Лабораторная работа 2.

Текстуры руд.
Раздел 3. Процессы рудообразования в пегматитах
Лекция. Представления о процессах образования гранитных пегматитов: концепции А. Ферсмана, А. Заварицкого. Физико-химические режимы образования. Минеральная зональность в гранитных пегматитах, причины и условия ее формирования. Плутоногенные и ультраметаморфические пегматиты. Геологические условия образования: геологическая позиция пегматитовых полей и поясов, структура пегматитовых полей, морфология и размеры пегматитовых тел, минеральный состав, текстуры и структуры пегматитов. Классификация (по В. Смирнову) и полезные ископаемые гранитных пегматитов: простые (керамическое и стекольное сырье), перекристаллизованные (мусковит), метасоматически замещенные (редкие металлы и редкие земли), десилицированные (корунд) пегматиты.

Лабораторная работа 3.

Геологическое строение, вещественный состав руд и генезис Хибинского нефелин-апатитового месторождения (Кольский полуостров).
Раздел 4. Теория гидротермального рудообразования (общие положения и строение месторождений)
Лекция. Состав и фазовые состояния гидротермальных растворов по данным изучения газово-жидких включений в гидротермальных минералах и современных геотермальных систем в вулканических областях. Вода как растворитель, её свойства. Раствороподводящие, растворораспределяющие, рудовмещающие элементы структуры месторождений. Условия залегания рудных тел. Внутрирудные разломы, их влияние на размещение оруденения. Послерудные элементы структуры.

Лабораторная работа 4.

Геологическое строение, вещественный состав полезного ископаемого и генезис алмазных месторождений в кимберлитах (Якутия).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины административное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск