«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ууд обучающихся в условиях введения фгос нового поколения»





Скачать 122.97 Kb.
Название«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ууд обучающихся в условиях введения фгос нового поколения»
Дата публикации30.07.2014
Размер122.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Выступление на районной августовской конференции

по теме: « Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования УУД обучающихся в условиях введения ФГОС нового поколения».


  1. Введение. 

3 вопрос нашего сегодняшнего разговора «Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования УУД обучающихся в условиях введения ФГОС нового поколения».

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом.

Изучив программу формирования  УУД , мы стараемся организовать учебно-воспитательный процесс с ориентировкой на деятельностный подход к обучению.

«Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать деятельностную педагогику.

По требованию ФГОС нового поколения полученные знания не должны быть мертвым грузом. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:

  • Самостоятельному, критическому мышлению.

  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.

  • Научатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

 

2.Исследовательская деятельность, как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, строится на   базе  исследовательского   поведения.

Доктор психологических наук А.И.Савенков рассматривает исследовательское поведение как «вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации».

Этапы формирования исследовательской деятельности с учётом их возрастных особенностей

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.










 поддержание исследовательской активности школьников;

 развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать;

· формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя

Коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;

Игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ

На 1 этапе (в 1 классе) рекомендуется применять  тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий:

  • Развитие умений видеть проблемы

  • Развитие умений выдвигать гипотезы

  • Развитие умений задавать вопросы ,

то есть развитие  регулятивных УУД

  • Подбор литературы по заданной теме

  •  Ориентировка в словаре, справочной литературе

  • Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту,

то есть развитие  познавательных УУД.

Также на первом этапе можно создавать простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и презентовать их (развитие личностных и коммуникативных УУД).

С первого же класса начинаем вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаем этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Второй этап - второй класс начальной школы – ориентирован:

Задачи обогащения

исследовательского опыта

 первоклассников

Методы и способы деятельности







Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

 · на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

· на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

· на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников  

- учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования;

знакомство со структурой проектно–исследовательской работы,

- экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты, работа над  простыми исследовательскими проектами (коллективными и индивидуальными)

  • Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.

  •    Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности.

  • Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

Задачи обогащения

исследовательского опыта

 первоклассников

Методы и способы деятельности







Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

 обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений

-увеличение сложности учебно-исследовательских задач,  развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов   

 мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие

 различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников, подготовка, презентация и защита проектно- исследовательских работ на конференциях, участие в конкурсах, олимпиадах.



3.Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа  над   проектом  ведется  поэтапно . На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое

Этапы работы над проектом.

 Остановимся на этапах работы над проектом:

 1 этап. Мотивационный:

         Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

Регулятивные действия – целеполагание.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности  при  решении проблем творческого и поискового характера.
 2 этап. Планирующе-подготовительный:

 Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3 этап. Информационно-операционный:

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4 этап. Рефлексивно-оценочный:

 Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий:

Виды проектов

 УУД 

Результативность деятельности

Творческие

Регулятивные

метапредметные

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

 

Информационные

Познавательные

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.

 

Коллективные

Коммуникативные

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

 

Культурно-исторической тематики

Личностные

формирование самоопределения школьников как граждан России.

 

 

4.Организация проектно-исследовательской работы в нашей школе.

В нашей школе проектно-исследовательская деятельность младших школьников осуществляется в направлениях:

  • в рамках урока;

  • во внеурочной деятельности  (кружок «я- юный исследователь»);

Анализ программ начальной школы показывает, что исследовательская работа включается в содержание учебников, но, в основном,  по окружающему миру, более всего и по многим другим предметам.
Во внеурочное время в нашей школе организована работа кружка «Я - юный исследователь» на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (1 занятие в неделю, 33-34 занятия в год).

Цель программы:

создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности

Задачи программы:

  • Развитие познавательных потребностей младших школьников.

  • Развитие познавательных способностей младших школьников.

  • Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

  • Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

  • Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Так в этом учебном году вся школа принимала участие в проекте «Зимние забавы-путь к здоровью.». Итогом деятельности в исследовательской работе   является научно-исследовательская конференция, на которой представляются проекты обучающихся.

В условиях нашей школы сначала проходит конференция на уровне начальной школы «Шаг в науку», где выступают все желающие, а жюри, состоящее из детей, родителей, учителей, определяет победителей - участников районной конференции «Мой первый шаг в науку».

Более подробно ,как происходит формирование универсальных учебных действий, давайте рассмотрим на примере работы над проектом в начальной школе.

Выступление Кудрявцевой Р.А.

5. Практическая часть.

Предлагаем Вам поработать в группах:

1 группа – в соответствии с этапами исследовательской деятельности подготовит проект на тему: «Ромашка» и выделит группу тех УУД, которые формируются у учащихся в процессе работы над проектом.

2 группа - в соответствии с этапами исследовательской деятельности подготовит проект на тему: «Мой любимый Оршанский край» и выделит группу тех УУД, которые формируются у учащихся в процессе работы над проектом.

 

3 группа - в соответствии с этапами исследовательской деятельности подготовит проект на тему: «Спорт и здоровье» и выделит группу тех УУД, которые формируются у учащихся в процессе работы над проектом.

 

 

(1 группа вывешивает этапы на доску, 2 и 3 группы представляют свои проекты и акцентируют внимание на том, какие УУД можно формировать при проведении исследовательской работы)

 

Давайте сравним алгоритм построения этапов и, если нужно, внесём коррективы.

(Сравниваем этапы по Савенкову А.И.)

 

- Спасибо за сотрудничество и проделанную работу.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предполагаемые результаты: Формирование УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

6.Рефлексия.

- Коллеги, какие же качества личности, по-вашему, являются важными для того, чтобы ребёнок в начальной школе был успешным, хотел и умел учиться?  

Коллеги, посмотрите, как его определяет Стандарт нового поколения.

Выпускник начальной школы должен любить свой народ, свой край, свою Родину, уважать и принимать ценности семьи, быть любознательным, активным, готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. А будет ли он таким, зависит, прежде всего, от Учителя, от нас с вами.

- Но при этом, какие бы изменения не проводились в системе образования, самое главное, чтобы они не навредили ребёнку.

«Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо!». Я считаю, что каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно помочь ему проявиться, а для этого необходимо просто любить каждого ученика.

 - Мне хочется услышать ваше мнение о нашей совместной работе. Продолжите фразу…

- «Я узнала, что….», «Мне было ….», «Я была не согласна …..», «В своей работе я ……..»

- «Сегодня для меня было новым, то что ….»

Спасибо за внимание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ууд обучающихся в условиях введения фгос нового поколения» iconПриказ 15. 06. 12 г. № «О создании и полномочиях координационного...
В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с фгос нового поколения на основании приказа моин РФ «Об утверждении...
«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ууд обучающихся в условиях введения фгос нового поколения» icon«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22
«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ууд обучающихся в условиях введения фгос нового поколения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации фгос
«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ууд обучающихся в условиях введения фгос нового поколения» iconРасписание занятий стажировочной площадки по теме: «Формирование...
Наша новая школа в условиях последовательного введения фгос II поколения (визитная карточка)
«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ууд обучающихся в условиях введения фгос нового поколения» iconОбщественно-активные школы в контексте современных тенденций. Проектно-исследовательская...

«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ууд обучающихся в условиях введения фгос нового поколения» iconГаоу дпо иро рб кафедра теории и практики управления образованием...
Управление оу в условиях введения фгос II поколения: Рабочая тетрадь. – Изд-во иро рб. Уфа, 2010. – 82 с
«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ууд обучающихся в условиях введения фгос нового поколения» iconОтчёт по методической теме: Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах
Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является проектно-исследовательская...
«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ууд обучающихся в условиях введения фгос нового поколения» iconДоклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ууд обучающихся в условиях введения фгос нового поколения» iconКомпетентностный подход в обучении географии в рамках перехода на новые фгос ООО
В условиях введения Стандарта нового поколения перед современной школой поставлены новые задачи
«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ууд обучающихся в условиях введения фгос нового поколения» iconУрок в условиях введения фгос нового поколения
Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке : учеб пособие для студ вузов / Н. С. Валгина. – М. Логос, 2001. – 302...
«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ууд обучающихся в условиях введения фгос нового поколения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представляю исследовательскую работу по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников и её роль в формировании...
«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ууд обучающихся в условиях введения фгос нового поколения» iconПрограмма формирования ууд у обучающихся на ступени начального общего...
Умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий...
«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ууд обучающихся в условиях введения фгос нового поколения» iconМоу «Карайская средняя общеобразовательная школа»
Ноября 2012 года проводился межрегиональный семинар «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в процессе реализации фгос...
«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ууд обучающихся в условиях введения фгос нового поколения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения фгос нового поколения»
«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ууд обучающихся в условиях введения фгос нового поколения» iconМаршрутная карта мероприятий нпк «Итоги и перспективы введения фгос нового поколения»

«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования ууд обучающихся в условиях введения фгос нового поколения» iconПроектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции
Оведческого знания, наиболее широко представленная в егэ. Преподавание «Права» как самостоятельного отдельного предмета в классах...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск