МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет» Факультет аграрных технологий Кафедра химии, физики и физико-химических методов исследования
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
____________Л.И. Задорожная
«_____»____________ 20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине В.2.2. Физическая и коллоидная химия
по направлению
подготовки бакалавров 280700.62 Техносферная безопасность по профилю подготовкиОхрана природной среды и ресурсосбережение Квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 280700.62 Техносферная безопасность Составитель рабочей программы:
кандидат химических наук, доцент
|
|
| Голованова Т.Н.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
химии, физики и физико-химических методов исследования
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20__г.
|
|
|
Попова А.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20__г.
|
|
|
Сухоруких Ю.И.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
Гук Г.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
КуловаД.Д.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины Цельюявляетсяизучение закономерностей протекания химических, физико-химических и коллоидно-химических процессов, используя при этом теоретические и экспериментальные методы химии и физики. Научиться применять изученные закономерности для предсказания хода процессов во времени.
2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата
Дисциплина «Физическая и коллоидная химия» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла В.2.2. Дисциплина осваивается в 4семестре.
Физическая и коллоидная химия – это наука, посвященная изучению теории строения и свойств различных веществ, теоретических основ различных химических явлений и процессов, имеющих практическое значение при подготовке студентов по направлению«Техносферная безопасность».Физическая и коллоидная химия имеет предшествующие логические и содержательно-методические связи с дисциплинами: общая и неорганическая химия, органическая химия. Физика и математика являются науками без которых на данном этапе невозможен процесс обучения студентов данного профиля.
Знания, навыки и умения, приобретенные в ходе изучения данной дисциплины, необходимы для изучения дисциплин:
- «Инженерная экология»,
- «Теория горения и взрыва»,
- «Промышленная экология»;
- «Методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг»,
- «Инженерная защита атмосферы и гидросферы»,
- «Инженерная защита литосферы»,
- «Радиационная экология»,
- «Методы обезвреживания, утилизации и переработки отходов»,
- «Экология городской среды» и др. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины бакалавр должен обладать следующими компетенциями:
ОК-4: компетенции самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность учиться);
ОК-8: способность работать самостоятельно;
ОК-10: способность к познавательной деятельности;
ОК-11: способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач;
ОК-12: способность абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления её возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению нестандартных ситуаций.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
-правила работы в химической лаборатории;
- теорию электролитической диссоциации;
- теорию окислительно-восстановительных процессов;
- методы расчета концентраций растворов и содержание определяемых компонентов;
- основы термодинамики и кинетики химических реакций;
- основы электрохимии;
- свойства растворов (криоскопия, осмос, буферные растворы, электропроводность);
- поверхностные явления, адсорбция, хроматография;
- свойства коллоидных систем, эмульсий, суспензий и высокомолекулярных соединений.
Уметь:
- применять приобретенные химические знания для объяснения поведения и влияния вне-
сенных химических веществ на рН биологических объектов;
- применять основные законы и понятия физической химии для расчетов;
- рассчитывать энтальпию, энтропию и свободную энергию химической реакции;
- рассчитывать температуру замерзания раствора не электролита, антифриза и электролита;
- рассчитывать водородный показатель буферной системы;
- рассчитывать осмотическое давление раствора;
- рассчитывать константу и степень диссоциации слабого электролита;
- рассчитывать порог коагуляции и дзета-потенциал коллоидной системы;
- рассчитывать ЭДС гальванического элемента и потенциал полуэлемента.
Владеть:
- навыками обращения с лабораторным оборудованием и посудой;
- методикой расчета концентрации растворов, расчета навесок для анализа, расчета содержания определяемого компонента;
- методикой проведения химического анализа;
- методикой расчета определения рН раствора и ЭДС гальванического элемента;
- методикой коагуляции коллоидного раствора с использованием правилШульца-Гарди
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:основные понятия и законы теоретического раздела курса «Физическая и коллоидная химия»;
уметь: использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ПК-3)
на основе теоретических знаний и практических навыков провести экспериментальную часть лабораторных работ;
систематизировать, воспринимать информацию, уметь логически верно, аргументировано и ясно, строить свою речь (ОК-1);
владеть методами к кооперации с коллегами, работе в коллективе. Обладать культурой поведения.Способностью находить управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность, руководить людьми и подчиняться (ОК-3, ОК-4);
иметь навыки:
работы со справочной литературой;
теоретического и экспериментального исследования, (ПК-3);
поиска, обработки и анализа информации для решения практических задач.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет _2___зачетных единиц
(_72_ часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 4
| Аудиторные занятия (всего)
| 36/1
| 36/1
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 18/0,5
| 18/0,5
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 18/0,5
| 18/0,5
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 36/1
| 36/1
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| 12/0,33
| 12/0,33
| Реферат
| 10/0,28
| 10/0,28
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
|
14/0,39
|
14/0,39
| Форма промежуточной аттестации:
|
| зачет
| Общая трудоемкость
| 72/2
| 72/2
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет _2_зачетных единиц
(_72_ часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 4
| Аудиторные занятия (всего)
| 8/0,22
| 8/0,22
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
| 4/0,11
| 4/0,11
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 4/0,11
| 4/0,11
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 64/1,78
| 64/1,78
| В том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| 20/0,56
| 20/0,56
| Реферат
| 12/0,34
| 12/0,34
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
|
31/0,86
|
31/0,86
| Форма промежуточной аттестации:
|
| зачет
| Общая трудоемкость
| 72/2
| 72/2
| |