Скачать 170.27 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ» им. Ивана Фёдорова \УТВЕРЖДАЮПервый проректор по учебной работе______________Т.В. Маркелова«_____» ___________2012 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины _Физическая и коллоидная химия ____________ (указывается наименование в соответствии с учебным планом) По направлению подготовки _261700.62_- Технология полиграфического и упаковочного производства __________________________________ (указываются код и наименование направления подготовки) По профилю подготовки _1. Технология полиграфического производства ___ (указывается наименование профиля в соответствии с ПрООП) Факультет _ФПТ____________________________ Кафедра химии Квалификация (степень) выпускника бакалавр Москва — 2012 Разработчики: Зав. кафедрой химии МГУП д.х.н. В.А.Наумов (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) доцент кафедры химии к.х.н. Л.П.Зименкова ___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) Рецензенты: Зав. кафедрой физической химии РГХУ им.Д.И.Менделеева д.х.н. В.Ю.Конюхов ___________________ __________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) профессор каф. материаловедения МГУП д.х.н. А.П.Кондратов ___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «_________химии__________________________________________________» (дата) ____________ 201 г, протокол № . Зав. кафедрой ________________/В.А. Наумов/ Одобрена Советом факультета ___ФПТ______________________________ (дата) ____________ 201 г, протокол № Председатель ______________/ /
1. Цели и задачи дисциплины: изучение фазовых равновесий, физико-химических свойств растворов-электролитов и неэлектролитов, кинетики гомогенных и гетерогенных процессов, закономерностей процессов и явлений, происходящих на границе раздела фаз, а также свойств дисперсных систем. Данные знания необходимы студентам для их профессиональной подготовки и формирования целостного естественнонаучного мировоззрения. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Математический и естественнонаучный цикл. Вариативная часть. Дисциплина по выбору вуза. Б.2.9: ФГОС по направлению подготовки «Технология полиграфического и упаковочного производства». Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате обучения в средней общеобразовательной школе. Существует логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Физическая и коллоидная химия» с другими химическими дисциплинами, экологией, математикой и физикой. Курсу «Физическая и коллоидная химия» предшествует курс химии, изучаемый студентами в 1 и 2-ом семестрах и входящий в раздел «Б.2. 2. Математический и естественнонаучный цикл. Базовая часть: ФГОС по направлению подготовки «Технология полиграфического и упаковочного производства». Дисциплина «Физическая и коллоидная химия» служит базой для усвоения таких дисциплин математического и естественнонаучного, а также профессионального циклов, как:
__________________________________________________________________________ (указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей) 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) общенаучные (ОНК):
б) социально-личностные и общекультурные (СЛК):
в) научно-исследовательская деятельность:
_____________________________________________________________________________ (указываются в соответствии с ФГОС ВПО) В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: основные закономерности фазового и химического равновесия, свойства растворов электролитов и неэлектролитов, закономерности химической кинетики; основные физико-химические процессы, протекающие на границе раздела фаз; основные свойства дисперсных систем; методы получения, очистки, стабилизации и коагуляции коллоидных систем; отдельные классы коллоидных систем. Уметь: истолковывать смысл физико-химических величин и понятий; использовать основные понятия и закономерности коллоидной химии для объяснения процессов, идущих на границе раздела фаз. Владеть: навыками экспериментального и расчетно-теоретического исследования физико-химических процессов, а также навыками расчетов основных физико-химических параметров дисперсных систем. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет _______3____ зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Фазовые равновесие и учение о растворах Открытые системы. Химический потенциал. Правило фаз Гиббса. Диаграммы состояния однокомпонентных систем. Двухкомпонентные системы. Закон Рауля. Эбуллиоскопия и криоскопия. Осмос. Перегонка растворов. Азеотропные растворы. Понятие о диаграммах плавкости. Раздел 2. Растворы-электролиты Теория сильных электролитов. Ионная сила раствора. Изотонический коэффициент. Термодинамическая активность. рН растворов сильных электролитов. Электропроводность растворов. Раздел 3. Химическая кинетика Элементарные реакции и элементарные стадии сложных реакций. Основной постулат формальной кинетики. Активированный комплекс. Энтальпия и энтропия активации. Понятие о кинетике радикальной полимеризации (основные стадии процесса). Принцип лимитирующей стадии. Принцип квазистационарности. Кинетика гетерогенных реакций (диффузионное торможение, равнодоступная поверхность, лимитирующее вещество). Примеры гетерогенных химических реакций в полиграфической технологии. Раздел 4. Дисперсные системы Признаки дисперсных систем: гетерогенность и дисперсность. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Раздел 5. Физическая химия поверхностных явлений Поверхностная энергия. Поверхностное натяжение. Факторы, влияющие на поверхностное натяжение. Экспериментальные методы определения поверхностного натяжения на границе раздела жидкость/газ. Адсорбция на однородной поверхности. Поверхностная активность. Правило Дюкло-Траубе. Уравнение Шишковского. Теория полимолекулярной адсорбции БЭТ. Адсорбция на границе раствор-твердое тело. Молекулярная адсорбция из растворов, влияние на величину адсорбции природы адсорбента, растворителя и растворенного вещества. Адсорбция из растворов электролитов. Смачивание. Адгезия. Когезия. Связь работы адгезии с краевым углом смачивания. Гидрофилизация и гидрофобизация поверхности. Практическое значение адгезии и смачивания. Раздел 6. Свойства дисперсных систем Дисперсные системы. Получение дисперсных систем различными методами. Очистка дисперсных систем. Молекулярно-кинетические свойства дисперсных систем: броуновское движение, седиментация, диффузионно-седиментационное равновесие. Седиментационная устойчивость. Седиментационный анализ суспензий. Электрокинетические явления. Образование двойного электрического слоя (ДЭС) на границе раздела фаз. Строение ДЭС. Агрегативная устойчивость и коагуляция дисперсных систем. Факторы агрегативной устойчивости. Электролитная коагуляция лиофобных дисперсных систем, ее основные закономерности. Раздел 7. Отдельные классы дисперсных систем Классификация и общая характеристика ПАВ. Мицеллярные растворы ПАВ. Солюбилизация. Применение ПАВ в промышленности. Микрогетерогенные системы: эмульсии, суспензии, порошки, пены, аэрозоли. Особые свойства дисперсных систем. Методы получения, стабилизации и разрушения.
(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы) 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум
7. Практические занятия (семинары)
8. Примерная тематика курсовых работ (проектов)______не предусмотрены______ _____________________________________________________________________________ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература
б) дополнительная литература
в) программное обеспечение Мир химии. Все о химии. http://inchemistry.ru/?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTsxMTEyNDgzOzQwOTE3OTg7eWFuZGV4LnJ1Omd1YXJhbnRlZQ. Алхимик. http://www.alhimik.ru/etcet/etcet01.html Химические ресурсы в интернете. http://www.primchem.narod.ru/sites.html. Тесты по химии г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы___________________
http://window.edu.ru/window/catalog
____________________________________________________________________________ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Лабораторные работы выполняются в двух специализированных лабораториях, оснащённых соответствующими приборами и оборудованием. Для тестирования и самостоятельной подготовки используется компьютерный класс. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов, используемых в учебном процессе: - слайды и схемы; - тесты для контроля усвоения материала по дисциплине; - программы для ЭВМ _____________________________________________________________________________ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации используются программно-дидактические тестовые материалы по соответствующим разделам. Для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины проводятся защиты тем индивидуально с каждым студентом. (указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации) _____________________________________________________________________________ |
Рабочая учебная программа предмета физическая и коллоидная химия... Рабочая учебная программа предмета «Физическая и коллоидная химия» предназначена для реализации государственных требований к содержанию... | Рабочая программа учебной дисциплины «химия физическая и коллоидная» С впо по направлению подготовки 110500. 62 «Садоводство», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | ||
Примерная программа наименование дисциплины физическая и коллоидная... Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии | Рабочая программа по дисциплине б пищевая химия Ооп впо направления 260100. 62 Продукты питания из растительного сырья. Дисциплина преподается в 5 семестре и методически взаимосвязана... | ||
Рабочая программа по дисциплине с физическая и коллоидная химия Она имеет логические и содержательно-методические связи с дисциплинами базовой части математического и естественнонаучного цикла... | Рабочая программа учебной дисциплины модуль «Химия» Фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины модуль «Химия» Фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | Рабочая программа учебной дисциплины модуль «Химия» Фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины модуль «Химия» Фгос впо по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | Рабочая программа учебной дисциплины «физическая и коллоидная химия» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины естественнонаучного цикла, вариативной части студентам очной формы обучения... | ||
Учебное пособие Кемерово 2004 удк 637. 5 Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении естественно научных, общепрофессиональных... | Химия (физическая и коллоидная) Изучение дисциплины предусмотрено в учебном цикле – естественно-научные дисциплины ен. Ф. 04. для направления подготовки 110200.... | ||
Рабочая программа по дисциплине в физическая и коллоидная химия Продукты питания из растительного сырья (шифр, направление подготовки (специальности) | Аннотация рабочей программы по дисциплине «Химия физическая и коллоидная» Изучение дисциплины предусмотрено в учебном цикле – естественно-научные дисциплины по специальности 260303. 65 «Технология молока... | ||
Аннотированное содержание программы дисциплины «Физическая и коллоидная... ... | Рабочая программа по дисциплине енф. 04. 04. «Физическая и коллоидная химия» ... |