Уроках математики





НазваниеУроках математики
Дата публикации24.08.2014
Размер73.6 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Модульная технология на уроках математики

Основная задача учителя состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо поменять работу ученика и учителя в учебном процессе, т.е. ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение.

Прежде чем дать определение модульной технологии хочу сказать, что вообще понимается под педагогической технологией. Если обращаться к истокам понятия “технология”, то оно происходит из двух греческих слов - искусство, мастерство и слово, учение. Таким образом, технологию можно определить как осознанное практическое искусство, осознанное мастерство. С одной стороны, технология указывает на конкретные способы и средства осуществления профессиональной деятельности, а с другой стороны на результаты. Степень достижения с помощью указанных средств и действий характеризует мастерство педагога. Помимо этого, технология содержит в себе теоретическое обоснование предлагаемых средств и действий, их непротиворечивость друг с другом и указанным результатом.

В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  1. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

  2. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

  3. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

  4. Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

  5. Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Перейдем непосредственно к модульной технологии, суть которой заключается в том, чтобы учить детей самостоятельно учиться. Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность модульного обучения, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности.

Данный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передает модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления.

Модульные программы и модули строятся с целевым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных, интегративных и частных дидактических целей, при полноте учебного материала, относительной самостоятельности элементов в модуле, с реализацией обратной связи, при оптимальной передаче информации и методического обеспечения.

Критерии содержания модулей предполагают диагностичность целей, адекватность учебного материала целям, организацию познавательной системы деятельности и перспективное использование ее результатов. Модульная организация учебно-воспитательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла деятельности обязательность мотивационного этапа. Взаимосвязанные, они обеспечивают переход от знаний к умениям. Многократно повторяющаяся учебная деятельность учащихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков. Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом как для учащихся, так и для учителей

Преимущества для учеников:

  • учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;

  • учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;

  • учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на учителе.

Преимущества для учителей:

  • учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;

  • учитель своевременно идентифицирует проблемы в обучении;

  • учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.

Основные трудности для учащихся:

  • ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;

  • ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы;

  • ученики сами несут ответственность за свое обучение.



Основные трудности для учителей:

  • учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;

  • учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика.

Алгоритм составления модуля

  1. Определение места модульного урока в теме.

  2. Формулировка темы урока.

  3. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

  4. Подбор необходимого фактического материала.

  5. Отбор методов и форм преподавания и контроля.

  6. Определение способов учебной деятельности учащихся.

  7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них.

  8. УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.

  9. УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме: задания по овладению новым материалом и т.д.

  10. УЭ-n (где n – номер следующего учебного элемента) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятий(оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным), рефлексию.

  11. Составление модуля данного урока.

  12. Подготовка необходимого количества копий текста урока.

Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание должны быть представлено таким образом, чтобы ученики его эффективно усваивали. Желательно, чтобы учитель через модуль как бы беседовал с учащимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.

Памятка ученику для работы по модулю

Готовность ученика к работе на уроке по модульной программе определяется:

- умением слушать, логически мыслить, делать выводы;

- самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой.

1. Помни, что работу с учебным элементом (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь ее в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ.

2. У тебя есть право на получение консультации учителя. Используй это право!

3. Веди записи аккуратно, чтобы они помогли тебе в дальнейшей работе.

4. Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывайте об этом.

Контроль учителя осуществляется постоянно. Обязателен входной и выходной контроль в модуле второго порядка. Кроме того, осуществляется текущий контроль. Формы контроля могут быть самыми разными: тестирование, индивидуальное собеседование, контрольная или творческая работа и т.д.

В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости (листе контроля), на основании которой выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить высокий балл – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Лист контроля

Класс______ Фамилия Имя ___________________

Этапы работы

Количество заданий

Итого

УЭ - 1

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5




УЭ- 2



















Итого



















Лист контроля учителя

Ф.И.учащихся

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4


ВЫВОД: используя модульную технологию, учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью учеников. Модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, а ученику возможность саморазвития, самореализации. В то же время эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда. Учащиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности.

Надеюсь, при новой педагогической технологии увидим ученика:

  • умеющего познавать мир: исследовать, моделировать, прогнозировать;

  • умеющего осознанно мыслить и действовать, жить по общим законам Мира;

  • обладающего верой в свои силы и успех.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...
Уроках математики iconУроках математики в 5 и 6 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому...
Уроках математики iconУроках математики в 5 классе
Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе
Уроках математики iconУроках математики
Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали...
Уроках математики iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Уроках математики iconУроках математики
Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми...
Уроках математики iconО гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14
Уроках математики icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
Уроках математики iconУроках математики, способствующих развитию критического мышления...
И это, конечно, правильно. Но порой это и приводит к тому, что учащиеся в определенный момент перестают делать домашнюю работу. Поэтому...
Уроках математики iconПлан работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...
Уроках математики iconФормирование метапредметных умений на уроках математики Номинация:...
Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Уроках математики icon«Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных...
Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории
Уроках математики iconУроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд
Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010»
Уроках математики iconУроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие....
Публикация в сборнике «Экспериментально-инновационная работа в образовательных учреждениях Томской области»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск