Скачать 127.66 Kb.
|
_______________________________________ (Наименование образовательного учреждения)
_______________________________________ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ____________Биохимия____________________________ (наименование программы) Цель ______________________________________________ Категория слушателей _тренеры- преподаватели по виду спорта______________________________ Срок обучения _________________________ (час., нед., мес.) Режим занятий _________________________ (час. в день)
______________________________________________ (Наименование образовательного учреждения) УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса или дисциплины ________Биохимия_ Тренеры- преподаватели по видам спорта _____________________________________
Современная теория и практика физического воспитания и спорта требуют знанияглубоких биологических основ жизнедеятельности человека, в том числе- процессов обмена веществ, происходящих как на на уровне различных органов человека, так и на уровне отдельной клетки. Клетки поперечно- полосатых(скелетных) мышц- это структурные единицы мышечного сокращения , т.е. движения. Особенности их строения предназначены для сокращения и отличают их от других клеток тела. Свою функцию- сокращения они выполняют, как машина, при условии структурной целостности, поступления двигательных импульсов, наличия топлива в виде энергетических ресурсов, доставки кислорода, отведения и обезвреживания продуктов обмена. Поскольку соблюдаются эти условия, постольку совершается работа. В основе повышения специальной работоспособности (тренированности) лежит знание строения и особенностей обмена в мышечном волокне, чтобы уметь ими управлять. 1.1. Биохимические основы развития двигательных качеств Строение мышечного волокна, как структурной единицы мышечного сокращении. Одной из особенностей клеток поперечно- полосатых мышц является наличие специальных органоидов сокращения- миофибрилл. Строение миофибрилл, сократительных белков, их взаимодействия в состоянии покоя и при поступлении импульса от двигательных нейтронов- основа для понимания некоторых факторов спортивной работоспособности. Следующий уровень изучения двигательной активности- характеристика « быстрых» и « медленных» мышечных волокон, от соотношения которых зависит проявление, преимущественно, быстроты и силы, или выносливости. 1.2. Биохимические процессы, обеспечивающие энергией работу мышц. Общепринято мнение, что главный вклад в развитие физических качеств вносят биоэнергетические процессы, которые служат источником энергии для поддержания на постоянном уровне запасов АТФ в клетке. Специалист должен знать, какой процесс является « ведущим» при выполнении нагрузки определенной мощности, продолжительности, объема и т.д. Изменения в обмене веществ и состоянии отдельной клетки, мышцы, как органа, в составе крови и других тканей и функциональных систем является причиной утомления, т.. снижение работоспособности. Тема 3. Биохимические изменения в организме, сопровождающие физическую работу различного характера. Физические нагрузки принято классифицировать по зонам мощности ( по Фарфелю), а с точки зрения особенностей энергообеспечения- по направленности обмена: анаэробные алактатные, анаэробные лактатные, смешанные, аэробные. Название отражает ведущий механизм энергообеспечения и ведущие биохимические изменения, приводящие к утомлению. Характеристика этих метаболетических сдвигов и их последствий, наличие в процессе восстановления фазы суперкомпенсации или, напротив, истощения- ключ к пониманию того, как организовать режим тренировок, чтобы получить желаемый эффект. 2. Эргогенные средства в спорте. Не касаясь запрещенных к применению в спорте фармакологических средств, следует обратить внимание на некоторые препараты и некоторые биологические активные добавки (БАД), которые могут ускорить процессы восстановления, повысить скорость, силу, выносливость, координацию, внимание, обучить новым навыкам в процессе тренировки и т.д. Арсенал современных препаратов и пищевых добавок, распространяемых как « спортивное питание», или БАД, чрезвычайно широк. Существует классификация, основанные или на физиологическом (биохимическом) действии, или соответствии с целью их применения ( повышение энергетического потенциала, обезвреживание продуктов обмена, уменьшение скорости их обращения и снижение их вредного действия, ускорение процессов постнагрузочного восстановления, стимуляция белкового синтеза, ноотропное действие и мн. др.). Для многих из этих средств есть экспериментальные доказательства их действия, для других лишь предположение. Данные, приводимые по теме, можно детализировать с учетом интереса к тому или другому виду спорта. Методические указания. Методы тренировки физических качеств: силы, быстроты, специальной и общей выносливости основаны на развитии тех или иных особенностей химического состава и обменных процессов. Есть факторы , наследственно обусловленные, не подлежащие изменениям ( например, длина саркомеров, от которой зависит скорость сокращения), есть факторы, по- разному поддающиеся развитию: относительно легко тренируемые или плохо подающиеся тренировке. Все это известно тренерам. Но в основе всего лежат биохимические и физиологические процессы, от скорости и продолжительности работы которых зависит производительность. Эти процессы называются биоэнергетическими, т.к их течение сопровождается синтезом АТФ, которая уже непосредственно используется на механическую работу. Знание анаэробного алактатного, анаэробного лактатного, аэробного процессов и их соотношения при работе разной продолжительности и мощности необходимо, т.к это- ключ к пониманию причин утомления и средств, которыми его можно «отодвинуть», восстановить и сверхвосстановить ресурсы, т.е. добиться желаемого тренировочного эффекта. Методические материалы.
Контрольные задания. Тесты: В каждом вопросе выбрать лишь один вариант. Биохимия спорта 1. Сократительные органоиды мышечного волокна называются: а) саркомеры; б) миофибриллы; в) саркосомы; г) саттелиты. 2. В толстые протофибриллы входит белок: а) актин; б) миозин; в) пепсин; г) казеин. 3. В тонкие протофибриллы входит белок: а) актин; б) миозин; в) пепсин; г) казеин. 4. Фактор сокращения миофибрилл: а) АТФ2- · Са; б) АТФ2- · Mg; в) АТФ4- ; г) АТФ · 4Na 5. Фактор расслабления миофибрилл: а) АТФ2- · Са; б) АТФ2- · Mg; в) АТФ4- ; г) АТФ · 4Na 6. В анаэробной алактатной реакции АТФ образуется путём перефосфорилирования: а) АДФ и АДФ; б) креатининфосфата и АДФ; в) глюкозы и АДФ; г) гликогена и АДФ. 7. В миокиназной реакции АТФ образуется путём перефосфорилирования: а) АДФ и АДФ; б) креатининфосфата и АДФ; в) глюкозы и АДФ; г) гликогена и АДФ. 8. Самый высокий критерий мощности имеет процесс: а) анаэробный лактатный; б) аэробный; в) анаэробный алактатный; в) миокиназный. 9. Самый высокий критерий ёмкости имеет процесс: а) анаэробный лактатный; б) аэробный; в) анаэробный алактатный; в) миокиназный. 10. Самый высокий критерий механической эффективности имеет процесс: а) анаэробный лактатный; б) аэробный; в) анаэробный алактатный; в) миокиназный. 11. От мощности биоэнергетических процессов зависит: а) быстрота и сила; б) выносливость; в) координация; г) способность к восстановлению. 12. От ёмкости биоэнергетических процессов зависит: а) быстрота и сила; б) выносливость; в) координация; г) способность к восстановлению. 13. "Истинное устойчивое состояние" возникает при: а) достижении кислородного запроса; б) достижении МПК; в) предстартовом состоянии; г) после работы. 14. "Ложное устойчивое состояние" возникает при: а) достижении кислородного запроса; б) достижении МПК; в) предстартовом состоянии; г) после работы. 15. Анаэробную алактатную направленность имеют упражнения: а) субмаксимальной мощности (45 – 120 сек); б) умеренной мощности (более 2 часов); в) большой мощности (от 3-х до 50 мин); г) максимальной мощности (до 15 – 20 сек). 16. Анаэробную лактатную направленность имеют упражнения: а) субмаксимальной мощности (45 – 120 сек); б) умеренной мощности (более 2 часов); в) большой мощности (от 3-х до 50 мин); г) максимальной мощности (до 15 – 20 сек). 17. Аэробную направленность имеют упражнения: а) субмаксимальной мощности (45 – 120 сек); б) умеренной мощности (более 2 часов); в) большой мощности (от 3-х до 50 мин); г) максимальной мощности (до 15 – 20 сек). 18. Смешанную метаболическую направленность имеют упражнения: а) субмаксимальной мощности (45 – 120 сек); б) умеренной мощности (более 2 часов); в) большой мощности (от 3-х до 50 мин); г) максимальной мощности (до 15 – 20 сек). 19. Максимальную анаэробную мощность проявляют: а) гимнасты; б) бегуны на 400 – 800 метров; в) бегуны на длинные дистанции; г) бегуны на короткие дистанции. 20. Максимальную аэробную мощность проявляют: а) гимнасты; б) бегуны на 400 – 800 метров; в) бегуны на длинные дистанции; г) бегуны на короткие дистанции. 21. Максимальную гликолитическую ёмкость проявляют: а) гимнасты; б) бегуны на 400 – 800 метров; в) бегуны на длинные дистанции; г) бегуны на короткие дистанции. 22. Максимальную гликолитическую мощность проявляют: а) гимнасты; б) бегуны на 400 – 800 метров; в) бегуны на длинные дистанции; г) бегуны на короткие дистанции. 23. Максимальную алактатную ёмкость проявляют: а) гимнасты; б) бегуны на 400 – 800 метров; в) бегуны на длинные дистанции; г) бегуны на короткие дистанции. 24. Максимальную аэробную ёмкость проявляют: а) гимнасты; б) бегуны на 400 – 800 метров; в) бегуны на длинные дистанции; г) бегуны на короткие дистанции. 25. После длительной физической нагрузки быстрее всего восстанавливаются: а) запасы гликогена в печени и мышцах; б) запасы жиров; в) запасы креатинфосфата; г) структурные белки и ферменты. 26. После длительной физической работы медленнее всего восстанавливаются: а) запасы гликогена в печени и мышцах; б) запасы жиров; в) запасы креатинфосфата; г) структурные белки и ферменты. 27. Мерилом (критерием) анаэробной алактатной мощности служит: а) скорость прироста фосфата; б) скорость прироста лактата; в) максимальное потребление кислорода; г) максимальное выделение мочевины. 28. Мерилом (критерием) анаэробной гликолитической мощности служит: а) скорость прироста фосфата; б) скорость прироста лактата; в) максимальное потребление кислорода; г) максимальное выделение мочевины. 29. Мерилом (критерием) аэробной мощности служит: а) скорость прироста фосфата; б) скорость прироста лактата; в) максимальное потребление кислорода; г) максимальное выделение мочевины. 30. Мерилом (критерием) анаэробной алактатной ёмкости служит: а) объём I фазы кислородного долга; б) объём II фазы кислородного долга; в) О2 – приход за время работы; г) СО2 выделение за время работы. 31. Мерилом (критерием) анаэробной лактатной ёмкости служит: а) объём I фазы кислородного долга; б) объём II фазы кислородного долга; в) О2 – приход за время работы; г) СО2 выделение за время работы. 32. Мерилом (критерием) аэробной ёмкости служит: а) объём I фазы кислородного долга; б) объём II фазы кислородного долга; в) О2 – приход за время работы; г) СО2 выделение за время работы. 33. Мерилом (критерием) анаэробной алактатной эффективности служит: а) скорость оплаты I фазы кислородного долга; б) скорость оплаты II фазы кислородного долга; в) лактатный эквивалент работы; г) кислородный эквивалент работы. 34. Мерилом (критерием) анаэробной лактатной эффективности служит: а) скорость оплаты I фазы кислородного долга; б) скорость оплаты II фазы кислородного долга; в) лактатный эквивалент работы; г) кислородный эквивалент работы. 35. Мерилом (критерием) аэробной эффективности служит: а) скорость оплаты I фазы кислородного долга; б) скорость оплаты II фазы кислородного долга; в) лактатный эквивалент работы; г) кислородный эквивалент работы. 36. Предстартовые изменения в обмене веществ вызываются гормонами: а) инсулином; б) адреналином; в) кортикотропином; г) тироксином. 37. Причиной снижения скорости анаэробного алактатного процесса служит: а) исчерпание запасов креатинфосфата; б) накопление лактата; в) повышение температуры; г) недостаток кислорода. 38. Причиной снижения мощности гликолиза служит: а) исчерпание запасов креатинфосфата; б) накопление лактата; в) повышение температуры; г) недостаток кислорода. 39. Ведущей причиной утомления при работе максимальной мощности служит: а) исчерпание запасов креатинфосфата; б) накопление лактата; в) повышение температуры; г) недостаток кислорода. 40. Ведущей причиной утомления при работе субмаксимальной мощности служит: а) исчерпание запасов креатинфосфата; б) накопление лактата; в) повышение температуры; г) недостаток кислорода. Темы рефератов.
Литература:
|
Монография, суммирующая современное состояние знаний в биополитической области Политический потенциал современной биологии: философские, политологические и практические аспекты | Определяется темой пропущенного занятия/лекции или преподавателем/лектором Написание реферата предусматривается как вариант отработки пропущенного практического занятия или пропущенной лекции | ||
Оценочного мероприятия Занятия по дисциплине «Культура речи» представлены следующими видами работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа... | Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка... Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч., самостоятельная работа... | ||
Рабочая программа дисциплины глобализация специальность 080100 Экономика... Аудиторные занятия 36 часов (лекции – 18 часов, практические занятия 18 часов, в том числе интерактивные 8 ч.) | Математическая логика и теория алгоритмов Основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия. Аудиторные занятия составляют 54 часа в 3 семестре и 72 часа... | ||
Календарно-тематический план курса «Грамматика и текст» для IV курса... Семинарские занятия проводят: Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова, О. Е. Фролова, В. Чумирина, А. В. Уржа | Формирование исследовательских компетенций в области естественных... В курсе общей физики предусмотрены классические методы изучения фундаментального предмета: лекции, практические занятия по решению... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавания курса “Геоэкологическое краеведение Московского региона” в учебных группах профильного образования... | Психология имиджа Общий объем курса 48 ч. Из них: лекции – 20 ч., семинарские занятия – 4 ч., самостоятельная работа студентов 24 ч | ||
Спецкурс по новой и новейшей истории стран европы и америки «история... Занятия по дисциплине «История международных отношений» представлены следующими видами работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная... | Брендинг Общий объем курса 32ч. Длительность – один семестр. Из них: лекции – 16 ч., семинарские занятия – 16 ч., самостоятельная работа студентов... | ||
Лекции и семинарские занятия Агафонова Н. В. Прогресс и традиции в науке. М. Изд-во мгу, 1991. Анчишкин А. И. Наука, техника, экономика. М.: Экономика, 1986 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лекции: каждая по 90 минут Лекции в первом семестре 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 5-18 | ||
Современная аппаратура и методы исследования биологических систем Методические указания предназначены для ассистентов и старших преподавателей, ведущих лабораторные и практические занятия, доцентов... | Лекции по общим положениям четырех разделов криминалистики, а также... Охватываются три группы закономерностей |