МАОУ «Авторский лицей Эдварса № 90»
2013-2014 уч. год
ПЛАН
РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Задачи библиотеки:
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.
Формирование у школьников информационной культуры и культуры чтения, гражданственности, патриотизма, расширения читательского интереса к истории России и родного края.
Пропаганда здорового образа жизни.
Пропаганда литературы, использование индивидуальной и массовой работы с читателями.
Основные функции библиотеки:
Образовательная
Информационная
Культурная
Направления деятельности библиотеки:
Работа с учащимися, учителями и родителями в области пропаганды литературы, приобщения школьников к чтению и пользованию библиотекой, используя индивидуальную и массовую работу:
- библиотечно-библиографические уроки;
- информационные и прочие обзоры литературы;
- информационные обзоры на заданные темы.
Формирование информационной культуры учащихся через организацию информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей.
Поддержка общешкольных мероприятий.
Формирование качественных книжных фондов.
Совершенствование материально-технического обеспечения библиотеки.
Формирование библиотечного фонда
Работа с фондом учебной литературы
-
№
| Содержание работы
| Срок исполнения
| Ответственный
| 1.
| Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся лицея учебниками и учебными пособиями на 2013-2014 учебный год.
| сентябрь
| Зав.
библиотекой
| 2.
| Изучение федерального списка учебников. Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учётом их требований.
| Февраль-март
| Зав.
библиотекой
| 3.
| Приобретение и обработка поступивших учебников.
| По мере поступления
| Зав.
библиотекой
| 4.
| Приём и выдача учебников (по графику)
| Май-июнь, август-сентябрь
| Зав.
библиотекой
| 5.
| Проведение работы по сохранности учебного фонда.
| В течение уч. года
| Зав.
библиотекой
| 6.
| Работа с резервным фондом учебников:
-ведение учёта;
-размещение и хранение.
| В течение уч. года
| Зав.
библиотекой
| 7.
| Списание фонда учебной литературы с учётом ветхости и смены учебных программ.
| В течение уч. года
| Зав.
библиотекой
| 8.
| Ведение тетради выдачи учебников.
| В течение учебного года
| Зав.
библиотекой
|
Работа с фондом художественной литературы
-
№
| Содержание работы
| Срок исполнения
| Ответственный
| 1.
| Приобретение новой литературы.
| В течение уч. года
| Директор,
зав.
библиотекой
| 2.
| Изучение состава фонда и анализ его использования.
| декабрь
| Зав.
библиотекой
| 3.
| Своевременная обработка и регистрация в каталоге поступившей литературы.
| По мере поступления
| Зав.
библиотекой
| 4.
| Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий и составление списков должников 2 раза в учебном году. Работа с задолжниками.
| Конец 2-й и 4-й четверти
| Зав.
библиотекой
| 5.
| Ведение работы по сохранности фонда: - обеспечение требуемого режима и систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда;
- проведение периодических проверок сохранности особо ценных изданий;
- обеспечение мер по возмещению ущерба, причинённого носителям информации в установленном порядке.
|
В течение года
| Зав.
библиотекой
| 6.
| Работа с фондом: - оформление фонда (эстетика оформления);
- соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах;
- проверка правильности расстановки фонда 1 раз в год;
- обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации
| В течение года
| Зав.
библиотекой
| 7.
| Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением учащихся.
| В течение года
| Зав.
библиотекой
| 8.
| Периодическое списание ветхих и морально устаревших книг.
| В четвёртой четверти
| Зав.
библиотекой
|
Работа с читателями
-
№
| Содержание работы
| Срок исполнения
| Ответственный
| Индивидуальная работа.
| 1.
| Обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале: учащихся, педагогов, технический персонал, родителей.
| постоянно
|
Зав.
библиотекой
| 2.
| Рекомендательные беседы при выдаче книг.
| постоянно
| Зав.
библиотекой
| 3.
| Беседы о прочитанном.
| постоянно
| Зав.
библиотекой
| 4.
| Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах и прочих поступлениях в библиотеку.
| По мере поступления
| Зав.
библиотекой
| 5.
| Анкетирование учащихся 5-9 классов по теме: «Твои любимые книги».
| В первом полугодии
| Зав.
библиотекой
| Работа с библиотечным активом.
|
| Привлечение заинтересованных детей к библиотечной работе.
| Сентябрь-октябрь
| Зав.
библиотекой
|
| Привлечение детей к проведению библиотечных мероприятий.
| В течение года
| Зав.
библиотекой
| Работа с педагогическим коллективом
|
| Информировать учителей о новой учебной и методической литературе, журналах и др. изданиях.
| На совещаниях и пед.советах
| Зав.
библиотекой
| 2.
| Консультационно-информационная работа с учителями-предметниками, направленная на выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году.
| Февраль-май
| Зав.
библиотекой
| 3.
| Оказание помощи учителям в поиске информации в книгах, периодических изданиях, подбор материалов к предметным неделям.
| По требованию
| Зав.
библиотекой
| Работа с учащимися лицея.
| 1.
| Обслуживание учащихся лицея согласно расписанию работы библиотеки.
| постоянно
| Зав.
библиотекой
| 2.
| Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям).
| 1 раз в четверть
| Зав.
библиотекой
| 3.
| Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о правилах библиотеки, о культуре чтения книг и журналов.
| постоянно
| Зав.
библиотекой
| 4.
| Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя библиотеки.
| постоянно
| Зав.
библиотекой
| 5.
| Своевременно информировать читателей о проводимых мероприятиях.
| В течение года
| Зав.
библиотекой
| 6.
| Проводить экскурсии по тематическим выставкам, представленным в библиотеке, с учащимися начальных и средних классов.
| В течение уч. года
| Зав.
библиотекой
| Библиотечно-библиографическая, информационная работа 1. Редактирование и пополнение алфавитного и систематического каталогов.
2. Пополнение справочного фонда.
3. Постоянное ведение информационной работы посредством:
- обзоров,
- выставок,
- экспресс-информации.
4. Пропаганда библиотечно-библиографических знаний на библиотечных уроках и индивидуально.
5. Способствовать формированию у учащихся умения отбирать и анализировать информацию.
6. Посредством книг, бесед и другой библиотечно-информационной работы способствовать нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию, воспитанию здорового образа жизни у учащихся.
7. Организовывать в течение учебного года выставки «Книги-юбиляры».
8. В течение учебного года участвовать в методических семинарах, проводимых отделом образования. План библиотечных уроков
1 класс
| -«Библиотека – волшебная страна»
(урок-экскурсия). Понятия
« читатель, библиотекарь, абонемент».
- «Чтение – лучшее умение» (правила пользования книгой, обучение простейшему ремонту книг).
| Сентябрь
Февраль
| Зав.
библиотекой,
учителя нач. классов
| 2 класс
| - «Структура книги: внешнее и внутреннее оформление книги. История книги. Кто и как создаёт книги».
- «История библиотек. Главная библиотека страны».
| Октябрь
Май
| Зав.
библиотекой,
учителя нач. классов
| 3 класс
| - «Говорящие обложки». Самостоятельный выбор книг в ШБ. Художники-иллюстраторы детских книг.
- «Твои первые словари, энциклопедии, справочники» (обзор, структура справочной литературы).
| Октябрь
Март
| Зав.
библиотекой,
учителя нач. классов
| 4 класс
| - Искусство книги. Работа художника. Связь иллюстраций с текстом. Проявление манеры, почерка художника, его творческой индивидуальности.
- «Похвала книге». Роль книг в жизни общества и формировании великих людей.
| Ноябрь
Апрель
| Зав.
библиотекой,
учителя нач. классов
| 5 класс
| - «Старая книга или история создания книг. Древнейшие библиотеки».
- Самостоятельная работа с книгой. Заповеди читателя.
| Октябрь
Март
| Зав.
библиотекой.
| 6 класс
| - Понятие «библиография», её назначение. Каталоги.
- «Сохраним учебник на «отлично». О бережном отношении к учебнику.
| Декабрь
Ноябрь
| Зав.
библиотекой
| 7 класс
| - Книга и её создатели. Структура книги, использование её аппарата при чтении. О титульном листе.
- Методы работы с информацией. Анализ, составление плана, конспектирование, тезисы, оформление цитат и выписок.
| Январь
Апрель
| Зав.
библиотекой
| 8 класс
| - Справочная литература по естественным наукам и технике, их тематика. Связь со школьной программой.
-«Писатели родного края». (И.А. Гончаров и Н.М. Карамзин).
| Декабрь
Май
| Зав.
библиотекой
| 9 класс
| - Алфавитный и систематический каталог. Их составление и описание.
| Февраль
| Зав.
библиотекой
| 10 класс
| - Поиск литературы для рефератов и исследовательской работы, докладов.
| Апрель
| Зав.
библиотекой
|
Информационно-массовая работа
Форма
| Тема
| Класс
| Сроки проведения
| Стенд
| «1 сентября – День знаний»
| 1-11 кл.
| Сентябрь
| Библиотечный урок
| «Первое знакомство с библиотекой!»
| 1 кл.
| Сентябрь
| Книжная выставка
| К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого
| 1 -11 кл.
| Сентябрь
| Книжная выставка
| К 95-летию со дня рождения Б.В.Заходера
| 1-4 кл.
| Сентябрь
| Экспресс-информация
| 08.09. – Международный день распространения грамотности;
16.09 - Международный день мира
| 5 -11 кл.
| Сентябрь
| Экспресс-информация
| 01.10. – Международный день музыки;
01.10. – Международный день пожилых людей;
04.10. – Международный день животных;
05.10. – Международный день учителя
19.10. – День Царскосельского лицея (в этот день 1811 г.)
27.10. – Международный день школьных библиотек
28.10. – День анимации
| 1-11 кл.
| Октябрь
| Библиотечный урок
| Самые большие библиотеки мира
| 4 кл.
| Октябрь
| Книжная выставка
| К 195-летию со дня рождения И.С.Тургенева
| 6-11 кл.
| Ноябрь
| Книжная выставка
| К 105-летию со дня рождения Н.Н.Носова
| 2-5 кл.
| Ноябрь
| Экспресс-информация
| 04.11. – День народного единства
20.11. – Всемирный день ребёнка
26.11. – Всемирный день информации
30.11. – День матери
| 1-11 кл.
| Ноябрь
| Книжная выставка
| К 100-летию со дня рождения
В.Ю. Драгунского
| 2-3 кл.
| Декабрь
| Экспресс-информация
| 09.12. – День Героев Отечества
10.12. – Международный день прав человека
12.12. – День Конституции Российской Федерации
14.12. – День Наума-Грамотника
| 2-11 кл.
| Декабрь
| Книжная выставка
| К 210-летию со дня рождения Ф.И. Тютчева
| 6-11 кл.
| Декабрь
| Книжная выставка
| К 95-летию со дня рождения А.И. Солженицына
| 10-11 кл.
| Декабрь
| Книжная выставка
| К 110-летию со дня рождения
А.П. Гайдара (Голикова)
| 5-11 кл.
| Январь
| Книжная выставка
| К 135-летию со дня рождения
П. П. Бажова
| 4-7 кл.
| Январь
| Экспресс-информация
| 07.01. – Рождество Христово
13.01. – День российской печати
| 5-11 кл.
| Январь
| Книжная выставка
| К 120-летию со дня рождения В.В.Бианки
| 1-5 кл.
| Февраль
| Книжная выставка
| К 245-летию И.А.Крылова
| 2-6 кл.
| Февраль
| Экспресс-информация
| 08.02. –День российской науки
10.02. – День памяти А.С.Пушкина
23.02. – День защитников Отечества
| 1-11 кл.
| Февраль
| Библиотечный урок,
экспресс-информация
| К 80-летию со дня рождения летчика-космонавта СССР Юрия Алексеевича Гагарина (1934-1968)
| 1-11 кл.
| Март
| Экспресс-информация
| 1 02.03. - 190 лет со дня рождения русского педагога К.Д. Ушинского (1824-1870)
1 03.03. – 115 лет со дня рождения писателя, драматурга Ю.К. Олеши (1899-1960)
03.03. – 180 лет со дня рождения русского предпринимателя, коллекционера С.М. Третьякова (1834-1892)
14.03. – 135 лет со дня рождения немецкого физика Альберта Энштейна (1879-1955)
18.03. - 170 лет со дня рождения русского композитора, педагога, дирижера Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908)
21.03. - 175 лет со дня рождения русского композитора
М.П. Мусоргского (1839-1881)
21.03. – Всемирный день поэзии
| 2-11 кл.
| Март
| Книжная выставка
| К 205-летию со дня рождения
Н. В. Гоголя
| 5-11 кл.
| Апрель
| Книжная выставка
| К 450-летию со дня рождения Уильяма Шекспира
| 7-11 кл.
| Апрель
| Экспресс-информация
| 7 апреля – Всемирный день здоровья
22.04. - 290 лет со дня рождения немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804)
| 2-4 кл.
6-11 кл.
| Апрель
| Книжная выставка
| «Читайте с увлечением все эти приключения!» (2.04 – Международный день детской книги)
| 1-7 кл.
| Апрель
| Стенд, поздравительная открытка
| «9 мая – день Победы!»
«Поклонимся великим тем годам!»
| 1-11 кл.
| Май
| Библиотечный урок
| «Помните, храните, дорожите» (о памятниках, посвящённых ВОВ в Ульяновске)
| 6-7 кл.
| Май
| Выставка рисунков
| «К подвигу героев сердцем прикоснись»
| 1-6 кл.
| Май
| Книжная выставка
| «Об этом хочется забыть, но знать об этом нужно» (док.-публ. литература о ВОВ).
| 5-11 кл.
| Май
| Книжная выставка
| «Войны священные страницы навеки в памяти людской» (художественная литература о ВОВ)
| 5-11 кл.
| Май
| Книжная выставка
| «Детство, опалённое войной» (дети в произведениях о ВОВ)
| 1-6 кл.
| Май
| Библиотечный урок - игра
| «Чтоб не ссориться с огнём, нужно больше знать о нём!»
| 3-4 кл.
| Май
| Беседа у книжной выставки
| Ко Всемирному дню без табака 31.05
| 7-8 кл.
| Май
| Экспресс-информация
| 09.05 - День воинской славы России - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945
11.05 - 110 лет со дня рождения Сальвадора Фелипе Хасинто Дали (1904-1989), испанского художника
15.05 - Международный день семьи
15.05 - 155 лет со дня рождения Пьера Кюри (1859-1906), французского ученого-физика, Нобелевского лауреата
18.05 - Международный день музеев 20.05 - 215 лет со дня рождения Оноре де Бальзака (1799–1850),
22.05 - 155 лет со дня рождения Артура Конан-Дойла (1859–1930)
24.05 - День славянской письменности и культуры 24.05 - 90 лет назад (1924 г.) вышел пер-вый номер детского журнала «Мурзилка»
|
|
|
Методическое обеспечение библиотеки
Участвовать в областных, городских семинарах, проводимых отделом образования.
Разрабатывать сценарии проводимых мероприятий и т.д.
Профессиональное развитие
Осваивать информацию из профессиональных изданий, интернета и других источников.
Использовать опыт лучших школьных библиотекарей.
Совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии.
|