Скачать 72.27 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан исторического факультета _________ В.П. Зиновьев “___” _________ 200__ г. КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ КИТАЯ И ЯПОНИИ Рабочая программа Направление 020701 – Всеобщая история Специальность 020700 – История Статус дисциплины: Федеральный компонент направления (ОПД) Томск 2006 Одобрено кафедрой новой, новейшей истории и международных отношений Протокол № ___ от “___” __________ 2005 г. Зав. кафедрой, профессор ________________ М.Я. Пелипась Рекомендовано методической комиссией исторического факультета Председатель комиссии, профессор _______________ А.Н. Жеравина “___” ____________ 2006 г. Рабочая программа по курсу «Культура традиционных обществ Китая и Японии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020700 – История, утвержденного 17 марта 2000 г. Общий объем курса 815 ч. Из них: лекции − 100 ч, семинарские занятия − 66 ч на группу, самостоятельная работа студентов − 166 ч. Экзамен в первом семестре. Экзамен во втором семестре. Общая трудоемкость курса 332 ч. Составитель: Рецензент: I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель курса – дать студентам первоначальное представление о многообразном феномене под названием «конфуцианская цивилизация», дать понимание основ, фундамента, на котором держится культурная традиция Китая и Японии. Задача курса – разъяснить ключевые термины, понятия – такие как «культура», «традиционное общество», «традиция», наполнить содержанием эти понятия, дать представление о своеобычности конфуцианской, даосской, буддийской личности в китайской традиции, о традиционном мышлении китайцев и японцев, о роли чань-буддизма и дзэн-буддизма в культуре Китая и Японии, о традиционных ценностях, о прозе и поэзии. Требования к уровню освоения курса. Студент должен иметь представление о конфуцианской цивилизации, о духовной культуре китайцев и японцев, которая сложилась в доиндустриальном обществе и проросла в современность, чтобы понимать менталитет современных китайцев и японцев. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Традиционная космологическая система китайцев Дается «китайская картина мира» и понятия Ян, инь, дэ, ци, Дао. Возникновение триады Небо – Земля –Человек. Тема 2. Личность в китайской традиции Рассматривается подробно конфуцианская личность как социальный идеал традиционного общества, а также даосская и буддийская личности, вписывающиеся в контекст Триединого Учения. Тема 3. Чань-буддизм и культура Китая Аргументируется особая роль чань-буддизма в духовной культуре Китая, который создавал благоприятную атмосферу для творческих людей и который дал большую часть художников, поэтов, философов Китая. Тема 4. Традиционное мышление китайцев. Показываются основные принципы «китайского» типа мышления – историзм, чувственность мышления, «другая логика», практицизм, конкретность, стереотипность, стратагемность мышления. Тема 5. Традиционные ценности китайского общества Раскрывается содержание таких традиционных ценностей, как Мир, Порядок, Гармония, Совершенство, Иерархия, Знания, Семья, Социальная справедливость. Тема 6. Китайская проза и поэзия Синтез трех традиций – конфуцианской, даосской и буддийской – в литературном творчестве. Роль исторической прозы. Расцвет жанра афоризма. Классическая поэзия. Тема7. Традиция заимствования в традиционной культуре японцев. Корея – Китай – Запад как ориентиры и образцы заимствований. Принципы заимствований. Тема8. Мировоззрение японцев Фундамент автохтонной японской духовной культуры – синто. 4 культа синто. Отношение к христианству. Конфуцианство – официальная идеология. Тема 9. Роль дзэн-буддизма в духовной жизни и творчестве японцев. Формулы дзэн-буддизма - «одно во всем и все в одном». «увидеть солнце в полночь». «мир – это океан», «передать извечное в преходящем», «знающий не говорит, говорящий не знает», «где живут другие, я не живу. Куда идут другие, я не иду». Тема10. Контекстуальное мышление японцев. Возникновение группового мышления. Личность и общество. Ситуационная логика. Художественное мышление японцев. Тема 11.Японская проза и поэзия Три периода развития традиционной литературы- Хэйан, самурайский и период городской литературы. Этапы развития поэзии. Басе, Сайкаку, Тикамацу – три вершины Поэзии, прозы и драматургии. Тема 12. Традиционная живопись в Китае и Японии Содержание, темы, принципы традиционных живописцев. Влияние японской живописи на европейских художников и заимствования японских художников у европейских.. Примерная тематика рефератов, курсовых работ *Традиционная семья в Китае * Классическая поэзия Китая *Классическая поэзия Японии. *Поэзия Басе *Дзэн-буддизм и японская поэзия Японский театр кабуки *Китайские и японские сады *Стратагемное мышление китайцев * ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ – реферат и зачет Учебно-методическое обеспечение курса Рекомендуемая литература (основная) Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999. Сэнсом Дж. Б. Япония. Краткая история культуры. СПб., 1999. Рекомендуемая литература (дополнительная) Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1987. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М.,1992. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры – конец ХУ1 – нач. ХХ века. М.,1986. * V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Учебники и учебные пособия
|
Реферат по дисциплине: «Изобразительное искусство, мировая художественная культура» Система параллельной перспективы в живописи средневекового Китая Японии | Художественная культура Японии Японии, основные направления в храмовом зодчестве и парковом искусстве, графике и дпи | ||
Дипломатический и деловой этикет 14 Целью изучения дисциплины является: овладение знаниями об общих закономерностях развития традиционного Востока на примере Японии,... | Реферат на тему: Архитектура и скульптура Китая. Работу На протяжении нескольких тысячелетий на территории Китая развивалась яркая и самобытная культура, подарившая человечеству выдающиеся... | ||
Психологическая антропология Значительная часть исследований психологической антропологии посвящена изучению психокультурных особенностей (этнопсихологии) обществ... | Учебно-методический комплекс «Немецкий язык в экономике» 2008 г Германии, Европейского Союза, России, сша, Японии, Китая и других важнейших регионов мира | ||
Реферат. Тема:,,Автомобильная промышленность Японии’’ Японии. В результате американские компании были вынуждены свернуть свою деятельность в Японии. Автомобильная промышленность Японии... | Программа учебной дисциплины Политические учения Востока рабочая программа Получить целостное представление об истории возникновения и эволюции политических учений Китая, Японии и Кореи | ||
"Студенчество 2011: здоровая культура!" и национальные соревнования... В фестивале примут участие и российские студенты, которые смогут ближе познакомиться с культурами зарубежных стран и подружиться... | Рабочая программа По предмету (курсу ) всеобщая история Целью курса является: формирование у учащихся целостного представления об историческом пути стран Европы и Америки и традиционных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью курса является: формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России, стран Европы и Америки и традиционных... | Российской Федерации Муниципальное бюджетное образовательное учреждение... Целью курса является: формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России, стран Европы и Америки и традиционных... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии» | Рабочая программа по истории для обучающихся 8 класса Программа разработана... Целью курса является: формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России, стран Европы и Америки и традиционных... | ||
Буддизм и политическая культура средневековой Японии Саратовская областная организация Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации | Ядерно-физические интернет-ресурсы центра данных фотоядерных экспериментов ниияф мгу Международного агентства по атомной энергии (магатэ) ведут совместные работы по всем перечисленным направлениям. В настоящее время... |