Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии»





Скачать 103.57 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии»
Дата публикации18.05.2015
Размер103.57 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии»

Разработал:

Александров А.В.

Идентификационный номер: УМКД УМКД.27(66)-030100 –М2.В.ОД.3-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре философии

Лист из





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ ЯПОНИИ

Направление - 030100.68, философия

Форма подготовки очная
Школа гуманитарных наук ДВФУ

Кафедра философии

курс _1_ семестр _2_

лекции _14_ (час.)

практические занятия_14_(час.)

лабораторные работы___0___(час.)

всего часов аудиторной нагрузки_28_ (час.)

самостоятельная работа _44_ (час.)

зачет _2_ семестр

экзамен _ семестр
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 751 от 21.12.2009).
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры Тихоокеанской Азии «20» сентября 2012 г.
Заведующий кафедрой: Клим Л.И.
Составители: Александров А.В.
Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий (ая) кафедрой _______________________ Л.И. Клим

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий (ая) кафедрой _______________________ Л.И. Клим

(подпись) (И.О. Фамилия)
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Описание курса: Курс Этикет и культура повседневности Японии охватывает всесторонний круг вопросов, связанных с историей и историографией классической культуры Японии. Знакомство с японской культурой способно не только обогатить духовный мир современного человека, оно позволяет увидеть выход на пути решения многих жизненных проблем, получить в свои руки ценнейший опыт преодоления этих проблем на пути к жизненной гармонии личности. Восточные философии, в первую очередь, китайская – это философии жизненной практики. Способ философствования самой жизнью на Востоке всегда доминировал над сухим отвлечённым умствованием. Сегодня принципы восточного миропонимания прочно вошли в золотой фонд наиболее масштабных достижений человечества за всю его долгую историю.

Цель курса

познакомить слушателей с различными подходами к исследованию культуры повседневности, опираясь на материал японской культуры VIII–XIX вв. (от появления первых памятников древней японской словесности до начала модернизации по западным образцам).

Задачи курса — рассмотреть различные стороны повседневной жизни японцев с точки зрения истории культуры; выделить и разобрать разные виды источников, полезных для изучения культуры повседневности (памятники исторической и философской мысли, изящной словесности, изобразительного искусства и др.); обсудить отечественные, японские и западные подходы к описанию традиционной японской культуры.

Компетенции, формируемые дисциплиной:

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1)

  • Знание современных проблем философии, умение предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения (ПК-1).

  • готовностью вести научные исследования, соблюдая все принципы академической этики, и понимание личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы (ПК-5)

  • способностью формулировать и решать дидактические и воспитательные задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности и ее организации (ПК-6);

  • способностью использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе (ПК-7).




  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса


Тема 1. Особенности японской культуры (2 часа)

Тема 2. Литература (2 часа)

Тема 3. Религия (4 часа)

Тема 4. Театр (4 часа)

Тема 5. Живопись (4 часа)

    1. Конфуцианские и дзэнские мотивы в живописи.

    2. Китайские влияния и японские традиции в искусстве

    3. Стили намбан и бундзинга.

    4. Укиё-э

Тема 6. Архитектура, скульптура. Декоративно-прикладное искусство (2 часа)

    1. Храмовое зодчество

    2. Замковая архитектура

    3. Символизм в предметах быта.

Все лекции сопровождаются показом слайдов (около 30 для каждой лекции).

  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Занятие 1. Введение. (2 часа)

Постановка вопроса о культуре повседневности в рамках истории культуры. Временные рамки и периодизация традиционной японской культуры. Географические условия: рельеф и климат Японских островов. Традиционно выделяемые регионы Японии. Дальневосточное летосчисление. Источники изучения культуры повседневности: «автопортреты» и «автобиографии» различных эпох (по А.Н. Мещерякову).
Занятие 2. Пища и напитки. (4 часа)

Рис как основное пропитание. Особенности рисоводческого хозяйства. Рисовый напиток сакэ. Рыба и морепродукты. Особенности морского промысла. Овощи, бобы и приправы. Чай. Сравнительно редкая мясная пища. Пищевые запреты и предписания, восходящие к почитанию богов ками и к буддизму. Основные черты традиционной кухни. Трапеза в японском быту. Наставления по ведению домашнего хозяйства в японской общественной мысли.

Занятие 3. Посуда. (2 часа)

Приготовление пищи и трапеза при использовании палочек хаси. Основные разновидности посуды. Гончарное дело. Керамика как вид искусства, многообразие школ керамики. Посуда и кухонная утварь из металла, дерева, бамбука и др. Посуда для чайного действа и правила обращения с ней.
Занятие 4. Одежда. (2 часа)

Ткацкое дело. Основные материалы: конопля, хлопок, шелк. Сравнительно редкая одежда из шерсти и меха. Шелководство. Общие черты японской одежды. Особенности костюма в разные эпохи. Сравнительно скудные украшения. Описания одежды в классической японской словесности.
Занятие 5. Жилище. (2 часа)

Основные требования к жилищу в теплом влажном климате при частых землетрясениях. Устройство жилого дома: постоянные и съемные элементы. Особенности жилищ в разные эпохи. Сравнительно небольшое число предметов мебели. Ткани и бумага в отделке жилища.
Занятие 6. Уход за телом. (4 часа)

Отношение к человеческому телу. Представления о чистоте и скверне. Баня. Купание в горячих источниках. Уход за волосами, различные виды причёсок. Косметика. Татуировки. Понимание красоты в разные эпохи. Гигиенические предписания в трудах японских мыслителей.
Занятие 7. Путешествия. (2 час)

Путешествия по воде. Разные виды лодок и кораблей. Путешествия по суше. Дороги. Носилки и носильщики. Повозки. Путешествия верхом. Пешие странствия. Дорожное хозяйство на крупных дорогах: мосты, переправы, станции, постоялые дворы. Паломничества к святым местам. Путевые дневники в японской словесности.
Занятие 8. Животные. (2 часа)

Сравнительно небольшое распространение скотоводства. Волы. Лошади. Домашняя птица. Охотничьи и рыбачьи птицы. Собаки. Кошки. Приручение диких животных: обезьян, оленей и др. Отношение к животным в свете буддийского учения о перерождениях. Благовещие и зловещие знамения, связанные с животными. Представления о чудесных животных: оборотнях и др.
Занятие 9. Военное дело. (4 часа)

Вооружение японских воинов. Оружейное дело. Клинковое оружие. Лук и стрелы. Конница. Доспехи. Вооружение и снаряжение разных родов войск в разные эпохи. Воинские искусства. «Путь воина» в японской общественной мысли.
Занятие 10. Книги. (4 часа)

Выделка бумаги. Различные типы книг: свитки, тетради и др. Рукописные и печатные книги. «Китайская» и «родная» словесность в Японии. Буддийские книги. Круг чтения образованных людей из разных слоёв общества в разные эпохи. Каллиграфия. Искусство оформления книги.
Занятие 11. Развлечения и игры. (2 часа)

Обрядовые игрища и состязания. Привязка бытовых игр к сезонным праздникам. Состязания поэтов. Состязания коллекционеров. Подвижные игры. Игры за доской: го, бан-сугороку и др. Карточные игры: поэтические карты, цветочные карты и др. Игра э-сугороку.
Занятие 12. Итоги. (2 часа)

Главные черты японской культуры по оценкам разных исследователей; проявления этих черт на уровне культуры повседневности.

  1. контроль достижения целей курса


Вопросы к зачету

  1. Культура повседневности в рамках истории и философии культуры.

  2. Книга японских обыкновений.

  3. Храмовая и замковая архитектура Японии.

  4. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Японии.

  5. Классическая литература Японии.

  6. Классическая японская поэзия (танка, хайку, рэнга).

  7. Феномен японского традиционного театра Бугаку, Но, Кёгэн, Кабуки, Бунраку.

  8. Традиционные японские праздники.

  9. Образ жизни современной Японии.

  10. Научно-техническое лидерство Японии.

  11. Социальная политика.

  12. Система образования.

  13. Природные особенности Японии. Экология.


  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Тематика рефератов


  1. Традиционное искусство Японии

  2. Музыкальные традиции Японии.

  3. Основы японского этикета

  4. Традиционный японский костюм

  5. Храмовое зодчество в Японии

  6. Классические жанры японской прозы

  7. Классические жанры японской поэзии

  8. Традиционный японский театр

  9. Особенности семейных отношений в Японии


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Основная литература

  1. Боги, святилища, обряды Японии: Энциклопедия синто /[А. С. Бачурин, Е. М. Дьконова, Л. М. Ермакова и др.]. – М.: [Изд-во Российского гуманитарного университета] , 2010. – 337 с.

  2. Непомнин, О.Е. Типология азиатских обществ / О.Е. Непомнин – М.: Восточная литература, 2010. – 440 с.

  3. Ясперс, К. Великие философы. Будда, Конфуций, Лао-цзы, Нагарджуна / К. Ясперс – М.: ИФ РАН, 2008. – 236 с.

5. Степанянц, М.Т. Восточные философии: Учебник для вузов / М. Т. Степанянц – М.: Академический проект, 2011. – 549 с.

6. Торчинов, Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 480 с.
Дополнительная литература

  1. История Японии. Институт Востоковедения РАН, М., 1999 г. Том 1,2.

  2. Васильев Л.С. Религии Востока. В 2-х т. Т.1. М., 2007. – 304 с.

  3. Конрад Н.И. Япония. Народ и государство. Исторический очерк. В книге История Японии. Сборник исторических произведений. М., 2004 г., Евролинц-Русская Панорама. Стр. 158-340.

  4. Конрад Н.И. Японская литература. М., 1974

  5. Арутюнов С.А. Современный быт японцев. М., Наука, 1968

  6. Рут Бенедикт Хризантема и меч. Модели японской культуры, М., Роспэн, 2004

  7. Иэнага Сабуро История японской культуры. Прогресс, М., 1972 г.

  8. В.Н.Горегляд Классическая культура Японии. Очерки духовной жизни. СпБ, Востоковедение, 2006 г.

  9. С.Арутюнов, Г.Светлов Старые и новые боги Японии, Наука, М., 1968

  10. История Японии. Т. 1-2. – М., 1998

  11. Главева Д.Г. Традиционная японская культура: Специфика мировосприятия. – М.: Вост. лит., 2003. – 264 с.

  12. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. – М.: Наука, 1979.

  13. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. – М., 1993

  14. Бреславец Т.И. Очерки японской поэзии IX-XVII веков. – М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 1994. – 237 с.

  15. Кожевников В.В. Очерки истории Японии. VII-XI вв. – XII-XVI вв. – Владивосток: Изд-во ДВГУ. 2001.

  16. Мещеряков А.Н. Книга японских символов. Книга японских обыкновений. – М.: Наталис, 2004. – 556 с. 

Электронные ресурсы

  1. Григорьева Т. П., Красотой Японии рожденный. В 2-х т. Т. 1. Путь японской культуры - М.: Альфа-М, 2005. - 360 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 5-98281-031-2, 2000 экз.URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=87336

  2. Бычкова Т.А. Культура традиционных обществ Китая и Японии: Учебное пособие к специальному курсу лекций. - Томск: ТГУ, 2001. - 63 с., URL: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/687/46687/22981

  3. Культурология: Учебное пособие / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 448 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-256-8, 1000 экз. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=227028

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Культура повседневности России»
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности России Направление/ специальность — 031400. 62, культурология Форма...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Международный этикет»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Международный этикет» разработан для студентов 4 курса по направлению подготовки 260501....
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История и культура Японии»
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2011 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Традиции и культура питания народов мира» для студентов очной формы обучения по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии» iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии» iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии» iconУчебно-методический комплекс москва 2011 федеральное Государственное...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Культура речи и этикет» подготовлен на основе требований Федерального государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины для студентов Института психологии,...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Этикет» для студентов очной формы обучения по специальности 100110. 65 «Домоведение»...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Физическая культура»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Культура стран изучаемого региона»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Японии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины корпоративная культура и...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск