Мониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений





Скачать 71.71 Kb.
НазваниеМониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений
Дата публикации20.09.2014
Размер71.71 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Мониторинг ( лат. Monitor - тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring - осуществление контроля, слежения) - комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.
Будем считать, что виновником неудачи обучения всегда является педагог, а не обучаемый, и что обязанностью первого является не только учить, но и научить. Для этого необходим постоянный контроль, так как результат обучения оценивается не количеством сообщаемой информации, а качеством её усвоения, умением использования и способностью обучаемого к дальнейшему самостоятельному образованию.
Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса является мониторинг. Под мониторингом понимают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг - относительно новый инструмент в системе образования, хотя различные оценки качества результатов обучения осуществлялись постоянно. Мониторинг позволяет системно оценивать качество обучения не только как результата, но и как процесса. Объектом мониторинга может выступать не только отдельно взятый ученик, но и класс, параллель.
Инструментом измерения достижений учащегося является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует не только предмету обучения, но и его задачам. Именно тест, проводимый регулярно в течение всего учебного года, показывает степень усвоения учащимся материала по конкретным темам изучаемой дисциплины.
Самостоятельный труд во время тестирования развивает у учащихся такие качества, как:
• организованность,
• дисциплинированность,
• умение анализировать факты и явления,
• самостоятельность мышления,
что способствует творческому развитию каждого и формированию собственного мнения и убеждения.
Жесткий автоматизм приобретаемых навыков, еще недавно столь ценимый, стал " обнаруживать себя как "барьер прошлого опыта", "неспособность к переносу", «ригидность мышления» и т.п. возникла крайне актуальная проблема переориентации учебного процесса на методы, максимально стимулирующие самостоятельность и не шаблонность мышления ученика.
Среди различных форм активизации учебного процесса центральное место принадлежит проблемному обучению, цель которого "научить ученика мыслить". Я в своей практике широко использую уроки с созданием проблемной ситуации. Усвоение научной информации в рамках такого вида обучения обеспечивает ее большую подвижность, готовность распознать нестандартную ситуацию. Особенно велика роль "проблемности" в обучении на начальных этапах усвоения принципиально нового материала.
Значительные перспективы открывает широкое использование в практике обучения методов развития мышления и развития мыслительных операций таких как сравнение, обобщение, выделение существенных признаков, аналогия, классификация, абстрагирование, конкретизация.
При составлении тестов-достижений, для диагностики уровня усвоения материала, используют следующие типы заданий :
1. Классификацию (в задачах подобного типа требуется распределить данный набор формул на группы. Особое внимание уделяется умению выбрать обоснование для классификации и построить иерархическую классификационную систему);
2. Исключение "лишнего" из предложенного набора объектов требуется исключить "лишний" (т.е. формулы, какие-то реакции не образующие с остальными однородную группу);
3. Установление сходства, аналогии, закономерности, конкретизации понятия (из предъявленного набора формул требуется выбрать те, которые включают необходимые и существенные признаки данного понятия);
4. Логическое умозаключение (требуется определить истинность и логичность суждения);
5. Задача на преодоление ригидности (инерционности) мышления. Цель их - формирование у учеников чувства "опасности " при некритическом переносе привычных способов действий на решение новых задач.
С помощью таких заданий можно контролировать глубину усвоения учебного материала; целенаправленно формировать и тренировать логическое мышление учащихся. Нестандартность тестирующих форм заданий создает благоприятный эмоциональный настрой на уроке. Предполагается, конечно, что ученики имеют некоторый опыт выполнения таких заданий. Этот опыт вполне может быть получен при рассмотрении подобных заданий на уроке вместе с учителем.
Такие тесты, достаточно убедительно демонстрируют возможности активизации учебного процесса с помощью заданий тестового типа. Эти задания следует рассматривать не как противостоящие традиционным методам контроля знаний, а как дополняющие их, вно­сящие элементы проблемности, эвристичности в процессе обучения.
Приобретаемые при этом навыки логического мышления (умение классифицировать, проводить аналогии, делать правильные умозаключения) составляют необходимый фундамент зрелости мышления.
По определению Ф.Ш.Храмцова понятие,,мониторинг,, включает в себя научно обоснованный процесс управления личного развития. С педагогической точки зрения - это система организация сбора, хранения, обработки информации, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование её развития с учётом полученных результатов. Основная цель мониторинга -организация непрерывного сбора информации и осуществления контроля за сложенным учебно-воспитательным процессом.
Контроль наиболее широкое по объёму понятие. Он охватывает и включает в себя все другие понятия как составные структурные компоненты. Начальным моментом контроля является наблюдения и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется и измеряется тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и проверки накапливается первичная информация и в последующем она подвергается анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется её смысл и значение, проводится оценивание этой информации с точки зрения задач. В дальнейшем, исходя из смысла, значения и значимости, эта информация становится своеобразным сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или для внесения в него коррекций. Все зависит от того, соответствует ли результаты оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются от них.
Как элемент ориентировочной деятельности мониторинг имеет разные функции - главная из которых - функция обратная связи. Только лишь постоянно имея информацию, можно надёжно идти вперёд по пути овладения знаниями, умениями и навыками. Только тогда учитель может быть уверен в том, что он учит так, как задумано и как надо. Все остальные функции мониторинга по их задачам можно свести к двум группам: педагогической и проверочно-оценочной. В свою очередь педагогическая функция складывается из ряда подфункций.
Обучающая - выявлять в процессе проверки уровень знаний, умений и навыков, учащихся к систематическим занятиям, исправляет ошибки, неточности, в его знаниях, даёт рекомендации о том, как лучше овладеть материалом конкретной темы побуждает пользоваться дополнительной литературой приучает обращаться к справочникам и энциклопедиям.
Развивающая - заключает её в том, что учитель через неё имеет возможность постоянно знать уровень умственного развития ученика, успехи или отставание в этом развитии: особенности восприятия, типов и процессов памяти, развития мыслительной деятельности, речи, воображения. Это необходимо знать для того, чтобы, во-первых, осознанно и грамотно проверить работу по совершенствованию умственного развития и во-вторых, через это знание лучшее учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности и добиваться хорошей успеваемости каждого.
Воспитывающая - вытекает из того, что ученик, зная о проверке, начинает терпеливо овладевать знаниями; когда трудно - напрягает силу воли, упорно добиваясь хороших знаний. Так же способствует формированию у ребят мотивов учения, в том числе таких моральных чувств, как долг, обязанность, ответственность, совесть, честь.
Диагностическая - определяет факторы, обеспечивающие стабильный успех овладения знаниями, причины отставания отдельных учащихся, в усвоении учебного материала, умственном развитии некоторых из них, негативного отношения к учению. Иначе говоря, мы устанавливаем сильные и слабые стороны ученика, их причины и наличием пути к их успешному обучению и интенсивному развитию умственных способностей.
Ориентирующая - вытекает из диагностической и выявив сильные и слабые стороны знаний

учащихся в процессе диагностики, преподаватель ориентируется в методике собственной работы, в

индивидуальных особенностях каждого ученика. Эта информация ориентиром для
совершенствования учебного процесса.
Профилактическая - известно, что выученный и даже хорошо усвоенный материал со временем забывается, особенно если знания не были востребованы. Более интенсивно забывание идёт в первое время после усвоения новой информации, и предупредить его можно путём эпизодического повторения. Проверочно-оценочная функция мониторинга также включает в себя ряд подфункций, но они, скорее всего, относятся к проверке работы учителя и организации методической работы в школе.
Необходимость мониторинга в системе обучения объясняется, прежде всего, общественной потребностью в получении информации об эффективности функционирования всей системы учебных заведений. Мониторинг является неотъемлемой частью учебного процесса, благодаря которому реализуется обратная связь в обучении, связь, позволяющая оперативно регулировать и корригировать ход обучения, ставить конкретизированные задачи на новый урок.
Наконец, мониторинг выполняет все основные функции, которые характерны для учебного процесса: образовательную, воспитательную и развивающую. В педагогике сформировались определенные требования, к применению мониторинга которые включают: полноту и всесторонность контроля, его систематичность и объективность.
Полнота и всесторонность контроля обеспечиваются включением в содержание всех основных элементов учебного материала, предусмотренных программой по данному предмету, проверку не только предметных знаний, но и усвоение мировоззренческих идей, специальных и общеучебных умений и навыков.
Объективность обеспечивается соблюдением рекомендаций по оценке знаний и умений, которые сформулированы во всех учебных программах. В критерии оценки входит овладение умениями и навыками рациональной организации учебной деятельности, характерными для данного предмета, помимо знания определений, понятий, фактов, их осмысление и умение применить на практике.
Систематичность мониторинга реализуется путем периодической проверки знаний и умений у всех учеников, накопление ряда отметок за разные виды работ в течение учебной четверти или триместра. Сравнительно равномерное распределение индивидуального и фронтального опроса, письменных работ, позволяет наблюдать за динамикой усвоения учениками учебного материала, поддерживать постоянный рабочий тонус их учебной деятельности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться
Мониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений iconПонятие и правовые основы государственного финансового контроля в России
И наступил тот месяц, и пришел тот день, и настал тот час, и свершилось событие, в которое многие верили…
Мониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений iconЗнаки Зодиака в рейтинг-гороскопе поставлены в определенном порядке:...

Мониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений iconУченый тот, кто знает очень много из всяких книг; образованный тот,...
Е заслуги Толстого еще получили должного освещения и признания. Например, почти никто из учителей начальных классов не знает методику...
Мониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений iconМошенничество в россии
Классика советского кино. "Берегись автомобиля". Крылатые слова про- износит голос за кадром: "Тот, кто не имеет автомобиля, желает...
Мониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений iconУрок 9 Верить в Сына Божьего
Памятный стих: «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» (1 Ин. 5: 5)
Мониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений iconЖемчужина Верхней Вычегды Помоздино / Край, где мы живем/ Черпаем мудрость из прошлого…
Значит, из истории. В первую очередь – из истории своей малой родины. Настоящий патриот – не тот, кто «бряцает» оружием и кричит...
Мониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений iconКнига умирает не тот, кто старый, а тот, кто поспелый! Глава «пусть...
Книгу печатала и … печатала! Четырежды садилась – текст рождался! «Нашлись» все шесть жителей! Это, ведь, уже было в самом начале,...
Мониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений iconАнализ портфолио Мониторинг участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах;...
Справка по итогам проведения персонального контроля за работой учителей-предметников, выходящих на аттестацию
Мониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений iconТеренс Маккенна Пища Богов
Используя же определение самого Маккенны, он и есть настоящий шаман — тот, “кто достиг виденья начала и конца всех вещей, и кто может...
Мониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен...
Мониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений iconСупер-город древних времен
Древнем Риме — общественные бани, включавшие, кроме горячей (кальдарий — лат caldarium), теплой (тепидарий — лат tepidarium) и холодной...
Мониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая фонетика (англ яз.)»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая фонетика (англ яз.)» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Мониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учил. И, наверное, у каждого из нас есть свой учитель. Единственный и неповторимый. Тот, с кого всегда хотелось брать пример. Тот,...
Мониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Минобразования России от 10. 09. 99 №22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности» и от 07. 02. 01 №22-06-147...
Мониторинг ( лат. Monitor тот, кто напоминает, предупреждает; англ. Monitoring осуществление контроля, слежения) комплекс динамических наблюдений iconКакие существуют два основных способа познания мира?
Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования включают...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск