Методические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями





Скачать 203.58 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями
Дата публикации30.07.2014
Размер203.58 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Туризм > Методические рекомендации


Методические рекомендации по обучению и развитию детей с

минимальными мозговыми дисфункциями
Минимальные мозговые дисфункции (ММД) - легкие нарушения в созревании и функционировании мозга.
Причины, вызывающие ММД.

Воздействие вредных факторов во время беременности:

• плохая экологическая ситуация;

• химические, радиационные и прочие загрязнения в большей степени влияют на развивающегося в утробе ребенка, чем на саму мать;

• физически ослабленные, часто болеющие матери нередко сами являются для будущих детей источником патологических воздействий;

• инфекции, которыми матери подвергаются во время беременности, и лекарства, которые они принимают в этот период;

• любые пищевые отравления;

• принятие алкоголя, наркотиков, курение будущей матерью;

• травмы и ушибы в области живота;

• иммунологическая несовместимость (по резус-фактору);

• угроза выкидыша;

• хронические заболевания, обостряющиеся во время беременности.

Повреждения в процессе родов.

Естественным и закономерным продолжением осложнений беременности являются осложнения в процессе родов. Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении, а также родовые осложнения, связанные с неправильным положением плода, обвитием его пуповиной, могут повлечь за собой различные травмы.

Осложнения первых лет жизни.

Любые заболевания в младенчестве, сопровождающиеся высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств, операции под общим наркозом, сотрясения, сильные ушибы и травмы головы могут серьёзно нарушить деятельность головного мозга.

Однако, несмотря на всю серьезность положения, детей с легкими функциональными отклонениями уже в возрасте одно - двух лет снимают с диспансерного учета и, если родители не проявляют беспокойства, то врачи больше ими не занимаются. Ребенок взрослеет, а дефект остается, постепенно обрастая вторичными отклонениями в психическом развитии. С началом обучения в школе появляется огромное количество проблем, связанных как с обучением, так и с поведением ребенка.

Особенности проявления.

При наличии ММД наблюдается запаздывание и дисбаланс в со­зревании мозговых структур и, соответственно, происходят сдвиги в формально-динамических характеристиках протекания психических процессов и поведения ребенка. При этом качественная, содержатель­ная сторона психики может остаться незатронутой и развиваться без осложнений, если учитывать и обходить так называемый первичный дефект. С первичным анатомо-физиологическим дефектом наиболее тесно оказываются связанными следующие особенности психики поведения ребенка с ММД.

1. Для детей характерна быстрая умственная утомляемость и сниженная умственная работоспособность (может работать без перерыва не более 5 минут, при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).

2. У детей резко снижены возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности (невозможность сдержать обещание, составить план и следовать ему и пр.). Взрослые должны полностью взять на себя организацию их деятельности, не просто указывая, что надо делать, а проделывая все совместно с ребенком.

3. Наблюдается существенная зависимость деятельности детей (особенно умственной) от характера внешней социальной активации (от вялости, сонливости в одиночестве до двигательной расторможенности, хаотичности, полной дезорганизации деятельности в многолюдной шумной обстановке). Может работать только в спокойной обстановке в диалоге с терпеливым взрослым человеком.

4. Происходит явное ухудшение деятельности (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, когда ругают, но и положительной, когда ребенок весел и счастлив).

5. Существуют значительные сложности в формировании произвольного внимания, которое характеризуется неустойчивостью, трудностью концентрации, отсутствием распределения, наблюдаются проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности. Следует предварять любую работу рассуждением, переводя контроль ее выполнения на сознательный уровень развивать мышление и заменять визуальный контроль интеллектуальным, при котором снижаются нагрузки на внимание. Избегать работы, требующей распределения внимания.

6. Характерно снижение оперативных объемов памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации, следует обучать внешним формам ее фиксации, рекомендуется избегать пространных объяснений при изложении материала).

7. Отмечаются трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (запоминание требует большего числа повторений; проблема упрочения временных связей осложняется в состоянии утомления, могут разрушаться недавно установленные связи).

8. Большинству детей с ММД свойственны дефекты зрительно-моторной координации (допускают разнообразные ошибки и неточности при оперативном переводе визуальной информации в двигательно-графический аналог, т. е. при списывании и срисовывании, не замечают несоответствий даже при последующем сравнении). Необходим предварительный речевой анализ любой предстоящей работы и поэлементное сличение правильности выполнения.

9. Типично значительное увеличение частоты и продолжительности релаксационных циклов в деятельности мозга (по сравнению с нормой) и сокращение протяженности рабочих циклов. Релаксационные отключения, при которых полностью теряется сознательный контроль и фиксация чего-либо в памяти, происходят через каждые 5-7 минут работы. Следует интеллектуальную деятельность ребенка согласовывать с циклами активности, пережидая 3-5 минут, пока мозг отдыхает и восстанавливает работоспособность. (Ясюкова)

Чем может помочь ребенку с ММД педагог?
Помощь педагога указанным детям заключается в следующем
1. Способствовать обучению ребенка по оптимальной для него программе.

2. Хорошо знать и учитывать в педагогической деятель­ности особенности ребенка с ММД. Учителю важ­но понимать: ребенка что-то беспокоит и поэтому он ведет себя так не нарочно, ведь иначе он не может. Особенности ребенка надо учитывать, но не поощрять. Учитель должен осознавать разницу между интеллектуальным потенциалом ребенка и его наличными возможностями в реализации потенциала. Необходимо верить в ребенка, не считать отсутствие стабильности в работоспособности признаком отсут­ствия способностей к обучению.

3. Внимательно следить за динамикой проявлений ММД у ребенка. При необходимости рекомендовать консультацию психолога, врача.

4. Поддерживать постоянный контакте родителями, держать их в курсе дел.

5. Поддерживать постоянный контакт со школьным психологом в целях обеспечения оптимальных условий для обучения и воспитания ребенка.

6. Создавать на уроках спокойную, доброжелательную атмосферу сотрудничества.

7. Не требовать от детей с ММД идеального соблюдения дисциплины. Не допуская грубых нарушений ее, позволять детям отдельные вольности: например, какую-то часть времени работать стоя или сидя, с подогнутой под себя ногой. Не путать проявления болезни и невоспитанности.

8. В обязательном порядке проводить физкультминутки или релаксационные паузы не позднее чем через 15—20 мин от начала урока.

9. Находить возможность для детей с ММД про­явить во время урока двигательную активность, отдохнуть: дать поручение сходить за мелом, за водой для цветов, вы­мыть тряпку для доски и т.п.

10. Обязательно предоставлять возможность для активно­го отдыха на переменах не только детям с ММД, но и всему классу. Желательно направлять активный отдых детей, разумно регулировать его.

11. Если во время урока учитель видит, что ребенок «от­ключился», лучше дать ему некоторое время на отдых, а не вызывать в этот момент.

12. По возможности уделяйте детям с ММД до­полнительное внимание: проверьте, понял ли он задание, записал ли в дневник и т.п.

13. Не стоит ставить в пример ребенку с ММД успехи других, более усидчивых и работоспособных детей.

14. Оценивая ребенка, по возможности не снижайте оцен­ки за негрубые ошибки, исправления, помарки, оформи­тельскую небрежность. Осознайте различие в степени важ­ности умения аккуратно написать и умения правильно вы­полнить задание по сути.

15. При подборе педагогических технологий и методик желательно развивать мелкую моторику (раскрашивание и пр.); использовать тетради с напечатанными заданиями, в которых ребенку нужно лишь подчеркнуть, обвести и т.д., что позволяет ему экономно расходовать свои силы, а так же прибегнуть к поэлементному обучению письму

Педагогу в связи с этим следует учитывать следующее.

  • Предпочтение должно отдаваться опоре на системность, четкое структурирование информации, ее дробление на образные единицы (целостные, самостоятельные «образы-факты» которые понятны ребенку и могут быть включены в систему его личного опыта)

  • При обучении чтению ребенок должен воспринимать целое слово в графическом изображении: словосочетания мно­гократно показываются ребенку и одновременно прописываются;

  • Оперирование и осмысление абстракций (слог, фонема, звук, буква) не всегда доступны ребенку в первом классе, так как требуют развитого абстрактного мышления.

  • Озвучивание бессмысленных для него слогов — непонятное и утомительное для ребенка с ММД занятие.

  • При проверке заданий на запоминание требуйте от ребенка с ММД воспроизведения главного, без перечисления второстепенных деталей.

  • При ведении урока соблюдайте четкий алгоритм действий, выделяйте главное.

  • Используйте короткие, четко построенные фразы.

  • Будьте умеренны в использовании яркой эмоциональной информации, красочных наглядных примеров, так как в памяти детей с ММД может остаться лишь эта дополнительная, несущественная информация.

  • Не нагружайте детей изучением и отработкой специальных и приемов тренировки памяти, внимания (существуют примеры отрицательного опыта работы в этом направлении)

  • Уделяйте больше внимания развитию интеллекта

  • При построении алгоритма урока организуйте многократное повторение с целью прочного закрепления материала

  • Помните, что дети с ММД часто с трудом усваиваю инструкцию учителя в полном объеме или только внешнюю сторону требования, не улавливая сути.

  • У детей с ММД в первую очередь страдаю: точность выполнения работы, скорость переключения внимания с одного вида деятельности на другой, объем внимания. В связи с этим учителю необходимо помогать ребенку, а также подбирать доступный ему объем учебного материала.

  • Помните, что ребенку необходима похвала. Находите положительные моменты в поведении и учебе ребенка, за­мечайте его небольшие достижения, хвалите его, хотя не всегда это просто сделать.

  • Не забывайте о том, что воспитание ребенка с ММД требует особой гибкости. Не обходима разумная дозировка поощрений и требований к ребенку: наказания лишают детей желания работать, чрезмерная похвала расслабляет, вызывая немедленное последующее снижение достигнутых результатов.

  • Не обвиняйте родителей в проступках ребенка. При посещении родителями школы обязательно упоминайте и достижениях ребенка, его позитивных сторонах.

Не поддавайтесь искушению засыпать родителей жалобами на ре­бенка!

  • Способствуйте активному участию ребенка во вне­классной жизни школы, помогите ему стать успешным, проявить свои способности во внеурочной деятельности.


На перемене
Школьная жизнь состоит не только из уроков, но и из перемен.

У детей с ММД перемены часто проходят весьма бурно. Даже те из них, кто лежал на парте во время урока, на перемене чрезвычайно подвижны. Такое поведение вызывает у учителей различные реакции — от удивления до раз­дражения: «Учиться нет сил, а как бегать, так, пожалуйста». Дети быстро попадают в разряд неблагополучных в плане поведения (гиперактивный тип). Попытки учителя обратить внимание родителей на сложности в поведении ребенка, в его манере общения наталкиваются на стену непонимания и Обиды: «Мол, все бегают, все дерутся, мой ничем не хуже других, просто его не любит учительница», — считают родители.

Действительно, все дети нуждаются в активном отдыхе. После уроков, любят побегать, побороться. А где подвижная игра — там рукой подать до потасовки и слез. Так что же привлекает внимание учителя к ребенку с ММД? Почему именно его считают эпицентром негативных событий?

Поскольку ребенок плохо управляет собой и не может оптимально контролировать свои действия, он:

а) сначала делает, а потом думает;

б) не может правильно оценить ситуацию ее последствия и потому часто попадает в такое положение или та­кую компанию, где совершаются неблаговидные действия: «Друзья позвали поджигать тополиный пух. Я не поджигал, только смотрел, а досталось мне, как и всем остальным...»

Стратегия взаимодействия родителей и школы
Неправильная
1. Не стремлюсь оценить своего ребенка объективно.

2. Оценивая успешность ребенка, предпочитаю сравни­вать его с более «слабыми», проблемными детьми.

3. Мне трудно отделить свои амбиции от блага ребенка Часто я принимаю решения, которые не приносят пользы ему, но щадят мое самолюбие.

4. Требую особых условий для ребенка в школе.

5. Часто прихожу в школу с чувством обиды и злости, уверенностью в вине школы и ощущением святого желания защитить ребенка.

6. Выслушав обиды ребенка На школу, начинаю испыты­вать такую неприязнь к учителю, что .стараюсь к нему во­обще не ходить.

7. Если школа предлагает перевести ребенка в другой класс, на другую программу, я воспринимаю это как оскорбление и настраиваю ребенка негативно по отношению к школе: тебя хотят перевести в плохой класс, к тебе плохо относят­ся и т.п.

8. Я обычно перекладываю ответственность и вину за труд­ности в учебе и воспитании ребенка на других.

9. Я обычно нахожусь в противостоянии со школой.

10. По одному частному случаю я обычно делаю вывод обо всей системе и в разговоре с педагогом не удерживаюсь от критики системы образования или школы вместо конст­руктивного обсуждения конкретной ситуации.

11. Подозреваю педагога в предвзятом отношении к ре­бенку, в желании избавиться от него, неприязни к нему.

12. Объясняю себе сложности ребенка в школе тем, что учитель не нашел к нему подхода, учитель груб с ним, однако продолжаю обучать ребенка в том же классе.

13. Необходимость оказывать помощь ребенку дома вызывает у меня раздражение: в мои школьные годы все учились самостоятельно; родители мне никогда не помогал. Вероятно, сейчас в школе плохо учат. Учитель мог бы позаниматься с ребенком дополнительно после уроков.

14. Я не доверяю мнению специалистов (учителей, врачей, психологов). Предпочитаю прислушиваться к мнению друзей, знакомых, соседей или близких людей, даже если они некомпетентны в этом вопросе.

15.Мне очень обидно выслушивать замечания учителя о ребенке, мне кажется, что учитель говорит о моем ребенке только плохое. Предложение учителя или психолога проконсультировать ребенка у врача оскорбляет меня до глубины души.

I6. Постоянно испытываю такое ощущение, будто на меня в школе вылили ведро помоев. После посещения школы я обычно устраиваю взбучку ребенку.

17. Если специалисты предлагают моему ребенку лечение, считая, что без него он не сможет стать успешным, я отказываюсь. Я считаю, что не стоит травить ребенка лекарствами и не верю в необходимость лечения. Мне кажется, что причиной неудач ребенка является школа.

18. Если педагоги будут настаивать на необходимости обследовать или лечить ребенка, я переведу его в другую школу.


Правильная
1. Стараюсь объективно оценивать ребенка. Для меня мой ребенок — самый любимый и лучший, но я понимаю необ­ходимость правильно оценивать его способности и возможностей, степень воспитанности и умение строить отношения в обществе.
2. Я понимаю, что при оценке успешности ребенка не стоит сравнивать его с теми детьми, у которых проблем еще больше. Я соотношу возможности ребенка, его успехи с требованиями школы, сравниваю его предыдущие успехи с последующими, отмечаю, есть ли положительная динамика. Ребенок, может усвоить стратегию идущего вниз социального сравнения и, когда подрастет, будет также ориентиро­ваться на тех, кто позади.
3. Я нахожу в себе силы отказаться от своих амбиций по отношению к ребенку, если они нереальны. Принимаю решения и действую исходя из пользы ребенка.
4. Реально смотрю на обстановку в школе. Понимаю, что от моего ребенка требуют не больше, чем от других. Я никогда не объясняю себе ошибки и неправильные поступки ребенка тем, что он маленький: он учится среди ровесников, которые тем не менее умеют выполнять те же самые требования. Массовая школа не в состоянии обеспечить ре­бенку особых условий.
5. То, что рассказал мне мой ребенок, я знаю только от него. Он может осознанно или подсознательно описать кон­фликтную ситуацию так, чтобы выставить себя в лучшем свете. По-человечески это вполне понятно. Я не делаю выводов до тех пор, пока не выслушаю обе стороны (учители или одноклассников). Истина обычно лежит посередине.
6. Понимаю, что моя обида на школу может оказаться только на руку ребенку, если он в чем-то виноват сам. От­казываясь от посещений школы, я лишаю себя возможно­сти узнать истину и помочь ребенку.
7. Если от школы поступает подобное предложение, я стараюсь здраво оценить ее аргументы и действовать исходя из реальной ситуации, отказавшись от своих амбиций. Всегда можно найти разумные доводы для объяснения ситуации близким людям. Если я понимаю необходимость пере- вода ребенка, то постараюсь сделать максимум возможного, чтобы он как можно легче воспринял изменения в школь­ной жизни. Я не стану перекладывать на него груз ответ­ственности за принятие решения и постараюсь не показывать ему своих чувств, если я расстроен(а). Лучше подчерк­нуть позитивные стороны принятого решения.
8. Основная социальная группа для ребенка — семья. Роль родителей заключается не только в том, чтобы накормить и одеть, но и научить его жить в обществе, найти себе дос­тойное место в нем, помочь стать успешным.
9. Ребенку необходимо сотрудничество родителей и шко­лы. Противостояние не продуктивно.
10. Если я считаю, что педагог неверно поступил в ка­кой-либо ситуации, стараюсь организовать конструктивную беседу, не подменяя беседу критикой учителя как личности или всей системы образования. Это бессмысленно и не по­может ребенку в конкретной ситуации. Я понимаю, что си­стема образования может быть несовершенной (как и мно­гие другие), а педагог иногда не слишком профессионален, но отношусь к этому философски: в любой профессии все­гда будут специалисты разного профессионального уровня. Я стараюсь не придираться к мелочам, ведь педагог живой человек может тоже ошибиться, заболеть, не успеть верно оценить ситуацию.

11. Чаще всего доверяю педагогу. Считаю, что 90% учителей действуют исходя из добрых побуждений и заботы о ребенке.

12. Прежде чем обвинять учителя, стараюсь составить себе объективное представление о том, как именно ведет себя в школе мой ребенок, прислушаться к рекомендациям педагога, конструктивно отнестись к критическим замечаниям. Если я смогу убедиться в том, что педагог действительно плохо относится к моему ребенку, я обязательно переведу его в другой класс или школу. Самое важное для меня — не доказывать, что учитель плохой, а сделать так, чтобы комфортно было ребенку.
13. Необходимость оказывать помощь ребенку дома не раздражает меня. Я не сравниваю свои школьные годы с современностью. Понимаю, что изменились не только требования, но и дети, и мы, родители. Я знаю, что состояние здоровья моего ребенка мешает ему усвоить в полном объеме все необходимое в урочное время, поэтому считаю своим долгом помочь ему. Я — реалист и понимаю, что учитель в массовой школе не в состоянии уделить моему ребенку столько внимания, сколько ему необходимо. Не считаю ро­дителей вправе требовать от учителя дополнительных занятий с ребенком, тем более что детей с аналогичными про­емам бывает в классе очень много и помощь им требуется ежедневно.

14. Я доверяю квалифицированным специалистам. Стараюсь обращаться за консультацией к ним. Понимаю, что со­веты даже самых близких и любящих людей могут оказать­ся неправильными.
15. Действительно, это не совсем профессионально со сто­роны учителя. Однако я понимаю, почему так происходит. Мы привыкли, к сожалению, и в личной, и в профессио­нальной жизни больше порицать, чем хвалить. Если всё идет хорошо, мы воспринимаем это как должное, на недостатки же мгновенно обращаем внимание. Все негативные проявления у ребенка с ММД очень заметны, сильно беспокоят педагогов, и те искренне хотят помочь ребенку быстрее избавиться от них.
16. Я понимаю, что мне надо набраться терпения: веро­ятнее всего, в течение нескольких лет мое внимание будут обращать именно на негативные стороны. Я постараюсь от­носиться к этому философски, прислушиваться к замеча­ниям. Я не срываю на ребенке свою обиду и раздражение. Всегда помню, что на мне лежит огромная ответственность за жизнь и успешность ребенка. Считаю, что одной слепой верой в то, что все образуется само собой, я ребенку не помогу. Понимаю также, что у меня непростой ребенок, что его поведение далеко от желаемого, и не отказываюсь от медицинской помощи ему, если это необходимо.
17. Не секрет, что невежество и упрямство родителей в вопросах лечения детей часто приводит к тому, что ребенок «погибает» на глазах, а отчаявшиеся педагоги ничем не могут ему помочь лишь по той причине, что ребенку не хватает незначительной медицинской поддержки. Доводы о вреде ле­чения у психоневролога считаю несерьезными: ведь при не­обходимости лечения пневмонии или, скажем, желудка мы с легкостью даем ребенку лекарства. Если мне придется ре­шать вопрос о лечении, я постараюсь оценить его вред или пользу, взвесив на чашах весов: на одной — отсутствие ле­карств, но при этом несостоявшийся как личность, не получивший хорошего образования и профессии, неуспешный, ни к чему не стремящийся человек (а это чревато впослед­ствии алкоголизмом, наркоманией, правонарушениями); на другой же — некоторое количество медицинских препаратов и уверенный в себе человек, компетентный специалист, сча­стливый семьянин, достойный член общества.
18. Я понимаю, что от себя не уйдешь и свои проблемы ребенок унесет с собой в другую школу, поэтому стараюсь выполнять рекомендации специалистов и помогать ребен­ку, работая в контакте со школой.
Рекомендации по организации домашней работы ребенка
Лучший вариант для ребенка с ММД — пребы­вание его дома по окончании уроков. Группа продленного дня для таких детей крайне нежелательна, а в идеальном варианте — недопустима; им больше, чем другим детям, нужен полноценный отдых. Длительное пребывание в дет­ском обществе, где шумно, много активных игр, приводит ребенка к перевозбуждению.
1. Дома родителям стоит позаботиться о том, чтобы ребе­нок достаточно времени проводил на свежем воздухе, вы­сыпался, не смотрел подолгу телевизор, не проводил много времени за компьютером. Для семилетних детей вре­мя работы с компьютером — 10 минут в день.
2. Организуя выполнение ребенком домашних заданий, родители должны учитывать особенности его умственной ра­ботоспособности: периоды активной работы и отдыха долж­ны чередоваться со свойственным ребенку ритмом работы. Например, 15 мин работы — 7 мин отдыха, 10 мин работы — 5 мин отдыха.
3. Поскольку домашнее задание может и должно компен­сировать все упущенное ребенком во время урока, его каче­ственное выполнение приобретает для детей с ММД особое значение. Родителям не стоит забывать о важности той базы знаний, которую дает начальная школа, и прило­жить максимум усилий, чтобы организовать эффективное выполнение домашнего задания ребенком. Развитие интел­лекта и расширение кругозора — основные направления ра­боты с ним: именно от недостаточного уровня интеллекту­ального развития зависит возможность появления серьез­ных отклонений в развитии ребенка с ММД. И напротив, чем выше уровень интеллектуального развития, тем мень­ше эта угроза.
4. Ребенок с ММД не сможет с самого начала обучения быть самостоятельным. Родителям необходимо по­могать ему.
5. При выполнении с ребенком домашнего задания роди­телям важно соблюсти золотую середину: быть рядом, но не работать вместо него. Родитель — опора для ребенка, но шагать тот должен сам. Роль родителей заключается в том, чтобы организовывать, направлять деятельность ребенка, регулировать периоды труда и отдыха, помочь включиться в работу после перерыва, так как тот может заиграться и забыть об уроках. Иногда, подолгу просиживая за письмен­ным столом, ребенок на самом деле задание не делает, лег­ко отвлекаясь на посторонние действия: перекладывает вещи, крутит в руках ручку и т.п. В результате время, проводимое ребенком за рабочим столом, многократно увеличивается.

Чем дольше ребенок сидит за столом, тем больше он утомляется, тем короче становятся его периоды работоспособности. Утомление мешает понимать и оперировать тем учеб­ным материалом, который он знал. КПД длительного сиде­ние за уроками чрезвычайно низок. Не стоит, поэтому растягивать время на выполнение домашнего задания — когда, например, ребенок делает уроки по 6—9 часов, притом работает в позднее вечернее и даже ночное время.
6. Больше, чем кому бы то ни было, ребенку с ММД необходимы навыки научной организации труда (НОТ), приемы заучивания стихотворений, продуктивные технологии выполнения домашних заданий.
7. Ребенка ни в коем случае нельзя нагружать механиче­ской работой: такой как переписывание на черновик (иногда не один раз), затем на чистовик. Если есть необходи­мость, можно попробовать силы на черновике, но затем писать на чистовик.
8. Родителям стоит освободить ребенка от выполнения оформительской, вспомогательной работы: проведения по­лей, подписывания тетрадей и т.п. Такая работа отнимает много сил и времени у ребенка, не принося ему существенной пользы. Все силы ребенка нужно беречь непосредственно для умственного труда.
9. Нет смысла нагружать ребенка специальными упраж­нениями на тренировку внимания и памяти. До нормализа­ции работы мозга такие упражнения лягут на него допол­нительной и бесполезной нагрузкой.
10. Ребенок с ММД не сможет с самого начала обучения быть самостоятельным. Родителям нужно спокой­но относиться к необходимости оказывать ему помощь.

Самостоятельности ребенок будет постепенно учиться, приоб­ретая в совместной работе с родителями навыки организа­ции труда, распределения времени и т.д.
11. Представьте, что вас с ребенком связывает невиди­мая нить. Клубок с нитью находится в ваших руках. Искус­ство родительской любви заключается в том, чтобы вовре­мя разматывать клубок, предоставляя тем самым ребенку необходимую порцию самостоятельности. Для каждого ре­бенка и возраста — своя длина нити.
12. Помогая ребенку выполнять домашние задания, ро­дители по возможности должны сохранять спокойную, доб­рожелательную обстановку: не раздражаться и не кричать на него, хотя иногда спокойствие дается с трудом. Кажется, что ребенок может, но не хочет постараться. На самом деле это не так: ребенок не может воспользоваться своим интеллектуальным потенциалом в полной мере, даже если он этого искренне хочет.
13. Прежде чем ребенок возьмется за выполнение зада­ния, желательно обратить его внимание на основные мо­менты пройденного в классе учебного материала, удостове­риться, правильно ли он его понял.

14. Поскольку у ребенка с ММД существуют трудности с закреплением учебного материала (он с трудом переводит его из кратковременной памяти в долговремен­ную), часто во время выполнения задания с учителем или родителями ребенок рассуждает правильно, но при само­стоятельной работе демонстрирует непонимание материала. Важно в связи с этим продумать такой алгоритм выполне­ния задания, при котором ребенок несколько раз возвра­щался бы к теме задания. Это даст ему возможность лучше усвоить материал.

Приемы, облегчающие

усвоение ребенком учебного материала
1. Использование наглядных пособий: рисунков, схем, таблиц — значительно облегчает усвоение учебного матери­ала.
2. Четко выстраивайте систему учебного материала, кото­рая позволяет ребенку лучше запоминать материал и быст­рее находить в памяти необходимые сведения.
3. Выполнение любого задания лучше разбивать на мел­кие шаги, позволяющие создать такой алгоритм, при кото­ром ребенку легче фиксировать промежуточные результаты работы.
4. Важно помочь ребенку осмыслить учебный материал: выделить основные мысли, установить причинно-следствен­ные связи между фактами или явлениями.
5. При обучении чтению родители могут помогать, когда встречаются наиболее сложные слова. Если родители читают ребенку тексты из букваря, он запоминает их (ведь они короткие), а затем имитирует умение читать, воспроизводя текст по памяти. Иногда неумение ребенка читать обнаруживается значительное время спустя, когда учитель попросит его прочитать текст вразброс.
6. Самое главное, чтобы ребенок понимал прочитанное. Иногда в погоне за техникой чтения учитель или родители так увлекаются, что не замечают полного непонимания ребенком прочитанного текста.
7. Особенно важно учить детей с ММД осознанию своих мыслей, действий. Дети с ММД, часто не поняв, что от них требуется, имитируют учебную деятельность, создавая впечатление активной работы. Делают это они для того, чтобы их не ругали за бездействие: лучше делают хоть что-нибудь, даже если это бессмысленно. Такая бессмысленная деятельность усугубляет положение и без того неорганизованного, несобранного ребенка.
8. При заучивании правил, стихов лучше делать это, разбивая материал на более мелкие смысловые части. Заучивать текст окончательно за один прием — неэффективно. Лучше после каждого захода сделать перерыв, в течение которого можно заняться другими делами, отвлечься, а затем повторить заученное. Так материал надолго оста­нется в памяти.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями iconПроблема формирования регулятивных универсальных действий учеников,...

Методические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика физического...
Курс «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» призван подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения...
Методические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями iconМетодические рекомендации Конспект занятия по обучению пересказу детей 4-5 лет
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Методические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями iconМетодические рекомендации по проведению классных часов по медиа-безопасности...
В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Просвещение...
Методические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями iconМетодические рекомендации для органов местного самоуправления по обучению населения
Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения...
Методические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями iconМетодические рекомендации Москва, 2012 Методические рекомендации...
Гигиенические требования к организации занятий с использованием средств информационно-коммуникационных технологий
Методические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями iconМетодические рекомендации и пособия для воспитателей
Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект...
Методические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями iconМетодические рекомендации по развитию речи. Для занятий с детьми 2-7 лет В. В. Гербова 7
Комплексные и парциальные программы, педагогические технологии методики, методические пособия
Методические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями iconМетодические рекомендации по применению дидактических материалов...
...
Методические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями iconМетодические рекомендации по применению дидактических материалов...
...
Методические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению детей грамоте ( П. К. М. К. Б. С.)
Методические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями iconМир детей и подростков
Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения...
Методические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями iconМетодические рекомендации по ограничению в образовательных организациях...
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Методические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями iconМетодические рекомендации по ограничению в образовательных организациях...
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Методические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями iconМетодические рекомендации по ограничению в образовательных организациях...
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Методические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов...
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск