Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч.





Скачать 127.75 Kb.
НазваниеПояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч.
Дата публикации30.06.2015
Размер127.75 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка


Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая

академия им. Д. И. Менделеева»

Кафедра истории и МПИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по НР

_____________ З.И. Колычева

Программа дисциплины

ИСТОРИОГРАФИЯ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ




подготовки аспирантов по специальности

07.00.03. Всеобщая история

Тобольск 2010 г.

Пояснительная записка

Общий объем часов - 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции - 20 ч., практические занятия - 6 ч., самостоятельная работа - 24 ч. По итогам изучения дисциплины аспирантом сдается зачет.
1. Цели и задачи дисциплины.

Цель курса «историография всеобщей истории» - ознакомить аспирантов со становлением и эволюцией направлений и школ в зарубежной историографии, показать их взаимосвязь с идейно-политическими тенденциями. Дать представление о творчестве крупнейших историков.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Аспирант должен иметь представление:

  • о развитии процесса становления историографии.

Аспирант должен уметь:

  • сопоставлять взгляды историков разных направлений;

  • работать с источниками;

  • анализировать работы отдельных авторов, выявляя политическую позицию;

  • проследить эволюцию взглядов автора;

  • оперировать понятиями;

  • определить связь историографии со смежными науками.


3. Объем дисциплины и виды учебных занятий

Виды учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

50

Аудиторные занятия

26

Лекции

20

Семинарские занятия

6

Самостоятельная работа аспирантов

  • написание реферата

  • составление словаря терминов

  • подготовка к семинарским занятиям

24

10

6

8

Вид итогового контроля

зачет


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


п/п

Раздел дисциплины


Распределение часов
Лекции

Семинары

СРС

1.

Введение

2

-

2

2.

Исторические взгляды гуманистов

2

-

2

3.

Историография эпохи просвещения

2

-

2

4.

Романтическая историография I пол. XIXв.

2

-

2

5.

Возникновение позитивизма

2

-

2

6.

Консервативная историография II пол. XIX- нач. XX вв.

2

-

4

7.

Либеральная и радикал - демократическая историография второй пол. XIX – нач.XX вв.

2

-

4

8.

Историография стран Западной Европы в 1917-90-е гг.

6

6

6


4. Содержание разделов дисциплины.

1.Введение.

Предмет и задачи историографии всемирной истории. Соотношение историографии с другими дисциплинами.

2.Историографические взгляды гуманистов.

Средневековые представления об истории: исторические источники мировоззрения гуманистов. Школы и направления гуманистической историографии. Положительные стороны концепции гуманистов и их ограниченность.

3. Историография эпохи Просвещения.

Общая характеристика идеологии просвещения. Противоречивость взглядов. Вольтер, Шлецер как историки. Значение эпохи Просвещения для становления истории.

4. Романтическая историография первой половины XIX в.

Романтизм, условия его возникновения. Либеральное и дворянское течение. Немецкая историографическая школа права. Историзм. Тьерри, Минье, Гизо, Тьер как историки. Разработка идеи классов и классовой борьбы. Возникновение источниковедения. Л. Ранке.

5. Возникновение позитивизма.

Причины возникновения позитивизма. О. Конт, Бокль, Спенсер. Теория фактов. Достоинства и недостатки позитивизма.

6. Консервативная историография второй пол. XIX – нач. XX вв.

Сближение дворянской и буржуазной идеологии. Малогерманская историческая школа. Концепции И. Тэна. Усиление консервативных тенденций в историографии

7.Либеральная и радикал- демократическая историография второй пол. XIX- нач. XX вв.

Сближение буржуазии с либеральным дворянством. Либеральные авторы о французской революции кон. XVIII в. Проблемы борьбы Севера и Юга в американской историографии. Возникновение социал демократической историографии.

8. Историография стран Западной Европы в 1917-90-е гг.

Историография Германии.

Идейный крах немецкой консервативной историографии. Усиление реакционных тенденций. Насильственное внедрение фашистской идеологии. Идеологическое перевооружение немецкой историографии после второй мировой войны. Слияние либеральной и консервативной тенденций.

Историография Франции.

Развитие организационных основ французских историографических школ. Исследование факторов внешней политики. Проблемы освещения первой и второй мировой войн. Деятельность школы «Анналов». Концепция «атлантической революции».

Историография Англии.

Господство консервативного направления в английской историографии в межвоенный период. Влияние работ У. Черчилля на концепции английской внешней политики. Теории А. Тойнби. История рабочего движения в английской историографии.

Историография США.

Общий ход развития историографии США. Проблемы историографии первой мировой войны. Изучение внешней политики. Теории Бирда, Шлезингера, Ростоу. Историография второй мировой войны, советско-американских отношений. Современные концепции.

Историография Италии.

Либеральное и католическое направление в итальянской историографии. Проблемы изучения периода «Рисорджементо» и фашизма.
5.1. Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Адо Л.В. Современные споры о Великой французской революции в 2 т. Вопросы методологии и истории исторической науки. М., 1977.

  2. Аптекер Г. Внешняя политика США и «холодная война». М., 1963.

  3. Болховитинов И.Н. США: проблемы истории и современная историография. М., 1988.

  4. Бродель Ф. Материальная цивилизация; экономика и капитализм XV-XVIII вв. М., 1986-1992 гг. в 3т.

  5. Блок М. Постижение истории. М., 1973.

  6. Г.Т. Бокль. История цивилизации в 2 т. М., 2000.

  7. Бродель Ф. материальная цивилизация: экономика и капитализм в 3 т. М., 1984- 1993.

  8. Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М., 1990.

Дополнительная:

  1. Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Николо Маккиавели. М., 1978.

  2. Виноградов К.Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Л., 1975.

  3. Гульбин Т.Р. Г.Т. Бокль. Очерк жизни и творчества // Методологические и

  4. историографические вопросы исторической науки. Томск, 1979.

  5. Годшо Ж. Альбер Матьез/ Французский ежегодник/. М., 1982.

  6. Григорьева И.В., Филатов Г.С. Итальянская историография // Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М., 1977.

  7. Далин В.М. Французские историки XIX- ХХ вв. М., 1981.

  8. Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М., 1990.

  9. Кан С.Б. Немецкая историография революции 1848- 1849 гг. в Германии. М, 1962.

  10. Долин В.М. Французские историки XIX – XX вв. М., 1981.

  11. Лопухов Б.Р. Фашизм и рабочее движение в Италии. М., 1968.

  12. Маккиавели Н. История Флоренции. Л., 1973.

  13. Маккиавели Н. Рассуждения о первой декаде Тима Ливия. М., 1975.

  14. Маккиавели Н. Государь М., 1980.

  15. Михайленко В.И. итальянская историография о происхождении и сущности фашизма. Свердловск, 1985.

  16. Опал А. Политическая история Французской революции. М., 1954

  17. Рензов Б.Г. Французская романтическая историография (1815- 1830 гг.). Л., 1956.

  18. Тьерри О. Избранные произведения в 3 т. М., 1937.

  19. Филатов Г.С. Фашизм, неофашизм и антифашистская борьба в Италии. М., 1984.


Семинарские занятия.

Тема 1. Возникновение марксистской историографии.

Вопросы:

  1. Социально-экономические, политические условия возникновения марксизма.

  2. Становление исторических и философских взглядов Маркса и Энгельса.

  3. Источники марксизма.

  4. Социально- историческая концепция.

  5. Основные достижения.

Методические указания:

При рассмотрении темы необходимо прежде всего выяснить перемены в социально- классовой структуре общества, политическую обстановку в странах Европы, вызвавшие необходимость в появлении новых идеологических концепций. Необходимо рассмотреть биографии теоретиков марксизма, проследить эволюцию их общественно – политических взглядов. Выявить происхождение тех теорий, которые Маркс и Энгельс использовали для разработки собственной концепции исторического развития человечества. Показать основные достижения научной мысли.

Литература

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Соч. 2-е изд. Т. 4.

  2. Маркс К. Философский манифест исторической школы права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1.

  3. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19.

  4. Ленин В.И. Три источника и три составных части Марксизма // Полн. собр. соч. т. 2.

  5. Гольман Л.И. Энгельс – историк. М., 1985.


Тема 2. Школа Анналов.

Вопросы:

  1. Французская историография в 20-30-е гг. ХХ в.

  2. Возникновение школы Анналов, цели.

  3. Школа Анналов после второй мировой войны.

  4. Школа Анналов в конце ХХ в.

Методические указания:

В процессе подготовки к семинарскому занятию необходимо рассмотреть основные концепции школы в процессе их реализации, выраженные в теоретических и практических работах. Выяснить причины упадка школы.

Литература

  1. Блок М. Апология истории. М., 1986.

  2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т.1-3. М., 1986- 1992.

  3. Леруа Ладюри Э. История климата за 1000 лет. М., 1971.

  4. Февр Л. Бои за историю. М., 1971.

Тема 3. Итальянская историография.

Вопросы:

1. Итальянская историография Рисорджименто.

а) особенности развития в межвоенный период,

б) историография Рисорджименто после второй мировой войны,

2. Итальянская историография фашизма

а) марксистская и фашистская трактовка в межвоенный период,

б) три течения после второй мировой войны.

Методические указания:

При рассмотрении данной темы необходимо учитывать конкретно- исторические условия Италии в межвоенный период, влияние фашизма на историографию. Следует учесть, что данные темы являются ключевыми для итальянской историографии нового времени и им отдавали внимание ведущие историки. Поэтому следует выделить основные школы и направления, проследив эволюцию их взглядов.

Литература

  1. Григорьева И.В., Филатов Г.С. Итальянская историография // Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М., 1977.

  2. Михайленко В.И. итальянская историография о происхождении и сущности фашизма. Свердловск, 1985.

  3. Лопухов Б.Р. Фашизм и рабочее движение в Италии. М., 1968.

  4. Филатов Г.С. Фашизм, неофашизм и антифашистская борьба в Италии. М., 1984.


Примерная тематика рефератов

Тема 1. Н. Маккиавели как историк – гуманист.

Работу следует начать с рассмотрения конкретно-исторических условий, в которых формировалась личность Маккиавели и которые оказали влияние на его политико-исторические взгляды. Рассмотреть его политические идеалы и исторические воззрения.

Литература

  1. Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Николо Маккиавели. М., 1978.

  2. Маккиавели Н. История Флоренции. Л., 1973.

  3. Маккиавели Н. Рассуждения о первой декаде Тима Ливия. М., 1975.

  4. Маккиавели Н. Государь М., 1980.


Тема 2. Французская романтическая историография.

В данной теме необходимо определить причины возникновения романтизма, особенности его развития во Франции. Выделить основные достижения.

Литература

1.Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М., 1990.

2.Рензов Б.Г. Французская романтическая историография (1815- 1830 гг.). Л., 1956.

3.Тьерри О. Избранные произведения в 3 т. М., 1937.
Тема 3. Возникновение позитивистской историографии.

В данной теме необходимо указать на исторические условия, которые вызвали появление позитивизма. Особенности его развития. Показать слабость и достоинства, увязать с развитием естественных наук.

Литература

  1. Гульбин Т.Р. Г.Т. Бокль. Очерк жизни и творчества // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск, 1979.

  2. Г.Т. Бокль. История цивилизации в 2 т. М., 2000.


Тема 4. Развитие школы Анналов во Франции.

В работе следует рассмотреть процесс образования школы Анналов, её развития на протяжении ХХ века. Противоречивость взглядов. Её положение на современном этапе.

Литература

  1. Блок М. Постижение истории. М., 1973.

  2. Бродель Ф. материальная цивилизация: экономика и капитализм в 3 т. М., 1984- 1993.

  3. Долин В.М. Французские историки XIX – XX вв. М., 1981.


Тема 5. Французская революция в освещении либеральных историков.

При написании работы необходимо учитывать противоречия во французском обществе, вызвавшие новую волну интереса к Французской революции. Борьбу разных школ. Показать методику либеральной историографии и разногласия между историками.

Литература

  1. Далин В.М. Французские историки XIX- ХХ вв. М., 1981.

  2. Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М., 1990.

  3. Годшо Ж. Альбер Матьез/ Французский ежегодник/. М., 1982.

  4. Опал А. Политическая история Французской революции. М., 1954.

Перечень примерных вопросов к зачету по дисциплине

«Историография всеобщей истории»
1. Возникновение позитивизма. О. Конт.

2. Основные течения и упадок немецкой консервативной историографии после второй мировой войны.

3. Основные черты исторической мысли средневековья.

4. Левая историография Германии 50- 90 х гг.

5. Консервативные школы США 1918- 90 гг.

6. Школы гуманистов и их крупнейшие представители.

7. Итальянская историография Рисорджементо.

8. Т. Бокль и его работы.

9. Французская либеральная историография 1918- 90 гг.

10. Философская система Спенсера.

11. Неолиберальная историография Германии в 50 - 90 гг.

12. Либеральная и радикальная историография Англии кон. XIX- нач. ХХ вв.

13. Итальянская историография фашизма.

14. Историческая мысль гуманистов.

15. Либеральная и радикальная историография Германии конца XIX- нач. XX вв.

13. Исторические концепции фашизма. А. Розенберг.

14. Консервативная историография Германии 1918- 33 гг.

15. Либеральная и радикальная историография США конца XIX начала ХХ вв.

16. Возникновение и теоретические основы историографии Просвещения.

17. Демократическое направление в американской историографии 1918- 90 гг.

18. Либеральная историография Англии 1918- 90 гг.

19. Либеральная историография Англии 1918- 90 гг.

20. Либеральные направления в историографии США 1918- 90 гг.

21. Либеральная и радикальная историография Франции кон. XIX - нач. ХХ вв.

22. Консервативная историография США конца XIX- нач. ХХ вв.

23. Левая историография Англии 1918- 90 гг.

24. Возникновение романтизма. Историзм.

25. Консервативная историография Англии конца XIX - ХХ вв.

26. Радикальные и левые направления в французской историографии 1918- 90 гг.

27. Создание историографии Л. Ранке.

28. Французская консервативная историография 1918- 90 гг.

29. Консервативная историография Англии 1918 - 90 гг.

30. Крупнейшие представители историографии Просвещения.

31. Консервативная историография Франции конца XIX- ХХ вв.

32. Либеральная историография Германии 1918 - 33 г.

33. Консервативная историография Германии конца XIX - нач. ХХ вв.

34. Школа Анналов.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч. iconПояснительная записка Дисциплина «Политическая и социально-экономическая...
Британии с древнейших времен до современности относится к блоку факультативных дисциплин. Общий объем часов 60 ч., аудиторная нагрузка...
Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч. iconПояснительная записка Дисциплина «Политическая и социально-экономическая...
Британии с древнейших времен до современности относится к блоку факультативных дисциплин. Общий объем часов 60 ч., аудиторная нагрузка...
Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч. iconДисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» является федеральной...
Нтами 7-ми специальностей и по каждой из них в учебных планах содержатся лекции, практические занятия и лабораторные работы. Общий...
Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч. iconПсихология имиджа
Общий объем курса 48 ч. Из них: лекции – 20 ч., семинарские занятия – 4 ч., самостоятельная работа студентов 24 ч
Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч. iconРабочая программа по курсу «Психология рекламы»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Реклама» (032401). Общий объем...
Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч. iconБрендинг
Общий объем курса 32ч. Длительность – один семестр. Из них: лекции – 16 ч., семинарские занятия – 16 ч., самостоятельная работа студентов...
Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч. iconРабочая программа дисциплины глобализация специальность 080100 Экономика...
Аудиторные занятия 36 часов (лекции – 18 часов, практические занятия 18 часов, в том числе интерактивные 8 ч.)
Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч. iconРабочая программа спецкурса «История русской средневековой культуры»
Общий объем курса 56 часов. Из них: лекции – 28 часа, самостоятельная работа студента – 28 часа. Общая трудоемкость курса – 1,5 зачетные...
Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Технология обработки материалов»
Рабочая программа дисциплины «Технология обработки материалов» рассчитана на 114 часов ( из них: 12 часов – лекции, 4 часа – практические...
Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч. iconРабочая программа по курсу «Организация и проведение pr -кампаний»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602)....
Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч. iconРабочая программа по курсу «Современные международные отношения»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602)....
Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Хх века (послеоктябрьский период)» является завершающим разделом дисциплины «История отечественной журналистики». На его изучение...
Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч. iconКультура традиционных обществ китая и японии
Общий объем курса 815 ч. Из них: лекции − 100 ч, семинарские занятия − 66 ч на группу, самостоятельная работа студентов − 166 ч....
Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч. icon«Теоретическая и прикладная лексикография»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, общий объем часов – 72, в том числе
Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч. iconРеферат курсовой работы «аккумулирование радионуклидов растениями лесных фитоценозов»
Объем работы: общий объем работы составляет 30 печатных страниц, содержит 4 таблицы, список использованных источников составляет...
Пояснительная записка Общий объем часов 50 ч., аудиторная нагрузка составляет 26 ч., из них: лекции 20 ч., практические занятия 6 ч. iconРабочая программа по курсу «Теория и практика связей с общественностью...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602)....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск