Скачать 127.75 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева» Кафедра истории и МПИ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по НР _____________ З.И. Колычева Программа дисциплины ИСТОРИОГРАФИЯ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИподготовки аспирантов по специальности 07.00.03. Всеобщая история Тобольск 2010 г. Пояснительная записка Общий объем часов - 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции - 20 ч., практические занятия - 6 ч., самостоятельная работа - 24 ч. По итогам изучения дисциплины аспирантом сдается зачет. 1. Цели и задачи дисциплины. Цель курса «историография всеобщей истории» - ознакомить аспирантов со становлением и эволюцией направлений и школ в зарубежной историографии, показать их взаимосвязь с идейно-политическими тенденциями. Дать представление о творчестве крупнейших историков. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Аспирант должен иметь представление:
Аспирант должен уметь:
3. Объем дисциплины и виды учебных занятий
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4. Содержание разделов дисциплины. 1.Введение. Предмет и задачи историографии всемирной истории. Соотношение историографии с другими дисциплинами. 2.Историографические взгляды гуманистов. Средневековые представления об истории: исторические источники мировоззрения гуманистов. Школы и направления гуманистической историографии. Положительные стороны концепции гуманистов и их ограниченность. 3. Историография эпохи Просвещения. Общая характеристика идеологии просвещения. Противоречивость взглядов. Вольтер, Шлецер как историки. Значение эпохи Просвещения для становления истории. 4. Романтическая историография первой половины XIX в. Романтизм, условия его возникновения. Либеральное и дворянское течение. Немецкая историографическая школа права. Историзм. Тьерри, Минье, Гизо, Тьер как историки. Разработка идеи классов и классовой борьбы. Возникновение источниковедения. Л. Ранке. 5. Возникновение позитивизма. Причины возникновения позитивизма. О. Конт, Бокль, Спенсер. Теория фактов. Достоинства и недостатки позитивизма. 6. Консервативная историография второй пол. XIX – нач. XX вв. Сближение дворянской и буржуазной идеологии. Малогерманская историческая школа. Концепции И. Тэна. Усиление консервативных тенденций в историографии 7.Либеральная и радикал- демократическая историография второй пол. XIX- нач. XX вв. Сближение буржуазии с либеральным дворянством. Либеральные авторы о французской революции кон. XVIII в. Проблемы борьбы Севера и Юга в американской историографии. Возникновение социал демократической историографии. 8. Историография стран Западной Европы в 1917-90-е гг. Историография Германии. Идейный крах немецкой консервативной историографии. Усиление реакционных тенденций. Насильственное внедрение фашистской идеологии. Идеологическое перевооружение немецкой историографии после второй мировой войны. Слияние либеральной и консервативной тенденций. Историография Франции. Развитие организационных основ французских историографических школ. Исследование факторов внешней политики. Проблемы освещения первой и второй мировой войн. Деятельность школы «Анналов». Концепция «атлантической революции». Историография Англии. Господство консервативного направления в английской историографии в межвоенный период. Влияние работ У. Черчилля на концепции английской внешней политики. Теории А. Тойнби. История рабочего движения в английской историографии. Историография США. Общий ход развития историографии США. Проблемы историографии первой мировой войны. Изучение внешней политики. Теории Бирда, Шлезингера, Ростоу. Историография второй мировой войны, советско-американских отношений. Современные концепции. Историография Италии. Либеральное и католическое направление в итальянской историографии. Проблемы изучения периода «Рисорджементо» и фашизма. 5.1. Рекомендуемая литература Основная:
Дополнительная:
Семинарские занятия. Тема 1. Возникновение марксистской историографии. Вопросы:
Методические указания: При рассмотрении темы необходимо прежде всего выяснить перемены в социально- классовой структуре общества, политическую обстановку в странах Европы, вызвавшие необходимость в появлении новых идеологических концепций. Необходимо рассмотреть биографии теоретиков марксизма, проследить эволюцию их общественно – политических взглядов. Выявить происхождение тех теорий, которые Маркс и Энгельс использовали для разработки собственной концепции исторического развития человечества. Показать основные достижения научной мысли. Литература
Тема 2. Школа Анналов. Вопросы:
Методические указания: В процессе подготовки к семинарскому занятию необходимо рассмотреть основные концепции школы в процессе их реализации, выраженные в теоретических и практических работах. Выяснить причины упадка школы. Литература
Тема 3. Итальянская историография. Вопросы: 1. Итальянская историография Рисорджименто. а) особенности развития в межвоенный период, б) историография Рисорджименто после второй мировой войны, 2. Итальянская историография фашизма а) марксистская и фашистская трактовка в межвоенный период, б) три течения после второй мировой войны. Методические указания: При рассмотрении данной темы необходимо учитывать конкретно- исторические условия Италии в межвоенный период, влияние фашизма на историографию. Следует учесть, что данные темы являются ключевыми для итальянской историографии нового времени и им отдавали внимание ведущие историки. Поэтому следует выделить основные школы и направления, проследив эволюцию их взглядов. Литература
Примерная тематика рефератов Тема 1. Н. Маккиавели как историк – гуманист. Работу следует начать с рассмотрения конкретно-исторических условий, в которых формировалась личность Маккиавели и которые оказали влияние на его политико-исторические взгляды. Рассмотреть его политические идеалы и исторические воззрения. Литература
Тема 2. Французская романтическая историография. В данной теме необходимо определить причины возникновения романтизма, особенности его развития во Франции. Выделить основные достижения. Литература 1.Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М., 1990. 2.Рензов Б.Г. Французская романтическая историография (1815- 1830 гг.). Л., 1956. 3.Тьерри О. Избранные произведения в 3 т. М., 1937. Тема 3. Возникновение позитивистской историографии. В данной теме необходимо указать на исторические условия, которые вызвали появление позитивизма. Особенности его развития. Показать слабость и достоинства, увязать с развитием естественных наук. Литература
Тема 4. Развитие школы Анналов во Франции. В работе следует рассмотреть процесс образования школы Анналов, её развития на протяжении ХХ века. Противоречивость взглядов. Её положение на современном этапе. Литература
Тема 5. Французская революция в освещении либеральных историков. При написании работы необходимо учитывать противоречия во французском обществе, вызвавшие новую волну интереса к Французской революции. Борьбу разных школ. Показать методику либеральной историографии и разногласия между историками. Литература
Перечень примерных вопросов к зачету по дисциплине «Историография всеобщей истории» 1. Возникновение позитивизма. О. Конт. 2. Основные течения и упадок немецкой консервативной историографии после второй мировой войны. 3. Основные черты исторической мысли средневековья. 4. Левая историография Германии 50- 90 х гг. 5. Консервативные школы США 1918- 90 гг. 6. Школы гуманистов и их крупнейшие представители. 7. Итальянская историография Рисорджементо. 8. Т. Бокль и его работы. 9. Французская либеральная историография 1918- 90 гг. 10. Философская система Спенсера. 11. Неолиберальная историография Германии в 50 - 90 гг. 12. Либеральная и радикальная историография Англии кон. XIX- нач. ХХ вв. 13. Итальянская историография фашизма. 14. Историческая мысль гуманистов. 15. Либеральная и радикальная историография Германии конца XIX- нач. XX вв. 13. Исторические концепции фашизма. А. Розенберг. 14. Консервативная историография Германии 1918- 33 гг. 15. Либеральная и радикальная историография США конца XIX начала ХХ вв. 16. Возникновение и теоретические основы историографии Просвещения. 17. Демократическое направление в американской историографии 1918- 90 гг. 18. Либеральная историография Англии 1918- 90 гг. 19. Либеральная историография Англии 1918- 90 гг. 20. Либеральные направления в историографии США 1918- 90 гг. 21. Либеральная и радикальная историография Франции кон. XIX - нач. ХХ вв. 22. Консервативная историография США конца XIX- нач. ХХ вв. 23. Левая историография Англии 1918- 90 гг. 24. Возникновение романтизма. Историзм. 25. Консервативная историография Англии конца XIX - ХХ вв. 26. Радикальные и левые направления в французской историографии 1918- 90 гг. 27. Создание историографии Л. Ранке. 28. Французская консервативная историография 1918- 90 гг. 29. Консервативная историография Англии 1918 - 90 гг. 30. Крупнейшие представители историографии Просвещения. 31. Консервативная историография Франции конца XIX- ХХ вв. 32. Либеральная историография Германии 1918 - 33 г. 33. Консервативная историография Германии конца XIX - нач. ХХ вв. 34. Школа Анналов. |
Пояснительная записка Дисциплина «Политическая и социально-экономическая... Британии с древнейших времен до современности относится к блоку факультативных дисциплин. Общий объем часов 60 ч., аудиторная нагрузка... | Пояснительная записка Дисциплина «Политическая и социально-экономическая... Британии с древнейших времен до современности относится к блоку факультативных дисциплин. Общий объем часов 60 ч., аудиторная нагрузка... | ||
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» является федеральной... Нтами 7-ми специальностей и по каждой из них в учебных планах содержатся лекции, практические занятия и лабораторные работы. Общий... | Психология имиджа Общий объем курса 48 ч. Из них: лекции – 20 ч., семинарские занятия – 4 ч., самостоятельная работа студентов 24 ч | ||
Рабочая программа по курсу «Психология рекламы» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Реклама» (032401). Общий объем... | Брендинг Общий объем курса 32ч. Длительность – один семестр. Из них: лекции – 16 ч., семинарские занятия – 16 ч., самостоятельная работа студентов... | ||
Рабочая программа дисциплины глобализация специальность 080100 Экономика... Аудиторные занятия 36 часов (лекции – 18 часов, практические занятия 18 часов, в том числе интерактивные 8 ч.) | Рабочая программа спецкурса «История русской средневековой культуры» Общий объем курса 56 часов. Из них: лекции – 28 часа, самостоятельная работа студента – 28 часа. Общая трудоемкость курса – 1,5 зачетные... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технология обработки материалов» Рабочая программа дисциплины «Технология обработки материалов» рассчитана на 114 часов ( из них: 12 часов – лекции, 4 часа – практические... | Рабочая программа по курсу «Организация и проведение pr -кампаний» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602).... | ||
Рабочая программа по курсу «Современные международные отношения» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602).... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Хх века (послеоктябрьский период)» является завершающим разделом дисциплины «История отечественной журналистики». На его изучение... | ||
Культура традиционных обществ китая и японии Общий объем курса 815 ч. Из них: лекции − 100 ч, семинарские занятия − 66 ч на группу, самостоятельная работа студентов − 166 ч.... | «Теоретическая и прикладная лексикография» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, общий объем часов – 72, в том числе | ||
Реферат курсовой работы «аккумулирование радионуклидов растениями лесных фитоценозов» Объем работы: общий объем работы составляет 30 печатных страниц, содержит 4 таблицы, список использованных источников составляет... | Рабочая программа по курсу «Теория и практика связей с общественностью... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602).... |