Конкурс «Учитель года 2013»





Скачать 456.95 Kb.
НазваниеКонкурс «Учитель года 2013»
страница1/4
Дата публикации28.09.2013
Размер456.95 Kb.
ТипПрактическая работа
100-bal.ru > Химия > Практическая работа
  1   2   3   4
Районный конкурс «Учитель года – 2013»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чесменская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза М.Е.Волошина

Использование инновационных образовательных технологий - путь к формированию универсальных учебных действий и компетенций учащихся



Чесма, 2013

Описание педагогического опыта Агеевой Г.У.,

учителя химии высшей квалификационной категории




Использование инновационных образовательных технологий – путь к формированию универсальных учебных действий и компетенции учащихся

Содержание

Введение

1.Теоретическая база опыта

1.1 Роль образования в современном обществе

1.2 Виды и функции универсальных учебных действий

1.3 Формирование учебных компетенций

1.4 Педагогические технологии

2.Технология опыта (из опыта работы по использованию педагогических

технологий, приёмов, методов, подходов для формирования УУД).

2.1 Основные принципы педагогической практики

2.2 Использование педагогических технологий

2.3 Развитие интеллектуальных способностей школьников при изучении химии

2.4 Работа с одарёнными детьми, подготовка к предметным олимпиадам

2.5 Информационные и коммуникационные технологии

2.6 Использование модульной технологии

2.7 Использование игр

2.8 Проектная работа

2.9 Использование кейс-технологий

2.10 Практическая работа

3. Результаты педагогической деятельности

Выводы

Список используемой литературы
Введение
Самое главное – научить человека мыслить.

Б. Брехт

Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению.

В.Г.Белинский

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников. Как учитель химии, я ставлю своей целью добиться того,чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю.

Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы или, постигая химию, обогащать и постигать себя, свое место в этом огромном мире?

Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению? Еще Аристотель заметил, что « ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле».

Методика обучения химии, применяемая в настоящее время в средней школе, является еще в определенной степени традиционной. Деятельность учащихся при этом способе обучения направлена, главным образом, на запоминание и воспроизведение учебного материала, выполнение заданий и упражнений. Но на современном этапе главным требованием к уроку химии является использование всех возможностей содержания и методов обучения для проблемного построения учебного процесса как важного условия развития у учащихся способности к самоорганизации, умению решать проблемные задачи на основе сформированных универсальных учебных действий.

Таким образом, актуальность моего педагогического опыта определяется поиском путей из создавшегося противоречия между тенденциями инновационных технологий образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Это противоречие определяет ведущую педагогическую идею моего опыта: определение путей формирования ключевых компетенций учащихся через универсальные учебные действия посредством внедрения в учебный процесс интерактивных технологий, которые позволяют учащимся получить возможность самореализации, создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

В своей педагогической деятельности я стремлюсь учить учеников самих организовывать свою деятельность, определять тему, ставить перед собой цели, планировать свою работу, анализировать, видеть проблемы, строить гипотезы, доказывать их или опровергать, применять полученные знания на практике.

Объект моей работы – универсальные учебные действия.

Предмет работы - формирование универсальных учебных действий учащихся при помощи инновационных технологий.

Таким образом, целью моего педагогического опыта является использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся.

Для достижения цели мне необходимо решить следующие задачи:

1. Изучение передового педагогического опыта по использованию современных технологий развивающего обучения

2. Внедрение в педагогический процесс наиболее эффективных технологий, позволяющих сформировать ключевые компетенции учащихся.

3. Ориентация образовательного процесса на развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.

4. Повышение эффективности учебного процесса и, как следствие, формирование универсальных учебных действий

5. Подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Новизна опыта заключается в изменении подходов к содержанию, формам, методам обучения, и роли учителя-предметника; в развитии умения учителя управлять познавательной деятельностью учащихся, используя для этого современные образовательные технологии.
Методологической основой опыта являются идеи гуманистической направленности, обращенные к пониманию сущности человека; положение об активности и ведущей роли личности в развитии и саморазвитии. Опыт базируется на личностно – деятельностном подходе к изучению и развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); принципах личностно-ориентированного образования (Э.Н. Гусинский, Е.В. Бондаревская, А.С. Якиманской); компетентностного подхода (В.В. Сериков, А.В. Хуторской), на трудах В.В. Гузеева, М.В. Кларина, В.Ф. Паламарчука, С.И. Заир-Бека; Для развития критического мышления педагогическая технология РKМЧП, разработанная американскими педагогами (Дж.Стил, K.Мередит, Ч.Темпл и С.Уолтер), концепции модернизации российского образования на период до 2010 года; концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.



  1. Теоретическая база опыта


Образование- это индустрия, направленная на будущее.

(С. П. Капица)
«В 21 веке безграмотным считается уже не тот,

кто не умеет читать и писать, а тот,

кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться»

Элвин Тоффлер
1.1 Роль образования в современном обществе

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов нового поколения.

Чем вызвана необходимость перехода на новые образовательные стандарты? Во-первых, это ответ на изменяющуюся социально-экономическую действительность, определившую иные требования к качеству подготовленности и уровню развития учащихся. В условиях нарастания количества информации, развития рыночных отношений мало обладать системой предметных знаний и умений, необходимо быть готовым к поиску новых знаний, самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности. Следовательно, школа должна способствовать развитию таких личностных качеств, которые важны для социализации выпускников, их самореализации.

Во-вторых, международные исследования показали, что российские школьники, обладая достаточно большим объёмом теоретических знаний, не демонстрируют функциональность этих знаний. Данная ситуация вполне объяснима, так как предметно-знаниевый подход реализуемый долгие годы не ориентировал на готовности к применению знаний, поиску оптимальных путей решения поставленных проблем. В современных условиях важно не только то, что знают и умеют учащиеся, но и то, каким образом получены эти знания, осознаётся ли необходимость этих знаний и умений, созданы ли условия для приобретения опыта творческой деятельности. Поэтому разработка образовательных стандартов нового поколения - объективная необходимость.

Методологическая основа ФГОС (Федеральных Государственных Образовательных Стандартов) - системно- деятельностный (компетентостный) и личностно- ориентированный подходы, которые предполагают важность не только достижения предметных результатов, но и развития личностных качеств обучающихся с помощью формирования у них универсальных учебных действий (УУД), развития творческих способностей.

Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания, расширение методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.

Актуальность опыта, на мой взгляд, вытекает из трудностей, которые испытывают ученики в процессе обучения. У учеников недостаточно развиты такие умения, как умение обобщать, выделять главное, сравнивать, сопоставлять различные факты и явления, давать им оценку. Особенно трудно ученикам оперировать полученными знаниями и применять их в новой ситуации. В рамках традиционного урока учащиеся часто не имеют возможности для равноправного диалога с учителем, у них просто нет условий для подобного диалога, поэтому они выбирают диалог с соседом по парте, или роль молчаливого слушателя. При интерактивном обучении у учащихся есть реальная возможность высказать своё мнение, как на этапе осмысления, так и на этапе обобщения полученного опыта.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
1.2 Виды и функции универсальных учебных действий

Достижение цели более активного включения учащегося в учебный процесс становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в педагогике всегда рассматривалось как надежный путь повышения качества обучения

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Они:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;

2) регулятивные, включая саморегуляцию;

3) познавательные, включая логические и знаково-символические;

4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

Для формирования УУД, именно деятельностно-компетентностный подход к учебно-воспитательному процессу, по моему мнению, может стать эффективной методологией построения химического образования. Деятельностно-компетентностный подход к преподаванию химии способствует подготовке самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, готовой к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации естественнонаучного содержания.

1.3 Формирование учебных компетенций

Основным результатом учебной деятельности школьников должен стать набор основных компетенций. В ходе учебно-воспитательного процесса формирую ключевые, общепредметные и предметные компетентности.

По классификации, предложенной ученым А.В. Хуторским, ключевые компетенции делятся на:

  • учебно-познавательные;

  • информационные;

  • коммуникативные;

  • общекультурные;

  • компетенции личного самосовершенствования;

  • социальные.

  • Они способствуют приобретению учащимися социального опыта.

К общепредметным компетентностям относятся речевые, мыслительные, практические, компетентности внимания и памяти, владение логическими операциями. Они формируются в процессе изучения любой учебной дисциплины, в том числе и химии.

Предметные компетенции формируются в рамках определённого предмета. В процессе преподавания химии я формирую такие компетентности, как:

- понятие о химии, как о неотъемлемой составляющей естественно-научной картины мира;

- представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определённой структурой и способны к взаимным превращениям;

- химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке;

- понимание роли химии в повседневной жизни и прикладного значения химии в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической;

- химически осознанное, критическое отношение к веществам в быту; умение управлять химическими процессами.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс «Учитель года 2013» iconНадежда Викторовна Иванова абсолютный победитель конкурса «Учитель года -2013»
Каждый год в посёлке Чернышевск проводится районный конкурс педагогического мастерства. В этом году торжественное мероприятие Учитель...
Конкурс «Учитель года 2013» iconКонкурс сочинений на тему: «Значимость профессии учителя»
С 23 сентября по 4 октября 2013 года в маоу янтыковской сош прошёл конкурс «Моя будущая профессия – учитель!». Пять учеников нашей...
Конкурс «Учитель года 2013» iconПоложение о проведении школьного конкурса «Учитель года 2012»
Школьный этап конкурса «Учитель года» (далее конкурс) призван содействовать развитию педагогического мастерства, повышению престижа...
Конкурс «Учитель года 2013» icon1курса колледжа по специальности «Фармация» (очно-заочная форма)...
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс «Учитель года 2013» iconПостановление От 21. 02. 2013 года №336 о подготовке и проведении...
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...
Конкурс «Учитель года 2013» iconКонкурс «Учитель года -2013»
Учить применять сочетательное свойство сложения при нахождении значения выражения
Конкурс «Учитель года 2013» iconПоложение о районном конкурсе «Учитель года 2010»
Районный конкурс «Учитель года 2010» (далее конкурс) проводится Кяхтинским руо, Районным организационным комитетом, Районным комитетом...
Конкурс «Учитель года 2013» iconКонкурс «Ученик года» проводится ежегодно. Конкурс «Ученик года-2013»
Стимулирование участия учеников школы в общественной жизни, формирование социально активной личности
Конкурс «Учитель года 2013» iconКонкурс «Мастер года-2013» Областной конкурс «Мастер год- 2013» конкурсное...

Конкурс «Учитель года 2013» iconКонкурс на лучшую постановку организации работы по предупреждению...

Конкурс «Учитель года 2013» iconКонкурсы» открыта тема «Стартует городской конкурс \"Учитель года 2012\"!»
Специалистам роо, директорам имц, оу, педагогам, желающим принять участие в городском конкурсе «Учитель года» 2012
Конкурс «Учитель года 2013» iconКонкурс Лучшее занятие нод по тематике
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...
Конкурс «Учитель года 2013» iconКонкурс лучших учителей Челябинской области (Киселёва Ю. А.) Районный...
Выступление с презентацией заместителя директора по учебной работе Жиденковой Т. А
Конкурс «Учитель года 2013» iconКонкурс методических разработок учебных занятий (конспектов) по экологической проблематике
Провести районный конкурс «Воспитатель года-2013» среди педагогов муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу...
Конкурс «Учитель года 2013» iconОбзор новых нормативных документов в области здравоохранения за период...
Провести краевой конкурс «Класс, свободный от курения» с октября 2009 года по май 2010 года
Конкурс «Учитель года 2013» iconБакшаева Анна Александровна Учитель начальных классов 2013 Аналитическая...
Этот конкурс проводится в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск