Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме





Скачать 71.11 Kb.
НазваниеУчитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме
Дата публикации29.06.2013
Размер71.11 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 89 Калининского района Санкт-Петербурга

Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна
Конспект урока по теме: «Наука химия. Понятие о веществе.»
Класс: 8 класс
Цель урока: создать условия для развития мотивации к предмету, активизировать познавательную деятельность учащихся
Задачи:

Обучающие:

  • Сформировать понятие о предмете химии, веществе, физических свойствах веществ.

Развивающие:

  • Развитие умений: анализировать, логически мыслить, сравнивать

Воспитательные:

  • Развитие коммуникативных умений, толерантности, культуры общения


Тип урока: по дидактической цели – урок ознакомления с новым материалом; по способу организации – вводный
Используемые образовательные технологии:

  • актуализации личного опыта

  • ориентации на когнитивное развитие личности

  • поисковой (практической) деятельности

  • здоровьесберегающие


Форма проведения: сочетание беседы, практической работы, видеопоказа, игры
Оборудование и материалы: реактивы (растворы солей), набор ареометров, х/ф «Гудзонский ястреб», видеомагнитофон, телевизор; на каждой парте – вещества в баночках, пробирки, ложечки для веществ, кружка с водой, палочка для перемешивания веществ.


Ход и содержание урока
1 этап

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения химии, дать определение науке «химия».
Так как это первый урок химии в 8 классе, учащиеся входят в класс, встают – здороваются и учитель представляется, и говорит, что нам предстоит начать изучение новой науки – науки химии. Что ж начнем урок.

Гаснет свет – на кафедре загораются разноцветные огни (горит вата, смоченная растворами солей: лития-красное пламя, меди – зеленое и т.п.).


Учитель читает стихи:

Взор химика пытлив, ему порядок мил,

Среди своих реторт, пробирок и приборов,

Таких загадочных для любопытных взоров.

Стремится он постичь капризы тайных сил.

Он многое их них уже установил.

Веди же и меня в загадочное царство!

Я верю: только в нем отыщется лекарство

От всех бесчисленных печалей и скорбей.
Я неспроста начала урок с замечательного стихотворения Армана Сюлли – Прюдома, так как вы действительно, на пороге загадочного царства химии, науки с удивительным прошлым, настоящим и фантастическим будущим, потому что, чего бы не коснулись наши руки, это все – результат химических процессов.

Из клинописей, найденных в Древнем Египте, можно судить, что слово «химия» возникло за 3000 лет до нашей эры. Существует несколько версий происхождения этого слова: от слова «хемес» (в честь греческого мудреца Гермеса Трисмегистра); от слова «хима» - в переводе с греческого «выплавка металлов»; от слова «хеми» - старинного названия Египта.

А как же появилась наука химия?

Еще с глубокой древности человек задавал себе вопрос: «Из чего состоят окружающие его тела, он сам, вся Вселенная?».

Египтяне считали основой всего воду, т.к. их благополучие зависело от разливов реки Нил.

Греческие мыслители видели основу в воздухе (из воздуха образовывались облака, из облаков – вода, земля и все тела природы.). Аристотель считал, что все тела состоят их четырех принципов: холода, тепла, влажности и сухости.

Учение Аристотеля послужило основой для развития алхимии.

Учитель задает вопрос: «Кто такие алхимики и чем они занимались?». Слушает ответы детей и подводит итог: алхимики ставили перед собой сверхзадачу – научиться получать из неблагородных металлов благородные (золото). Они считали, что есть некое магическое вещество («философский камень», «эликсир мудрецов» и др.), которое может решить эту задачу. Поиски алхимиков продолжались 12 столетий.

Такой длинный период в истории человечества до сих пор вспоминают, например, в художественных фильмах.

Учитель предлагает посмотреть фрагмент х/ф Майкла Леманна «Гудзонский ястреб», в котором показана машина по производству золота из свинца, а так же главный герой ищет магический кристалл, который способен производить золото.

Конечно, изыскания алхимиков не имели никакой научной основы, но все-таки благодаря поискам «философского камня», они, подчас случайно, открывали новые вещества, описывали их свойства, что, несомненно, помогло химикам будущих столетий.

Вот один из таких примеров. В 1669 г. солдат – алхимик Хеннинг Бранд в поисках «философского камня», собирал мочевину в солдатских казармах и упаривал ее до образования красной жидкости, которую он смешал с углем и прокалил. Каково было его удивление, когда он увидле, что полученное им вещество светится в темноте. Счастливая случайность помогла Бранду открыть вещество, которое получило название фосфор (в переводе «светоносец»).

Но главным источником знаний в те времена была не алхимия, а практическая деятельность литейщиков, металлургов, фармацевтов. Опыт производства накапливался, передавался из поколения в поколение. В XVI веке были изданы первые книги о химических процессах, созданы первые химические лаборатории. Открытия новых веществ, химических процессов следовали одно за другим, создавалась теория науки, науки – химии.

Сегодня химия – одна из передовых и перспективных наук.

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что изучает наука химия. Учащиеся отвечают.

Учитель подводит итог 1 этапа урока и просит открыть тетради и записать тему урока: «Предмет химии. Вещества. Свойства веществ»

И записываем определение: Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.
2 этап

Цель: формулировка понятий: «вещество», «свойства веществ»; установление разницы между «телом» и «веществом».Динамическая пауза.
Теперь давайте ответим на вопрос: Что такое физическое тело и вещество?

Вещество – то, из чего состоят физические тела.

Физическое тело – предмет природы, который можно исследовать.

Игра:

А сейчас, я предлагаю вам немного поиграть. Я буду перечислять подряд тела и вещества. Если я называю вещество, вы молчите, а если тело, то хлопаете в ладоши.

Мяч, алюминий, вода, снежинка, стакан, каучук, железо, ложка, стол, уксусная кислота и т.п.

После завершения игры, учитель спрашивает: «Как вещества можно отличить друг от друга?». Дети отвечают: по цвету, запаху и т.п.

Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или сходны между собой называют свойствами.

Вы уже изучали физические свойства веществ на уроках естествознания, физики, попробуйте их перечислить. Давайте запишем их в тетради:

Физические свойства веществ:

  • Агрегатное состояние – твердое, жидкое, газообразное

  • Цвет

  • Запах

  • Вкус

  • Растворимость в воде

  • Температура плавления (кипения)

  • Электропроводность

  • Плотность


Учитель показывает учащимся ареометры, измеряет плотность раствора серной кислоты, щелочи.


3 этап.

Цель: изучение физических свойств веществ – практическая работа.
Сейчас вам предстоит изучить физические свойства, предложенных веществ и сравнить их.

Хочется напомнить вам, что кабинет химии – кабинет повышенной опасности и в нем необходимо соблюдать определенные правила техники безопасности. Попробуйте сформулировать какие. Учащиеся, вместе с учителем, формулируют правили техники безопасности в кабинете химии.

После ознакомления с физическими свойствами веществ вам необходимо заполнить сравнительную таблицу. Раз таблица сравнительная, то нам необходимы признаки сравнения – физические свойства, необходимо установить различия и сходства.

Таблица 1 . Сравнение физических свойств веществ


Признаки сравнения

Сходства

Различия

Сера

Поваренная соль

Агрегатное состояние

Твердое







Цвет




Желтый

Белый

Запах

Нет запаха







Растворимость в воде




Не растворима в воде

Растворима в воде














На каждой парте предложены разные вещества. После выполнения практической работы и заполнения таблицы учитель предоставляет слово учащимся, которые рассказывают об исследуемых веществах, выделяют сходства и различия в их свойствах.
4 этап.

Цель: подведение итогов урока, рефлексия
Урок подошел к концу. Скажите, пожалуйста:

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам понравилось на уроке?

Что не понравилось?

Что вас удивило?
Далее учитель задает домашнее задание: выпишите в тетради 5 тел и напротив те вещества, из которых сделаны эти тела; выпишите физические свойства трех веществ, которые есть у вас дома.


Список литературы:


  1. Малиновская Ю.В. Химия. 6-й класс/Пропедевтический курс. – СПб.: ТОО Фирма «Икар», 2002, - 76 с.

  2. Химия: неорганич. химия: учебник для 8 кл. общеобразоват. уч./ Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. – 11 – е изд. перер. – М.: Просвещение, 2007, - 176 с.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме iconПлан-конспект урока №22 по химии в 9 классе по теме: «соединения...
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, изложение нового материала, практические занятия)
Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме iconУрок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме iconНазвание раздела. Тема урока
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме iconКонспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома,...
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета
Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме icon
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме iconОтраслевое соглашение
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме iconПервичная профсоюзная организация
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме icon1. Институт международных переговоров
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме iconПрограмма научного кружка
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме iconКонспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме iconРабочая программа учебной дисциплины
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме iconКонспект урока по физике в 10 классе по теме «Изопроцессы». Учитель...
...
Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме icon«теория и практика ведения переговоров на английском языке»
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме iconПрограмма дисциплины «Искусство ведения международных переговоров»
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме iconУрок химии в 8 классе по теме: «Основания»
Конспект урока может быть использован учителями химии при изучении темы «Основания» в 8 классе
Учитель химии: Малиновская Юлия Владиславовна Конспект урока по теме iconКонспект урока тема урока: «Альдегиды» Ф. И. О.(полностью) Кошурина...
Цель урока: формирование представления об альдегидах как органических соединениях


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск