Скачать 89.41 Kb.
|
План-конспект урока по теме «Электролиз солей». Цели: 1. Рассмотреть один из способов получения металлов. 2. Познакомиться с понятием электрометаллургия, процессом электролиза расплавов и растворов солей. Задачи: 1. Научиться определять продукты электролиза, используя закономерности окислительно-восстановительных реакций, протекающих на электродах. 2. Изучить алгоритм составления химических уравнений электролиза расплавов и растворов солей. 3. Познакомить с требованиями оформления ответов на задания части В в текстах ЕГЭ 4. Рассмотреть применение электролиза. Используемые учебники и учебные пособия: "Химия. 11 класс" О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. Дрофа. 2009 Этапы занятия:
Ход урока: 1. Актуализация знаний по теме: «Основные способы получения металлов». Учащиеся отвечают на вопросы по изученному материалу (вопросы представлены на интерактивной доске), выбирая правильный ответ из предложенных, записывают букву в таблицу:
В результате получается слово: катод.
Учитель: ? Что означает слово КАТОД? ( отрицательно заряженный электрод). Это слово будет использовано нами при изучении новой темы «Электролиз солей» 2. Объяснение нового материала. Учитель: Если щелочные и щелочноземельные металлы нельзя получить с помощью гидрометаллургического и пирометаллургического методов, то как же этот процесс осуществляется в промышленности? Оказывается есть еще один способ получения металлов и их соединений с помощью хорошего восстановителя – электрического тока. Этот способ называется электролизом. Электролиз – окислительно-восстановительный процесс, происходящий на электродах под действием электрического тока. ? Как называется электрод, имеющий положительный заряд? (анод) ? Как называется электрод, имеющий отрицательный заряд? (катод) ? Чем отличается расплав соли от раствора? (в расплаве происходит диссоциация соли под действием высокой температуры, а в растворе диссоциация солей под действием воды). ? Что произойдет с ионами соли при помещении в ее расплав электродов, подсоединенных к источнику тока? ? Как записать этот процесс с помощью химических реакций? э.т. 2NaCl → 2Na + Cl2 Схема процессов, происходящих на катоде и аноде:
Проблема: Какие продукты получаться при электролизе раствора хлорида натрия? Учитель: Какое явление происходит в растворе хлорида натрия под действием воды? Учащиеся: Диссоциация соли хлорида натрия на катионы натрия и анионы хлора. NaCl → Na+ + Cl- Учитель: В отличие от расплава в растворе солей присутствуют и молекулы воды. Рассмотрим процесс электролиза раствора хлорида натрия: Составим схему процессов, происходящих на катоде и аноде: (схема демонстрируется на интерактивной доске):
Учитель: В данном случае, необходимо выбрать приоритетное вещество, то которое первым будет окисляться и восстанавливаться. Для этого существует правила, позволяющие выполнить эти действия. Правило разрядки на катоде: (схема демонстрируется на интерактивной доске): а) Если металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов до алюминия (включительно), то на катоде первой восстанавливается вода: 2H2O + 2ē = H2↑ + 2OH-, металл остается в виде иона. б) Если металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов между алюминием и водородом, то на катоде восстанавливается металл и вода. Ме+n + n ē = Me0, 2H2O + 2ē = H2↑ + 2OH- в) Если металл находится в электрохимическом ряду напряжения металлов после водорода, то на катоде восстанавливается сам металл. Ме+n + n ē = Me0 Рассмотрим наш пример: на катоде находится ион натрия (расположен в ряду активности до алюминия) и вода. Согласно правилу разрядки на катоде восстанавливается вода: 2H2O + 2ē = H2↑ + 2OH- Ион натрия остается в растворе. Правила разрядки на аноде (схема демонстрируется на интерактивной доске): Процесс на аноде зависит от материалов анода и от природы аниона. Если анод растворяется (железо, цинк, медь, серебро и т.д.), то окисляется металл анода, несмотря на природу аниона. Если анод не растворяется (инертный), то: а) Первыми на аноде окисляются бескислородные остатки кислот (I- , Br- , Cl- и т.д.) Cl- - 1ē = Cl0, Сl2↑; б) Затем вода (2H2O - 4ē = О2↑ + 4H+); в) Следующие по очереди кислородсодержащие кислотные остатки и фторид-ион. Рассмотрим наш пример: на аноде находятся ионы хлора и вода. Согласно правилу разрядки на аноде первой будет окисляться вода: 2H2O - 4ē = О2↑ + 4H+. Анион хлора останется в растворе. Подведем итог: в результате электролиза раствора хлорида натрия на катоде образуется газообразный водород, на аноде – газообразный кислород, в растворе находятся ионы: катионы натрия и анионы хлора. Суммарное уравнение реакции: (схема демонстрируется на интерактивной доске): э.т. 2NaCl + 2H2O → Н2 ↑ + Cl2 ↑ +2NaOH Учитель: Сравните продукты реакций при электролизе раствора и расплава хлорида натрия? Работа с учебником: рассмотрение схем катодных и анодных процессов (стр. 233) 3. Демонстрационный эксперимент Используя программу «Virtual Chemistry Lab 2.0 Portable» продемонстрировать опыт, в котором поверхность металлического предмета покрывается электрохимическим способом слоем меди (гальваностегия). В качестве катода используется латунный предмет. В качестве электролита используется раствор сульфата меди. Анод должен быть медным. По ходу выполнения опыта учащиеся дают пояснения, основанные на материале ЦОР. Учащиеся, выполнявшие демонстрационный эксперимент (при поддержке учителя), повествуют также о другой технологии – гальванопластике. 4. Самостоятельная работа учащихся. Вариант № 1 1. Написать схемы электролиза растворов хлорида хрома (III), нитрата меди (II), фосфата калия, хлорида натрия и расплава иодида цинка. 2. Установите соответствие между металлом и способом его электролитического получения
Вариант № 2 1. Написать схемы электролиза растворов хлорида кальция, нитрата железа (III), сульфата калия, хлорида железа (II) и расплава хлорида железа (II). 2. Установите соответствие между металлом и способом его электролитического получения
5. Подведение итогов уроков. Домашнее задание: § 18 , стр. 230-235, упр. 23, 24, 25 |
Конспект урока по теме «химические свойства металлов» (11 класс)... Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,... | Конспект урока конференции Цель: показать один из способов обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса | ||
Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока Цели урока: уметь рассказывать о физических свойствах солей; уметь проводить и записывать реакции иллюстрирующие химические свойства... | Конспект урока изо для 6-х классов «Такая разная зима!» Цель: показать один из способов обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса | ||
Урок по теме Спирты Цели урока: Дать понятие о составе, строении одноатомных и многоатомных спиртов, на основе экспериментальных опытов изучить физико-химические... | Реферат по теме: «Металлы. Свойства металлов.» Строение атомов металлов. Положение металлов в периодической системе. Группы металлов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: рассмотреть генетическую связь соединений азота, охарактеризовать положение азота в таблице Менделеева, рассмотреть состав... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи: Повторить и обобщить знания по изученному разделу. Чтобы в последующих классах вам было легче изучать следующие темы:... | ||
Методическая разработка открытого урока: «Алкины» Познакомить учащихся с гомологическим рядом, изомерией, номенклатурой алкинов, рассмотреть способы получения ацетилена (карбидный... | Урок тема урока: Химические свойства металлов. Понятие о коррозии... Нрк. «Способы борьбы с коррозией – защитные покрытия другими металлами и добавки с целью получения нержавеющих сплавов» | ||
Урока химии в 7(8) классе Тема: Состав и свойства солей. Соли в природе... Оборудование: учебник, схема-опора (маршрутный лист), карточки с формулами солей, образцы некоторых солей | Конспект урока-лекции по теме: Землетрясения. 7 класс. Учебные вопросы.... В начале урока дети с учителем входят в Интернет, в поисковую систему Яндекс и в строке поиска набирают фразу «землетрясения в мире... | ||
План-конспект урока положение металлов в пс и особенности строения их атомов Повторить положение металлов в периодической системе, особенности строения их атомов и кристаллов; обобщить и расширить знания учащихся... | Тестовый контроль как один из методов проверки знаний по химии Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,... | ||
Урок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино" Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,... | Конспект урока по информатике в 9 классе Тема урока: «Команда присваивания» Цели урока Сегодня на уроке, мы выясним: каким образом задаются значения величин в программе, познакомимся с командой присваивания как одним... |