Скачать 248.76 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ "_____"_____________ 2013г. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения по направлению 020100.68 «Химия», магистерские программы «Химия нефти и экологическая безопасность», «Химия фторидных, сульфидных соединений металлов в макро-, мезо- и наносостояниях», «Физико-химический анализ природных и технических систем в макро- и наносостояниях» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы __________________________/Знаменщиков А.Н./ «______»________________2013г. Рассмотрено на заседании кафедры органической и экологической химии, «22» октября 2013 г.протокол № 2 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 14 стр. И.о. зав. кафедрой ______________________________/Паничева Л.П./ «______»________________ 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК ИФиХ, «____»______________201__ г. протокол № ___ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК _________________________________/Креков С.А./ «______»_________________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: И.о. директора ИБЦ_____________________/Ульянова Е.А./ «______»_________________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./ «______»_____________2013 г.РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт физики и химииКафедра органической и экологической химииЗнаменщиков А.Н. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения по направлению 020100.68 «Химия», магистерские программы «Химия нефти и экологическая безопасность», «Химия фторидных, сульфидных соединений металлов в макро-, мезо- и наносостояниях», «Физико-химический анализ природных и технических систем в макро- и наносостояниях» Тюменский государственный университет 2013 Знаменщиков А.Н. Компьютерные технологии в науке и образовании.Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения по направлению 020100.68 «Химия», магистерские программы «Химия нефти и экологическая безопасность», «Химия фторидных, сульфидных соединений металлов в макро-, мезо- и наносостояниях», «Физико-химический анализ природных и технических систем в макро- и наносостояниях». Тюмень, 2013, 14 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Компьютерные технологии в науке и образовании»[электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой органической и экологической химии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Паничева Л.П., д.х.н., профессор, и.о. заведующего кафедрой органической и экологической химии© Тюменский государственный университет, 2013. © Знаменщиков А.Н., 2013.
Цель курса — сформировать у студентов понимание основ работы информационных систем с использование компьютерных технологий для последующего практического использования в науке и образовании с учетом современных тенденций. Цель достигается за счет решения следующих задач:
Дисциплина «Компьютерные технологии в науке и образовании» относится к базовомублоку дисциплин общенаучного цикла (М.1) учебного плана по направлению 020100.68 «Химия», магистерские программы: «Химия нефти и экологическая безопасность», «Химия фторидных, сульфидных соединений металлов макро-, мезо- и наносостояниях», «Физико-химический анализ природных и техногенных систем в макро- и наносостояниях». В информационном и логическом планах данная дисциплина существенно дополняет и расширяет общий курс бакалавриата «Информатика». Материал курса необходим для выполнения научно-исследовательской работы в семестре и подготовки выпускной квалификационной работы.
В результате освоения ООП магистр выпускник должен обладать следующими компетенциями: ОК-5: владением современными компьютерными технологиями, применяемыми при обработке результатов научных экспериментов и сборе, обработке, хранении и передачи информации при проведении самостоятельных научных исследований ОК-6: пониманием принципов работы и умением работать на современной научной аппаратуре при проведении научных исследований ПК-7: умеет представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций (стендовые доклады, рефераты и статьи в периодической научной печати) ПК- 9: владеет методами отбора материала, преподавания и основами управления процессом обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1.Трудоемкость дисциплины. Семестр — 3. Форма промежуточной аттестации — экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 80 часов. 2.Тематический план. Таблица 1
Таблица 2 Планирование самостоятельной работы студентов
Тема 1. Введение в компьютерные технологии. Понятие - компьютерные технологии. Их влияние на современную науку и образование. История компьютерных технологий. Наука и образование, как объекты компьютеризации.Суперкомпьютеры. Тема 2.Обзор современного профессионального программного обеспечения. Обзор коммерческого и OpenSource программного обеспечения. Офисные пакеты. Графические редакторы. Работа с pdf и djwu файлами. Антивирусные системы. Программы распознавания текста. Браузеры. Почтовые агенты. Переводчики. Тема 3.История интернета. Понятие - интернет. Основы работы глобальной сети. История создания глобальных компьютерных сетей. Тема 4.Информационный поиск Понятие - информационного поиска. Виды информационного поиска, основные понятия. Оценка информационного поиска. Датамайнинг. Интеллектуальный анализ данных. Поисковые системы. Основы работы с поисковиками Яндекс и Google. Метапоисковые системы на примере Nigma. Технологии RSS и Atom. Научные поисковые системы. Тема 5. Компьютерные сети Основные понятия. Классификация и топология компьютерных сетей. Тема 6. Основы гипертекста Основы языка html. Каскадные таблицы стилей. Домены. Размещение web-сайта на сервере. Обзор CMS и бесплатных площадок для разработки и размещения сайта. Тема 7. Обзор современных источников научной информации Информационные ресурсы и он-лайн базы данных. Wikipedia. Научные базы данных: scopus, web of science, elibrary. Тема 8. LIMS - лабораторные информационные менеджмент системы Понятие - LIMS. Жизненный цикл. Концептуальные модели. Основные рабочие потоки. Типы данных. Тема 9. Обзор российских и иностранных LIMS Обзор российских и иностранных LIMS: ЛИМС "Химик-аналитик", ЛИУС "Галеус",LIMSmyLab,Lab5725X, QControl, DControl, SControl, LabWareLIMS, NautilusLIMS, SampleManagerLIMS, DarwinLIMS, STARLIMS. Тема 10. Введение в облачные технологии Ключевые понятия. SaaS. PaaS. IaaS. Достоинства и недостатки облачных вычислений. Распределительные вычисления. Тема 11. Обзор облачных сервисов Облачные офисные программы. Облачные операционные системы. Облачные хранилища. Облачные заметки. Облачный браузер. Тема 12. Вэбинары. Основы интерактивного обучения. Вэбинары, как современный способ удаленного обучения. Интерактивное обучение на примере ТюмГУ и проекта InternetUrok.ru. Youtube - как площадка для образования.
(Примерные типы задач по всем темам приведены в разделе 9) Тема 1. Обзор современного профессионального программного обеспечения. (2 час.) Создание таблиц в MS Excel, текстового документа в MS Word, презентации в PowerPoint. Экспорт из форматов *.docx, *.xlsx, *.pptx в формат *.pdf. Тема 2. Иинформационный поиск. (2 час.)Работа с поисковыми системами Google, Яндекс, Nigma. Тема 3. Основы гипертекста (4 час.) Бесплатных площадок для разработки и размещения сайта. Основы html и css. Работа с доменами. Тема 4. LIMS - лабораторные информационные менеджмент системы. (4 час.) Основы управления информацией внутри химической лабораториипри помощи LIMS myLab.
Лабораторный практикум учебным планом не предусмотрен.
Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.
Примерные вопросы и задачи для самостоятельных работ 1. По данным диссертационного исследования: а) Произвести расчеты в MSExcel. б) Оформить документ в MSWord. в) Оформить презентацию MSPowerPoint. г) Конвертировать получившиеся форматы в pdf. 2. По диссертационному исследованию: а) Найти 3 автореферата по тематикам близкой к теме диссертации. б) Описать поиск: поисковик, страница выдачи результата, форма запроса, использования специальных сайтов. 3. Создание сайта-визитки по своему диссертационному исследованию на бесплатной площадке (к примеру от Google). Контрольные вопросы и задачи к экзамену 1. История компьютерных технологий. Основные этапы развития. 2. Наука, как объект компьютеризации. Направления применения компьютерных технологий в научных исследованиях. 3. Виды науно-технической информации и ее обработка. 4. История создания глобальных компьютерных сетей. 5. Классификация и топология компьютерных сетей. 6. Информационный поиск. Виды поиска. Оценка информационного поиска. Датамайнинг. 7. Поисковые системы. Виды поисковых систем. Анализ информации. 8. Определение, классификация и характеристика WEB-сайтов по различным признакам 9.Распространенные форматы данных в Интернете. Архитектура клиент-сервер. Основы работы web-сервера. 10. Составные элементы HTML-документа. Типы данных HTML. Структура HTML-документа. 11. Общие атрибуты элементов HTML. Теги заголовка документа. Теги тела документа. Блочные и строчные элементы разметки. Работа с текстом. Заголовки и абзацы. Списки: нумерованные, маркированные. 12. Каскадные таблицы стилей (CSS). Стилевое оформление HTML-документов. 13. Web-cерверы. Пассивные и активные web-cерверы. Основы клиент-серверного взаимодействия. 14. Системы управления содержимым (CMS). 15. Лабораторные информационно-управляющие системы. Фазы жизненного цикла. Типы данных. Примеры российских и иностранных LIMS. 16. Облачные вычисления. Виды облачных вычислений. SaaS. PaaS. IaaS. 17. Облачные приложения: офисные программы, операционные системы, хранилища данных, заметки, браузеры. 18. Информационные ресурсы и он-лайн базы данных. Wikipedia. Научные базы данных: scopus, web of science, elibrary. 19. Технологии RSS и Atom. 20. Вэбинары. Интерактивное обучение. 3.Образовательные технологии. При реализации дисциплины с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматриваются следующие формы обучения:
1. Федотова Е.Л., Федотов А.А. Информационные технологии в науке и образовании. Москва: ИНФРА-М: Форум, 2011. 2. Синаторов С.В. Информационные технологии. Москва: Дашков и К°, 2010.
1.Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия: компьютер и Интернет. Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2012 2. Романова Ю.Д., Лесничая И.Г. Информатика и информационные технологии: конспект лекций. Москва: ЭКСМО, 2009. 11.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: MSOffice InternetExplorer или аналогичный браузер doPdf Adobe Reader LIMS myLab
Все лекции и семинарские занятия обеспечены мультимедийными презентациями и видеофильмами. Для чтения лекций и проведения семинарских занятий необходимо наличие аудиторий, оснащенных мультимедийной техникой (компьютер, проектор и др.). Для самостоятельной работы студентов необходим доступ в компьютерный класс, имеющий выход в Интернет. ПАСПОРТ КОМПЕТЕНЦИЙ по дисциплине «Компьютерные технологии в науке и образовании» (направление 020100.62 — Химия) ОК-5: владением современными компьютерными технологиями, применяемыми при обработке результатов научных экспериментов и сборе, обработке, хранении и передачи информации при проведении самостоятельных научных исследований В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Минимальный уровень:
Базовый уровень (дополнительно к минимальному уровню)
Повышенный уровень (дополнительно к минимальному и базовому уровням)
Освоение данной компетенции осуществляется на следующих видах занятий:
Оценка сформированности компетенций по уровням осуществляется оценочными средствами:
ОК-6: пониманием принципов работы и умением работать на современной научной аппаратуре при проведении научных исследований В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Минимальный уровень:
Базовый уровень (дополнительно к минимальному уровню)
Повышенный уровень (дополнительно к минимальному и базовому уровням)
Освоение данной компетенции осуществляется на следующих видах занятий:
Оценка сформированности компетенций по уровням осуществляется оценочными средствами:
ПК-7: умеет представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций (стендовые доклады, рефераты и статьи в периодической научной печати) В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Минимальный уровень:
Базовый уровень (дополнительно к минимальному уровню)
Повышенный уровень (дополнительно к минимальному и базовому уровням)
Освоение данной компетенции осуществляется на следующих видах занятий:
Оценка сформированности компетенций по уровням осуществляется оценочными средствами:
ПК- 9: владеет методами отбора материала, преподавания и основами управления процессом обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Минимальный уровень:
Базовый уровень (дополнительно к минимальному уровню)
Повышенный уровень (дополнительно к минимальному и базовому уровням)
Освоение данной компетенции осуществляется на следующих видах занятий:
Оценка сформированности компетенции по уровням осуществляется оценочными средствами:
|
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... А. А. Кудрявцев., С. С. Волкова. Спектральные методы исследования в нефтехимии: Учебно-методический комплекс рабочая учебная программа... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... Третьяков Н. Ю. Хроматографические методы анализа. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы... | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... «Химия фторидных, сульфидных соединений металлов в макро- мезо- и наносостояниях» | Рабочая программа дисциплины Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению 020100. 68 «Химия». Магистерская... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного... Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020100. 68 – «химия» (магистерская программа «Физико-химический... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения Н. Г. Осипова. Базы пространственных геоданных. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300.... | Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профиль подготовки... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профиль подготовки... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов очной и заочной... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Н. А. Балюк. Индустриальная база гостиничных предприятий: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... О. П. Маркова. Индустриальная база гостиничных предприятий: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Технология разработки туристских маршрутов: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. Е. Куприна. Туристское ресурсоведение: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм»... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Р. Ю. Сабитов. Основы санитарии и гигиены на предприятиях сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... |