Лекции Практи-ческие занятия





Скачать 127.66 Kb.
НазваниеЛекции Практи-ческие занятия
Дата публикации22.09.2013
Размер127.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
_______________________________________

(Наименование образовательного учреждения)

 

СОГЛАСОВАНО

Руководитель организации-

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель образовательного

заказчика учреждения

_______________________________________

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

____________Биохимия____________________________

(наименование программы)

 

Цель ______________________________________________

Категория слушателей _тренеры- преподаватели по виду спорта______________________________

Срок обучения _________________________ (час., нед., мес.)

Режим занятий _________________________ (час. в день)

 

 



п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

 

В том числе:

 

Формы контроля

 

 

 

Лекции

Практи-ческие занятия

1

Биохимические основы развития двигательных качеств 

6

 4



 

1. 1

Строение мышечного волокна, как структурной единицы мышечного сокращения 







 

конспект 

 1.2

Биохимические процессы, обеспечивающие энергией работающие мышцы 

 




 

 конспект

1.3

Биохимические изменения в организме, сопровождающие физическую работу различного характера








конспект

1.4

Биохимическая основа тренирующего эффекта нагрузок, повышающих силу, быстроту и выносливость







семинар

2

Эргогенные средства в спорте

2

2





 

Итого:

  8

  6

  2

 

 

 

 
______________________________________________

(Наименование образовательного учреждения)

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса или дисциплины

 

________Биохимия_

Тренеры- преподаватели по видам спорта _____________________________________

 

 

  1. Ведене.

Современная теория и практика физического воспитания и спорта требуют знанияглубоких биологических основ жизнедеятельности человека, в том числе- процессов обмена веществ, происходящих как на на уровне различных органов человека, так и на уровне отдельной клетки. Клетки поперечно- полосатых(скелетных) мышц- это структурные единицы мышечного сокращения , т.е. движения. Особенности их строения предназначены для сокращения и отличают их от других клеток тела. Свою функцию- сокращения они выполняют, как машина, при условии структурной целостности, поступления двигательных импульсов, наличия топлива в виде энергетических ресурсов, доставки кислорода, отведения и обезвреживания продуктов обмена. Поскольку соблюдаются эти условия, постольку совершается работа.

В основе повышения специальной работоспособности (тренированности) лежит знание строения и особенностей обмена в мышечном волокне, чтобы уметь ими управлять.

1.1. Биохимические основы развития двигательных качеств

Строение мышечного волокна, как структурной единицы мышечного сокращении. Одной из особенностей клеток поперечно- полосатых мышц является наличие специальных органоидов сокращения- миофибрилл. Строение миофибрилл, сократительных белков, их взаимодействия в состоянии покоя и при поступлении импульса от двигательных нейтронов- основа для понимания некоторых факторов спортивной работоспособности.

Следующий уровень изучения двигательной активности- характеристика « быстрых» и « медленных» мышечных волокон, от соотношения которых зависит проявление, преимущественно, быстроты и силы, или выносливости.

1.2. Биохимические процессы, обеспечивающие энергией работу мышц.

Общепринято мнение, что главный вклад в развитие физических качеств вносят биоэнергетические процессы, которые служат источником энергии для поддержания на постоянном уровне запасов АТФ в клетке. Специалист должен знать, какой процесс является « ведущим» при выполнении нагрузки определенной мощности, продолжительности, объема и т.д.

Изменения в обмене веществ и состоянии отдельной клетки, мышцы, как органа, в составе крови и других тканей и функциональных систем является причиной утомления, т.. снижение работоспособности.

Тема 3. Биохимические изменения в организме, сопровождающие физическую работу различного характера.

