Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд





Скачать 83.94 Kb.
НазваниеРекомендации по оптимизации обучения детей с ммд
Дата публикации30.07.2014
Размер83.94 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Рекомендации по оптимизации обучения детей с ММД

Общий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения в работе мозга, заключается в том, что при обучении и организации их деятельности нужно максимально учитывать и обходить их дефект.

  1. Зная, что работоспособность мозга наращивается и нормализуется по мере взросления ребенка и при отсутствии переутомления, необходимо обеспечить детям «мягкое», замедленное включение в учебу. Лучше, если ребенок позже пойдет в школу (с восьми лет) и начнет обучаться по четырехлетней программе Начальной школы.

  2. Не следует с первых школьных дней приучать ребенка работать самостоятельно - он все равно не сможет. Родителей это очень тревожит, тем более что н учителя настаивают на самостоятельности. Если действительно заботиться о развитии и обучении ребенка с ММД, то о воспитании его самостоятельности приходится на время забыть.

  3. Необходимо избегать переутомления детей в течение учебного дня. Лучше, когда в первом классе уроки длятся 30 минут, когда предусмотрен после второго (или третьего) урока большой перерыв с прогулкой. При сильных функциональных нарушениях деятельности мозга лучше переводить детей на неполную учебную неделю с добавочным скользящим выходным днем.

  4. Не рекомендуется оставлять детей в группе продленного дня, потому что они в большей степени, чем их здоровые сверстники, нуждаются в отдыхе после школьных занятий, многим необходим дневной сон и всем - относительное одиночество, отдых от группового общения. Длительное нахождение среди сверстников, шумные игры приводят детрй с ММД к перевозбуждению, еще больше дезорганизуя их умственную деятельность.

  5. Домашнее задание, которое обычно диктует учитель в конце урока, дети с ММД не записывают вообще или записывают неправильно. Родители сами могут узнавать, что было задано, от учителя.

  6. Дома необходимо выполнять не только домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понято ребенком правильно, и не осталось ли вообще пропущенным что-либо существенное. Очень полезно рассказывать ребенку заранее содержание предстоящего урока,- чтобы ему легче было включиться в классе.

  7. В процессе обучения необходимо освободить детей от всякой второстепенной, вспомогательной. несущественной, оформительской работы. Взрослые могут сами провести поля в тетради ребенка, отметить точкой место, откуда надо начинать писать.

  8. Лучше, чтобы в первом классе эти дети вообще как можно меньше писали. Удобно использовать тетради с напечатанными заданиями, в которых нужно только проставить, или обвести, или дорисовать ответ.

  9. Для развития моторики лучше прибегать к раскрашиванию и использовать старый способ поэлементного обучения письму.



  1. Обучение чтению должно значительно опережать обучение письму и проводиться не по методу слухового анализа Эльконина, а с визуальной опорой на буквы или, еще лучше, целые слова. Полная процедура подробно описана у Глена Домана (Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка. М., 1995).

  2. Форма подачи информации должна быть алгоритмичной, четкой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.

  3. Необходимо как можно чаще показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию которая должна быть усвоена ребенком. При этом не следует требовать ответов, спрашивать, что ребенок запомнил. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (2-3 минуты), легкими, быстрыми и веселыми (а не нудными), каждый раз частично обновляясь, чтобы не ослабевал интерес.

  4. В конце работы надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял. Запоминание идет прекрасно, когда от ребенка не требуют воспроизвести все, что он должен запомнить, и у него нет страха забыть что-то, оказаться несостоятельным и получить неодобрение взрослых.

  5. Математика, как более четкая н алгоритмичная наука, усваивается детьми гораздо легче и нравится им гораздо больше, чем чтение и письмо. При объяснении любого урока надо стараться давать датам точный алгоритм действий, уметь выделять сущность. Желательно разрабатывать графическое изображение алгоритма для каждой темы и давать его детям на карточках.

  6. Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для ребенка с ММД. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности.

  7. Когда нет запретов, не происходит и накапливания неотреагированной энергии с последующими взрывами. «Рядовая» несдерживаемая недисциплинированность создает только леший фоновый шум и меньше мешает проведению урока, чем эмоциональные срывы детей и попытки учителя их приструнить.

  8. Проблема дисциплины частично решается и в том случае, если есть возможность оборудовав класс специальными партами, рассчитанными на одного человека.

  9. Если учитель видит, что ребенок выключился», сидит с отсутствующим взглядом, то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.

  10. При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовывать деятельность детей. Яркие эмоции создают нечто вроде ирродинирующих очагов возбуждения и могут нарушить как последующую деятельность» так и результаты предыдущей.

  11. Для детей с ММД также не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок, когда предлагается рассказать в самом начале урока нечто интересное, хотя и мало относящееся к его сути. Если придерживаться подобной тактики, то дети с ММД запомнят только этот яркий, но несущественный материал.

  12. Следует проявлять осторожность и в подборе примеров, которые в памяти детей могут остаться как отдельные картинки, неизвестно что иллюстрирующие. Эмоционально, но не очень ярко должны быть выделены самые существенные моменты объясняемого материала (правило, принцип, алгоритм решения). Именно это и может быть обыграно в примерах.

  13. Сильные отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого человека, тем более, у ребенка с ММД. Поэтому наивно ожидать, что он будет лучше что-либо воспринимать после того, как его отругаю».

  14. Одним из препятствий в обучении и интеллектуальном развитии детей с ММД является своеобразная защитная форма деятельности, довольно быстро у них формирующаяся. Дега стараются делать хоть что-нибудь, даже если не понимают, что и как надо делать. Когда же хоть что-то сделано, пусть даже неправильно, их ругают меньше, чем когда не сделано ничего. Дети быстро привыкают «заполнять пустоты» этой бессмысленной деятельностью. В результате в их памяти застревают какие-то абсурдные сведения, операции, т.е. «информационный шум», который еще больше дезорганизует их мышление и осложняет обучение.

  15. Монотонная неинтересная работа утомляет детей с ММД так же, как любая другая. Этим они отличаются от детей с ЗПР на базе легкой органики или педагогической запущенности.

  16. У детей с ММД часто возникает проблема с закреплением материала, переводом его из кратковременной, оперативной памяти в долговременную. Для закрепления материала урок должен быть построен так, чтобы на его протяжении варьировался один и тот же алгоритм или тип задания. Это желательно еще и для того, чтобы учесть различную цикличность интеллектуальной активности учащихся. Если в течение урока варьируется одна и та же тема, то, в каком бы ритме ребенок не работал, он все равно будет встречаться только с ней.

  17. Учет цикличности интеллектуальной активности может быть полностью обеспечен в домашней работе ребенка. Как только ребенок начинает отвлекаться от выполнения домашних заданий, надо сразу прекращать занятия, не пытаясь вернуть ребенка к деятельности, даже если он позанимался всего 10 минут. Необходимо оставить ребенка в покое, поговорить с ним о чем-нибудь постороннем и минут через 5 вернуться к урокам.

  18. Родителям желательно находиться рядом с ребенком во время выполнения домашнего задания, чтобы возвращать его к занятиям. Очень важно сохранять при этом спокойствие, не раздражаться и не нервировать ребенка. Лучше, если ребенок будет работать с перерывами, но прежде, чем переписывать задание в тетрадь, надо дать ему отдохнуть. Само переписывание тоже надо осуществлять с перерывами.

  19. Необходимо помнить, что утомление накапливается, несмотря на то, что ребенок отвлекается и отдыхает. Поэтому он не в состоянии сохранить работоспособность до позднего вечера. Накапливающееся утомление затрудняет осмысливание, систематизацию и запоминание даже той информации, которую ребенок воспринимает в активные периоды деятельности мозга (это же относится и к продуктивности работы на последних уроках в школе).

  20. При переутомлении разрушаются уже установленные, но еще не вполне укрепленные связи, т.е. забывается, казалось бы, усвоенная информация. Это особенно важно помнить при заучивании правил, стихов и другой информации.




  1. Длинное стихотворение лучше учить небольшими порциями, не все сразу. После повторения стихотворения (или правила) наизусть необходим небольшой перерыв перед продолжением занятий.

  2. Вечером лучше еще раз просто прочитать ребенку то, что ему надо запомнить, а не требовать, чтобы он поморил. Дополнительное прослушивание информации способствует ее упрочению, но не приводит к переутомлению, как при повторении.

  3. Самое вредное для ребенка и бессмысленное для обучения - не выпускать ребёнка из- за стола, пока все уроки не будут сделаны, и ругать его при этом за то, что он постоянно отвлекается. Настойчивые, последовательные родители, видя, что не справляются сами, нанимают репетиторов, И уже репетиторы доводят ребенка до полного переутомления и нервного истощения.

  4. Работа ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы представлять собой четкую последовательность конкретных видов деятельности, между которыми можно было бы отдохнуть.

  5. Предварительные рассуждения вслух настраивают и подготавливают ребенка к деятельности, делают работу осмысленной, помогая ребенку осознать свои действия. Когда ребенок устает, в его рассуждениях появляются симптоматичные повторы, услышав которые, взрослый может остановить занятия и дать ребенку отдохнуть.

  6. Риск возникновения отклонений в развитии ребенка с ММД определяется уровнем его интеллектуального развития. Именно на развитие интеллект должна быть направлена работа педагогов, психологов и родителей. Попытки тренировать память, внимание и самоуправление не только бессмысленны, но и вредны, так как при этом силы ребенка тратятся впустую. Эти процессы не могут развиваться, пока не будет нормализована работа мозга.

  7. Для детей с ММД оказывается невозможным «схватывание» изменений какого-либо явления по нескольким параметрам (поэтому у них возникают сложности с решением задач, а примеры кажутся намного легче). Для них необходима специальная внешняя фиксация промежуточных ответов в процессе последовательно выполняемых операций. Это позволяет совместить промежуточные данные и оценить итоговый результат.

  8. Необходимо периодически обследовать ребенка у невропатолога и выполнять его рекомендации. Важно поддерживать здоровый образ жизни (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня). При выборе спортивных занятий следует избегать таких, где велика вероятность сотрясения мозга. Попытки с помощью усиленных спортивных занятий «сбросить» излишнюю энергию реактивных детей не приводят к успеху. Их реактивность не уменьшится, а переутомление может оказаться чрезмерным.

  9. Не следует перегружать ребенка занятиями в различных кружках и студиях, особенно в таких, где значительны нагрузки на память, внимание, вероятно физическое переутомление, а также, если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.

  10. В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение, заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка, предотвращает отклонения или осложнения в протекании этого процесса.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд iconРекомендации для учителя по оптимизации обучения детей с ммд
К концу 4 класса нормализа­ция часто бывает полной, программа усвоенной, личностное и эмо­циональное развитие проходит без травм,...
Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд iconРекомендации по оптимизации обучения детей с ммд
Дома работать в удобном для ребенка ритме. Как только он начинает перебирать карандаши, менять ручки, снимать и надевать тапки, мечтательно...
Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд iconПроблема коморбидности минимальной мозговой дисфункции
Ммд. Обсуждаются вопросы школьной адаптации и дезадаптации психосоматически ослабленных учащихся. Авторами предпринято исследование...
Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд iconМетодические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями
Минимальные мозговые дисфункции (ммд) легкие нарушения в созревании и функционировании мозга
Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд iconПоложени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока
Ачинский городской инновационный комплекс (далее – комплекс) – объединение учреждений, служб, коллективов и отдельных профессионалов...
Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд iconМбоу лицей №58
В лицее уделяется приоритетное внимание решению вопросов создания комфортных условий для воспитания и обучения детей, оптимизации...
Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд iconМетодические рекомендации по применению дидактических материалов...
...
Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд iconМетодические рекомендации по применению дидактических материалов...
...
Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд iconРекомендации по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений 1
Это создает определенные трудности для инспекторов государственного пожарного надзора при проведении мероприятий по контролю. Рекомендации...
Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд iconУчитель моу «Восходская основная общеобразовательная школа» Алатырского...
Из психологии используется рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности...
Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд iconМетодические рекомендации спб.: Издательство "Детство-Пресс"
Санкт-Петербурга рассматриваются подготовка детей к интеграции в диагностическом классе специальной школы, взаимодействие массовой...
Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины «Ландшафтно-экологическое...
Основные разделы, на которые необходимо обратить внимание при изучении дисциплины
Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд iconС 17. 10. 12 г по 26. 10. 12 г проходил школьный методический семинар
«Адаптация учащихся при переходе на новую ступень обучения как условие оптимизации увп»
Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд iconМетодические рекомендации Москва, 2012 Методические рекомендации...
Гигиенические требования к организации занятий с использованием средств информационно-коммуникационных технологий
Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд iconПрограмма дисциплины ен. Ф. 01. 7 "Методы оптимизации" Рекомендуется...
Дисциплина “Методы оптимизации” является математической основой решения различных проблем выбора одного из возможных образов действий,...
Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд iconАктуальные проблемы формирования структуры капитала коммерческих...
Структура этого капитала. Описаны и проанализированы два подхода к оптимизации структуры капитала. Автором предложена политика управления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск