Скачать 122.97 Kb.
|
Выступление на районной августовской конференции по теме: « Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования УУД обучающихся в условиях введения ФГОС нового поколения».
3 вопрос нашего сегодняшнего разговора «Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования УУД обучающихся в условиях введения ФГОС нового поколения». Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом. Изучив программу формирования УУД , мы стараемся организовать учебно-воспитательный процесс с ориентировкой на деятельностный подход к обучению. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать деятельностную педагогику. По требованию ФГОС нового поколения полученные знания не должны быть мертвым грузом. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:
2.Исследовательская деятельность, как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, строится на базе исследовательского поведения. Доктор психологических наук А.И.Савенков рассматривает исследовательское поведение как «вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации». Этапы формирования исследовательской деятельности с учётом их возрастных особенностей Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов. Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
На 1 этапе (в 1 классе) рекомендуется применять тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий:
то есть развитие регулятивных УУД
то есть развитие познавательных УУД. Также на первом этапе можно создавать простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и презентовать их (развитие личностных и коммуникативных УУД). С первого же класса начинаем вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаем этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Второй этап - второй класс начальной школы – ориентирован:
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. 3.Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно . На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое Этапы работы над проектом. Остановимся на этапах работы над проектом: 1 этап. Мотивационный: Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач. Регулятивные действия – целеполагание. Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 2 этап. Планирующе-подготовительный: Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. Регулятивные действия – планирование и прогнозирование. Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 3 этап. Информационно-операционный: Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации. Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция. Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование. Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 4 этап. Рефлексивно-оценочный: Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний. Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи. Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий: 4.Организация проектно-исследовательской работы в нашей школе. В нашей школе проектно-исследовательская деятельность младших школьников осуществляется в направлениях:
Анализ программ начальной школы показывает, что исследовательская работа включается в содержание учебников, но, в основном, по окружающему миру, более всего и по многим другим предметам. Во внеурочное время в нашей школе организована работа кружка «Я - юный исследователь» на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (1 занятие в неделю, 33-34 занятия в год). Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности Задачи программы:
Так в этом учебном году вся школа принимала участие в проекте «Зимние забавы-путь к здоровью.». Итогом деятельности в исследовательской работе является научно-исследовательская конференция, на которой представляются проекты обучающихся. В условиях нашей школы сначала проходит конференция на уровне начальной школы «Шаг в науку», где выступают все желающие, а жюри, состоящее из детей, родителей, учителей, определяет победителей - участников районной конференции «Мой первый шаг в науку». Более подробно ,как происходит формирование универсальных учебных действий, давайте рассмотрим на примере работы над проектом в начальной школе. Выступление Кудрявцевой Р.А. 5. Практическая часть. Предлагаем Вам поработать в группах: 1 группа – в соответствии с этапами исследовательской деятельности подготовит проект на тему: «Ромашка» и выделит группу тех УУД, которые формируются у учащихся в процессе работы над проектом. 2 группа - в соответствии с этапами исследовательской деятельности подготовит проект на тему: «Мой любимый Оршанский край» и выделит группу тех УУД, которые формируются у учащихся в процессе работы над проектом. 3 группа - в соответствии с этапами исследовательской деятельности подготовит проект на тему: «Спорт и здоровье» и выделит группу тех УУД, которые формируются у учащихся в процессе работы над проектом. (1 группа вывешивает этапы на доску, 2 и 3 группы представляют свои проекты и акцентируют внимание на том, какие УУД можно формировать при проведении исследовательской работы) Давайте сравним алгоритм построения этапов и, если нужно, внесём коррективы. (Сравниваем этапы по Савенкову А.И.) - Спасибо за сотрудничество и проделанную работу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Предполагаемые результаты: Формирование УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. 6.Рефлексия. - Коллеги, какие же качества личности, по-вашему, являются важными для того, чтобы ребёнок в начальной школе был успешным, хотел и умел учиться? Коллеги, посмотрите, как его определяет Стандарт нового поколения. Выпускник начальной школы должен любить свой народ, свой край, свою Родину, уважать и принимать ценности семьи, быть любознательным, активным, готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. А будет ли он таким, зависит, прежде всего, от Учителя, от нас с вами. - Но при этом, какие бы изменения не проводились в системе образования, самое главное, чтобы они не навредили ребёнку. «Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо!». Я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно помочь ему проявиться, а для этого необходимо просто любить каждого ученика. - Мне хочется услышать ваше мнение о нашей совместной работе. Продолжите фразу… - «Я узнала, что….», «Мне было ….», «Я была не согласна …..», «В своей работе я ……..» - «Сегодня для меня было новым, то что ….» Спасибо за внимание. |
Приказ 15. 06. 12 г. № «О создании и полномочиях координационного... В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос нового поколения на основании приказа моин РФ «Об утверждении... | «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации фгос | Расписание занятий стажировочной площадки по теме: «Формирование... Наша новая школа в условиях последовательного введения фгос II поколения (визитная карточка) | ||
Общественно-активные школы в контексте современных тенденций. Проектно-исследовательская... | Гаоу дпо иро рб кафедра теории и практики управления образованием... Управление оу в условиях введения фгос II поколения: Рабочая тетрадь. – Изд-во иро рб. Уфа, 2010. – 82 с | ||
Отчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является проектно-исследовательская... | Доклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность... Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время | ||
Компетентностный подход в обучении географии в рамках перехода на новые фгос ООО В условиях введения Стандарта нового поколения перед современной школой поставлены новые задачи | Урок в условиях введения фгос нового поколения Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке : учеб пособие для студ вузов / Н. С. Валгина. – М. Логос, 2001. – 302... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Представляю исследовательскую работу по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников и её роль в формировании... | Программа формирования ууд у обучающихся на ступени начального общего... Умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий... | ||
Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Ноября 2012 года проводился межрегиональный семинар «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в процессе реализации фгос... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения фгос нового поколения» | ||
Маршрутная карта мероприятий нпк «Итоги и перспективы введения фгос нового поколения» | Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции Оведческого знания, наиболее широко представленная в егэ. Преподавание «Права» как самостоятельного отдельного предмета в классах... |