Физические нагрузки принято классифицировать по зонам мощности ( по Фарфелю), а с точки зрения особенностей энергообеспечения- по направленности обмена: анаэробные алактатные, анаэробные лактатные, смешанные, аэробные. Название отражает ведущий механизм энергообеспечения и ведущие биохимические изменения, приводящие к утомлению. Характеристика этих метаболетических сдвигов и их последствий, наличие в процессе восстановления фазы суперкомпенсации или, напротив, истощения- ключ к пониманию того, как организовать режим тренировок, чтобы получить желаемый эффект.

2. Эргогенные средства в спорте.

Не касаясь запрещенных к применению в спорте фармакологических средств, следует обратить внимание на некоторые препараты и некоторые биологические активные добавки (БАД), которые могут ускорить процессы восстановления, повысить скорость, силу, выносливость, координацию, внимание, обучить новым навыкам в процессе тренировки и т.д.

Арсенал современных препаратов и пищевых добавок, распространяемых как « спортивное питание», или БАД, чрезвычайно широк.

Существует классификация, основанные или на физиологическом (биохимическом) действии, или соответствии с целью их применения ( повышение энергетического потенциала, обезвреживание продуктов обмена, уменьшение скорости их обращения и снижение их вредного действия, ускорение процессов постнагрузочного восстановления, стимуляция белкового синтеза, ноотропное действие и мн. др.).

Для многих из этих средств есть экспериментальные доказательства их действия, для других лишь предположение. Данные, приводимые по теме, можно детализировать с учетом интереса к тому или другому виду спорта.

Методические указания.

Методы тренировки физических качеств: силы, быстроты, специальной и общей выносливости основаны на развитии тех или иных особенностей химического состава и обменных процессов. Есть факторы , наследственно обусловленные, не подлежащие изменениям ( например, длина саркомеров, от которой зависит скорость сокращения), есть факторы, по- разному поддающиеся развитию: относительно легко тренируемые или плохо подающиеся тренировке. Все это известно тренерам. Но в основе всего лежат биохимические и физиологические процессы, от скорости и продолжительности работы которых зависит производительность. Эти процессы называются биоэнергетическими, т.к их течение сопровождается синтезом АТФ, которая уже непосредственно используется на механическую работу. Знание анаэробного алактатного, анаэробного лактатного, аэробного процессов и их соотношения при работе разной продолжительности и мощности необходимо, т.к это- ключ к пониманию причин утомления и средств, которыми его можно «отодвинуть», восстановить и сверхвосстановить ресурсы, т.е. добиться желаемого тренировочного эффекта.

Методические материалы.

  1. Артёмова, Э.К. Физиолого-биохимическая характеристика механизмов энергетического обеспечения двигательной деятельности: учеб. пособие /Э.К.Артёмова, Е.Н.Семёнов. – Воронеж: ООО ″ИТА″, 2010.

  2. Артёмова, Э.К. Биологические добавки как средство адаптации к регулярным физическим нагрузкам.// Медико- биологические и педагогисеские оснвы адаптции, спортивной деятельности и здорового браза жизни.- сб. научн. Статей Всерос. Заочнй М.- практ. Конф.- Воронеж, 2012, с. 21-31.

Контрольные задания.

Тесты: В каждом вопросе выбрать лишь один вариант.

Биохимия спорта
1. Сократительные органоиды мышечного волокна называются:

а) саркомеры;

б) миофибриллы;

в) саркосомы;

г) саттелиты.
2. В толстые протофибриллы входит белок:

а) актин;

б) миозин;

в) пепсин;

г) казеин.
3. В тонкие протофибриллы входит белок:

а) актин;

б) миозин;

в) пепсин;

г) казеин.
4. Фактор сокращения миофибрилл:

а) АТФ2- · Са;

б) АТФ2- · Mg;

в) АТФ4- ;

г) АТФ · 4Na
5. Фактор расслабления миофибрилл:

а) АТФ2- · Са;

б) АТФ2- · Mg;

в) АТФ4- ;

г) АТФ · 4Na
6. В анаэробной алактатной реакции АТФ образуется путём перефосфорилирования:

а) АДФ и АДФ;

б) креатининфосфата и АДФ;

в) глюкозы и АДФ;

г) гликогена и АДФ.
7. В миокиназной реакции АТФ образуется путём перефосфорилирования:

а) АДФ и АДФ;

б) креатининфосфата и АДФ;

в) глюкозы и АДФ;

г) гликогена и АДФ.

8. Самый высокий критерий мощности имеет процесс:

а) анаэробный лактатный;

б) аэробный;

в) анаэробный алактатный;

в) миокиназный.
9. Самый высокий критерий ёмкости имеет процесс:

а) анаэробный лактатный;

б) аэробный;

в) анаэробный алактатный;

в) миокиназный.
10. Самый высокий критерий механической эффективности имеет процесс:

а) анаэробный лактатный;

б) аэробный;

в) анаэробный алактатный;

в) миокиназный.
11. От мощности биоэнергетических процессов зависит:

а) быстрота и сила;

б) выносливость;

в) координация;

г) способность к восстановлению.
12. От ёмкости биоэнергетических процессов зависит:

а) быстрота и сила;

б) выносливость;

в) координация;

г) способность к восстановлению.
13. "Истинное устойчивое состояние" возникает при:

а) достижении кислородного запроса;

б) достижении МПК;

в) предстартовом состоянии;

г) после работы.
14. "Ложное устойчивое состояние" возникает при:

а) достижении кислородного запроса;

б) достижении МПК;

в) предстартовом состоянии;

г) после работы.
15. Анаэробную алактатную направленность имеют упражнения:

а) субмаксимальной мощности (45 – 120 сек);

б) умеренной мощности (более 2 часов);

в) большой мощности (от 3-х до 50 мин);

г) максимальной мощности (до 15 – 20 сек).
16. Анаэробную лактатную направленность имеют упражнения:

а) субмаксимальной мощности (45 – 120 сек);

б) умеренной мощности (более 2 часов);

в) большой мощности (от 3-х до 50 мин);

г) максимальной мощности (до 15 – 20 сек).
17. Аэробную направленность имеют упражнения:

а) субмаксимальной мощности (45 – 120 сек);

б) умеренной мощности (более 2 часов);

в) большой мощности (от 3-х до 50 мин);

г) максимальной мощности (до 15 – 20 сек).
18. Смешанную метаболическую направленность имеют упражнения:

а) субмаксимальной мощности (45 – 120 сек);

б) умеренной мощности (более 2 часов);

в) большой мощности (от 3-х до 50 мин);

г) максимальной мощности (до 15 – 20 сек).
19. Максимальную анаэробную мощность проявляют:

а) гимнасты;

б) бегуны на 400 – 800 метров;

в) бегуны на длинные дистанции;

г) бегуны на короткие дистанции.
20. Максимальную аэробную мощность проявляют:

а) гимнасты;

б) бегуны на 400 – 800 метров;

в) бегуны на длинные дистанции;

г) бегуны на короткие дистанции.
21. Максимальную гликолитическую ёмкость проявляют:

а) гимнасты;

б) бегуны на 400 – 800 метров;

в) бегуны на длинные дистанции;

г) бегуны на короткие дистанции.
22. Максимальную гликолитическую мощность проявляют:

а) гимнасты;

б) бегуны на 400 – 800 метров;

в) бегуны на длинные дистанции;

г) бегуны на короткие дистанции.
23. Максимальную алактатную ёмкость проявляют:

а) гимнасты;

б) бегуны на 400 – 800 метров;

в) бегуны на длинные дистанции;

г) бегуны на короткие дистанции.
24. Максимальную аэробную ёмкость проявляют:

а) гимнасты;

б) бегуны на 400 – 800 метров;

в) бегуны на длинные дистанции;

г) бегуны на короткие дистанции.
25. После длительной физической нагрузки быстрее всего восстанавливаются:

а) запасы гликогена в печени и мышцах;

б) запасы жиров;

в) запасы креатинфосфата;

г) структурные белки и ферменты.
26. После длительной физической работы медленнее всего восстанавливаются:

а) запасы гликогена в печени и мышцах;

б) запасы жиров;

в) запасы креатинфосфата;

г) структурные белки и ферменты.
27. Мерилом (критерием) анаэробной алактатной мощности служит:

а) скорость прироста фосфата;

б) скорость прироста лактата;

в) максимальное потребление кислорода;

г) максимальное выделение мочевины.
28. Мерилом (критерием) анаэробной гликолитической мощности служит:

а) скорость прироста фосфата;

б) скорость прироста лактата;

в) максимальное потребление кислорода;

г) максимальное выделение мочевины.
29. Мерилом (критерием) аэробной мощности служит:

а) скорость прироста фосфата;

б) скорость прироста лактата;

в) максимальное потребление кислорода;

г) максимальное выделение мочевины.

30. Мерилом (критерием) анаэробной алактатной ёмкости служит:

а) объём I фазы кислородного долга;

б) объём II фазы кислородного долга;

в) О2 – приход за время работы;

г) СО2 выделение за время работы.
31. Мерилом (критерием) анаэробной лактатной ёмкости служит:

а) объём I фазы кислородного долга;

б) объём II фазы кислородного долга;

в) О2 – приход за время работы;

г) СО2 выделение за время работы.
32. Мерилом (критерием) аэробной ёмкости служит:

а) объём I фазы кислородного долга;

б) объём II фазы кислородного долга;

в) О2 – приход за время работы;

г) СО2 выделение за время работы.
33. Мерилом (критерием) анаэробной алактатной эффективности служит:

а) скорость оплаты I фазы кислородного долга;

б) скорость оплаты II фазы кислородного долга;

в) лактатный эквивалент работы;

г) кислородный эквивалент работы.
34. Мерилом (критерием) анаэробной лактатной эффективности служит:

а) скорость оплаты I фазы кислородного долга;

б) скорость оплаты II фазы кислородного долга;

в) лактатный эквивалент работы;

г) кислородный эквивалент работы.
35. Мерилом (критерием) аэробной эффективности служит:

а) скорость оплаты I фазы кислородного долга;

б) скорость оплаты II фазы кислородного долга;

в) лактатный эквивалент работы;

г) кислородный эквивалент работы.
36. Предстартовые изменения в обмене веществ вызываются гормонами:

а) инсулином;

б) адреналином;

в) кортикотропином;

г) тироксином.
37. Причиной снижения скорости анаэробного алактатного процесса служит:

а) исчерпание запасов креатинфосфата;

б) накопление лактата;

в) повышение температуры;

г) недостаток кислорода.
38. Причиной снижения мощности гликолиза служит:

а) исчерпание запасов креатинфосфата;

б) накопление лактата;

в) повышение температуры;

г) недостаток кислорода.
39. Ведущей причиной утомления при работе максимальной мощности служит:

а) исчерпание запасов креатинфосфата;

б) накопление лактата;

в) повышение температуры;

г) недостаток кислорода.
40. Ведущей причиной утомления при работе субмаксимальной мощности служит:

а) исчерпание запасов креатинфосфата;

б) накопление лактата;

в) повышение температуры;

г) недостаток кислорода.

Темы рефератов.

  1. Биохимические основы скоростно- силовых качеств и методов их развития

  2. Биохимические основы выносливости и методов ее развития.

  3. Ведущие физические качества и методы их развития в избранном виде спорта.

  4. Биоэнергетические процессы в работающей мышце- фактор общей и специальной работоспособности

  5. Методы педагогического и биохимического тестирования в избранном виде спорта.


Литература:

  1. Волков Н.И. Биохимия мышечной деятельности / Волков Н.И., Несен Э.Н., Осипенко А.А., Корзун С.Н. – Киев: Олимпийская литература, 2001. –гл. 14-22

  2. Артёмова, Э.К. Физиолого-биохимическая характеристика механизмов энергетического обеспечения двигательной деятельности: учеб. пособие /Э.К.Артёмова, Е.Н.Семёнов. – Воронеж: ООО ″ИТА″, 2010. – 99с.

  3. Допинг и эргогенные средства в спорте. Под общей редакцией В.Н. Платонов.- Киев: Олимпийская литература, 2003.- 575 с.

  4. Макарова Г.А. Фармакологическое обеспечение в системе подготовки спортсменов.- М.: Советский спорт, 2003.- 160 с.

  5. Сейфулла Р.Д. Основные свойств новых недопинговых препаратов, рекомендованных для применения в спортивной медицине для повышения спортивной работоспособности и ускорения процессов восстановления спортсменов/ клинические исследования в 2000- 2003 гг метод. Рекомендации/ Р.Д. Сейфулла, З.Г. Орджоникидзе, В.Н. Санинский и др.- М.: 2003.- 72 с.



 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекции Практи-ческие занятия iconМонография, суммирующая современное состояние знаний в биополитической области
Политический потенциал современной биологии: философские, политоло­гические и практи­ческие аспекты
Лекции Практи-ческие занятия iconОпределяется темой пропущенного занятия/лекции или преподавателем/лектором
Написание реферата предусматривается как вариант отработки пропущенного практического занятия или пропущенной лекции
Лекции Практи-ческие занятия iconОценочного мероприятия
Занятия по дисциплине «Культура речи» представлены следующими видами работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа...
Лекции Практи-ческие занятия iconПояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка...
Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч., самостоятельная работа...
Лекции Практи-ческие занятия iconРабочая программа дисциплины глобализация специальность 080100 Экономика...
Аудиторные занятия 36 часов (лекции – 18 часов, практические занятия 18 часов, в том числе интерактивные 8 ч.)
Лекции Практи-ческие занятия iconМатематическая логика и теория алгоритмов
Основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия. Аудиторные занятия составляют 54 часа в 3 семестре и 72 часа...
Лекции Практи-ческие занятия iconКалендарно-тематический план курса «Грамматика и текст» для IV курса...
Семинарские занятия проводят: Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова, О. Е. Фролова, В. Чумирина, А. В. Уржа
Лекции Практи-ческие занятия iconФормирование исследовательских компетенций в области естественных...
В курсе общей физики предусмотрены классические методы изучения фундаментального предмета: лекции, практические занятия по решению...
Лекции Практи-ческие занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавания курса “Геоэкологическое краеведение Московского региона” в учебных группах профильного образования...
Лекции Практи-ческие занятия iconПсихология имиджа
Общий объем курса 48 ч. Из них: лекции – 20 ч., семинарские занятия – 4 ч., самостоятельная работа студентов 24 ч
Лекции Практи-ческие занятия iconСпецкурс по новой и новейшей истории стран европы и америки «история...
Занятия по дисциплине «История международных отношений» представлены следующими видами работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная...
Лекции Практи-ческие занятия iconБрендинг
Общий объем курса 32ч. Длительность – один семестр. Из них: лекции – 16 ч., семинарские занятия – 16 ч., самостоятельная работа студентов...
Лекции Практи-ческие занятия iconЛекции и семинарские занятия
Агафонова Н. В. Прогресс и традиции в науке. М. Изд-во мгу, 1991. Анчишкин А. И. Наука, техника, экономика. М.: Экономика, 1986
Лекции Практи-ческие занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лекции: каждая по 90 минут Лекции в первом семестре 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 5-18
Лекции Практи-ческие занятия iconСовременная аппаратура и методы исследования биологических систем
Методические указания предназначены для ассистентов и старших преподавателей, ведущих лабораторные и практические занятия, доцентов...
Лекции Практи-ческие занятия iconЛекции по общим положениям четырех разделов криминалистики, а также...
Охватываются три группы закономерностей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск