Скачать 145.55 Kb.
|
Н. В. Нищева Любимые сказки ГУСИ-ЛЕБЕДИ
Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Москва «Творческий центр СФЕРА» 2007 ББК 74.102 Н71 Художники Е. М, Воробьева, А. С. Белов Нищева Н. В. Н71 Любимые сказки: Гуси-лебеди. Методические рекомендации. Конспект занятия по обучению пересказу детей 4—5 лет. Материал для коврографа. Настольный театр. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.— 12 с., ил., цв. вкл. ISBN 5-89814-357-2 © Нищева Н.В., 2007 ISBN 5-89814-357-2 © Оформление. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007 Введение Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу. Материалы настоящего пособия по русской народной сказке «Гуси-лебеди» предназначены для детей от 4 до 5 лет. Методические приемы Вначале с ребенком можно провести занятие по пересказу сказки. Структура занятия по пересказу предполагает следующие этапы.
7. Оценка работы детей является важным методическим приемом, которым нельзя пренебрегать ни родителям, ни педагогам. Отметив и положительные моменты, и недостатки, взрослый обязательно должен похвалить детей и поощрить их старания. На следующий день или через несколько дней можно заняться с детьми инсценированием сказки. Это может быть театрализованное представление или игра-драматизация. Можно также разыграть сказку в настольном или плоскостном театре. Отдельные фигурки могут служить для обыгрывания сказки на коврографе, тогда их необходимо снабдить «липучками». Если же их прикрепить к длинным палочкам, то они могут быть использованы для плоскостного театра. Объемные же фигурки предназначены для разыгрывания сказок в настольном театре (наше пособие позволяет делать это). С детьми необходимо заранее разучить роли, отрепетировать диалоги, поупражняться в интонировании речи персонажей. В театрализованном представлении широко используются костюмы, декорации и другие атрибуты. Для усиления воздействия сказки рекомендуем использовать музыкальное сопровождение. Театрализованные игры, игры на темы прослушанных произведений проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации, самостоятельной переработки материала. Игры-драматизации воспитывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной, монологической и диалогической речью. В роли ведущего в играх и представлениях на первых порах может выступать взрослый, который помогает распределять роли, подсказывает реплики, объясняет, как можно передать содержание сказки своими словами, как разместить декорации и т. п. Цветные иллюстрации нашего пособия могут быть использованы педагогами при рассказывании сказки или как разрезные картинки, тогда аналогичные черно-белые иллюстрации станут подсказками для малышей. Черно-белые иллюстрации могут быть ксерокопированы и использованы как картинки для раскрашивания. Занятие по пересказу русской народной сказки «Гуси-лебеди» Образовательные цели. Учить детей пересказывать сказку полно, последовательно, выразительно. Способствовать формированию развернутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью. Развивающие цели. Обеспечивать развитие познавательной и регулирующей функции речи. Развивать голос, выразительность речи, зрительный гнозис и конструктивный праксис, общую моторику и координацию речи с движением. Формировать возможность перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи. Воспитательные цели. Развивать эмоции, внимание, память, воображение, нравственные представления. Учить детей использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей. Оборудование. Цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки, объемные фигурки. Предварительная работа. Разучивание упражнения «Лебеди учатся летать». Ход занятия 1. Вводная беседа. Создание эмоционального фона восприятия сказки. Оживление личного опыта детей. Педагог приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом перед коврографом, демонстрирует иллюстрацию к сказке, выясняет, знакома ли сказка детям, кто им читал сказку, кто пробовал рассказать сказку сам. — Посмотрите на иллюстрацию. Как называется сказка, к которой она нарисована? — Кому читали эту сказку? — Кто видел мультфильм по этой сказке? — О ком эта сказка? 2. Выразительное рассказывание сказки педагогом с иллюстрированием на наборном полотне или в настольном театре без нацеливания на пересказ. Развитие речевого слуха. Воспитание чувства языка. Педагог предлагает детям сесть удобно и рассказывает сказку, иллюстрируя ее с помощью плоскостных фигурок на коврографе. Гуси-лебеди Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька и сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше: — Ну, дочка, будь умницей. Никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезем. Отец с матерью уехали, а Маша (На наборное полотно выставляется фигурка Маши.} посадила братца (На наборное полотно выставляется фигурка Ванюши.} на травку под окном и побежала к подружкам. Вдруг откуда ни возьмись налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли. (На наборное полотно выставляется изображение стаи гусей-лебедей и тут же убирается вместе с фигуркой Ванюши.} Вернулась Маша, глядь — братца нет. Кинулась она туда, сюда — нигде Ванюшки не видно. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна. Выбежала Маша в чисто поле, видит — метнулись гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли ее братца, и бросилась догонять их. Бежала, бежала, видит — стоит в поле печка. (На наборное полотно выставляется изображение печки.} Маша к ней: — Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? — Подбрось в меня дровец, — говорит печка, — тогда и скажу! Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила. Печка сказала, в какую сторону бежать. Побежала Маша дальше, видит — стоит яблоня, вся румяными яблоками увешана, ветки до самой земли склонились. (Изображение печки отодвигается на задний план, а в центр наборного полотна выставляется яблоня.} Маша к ней: — Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? — Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись. Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала. Бежит Маша дальше и видит: течет молочная речка-кисельные берега. (Изображение яблони переносится на задний план, а в центр наборного полотна выставляется речка с кисельными берегами.} Маша к ней: — Молочная речка-кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? — Упал в меня камень, — отвечает речка, — мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону — тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели. Сдвинула Маша камень в сторону, зажурчала речка и сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать. Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Смотрит Маша - - стоит избушка на курьих ножках, сидит в той избушке Баба Яга, пряжу прядет. (В центр наборного полотна выставляется избушка на курьих ножках.} А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет. (Выставляется фигурка Ванюши.} Подкралась Маша тихонько, схватила братца и побежала домой. Глянула Баба Яга в окно: нету мальчика. Кликнула она гусей-лебедей и послала в погоню. (Изображение избушки на курьих ножках убирается, и далее, по мере развития сюжета, с дальнего плана выставляются в центр наборного полотна необходимые персонажи.} А Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидела гусей-лебедей... Что делать? Побежала она к молочной речке-кисельным берегам: — Речка, речка, — просит Маша, — спрячь нас! Речка посадила ее с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала. Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала. А гуси-лебеди увидали ее — воротились, летят навстречу. Подбежала Маша к яблоне: — Яблонька, яблонька, спрячь меня! Яблонька заслонила ее ветками, прикрыла листочками. Гуси-лебеди покружились, покружились, не нашли Машу с Ванюшкой и пролетели мимо. Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила ее и опять пустилась бежать. Гуси-лебеди снова увидали ее — и ну за ней! Хорошо, что печка рядом! Маша к ней: Печка, печка, спрячь меня! Печка ее спрятала, заслонкой закрыла. Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали. Покружились они, покричали, да так ни с чем и вернулись к Бабе Яге. А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли. 3. Подвижная игра «Лебеди учатся летать». Воспитание правильного дыхания, развитие координации движений. Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение. Дети изображают, как лебеди учатся летать. Они идут по кругу друг за другом, медленно и ритмично поднимают руки до уровня плеч и опускают их. На подъем рук делается глубокий вдох через нос. Опуская руки, дети делают выдох через рот. 4. Беседа по сказке. Развитие памяти, диалогической речи. Уточнение и расширение глагольного словаря. Беседа начинается после небольшой паузы. Педагог выясняет, как дети поняли содержание сказки, и затем задает детям вопросы. • С чего начинается сказка? Кто может выступить в роли рассказчика и начать рассказывать сказку? Как должен рассказывать сказку сказочник? С какой интонацией он должен говорить? (Жили-были муж и жена, и были у них сын Ванюшка и дочка Машенька. Один раз родители поехали в город, а дочке велели следить за братцем. Девочка их не послушалась и оставила братца одного. Прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика.) • Что сделала Маша? (Она пошла искать братца.) • Кто помог ей сначала? (Маше помогла печка. Она попросила Машу подбросить в нее дров и показала ей дорогу.) • Кто помог ей потом? (Потом ей помогла яблоня. Она попросила стрясти яблочки с ее веточек и показала, куда бежать дальше.) • Кто еще помог Маше? (Потом Маше помогла молочная речка-кисельные берега. Она попросила убрать камень и рассказала, куда дальше идти.) • Куда пришла Маша и что там увидела? (Маша пришла в дремучий лес и увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидела Баба Яга, а перед окошком сидел Ванюшка.) • Что сделала девочка? (Девочка схватила братика и побежала домой.) • Кто помчался в погоню за детьми? (За ними полетели гуси-лебеди.) • Кто опять помогал Маше с Ванюшей и прятал их от гусей? (Маше опять помогали речка, яблонька и печка.) • Удалось ли гусям отнять Ванюшку? (Гуси-лебеди улетели к Бабе Яге ни с чем.) • Что значит ни с чем! (Значит без всего, с пустыми руками.} • Чем закончилась сказка? (Дети прибежали домой, а тут родители приехали и привезли им подарки.) • Перечислите все, что делала Маша в этой сказке. (Маша не послушалась родителей; поняла, что гуси-лебеди унесли братца; побежала искать его, подбросила дров в печку, стрясла яблоки с веточек, сдвинула камень, увидела избушку на курьих ножках, схватила братца, побежала, спряталась с Ванюшкой под бережком, поблагодарила речку, побежала, укрылась под яблонькой, поблагодарила яблоньку, побежала, спряталась с братцем в печке, вылезла из печки, поблагодарила ее, пустилась домой со всех ног.) • Как вы понимаете выражение пустилась со всех ног! (Побежала очень быстро.) 5. Повторное рассказывание сказки педагогом с нацеливанием детей на последующий пересказ. Педагог еще раз рассказывает сказку, предупредив детей о последующем пересказе. 6. Сообщение педагогом плана пересказа или распределение ролей для пересказа по ролям. Развитие планирующей функции речи. Педагог сообщает план пересказа или помогает детям распределить роли, напоминает о правильном интонировании речи, использовании словосочетаний и выражений, толкованием которых занимались во время беседы. 7. Небольшая пауза для обдумывания сказки. Педагог предоставляет детям несколько минут для подготовки к пересказу. 8. Пересказ сказки несколькими детьми по частям или пересказ по ролям. Развитие связной речи, творческих способностей, просодики, мимики, пантомимики. Дети рассказывают сказку или разыгрывают ее по ролям, инсценируя с помощью плоскостных фигурок на коврографе или с помощью объемных фигурок в настольном театре. 9. Работа с пазлами «Гуси-лебеди». Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Педагог заранее изготавливает пазлы из цветной иллюстрации к сказке. Теперь он предлагает детям всем вместе собрать картинку. В качестве основы можно использовать черно-белую иллюстрацию. 10. Окончание занятия. Оценка работы детей. Педагог предлагает детям оценить работу друг друга и выбрать лучшего рассказчика. Имея несколько пособий из серии «Любимые сказки», педагоги могут провести с детьми разнообразные игры и литературные викторины. Игра «Из какой я сказки?» Цели. Развитие слухового и зрительного внимания, мышления, связной речи. Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки из пособий серии «Любимые сказки». Ход игры. Педагог выставляет на наборное полотно несколько плоскостных фигурок и предлагает детям назвать их. Затем вызывается ребенок, подготовивший вместе с педагогом рассказ от лица одного из персонажей. Дети должны послушать и определить, чьи это слова, из какой сказки этот герой. Игра «Кто лишний?» Цели. Развитие зрительного внимания. Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки пособия. Ход игры. Педагог выставляет несколько фигурок на наборное полотно. Одна из них должна быть лишней, из другой сказки. Дети должны посмотреть и определить, какая фигурка лишняя и почему. Аналогично проводится игра «Кого не хватает?» Игра «Четвертый лишний» Цели. Развитие зрительного внимания, логического мышления, связной речи. Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки пособия. Ход игры. Педагог выставляет на наборное полотно фигурки Машеньки и Ванюшки из сказки «Гуси-лебеди», Машеньки и медвежонка из сказки «Три медведя» и предлагает детям определить, кто из сказочных героев лишний. Дети объясняют, что лишний медвежонок, потому что он — не человек, а животное. Аналогично можно провести игру, поместив на наборное полотно фигурки медведя, лисы, зайца и Машеньки. Дети смогут объяснить, что девочка — человек, а все остальные герои — животные. Затем педагог помещает на наборное полотно фигурки медведя, петуха, волка и лисы и вновь предлагает детям найти лишнего героя. Дети должны объяснить, что лишний петух, потому что он — домашняя птица, а все остальные герои — дикие животные. Поместив на наборное полотно все избушки из пособия, можно предложить детям подумать, которая из них лишняя. Дети объяснят, что лишняя ледяная избушка, потому что все остальные избушки «деревянные». Дети могут сказать, что лишняя избушка на курьих ножках, потому что у остальных избушек нет ножек. Игра «Будь внимательным» Цели. Развитие зрительного внимания, навыков ориентировки в пространстве. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов). Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки пособия. Ход игры. Педагог выставляет на наборное полотно яблоню, над ней помещает стаю лебедей, а под ней — яблоки, закрепляет речку, а в ней - - камень, печку, а перед ней -- дрова, слева от яблони можно поместить фигурки детей. Он предлагает детям рассмотреть картинку и рассказать, что (кто) где находится: — Лебеди над яблоней. — Яблоки под яблоней. — Дети возле (около) яблони. — Камень в речке. — Дрова перед печкой. Затем можно попросить детей закрыть глаза, а тем временем поменять местами фигурки на наборном полотне: лебедей поместить над печкой, дрова убрать за печку, детей поместить возле речки и т. п. Дети должны, открыв глаза, сказать, что изменилось на картинке: - Лебеди летят над печкой. — Дрова лежат за печкой. — Дети стоят возле (около) речки. И т. п. Игра «Не зевай — по порядку называй» Цели. Развитие зрительного внимания, обучение порядковому счету, актуализация атрибутивного словаря (порядковые числительные), совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции). Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки пособия. Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно фигурки зайца, лисы, волка, медведя, медведицы, медвежонка, Машеньки, Ванюшки, петуха и предлагает рассмотреть и назвать их. Затем дети должны продолжить порядковый счет, начатый логопедом: Заяц первый, лиса вторая, волк третий и т. п. Можно предложить детям следующие вопросы: — Который по счету волк? (Волк третий по счету.) — А медвежонок который по счету? (Медвежонок шестой по счету.) — Между какими героями стоит медведица? (Медведица стоит между медведем и медвежонком.) — Перед кем стоит Машенька? (Машенька стоит перед Ванюшкой.) — За кем стоит петух? (Петух стоит за Ванюшкой.) Учебное издание Наталия Валентиновна Нищева Любимые сказки Гуси-лебеди Методические рекомендации. Конспекты занятия по обучению пересказу детей 4—5 лет. Материал для коврографа. Настольный театр Главный редактор С.Д.Ермолаев Редактор Л. Ю. Киреева Корректор Р. А. Сафарова Художники Е. М. Воробьева, А. С. Белов Дизайнер С.О.Леонтьев Верстка А. Л. Сергеенок Сдано в набор 23.09.2006. Подписано в печать 23.10.2006. Формат 60x90 '/8 Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 1,5. Отпечатано в ООО «Профпринт» 194362, Санкт-Петербург, пос. Парголово, ул. Ломоносова, д. 113. Заказ № 14. Тираж 3 000 экз. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 197348, а/я 45 Тел.: (812) 303-89-58, 542-84-37 www.detstvo-press.ru E-mail дирекции: detstvopress@mail.ru E-mail отдела продаж: zakaz@detstvo-press.ru E-mail редакции: redaktor@detstvo-press.ru E-mail «Книга отзывов»: forum@detstvo-press.ru Представительство в Москве: МОО «Разум», 127434, Москва, Ивановская ул., д. 34. Тел.: (495) 976-65-33 Служба «Книга — почтой»: ООО «Фоликом», 199053, Санкт-Петербург, В. О., 4-я линия, д. 13. Тел.: (812) 323-70-04 E-mail: folipost@yandex.ru |
Конспект занятия по лепке «Волшебная страна – подводное царство» в средней группе Задачи Разработка серии занятий «Маленький волшебник» является компонентом преддошкольного образования детей. Здесь представлены конспекты... | Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема:... Конспект обычно оформляется на отдельных листах бумаги формата А4 (гарнитура шрифта – Times New Roman, кегль шрифта – 14 пт, межстрочный... | ||
Конспект занятия для детей Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению детей грамоте ( П. К. М. К. Б. С.) | ||
Методические рекомендации по обучению и развитию детей с минимальными мозговыми дисфункциями Минимальные мозговые дисфункции (ммд) легкие нарушения в созревании и функционировании мозга | Методические рекомендации для органов местного самоуправления по обучению населения Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления в целях эффективной организации работы по обучению населения... | ||
Методические рекомендации для студентов практического занятия по... Дидактическая база занятия: методические рекомендации для преподавателя и студентов к практическому и семинарскому занятию, учебники,... | Конспект проведения занятия с детьми подготовительной к школе группы... Воспитание у детей желания трудиться для других (изготовление книжки-малышки для детей раннего возраста) | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические... Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет | План-конспект занятия по физической культуре Подготовка нормативно-правовых документов, приказов, методические инструктивные рекомендации | ||
Конспект занятия «Зимний пейзаж» План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием триз для детей 4 – 5 лет | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект занятия по аппликации с использованием нетрадиционной техники для детей 4-5 лет | Конспект занятия по развитию речи Тема: «По дорогам Сказок» Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов педагогического колледжа | ||
Конспект открытого занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей 4—5 лет |