Скачать 5.82 Mb.
|
Основная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Дубровская средняя общеобразовательная школа» на 2011-2015 годы 2011 год Содержание 1. Целевой раздел .4 1.1. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 1.2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 1.2.1.1. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) 9 1.2.1.2. Формирование ИКТкомпетентности обучающихся (метапредметные результаты) 10 1.2.2. Русский язык 12 1.2.3. Литературное чтение 14 1.2.4. Иностранный язык (английский) 15 1.2.5. Математика и информатика 15 1.2.6. Окружающий мир 16 1.2.7. Основы религиозных культур и светской этики 17 1.2.8. Музыка 18 1.2.9. Изобразительное искусство 18 1.2.10. Технология 18 1.2.11. Физическая культура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы 19 1.3.1. Общие положения 19 1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов 20 1.3.3. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений 23 1.3.4. Итоговая оценка выпускника 25 2. Содержательный раздел 26 2.1. Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий 26 2.1.1. Ценностные ориентиры начального общего образования 26 2.1.2. Характеристика универсальных учебных действий на ступени начального общего образования 27 2.1.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 33 2.1.4. Информационнокоммуникационные технологии — инструментарий универсальных учебных действий. Формирование ИКТкомпетентности обучающихся 37 2.1.5. Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39 2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов 41 2.3. Программа духовнонравственного развития и воспитания обучающихся . . . . . . .42 2.3.1. Цель и задачи духовнонравственного развития и воспитания обучающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 2.3.2. Основные направления и ценностные основы духовнонравственного развития и воспитания обучающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 2.3.3. Принципы и особенности организации содержания духовнонравственного развития и воспитания обучающихся . . . . . . . . . . . 52 2.3.4. Основное содержание духовнонравственного развития и воспитания обучающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 2.3.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 2.3.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовнонравственному развитию и воспитанию обучающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55 2.3.7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56 2.3.8. Планируемые результаты духовнонравственного развития и воспитания обучающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68 2.5. Программа коррекционной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 3. Организационный раздел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 3.1. Учебный план начального общего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 3.2. План внеурочной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 3.3. Система условий реализации основной образовательной программы . . . . . . . . . . . .85 3.3.1. Кадровые условия реализации основной образовательной программы . . . . . . . 86 3.3.2. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 3.3.3. Материальнотехнические условия реализации основной образовательной программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87 3.3.4. Информационнометодические условия реализации основной образовательной программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87 Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90 Положение о портфолио учеников начальных классов.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Приложение 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 Основное содержание учебных предметов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94 2.1. Русский язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 2.2. Литературное чтение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 2.3. Иностранный язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150 2.4. Математика и информатика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 2.5. Окружающий мир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .188 2.6. Основы религиозных культур и светской этики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 2.7. Изобразительное искусство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 2.8. Музыка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .231 2.9. Технология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 2.10. Физическая культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Образовательная программа начального общего образования МОУ «Дубровская СОШ» Красноармейского района Челябинской области разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы общеобразовательного учреждения для начальной школы (научные руководители – член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина). Данная программа разработана с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, осуществляемого в МОУ «Дубровская СОШ», отраженных в программе развития школы, а именно: - доступное качественное образование для всех участников образовательного процесса; - создание условий для организации инновационной деятельности в образовательном учреждении; - создание условий для активного использования ИКТ и цифровых образовательных ресурсов всеми участниками учебно-воспитательного процесса. -осуществление поддержки талантливых и социально активных учащихся Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья. Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный: - с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; - с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; - с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; - с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; - с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; - с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: • словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования. Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования: - обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; - переход к образовательному процессу, включающему личностно-ориентированное, метапредметное, практико-ориентированное содержание образования и активные, мотивирующие формы организации образовательного процесса, способствующие эффективному развитию процессов личностного самоопределения обучающихся с разным уровнем возможностей, познавательных интересов и склонностей. Задачи основной образовательной программы начального общего образования:
Принципы и подходы к формированию ООП НОО Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Дубровская СОШ» учитывает требования к образованию, которые предъявляют стандарты второго поколения. Принципиальным походом к формированию ООП начального общего образования стал учёт изменения социальной ситуации развития современных детей. Наряду со знаниевым компонентом в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет установить баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения. Определение в программе содержание тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, что обеспечивает интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира. ООП НОО построена с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: · воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава; · переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; · ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; · признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; · учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; · обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования; · разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективным УМК, таким как «Школа России». УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество, как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС. Ведущая целевая установка, заложенная в основу УМК «Школа России», направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» является: «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека - гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества». Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки УМК «Школа России»:
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Планируемые результаты: - обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки; - являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. В соответствии с системнодеятельностным подходом содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебнопрактические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программ отнесены: • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Структура планируемых результатов учитывает необходимость: - определения динамики развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка; - определения возможностей овладения обучающимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета; - выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся. С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания. «Выпускник научится» - планируемые результаты, ориентируют в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников, базовый уровень. «Выпускник получит возможность научиться» - планируемые результаты этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
УМК «Школа России» в полной мере реализует Требования ФГОС по реализации личностных и метапредметных результатов. 1.2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты) В результате изучения всех предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1.2.1.1. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) В результате изучения всех учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций. Поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться: использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; работать с несколькими источниками информации; сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Преобразование и интерпретация информации Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться: делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Оценка информации Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться: сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. 1.2.1.2. Формирование ИКТкомпетентности обучающихся (метапредметные результаты) В результате изучения всех предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с мультимедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, нагляднографические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Выпускник научится:
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться: представлять данные; создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». Планирование деятельности, управление и организация Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться: проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; моделировать объекты и процессы реального мира. |
2. Пояснительная записка Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | ||
Пояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон” ... | Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | Пояснительная записка основной Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический... | ||
Пояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Пояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу... Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Реферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников.... Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи | ||
Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо | Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо |