Скачать 61.75 Kb.
|
Жданова Оксана Павловна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» г. Тарко – Сале ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ. Современная эпоха высокой информированности предъявляет к человеку серьёзные требования. И это относится не только к взрослым, но и к детям, причём с раннего возраста. Как же помочь ребёнку найти достойное место в современном мире, вовремя научить его необходимому и при этом не навредить? Необходимо знать, что учить и воспитывать ребёнка нужно в естественных для него условиях, учитывая его интересы, то, чему он уже научился, что умеет делать. Необходимо понимать своеобразие, характерное для его возраста, индивидуальные особенности его личности и учитывать эти особенности в процессе развития ребёнка. Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность. Особенно она важна для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Народная мудрость гласит: « Делу – время, а потехе - час». Ребята привыкли отдавать свой досуг весёлым развлечениям, увлекательным играм. Взрослый человек нуждается в деятельном отдыхе. Тем более в этом нуждается ребёнок, для которого игры – это возможность проявить свою творческую активность, свои растущие силы. Психологи доказали: в игре интенсивно развивается психика, с максимальной эффективностью работают память, мышление, восприятие. В игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем просто выполняя задание. Даже острота зрения повышается в условиях игры и, конечно, обогащается запас знаний ребёнка о мире. Вот что говорят об игре наши известные психологи. Л.А. Венгер отмечает, что игра требует от ребёнка действий во внутреннем плане, опоры на представления. Внешние игровые действия выступают в качестве исходной опоры при образовании действий внутреннего плана, помогают ребёнку вести себя осмысленно. А. В. Запорожец, Т. О. Гиневская доказали, что в игре большинство детей переходит к более сложной организации движений, сознательно воспроизводит и совершенствует их. Двигательное развитие ребёнка в игре становится основой сознательных физических упражнений в дальнейшем. З. В. Мануйленко показывает, как игра влияет на проявление воли: выполняя роль, ребёнок гораздо дольше сохраняет позу неподвижности. По мнению Д. Б. Эльконина, сюжетно – ролевая игра даёт образец поведения в той или иной ситуации и эталон для контроля. При выполнении роли образец поведения, содержащийся в ней, становится одновременно эталоном, с которым ребёнок сравнивает своё поведение. Вся игра для него наполнена привлекательной мыслью и окрашена позитивным эмоциональным отношением, но в ней содержатся также все компоненты произвольного поведения. Чем выше уровень развития игры, тем более выражено у детей умение управлять своим поведением, без которого невозможно добиться успеха ни в одном деле. Придя в школу, дети попадают в новые, психологически более трудные условия, чем дома или в детском саду. Они должны переключиться на учение. Не всем это даётся одинаково легко. И чтобы облегчить переход от игровой деятельности к учебной, необходимо использовать на уроках игровые приёмы, так как в условиях игры малыши сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем когда им предлагают просто запомнить что – либо. Хорошая игра требует от играющих различного рода усилий, направленных на достижение цели, то есть на преодоление возникающих в ходе игры препятствий. Игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности выполнения игровых заданий, к ответственности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она перестаёт быть организованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисциплина играющих. Наконец в игре, чаще всего представляющей собой индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе – всё то, без чего не мыслим успех. А ведь наличие всех этих условий составляет основу и всякого плодотворного труда. Подвижные игры, проводимые на воздухе, укрепляют здоровье детей, развивают их организм. Познавательные игры расширяют их кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают находчивость, смекалку, побуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства. Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация), для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д. Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения. Всякая игра есть испытание воли. В игре ежеминутно происходить отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Происходит развитие произвольного поведения. Интеллектуальные игры могут быть полезны подросткам, испытывающим трудности в учении: в понимании и осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи. Эти игры могут помочь: - активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников; - дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям; - улучшить взаимоотношения учителя с классом после конфликта (если таковой был); - укрепить дружеские отношения в классе. Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебную. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке. Очень важна и ситуация переживания успеха для таких детей. Для них нужно подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться, постепенно усложняя их. Возможны, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению второго. Большое значение в создании ситуации успеха имеет морально-психологическая атмосфера выполнения заданий, т.к. она снимает чувство неуверенности, страха перед заданием и т.п. Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, чтобы помочь ученику не только передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но решить и какую-то учебную, пусть даже самую простенькую, учебную задачу, а затем с еще большей активностью включиться в учебный процесс. В условиях развитого прогресса наши дети все больше времени проводят в общении с телевизорами и компьютерами, попадая в зависимость компьютерной реальности, а на деле оставаясь одинокими. Для них является катастрофой отлучение от компьютера. Запреты не помогают и не помогут. Выход из ситуации в том, что детям должно быть известно что-то более интересное. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного типа и вида. Ведь игра - это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. Школа не может считать игру не своим делом. Играть всерьез непросто. Вопросов возникает масса. Как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Во что играть? И т.п. Можно предложить некую условную классификацию игр, используемых на уроках: - учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний; - комбинаторные - игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации; - аналитические - развивающие аналитическое мышление, помогающие приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие; - ассоциативные - в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека; - контекстные - привлекающие внимание к сложным смысловым связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено и наоборот - передавать информацию самыми разными способами; - и некоторые другие. Стоит отметить, что любая игра будет намного эффективнее, если играть открыто, т.е. обсудить с ребятами, зачем проводится игра, почему правила таковы, а не другие, можно ли игру усложнить и т.д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление, закладывая фундамент игровой культуры. Процесс обсуждения игры - прекрасная школа сложных взаимоотношений, которой порой так не хватает ребятам. Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный момент в группе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая. Таким образом, можно сказать, что одна из обязанностей педагогов заключается в том, чтобы постоянно поддерживать и развивать любознательность и активность ребят и через игры тоже. Однако следует помнить, что на уроках не должно быть чрезмерного увлечения играми. Игра не предшествует обучению (поиграем, а потом начнем учиться) и не чередуется с ним (поучимся, а потом поиграем). Игра должна стать формой организации руководства учителем учебной деятельностью класса. В начальной школе игры традиционно используются на протяжении всего обучения, преследуя самые разные цели. Достаточно много игр используются и в средней школе на уроках иностранного языка, географии и других. Хочется, чтобы эта традиция не прекращалась, а сфера применения игр на уроке только расширялась на благо дела обучения ребят. |
Конкурс по формированию муниципального резерва управленческих кадров... Ния город Тарко-Сале включаются лица, соответствующие квалификационным и иным требованиям, предусмотренным федеральным законодательством... | Витершпан Александра Павловна учитель начальных классов мбоу сош №22 г. Томска Объединение и структурирование таких приёмов для формирования критического мышления, как это представлено в технологии ркмчп, даёт... | ||
Портфолио учителя географии мбоу сош №3 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Тарко-Сале Пуровского района | Урок литературного чтения во 2 в классе. Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Учитель начальных классов мбоу «сош №46 г. Белгорода» Шевченко Людмила Анатольевна | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проводила Шевченко Оксана Николаевна, учитель начальных классов мбоу сош №94, Пролетарского района, г. Ростова-на-Дону, Пояснительная... | Урок №18 Савинкова Светлана Анатольевна Учитель начальных классов... Учитель начальных классов мбоу «сош №92 с углубленным изучением отдельных предметов» Кемерово | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных... | Конспект урока Жданова Валентина Николаевна, учитель начальных классов,... Конспект урока по геометрии в 7 классе с использованием электронного учебника бином | ||
План-конспект урока Тебеньковой Маргариты Васильевны, учителя начальных... Применяемые технологии: технология деятельностного метода, технология проблемного диалога, элементы игровой технологии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Крупейченко Лариса Павловна, учитель начальных классов сош №10. Республика Казахстан, г. Экибастуз | ||
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Автор: Андриянова... Автор: Андриянова Оксана Владимировна, учитель начальных классов, Московская обл., г. Клин, моу гимназия №15 | «Body», «Части тела» Разработчик: Лихоманова Оксана Павловна, учитель английского языка мкоу «сош» с. Зикеево Жиздринского района Калужской области, II... | ||
Конспект урока окружающий мир на тему «Учимся быть пешеходами» Баринова... Баринова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов мбоу сош с. Мечетное, Советского района | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Баранцева Оксана Васильевна, учитель начальных классов моу «сош №3» города Комсомольска-на-Амуре | ||
Урок по технологии в 1 классе Учитель начальных классов мбоу «Гимназия... Учитель начальных классов мбоу «Гимназия №3» г. Белгорода Подважук Антонина Станиславовна | Сценарий урока: Ведерникова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов, мбоу «сош №22» Составила сценарий урока: Ведерникова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов, мбоу «сош №22» г. Кургана |