Исследование физико-химических свойств шампуней а. Панаськов, ученик 10 класса





Скачать 115.2 Kb.
НазваниеИсследование физико-химических свойств шампуней а. Панаськов, ученик 10 класса
Дата публикации01.08.2013
Размер115.2 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Химия > Исследование


ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ШАМПУНЕЙ
А. Панаськов, ученик 10 класса

научный руководитель - учитель химии Ковалева Надежда Николаевна

МБОУ «СОШ № 12 им. В. Н. Сметанкина», г. Находка, Приморского края
Когда-то косметика была доступна лишь избранным, сегодня же невозможно представить, чем ещё, кроме шампуня, можно мыть голову.[3] Шампунь, зубная паста и мыло прочно вошли в нашу жизнь. Мы не можем представить свою жизнь без них. В настоящее время на рынке предложен широкий выбор этого продукта для всех типов волос от различных производителей. Магазины и реклама на телевидение изобилуют информацией о различных сортах шампуней. Реклама производителей убедительно склоняет нас, потребителей, к использованию данных средств. Диапазон оценок весьма широк: от восхищения их чудодейственными свойствами до леденящих душу предостережений, после которых впору готовиться к полному облысению. На что же нам нужно ориентироваться, при выборе наиболее подходящего для наших волос средства? Я заинтересовался этим вопросом и решил провести небольшое исследование.

В работе была выдвинута проблема: так ли полезны шампуни, как рекламируют их производители? И я предположил, что популярные сорта шампуней обладают лучшими свойствами по сравнению с более дешёвыми. Целью исследования было изучить некоторые физико–химические свойства шампуней и выяснить факторы влияющие на их качество.

В ходе работы я провел литературный обзор по теме исследования; на основе школьного социологического опроса выявил наиболее часто используемые учащимися виды шампуней; изучил состав и некоторые свойства шампуней; провел сравнительный анализ ПАВ популярных шампуней; составил рекомендации по выбору и использованию шампуней.

Историческая справка

Если мыло существует уже несколько тысяч лет, то шампунь гораздо моложе. На самом деле шампуню, в привычном для нас виде, меньше сотни лет. И чуть больше сотни лет шампуню в порошке.

В Китае использовали экстракт кедра, в Индонезии – пепел рисовой шелухи, в арабских странах - отвар айвы, на Филиппинах - алоэ, а в Германии - даже бензин. Мытье бензином, иначе «шампонирование», представляло серьезную опасность. В средние века жители Европы ухаживали за волосами так называемым “Сухим методом” - на них наносили пудру и длительно массировали кожу. После чего порошок, вобравший в себя жир и грязь, аккуратно вычесывали мелким гребнем. В эпоху Людовика XIV вся европейская знать годами не мытые волосы скрывала под шикарными париками. В обильно посыпанных мукой “сооружениях” довольно часто заводились вши, клопы, и - даже! - мыши. Например,  королева Англии Елизавета I считала вредным мыть голову чаще одного раза в год.

Слово шампунь своими корнями происходит от названия цветка Champa (чампа - растирать, массажировать), произрастающего на территории Индии. Из него добывали благовонное ароматное масло, которое затем массированными движениями втирали в кожу головы, что и служило великолепным средством для укрепления волос.

Первый в мире шампунь разработан и создан  англичанином Фрэнком Хербертом в конце  XIX века. Его шампунь был сухим порошком и представлял собой смесь мыльной пудры с добавлением отдушек. Назывался этот порошок Shaempoo. Немецкий химик Ханс Шварцкопф поставил производство шампуня на массовый поток. Только на его пакетиках с сухим шампунем красовался придуманный им товарный знак - силуэт головы черного цвета (Schwarzkopf в буквальном переводе с немецкого — «черная голова»). Теперь это был марочный продукт, который Ханс тут же запатентовал. Все это случилось в 1903 году. Самое главное, он не оставлял противного налета на волосах! Ассортимент шампуней расширился достаточно быстро и в скором времени насчитывал уже 8 видов. Жидкая консистенция шампуня была разработана этой же компанией в 1927 году. У порошка, несмотря на все свои достоинства, были и серьёзные недостатки: бумажные пакетики с шампунем промокали, да к тому же порошковая пыль иногда вызывала аллергическую реакцию. Жидкий шампунь пенился лучше, уровень очищения волос от загрязнений стал выше. И дозировать жидкий шампунь стало проще, а значит, он стал более экономичным.[6]

Потребительские свойства шампуней

Опираясь на ответы учеников нашей школы был составлен портрет потребителя шампуня: среднестатистический потребитель не знает, в каком веке появился шампунь, какой у него тип волос. Считает, что его волосы здоровы, но приобретает шампунь 2-3 типов в основном от перхоти, ориентируясь на цену и качество шампуня, при этом, не обращая внимания на его состав. Предпочитает кремообразный шампунь для ежедневного ухода за волосами с очищающим и восстанавливающим эффектом, Используемым средством доволен, народных средств для ухода за волосами практически не знает, а процент знающих их респондентов ими не пользуется.

Требования, предъявляемые к шампуням можно условно разделить на две группы: для шампуней, используемых в быту и для профессиональных линий.

Обычные "бытовые"шампуни должны иметь хорошую очищающую способность, давать пышную устойчивую пену в воде любой жесткости, хорошо распределяться по волосам и при этом легко смываться, обязательно быть мягким по отношению к коже и слизистой оболочке глаз, обеспечивать кондиционирующий эффект, придавать волосам блеск и то, что в рекламах называют "здоровый вид", иметь приятный цвет и запах отдушки, иметь рН близкий к 5,5.[7]

Особенностью же любой профессиональной серии препаратов является более точечное воздействие и более интенсивный уход. И подбор такой серии должен осуществлять специалист. К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция продаж профессиональный серий препаратов через аптечные сети, крупные универмаги и даже рынки, что мне представляется не вполне верным. Кроме того, профессиональные серии препаратов решают конкретную проблему быстро и эффективно, поскольку являются более концентрированными и оказывают более глубокое воздействие. А этот фактор требует предварительной консультации со специалистом, прежде чем потребитель начнет использовать препараты из профессиональной серии.

Результаты проведённого исследования

Для выяснения самого популярного шампуня среди учеников нашей школы было проведён социологический опрос. В результате анкетирования было установлено, что пользуются наибольшей популярностью шесть видов шампуней: Syoss, Schauma компании Schwarzkopf & Henkel, Head & Shoulders компании Procter & Gamble, Nivea компании Biersdorf, Чистая линия компании Калина, Kera Sys компании Aekyung (Экён). На рынке товаров эти шампуни знают многие покупатели из - за рекламы этого вида средства по телевидению.

Многие считают, что настоящий шампунь состоит только из натуральных компонентов, однако это не так. Шампуней из натуральных компонентов в продаже нет и быть не может. Современный шампунь представляет собой смесь не менее чем из десяти компонентов, самым натуральным из которых является, только вода. Остальные же ингредиенты – это химические соединения, синтезированные вещества, красители, ароматизаторы и за редким исключением витаминные комплексы.

Этикетка шампуня является его паспортом, который может рассказать о своём «хозяине» практически все. Она обязательно включает в себя наименование изделия, полные данные о заводе-изготовителе, срок годности, объем или массу изделия, ГОСТ или ТУ, определяющие требования к качеству, способ применения и назначение. Мне наиболее интересна была информация о составе косметического средства.

Состав любого шампуня соответствует кокой либо устоявшейся принципиальной схеме. Все химические вещества, входящие в состав шампуней, можно объединить в группы по задачам на них возлагаемым: моющая субстанция (поверхностно-активные вещества - ПАВ); добавки в виде вспомогательных ПАВ (СоПАВ), способствующие получению дополнительных свойств шампуня (пенообразование); кондиционирующие компоненты; функциональные добавки и модификаторы (регуляторы рН, консерванты, комплексообразователи, увлажнители, антибактериальные компоненты); эстетические добавки, придающие шампуню товарный вид (отдушки, красители, загустители, перламутровые вещества и пр.); биодобавки; вода.[7]

В первоочередную задачу шампуня входит очистка головы от грязи и жира. За моющую основу берутся сульфаты. Они являются главным ингредиентом этого гигиенического средства. Очистка головы от жира возлагается на активные вещества, которые при смешивании с воздухом и водой образуют пену при мытье. Наиболее качественными из них считаются ТЕА лаурил и ТЕА лаурет сульфаты, а наиболее дешевыми и в тоже время самыми низкосортными являются сульфаты лаурет и лаурил аммония.[5] Если расположить все сурфактанты в порядке улучшения их качеств, согласно справочных данных, то список будет выглядеть следующим образом:

Ammonium Lauryl Sulfate (аммония лаурил сульфат)

Ammonium Laureth Sulfate (аммония лаурет сульфат)

Sodium Lauryl Sulfate (натрия лаурил сульфат)

Sodium Laureth Sulfate (натрия лаурет сульфат)

TEA Layril Sulfate (ТЕА лаурил сульфат)

ТЕА Laureth Sulfate (ТЕА лаурет сульфат).

В состав всех шампуней входят ПАВы по два, а то и три вида, например как в Nivea, в состав которой входит самый низкосортный лаурет сульфат аммония. Сегодня никому не удалось создать шампунь без добавления сурфактанта – моющего вещества, поэтому, используя даже самый натуральный шампунь, продукт химической промышленности не минует ваших волос.[4]

Для придания густоты волосам в шампунь добавляют различные специальные вещества, которые, кроме того, как сгущать раствор не умеют делать ничего полезного. Очень густой шампунь вовсе не является свидетельством того, что в нем больше экстрактов, сурфактантов и прочих полезных веществ.[4]

Для придания "натурального" цвета или перламутрового вида, в шампунь добавляют какие либо химические вещества - удачные находки промышленности. То же самое касается и аромата, исходящего из флакона.

Подводя итоги выше сказанного можно сделать вывод, что в состав большинства исследуемых шампуней входят ПАВ (анионные, ионогенные, амфотерные), консерванты, ароматизаторы, вода, загуститель, красители и антибактериальные компоненты.

В ходе работы я провёл оценку органолептических показателей. Внешний вид, однородность и цвет шампуней, имеющих жидкую консистенцию и упакованных в непрозрачные флаконы, определял путем сенсорной оценки согласно ГОСТа 29188.0-91 «Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний». Все шампуни соответствовали требованиям ГОСТа.

Затем исследовал физико-химические характеристики: значение рН, пенообразующую способность, суспензирующую и эмульгирующую способности.

Водородный показатель рН - важный показатель содержания в растворе ионов водорода. На этикетках многих шампуней указан рН равный 5,5, что соответствует естественной реакции кожи. Ученые доказали, что роговой слой кожи имеет такой водородный показатель за счёт находящихся в нём водорастворимых веществ. рН равный 5,5 соответствует кислой среде, благодаря чему бактерии, попавшие на кожу головы не размножаются. Чтобы кожа головы и волосы находились в благоприятных условиях, важно сохранять этот защитный слой. Все анализируемые образцы имели рН среды приблизительно равный 6 (слабокислая среда).

Сравнительную оценку функциональных характеристик поверхностно-активных веществ проводил согласно "Учебно-методического пособия к лабораторным занятиям и самостоятельной работе студентов по промышленной технологии парфюмерных и косметических средств (специальность - "Технология парфюмерно-косметических средств")" по следующим показателям: пенообразующая способность; кратность пены; стойкость пены; "время жизни" пены.


Название средства

стойкость пены, мин

рейтинг

"время жизни" пены, мин

рейтинг

общий рейтинг пены

Syoss

36

IV

397

III

I

Schauma

15

VI

120

V

III

Head & Shoulders

19

V

88

VI

V

Nivea

58

I

1560

I

II

Чистая линия

40

II

150

IV

IV

Kera Sys

39

III

1200

II

I
Полученные результаты вы видите в таблице. Наиболее стойкая пена и "время её жизни" у Nivea, но вот пенообразующая способность наоборот низкая. У шампуня Schauma пенообразующая способность самая высокая, а вот стойкость пены и "время жизни" почти самая низкая. Учитывая все показатели пенообразования можно выделить два шампуня Syoss и Kera Sys. С появлением мыльной пены волосы споласкивают водой и операцию намыливания повторяют, так как после первого намыливания с волос и кожи головы удаляется лишь основная часть загрязнений. Если на волосах слишком много механических загрязнений или жира, при первом нанесении моющего средства на волосы не удается получить обильную пену. В этом случае моющий состав наносят на волосы дважды, чтобы удалить основные загрязнения и получить хорошую устойчивую пену. Образование обильной пены - показатель того, что волосы чистые.

Н
Гистограмма 1
а гистограмме 1 наглядно видно, что лучше всего суспензирование проходило в шампуне Nivea, аж 84 %, на втором месте Head & Shoulders – 36 %, и на третьем месте Kera Sys – 24 %. Суспензирование происходит благодаря ПАВам, а так как в шампунь Nivea входит три типа ПАВа, то мы и наблюдаем прямую связь с высоким процентом смывания грязи с волос. А шампуни Чистая линия, говорящий, что он из натуральных продуктов и Syoss профессиональной линии смывает всего 12 % загрязнения.

Исследуемые шампуни обладают эмульгирующей способностью в пределах 80 % - 100%. Наилучшей эмульгирующей способностью обладают растворы средств: «Schauma» - 100%, а наименьшей – «Чистая линия» - 80 %.

Очень часто мы слышим в рекламах, что шампунь оздоравливает волосы и возможен даже их рост. Я проверил это утверждение с помощью биотеста (прорастание семян под воздействием исследуемых шампуней). Семена проросли только в контрольной чашке на четвёртые сутки. На седьмые сутки в контрольной чашке появившиеся ростки увеличились в размере, а в остальных семена остались прежними. Следовательно, шампуни не помогают росту волосам.

Выводы:

1
Гистограмма 2
. Шампунь – это самое распространенное и часто применяемое средство по уходу за волосами.

2. На протяжении 100 лет остаются наиболее популярные шампуни производителя Schwarzkopf & Henkel.

3. В состав всех исследуемых шампуней входят такие вещества, как ПАВы, консерванты, ароматизаторы, вода, загуститель, красители и антибактериальные компоненты.

4. ПАВы, входящие в состав шампуней, с теоретической точки зрения плохо влияют на организм (вызывают рак груди).

5. У Шампуней, растворы которых прозрачны, плохи по своим свойствам, так как не содержат высших жиров полезных для кожи головы и волосяных луковиц.

6. Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Так как рейтинг шампуней при опросе и исследовании почти совпали. А то, что Kera Sys занял первое место при исследовании его свойств, а шестое место у потребителей скорее всего объясняется его высокой себестоимость. Так как покупатель, согласно анкетных данных, ориентируется на цену и качество.

Список используемых источников

1. Гладышев В. В. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям и самостоятельной работе студентов по промышленной технологии парфюмерных и косметических средств (специальность - Технология парфюмерно-косметических средств). - Запорожье: Iнтер-Плюс, 2008. - 55 с.

2. ГОСТ 29188.0-91 Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний. - М.: ИПК издательство стандартов, 1991. - 4 с.

3. Изобретение шампуня. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.374.ru/index.php?x=2007-09-26-61.


4. Красножон Д. О шампунях и кондиционерах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://newwoman.ru/sekret9.html.

5. По каким критериям выбирать шампунь? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.palmolive.org/secrets_care/1.

6. Родословная вещей. Шампунь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.publiclibrary.ru/readers/kaleidoskop/goods-shampoon.htm.

7. Трихология. Шампуни. Часть I. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.trichology.ru/prof-shampoo.html.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование физико-химических свойств шампуней а. Панаськов, ученик 10 класса iconИсследование физико-химических свойств хлеба 9
О внесении изменений в приказ министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 26. 12. 2011 №194-нпа
Исследование физико-химических свойств шампуней а. Панаськов, ученик 10 класса icon1 Цель преподавания дисциплины: изучение особенностей химического...
Раскрывая физико-химическую сущность жизненных явлений, курс «Химические основы жизни» оказывает огромное влияние на развитие всех...
Исследование физико-химических свойств шампуней а. Панаськов, ученик 10 класса iconО бразец оформления статьи
Результаты мониторинга физико-химических свойств чернозёма обыкновенного в плодовых насаждениях при капельном орошении
Исследование физико-химических свойств шампуней а. Панаськов, ученик 10 класса iconПараметры изменения физико-химических свойств чернозёма обыкновенного в плодовых ценозах
Государственное научное учреждение Северо-Кавказский зональный научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства Россельхозакадемии...
Исследование физико-химических свойств шампуней а. Панаськов, ученик 10 класса iconУчебно-методический план элективного курса для профильного обучения школьников
Практическая работа Исследование физических и химических свойств некоторых кислот
Исследование физико-химических свойств шампуней а. Панаськов, ученик 10 класса iconСоциальный проект «День самоуправления»
Авторский коллектив: Лобов Иван, ученик 9кб класса Каракчеев Дмитрий, ученик 9кб класса Вдовина Алина, ученица 9кб класса Пьянков...
Исследование физико-химических свойств шампуней а. Панаськов, ученик 10 класса iconРеферат Проект посвящен изучению закономерностей образования новых...
Биядерные винилиденовые комплексы переходных металлов служат строительными блоками в синтезе гетероядерных кластеров, перспективных...
Исследование физико-химических свойств шампуней а. Панаськов, ученик 10 класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: изучение общей характеристики галогенов по положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева, физико-химических...
Исследование физико-химических свойств шампуней а. Панаськов, ученик 10 класса iconРабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 10 Биохимия
Целью дисциплины является изучение строения и свойств макромолекул, входящих в состав живой материи, их химических превращений и...
Исследование физико-химических свойств шампуней а. Панаськов, ученик 10 класса iconКонспект урока железо: физические и химические свойства. Цель урока:...
Обучающие: сформировать знания о физико-механических и химических свойствах железа
Исследование физико-химических свойств шампуней а. Панаськов, ученик 10 класса iconРабочая программа по дисциплине в химия физическая и коллоидная
Цельюявляетсяизучение закономерностей протекания химических, физико-химических и коллоидно-химических процессов, используя при этом...
Исследование физико-химических свойств шампуней а. Панаськов, ученик 10 класса iconРабочая программа по дисциплине в физическая и коллоидная химия
Цельюявляетсяизучение закономерностей протекания химических, физико-химических и коллоидно-химических процессов, используя при этом...
Исследование физико-химических свойств шампуней а. Панаськов, ученик 10 класса iconРабочая программа по дисциплине с 3 Физическая и коллоидная химия
Целью является изучение закономерностей протекания химических, физико-химических и коллоидно-химических процессов, используя при...
Исследование физико-химических свойств шампуней а. Панаськов, ученик 10 класса iconРабочая учебная программа курсов повышения квалификации по дисциплине...
«Инженерно-геологические изыскания и определение физико-механических свойств грунтов в полевых и лабораторных условиях»
Исследование физико-химических свойств шампуней а. Панаськов, ученик 10 класса iconУрок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так...
Исследование физико-химических свойств шампуней а. Панаськов, ученик 10 класса iconПоложение о конкурсе «Ученик класса» в 5 классе мбоу «Еласовская сош» в 2012-2013 учебном году
Конкурс «Ученик класса» направлен на поддержку талантливых детей, повышение уровня учебной мотивации учащихся


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск