Скачать 210.1 Kb.
|
МКОУ «Яланская средняя общеобразовательная школа» Сафакулевского района Курганской области
Рабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч» 5 класс Составитель: Ставцева Раиса Леонидовна, учитель физвоспитания 2013/14 учебный год I. Пояснительная записка Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живёт в сельских регионах. И вообще, в начальных классах происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Программа занятий по шахматам предусматривает в кратком, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шахматы. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шахматиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнёра. Данная программа рассчитана на третий год обучения и обеспечивает поступательное развитие юных спортсменов к этапу спортивного совершенствования в квалификационном плане путём решения образовательных воспитательных, и развивающих задач. Занятия строятся по дидактическим принципам - доступности, наглядности, с учётом воспитывающего характера обучения. Принцип поступательности предусматривает изложение более сложного материала в течение всего года обучения. Актуальностью изучения шахмат является развитие личности, как человека культуры, формирование логической культуры школьника. Шахматная деятельность школьников влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра в шахматы организует чувства ребёнка, его нравственные качества и поведение. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании логического мышления школьников. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приёма обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, деется вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углублённой проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры. Её игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Основной целью занятий шахматами по программе, содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов высокой квалификации для участия в соревнованиях различного ранга. Задачи: 1. Образовательные
2. Воспитательные
3.Развивающие
Учебный материал программы изложен в описательной форме и в соответствии с современными педагогическими требованиями. Для наглядности и контрастности излагаемых понятий учитель должен пользоваться хорошо подобранными примерами, из практики прежних и современных мастеров шахмат. При проведении занятий, необходимо ориентироваться на более активных ребят, подтягивая к ним остальных. Если какая – либо тема, предусмотренная учебным планом, не может быть пройдена в примерно указанные часы, то пропущенный раздел следует проработать на практических занятиях. Это прежде всего относится к начальной стадии партии – дебюту, который должен изучаться в сжатом виде с постепенным увеличением трудности по мере приобретения занимающимся навыков практической игры. Учитель должен вести уроки занятий творчески. При сохранении последовательности и единства программы он может индивидуально подходить изложению материала, приводя в качестве примеров яркие иллюстрации, взятые из современной практики. Значительное место в учебном плане должно быть уделено практике и проверке домашних заданий так как без самостоятельной работы не возможно совершенствование шахматиста. Практические занятия могут включать: анализ дополнительного иллюстративного материала, разбор сыгранных партий на магнитной доске, сеансы одновременной игры и др. II. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате освоения программы «Шахматный всеобуч» обучающийся должен: Знать/понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
III. Учебно-тематический план (1 час в неделю. Всего 34 часа)
Формы и методы работы
Формы и методы реализации программы
IV. Содержание 1.Шахматная доска. Шахматная доска, белые и чёрные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками ит.п.). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. 2. Шахматные фигуры. Белые, чёрные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?». Педагог берёт две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и маленькая».На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую и ставят её в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте. 3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение «начальная позиция»; расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берёт две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти фигурки рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог, произносит, какую–нибудь фразу о начальном положении, к примеру: Ладья стоит в углу, и бросает мяч кому-то из учеников, Если утверждение, верно, то мяч следует поймать. 4. Ходы и взятие фигур (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чёрнопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания «Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника. «Один в поле не воин». Белая фигура должна побить все чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (чёрные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определённой клетки шахматной доски, не останавливаясь на «заминированных» полях и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определённой клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом чёрных фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все чёрные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определённой клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведётся не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определённое поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на чёрную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищённую фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защищать другую, сияющую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе чёрных они проиграли одну из своих фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными « полями. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры. Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела, моделируют в доступном для детей 8 лет те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления. 5.Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Дидактические игры и задания «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах чёрному королю. «Защита от шаха». Белый король должен, защитится от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат чёрному королю. «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. 6.Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. V. Список литературы (для учителя, для обучающихся) Для учителя:
Для обучающихся:
Интернет-ресурсы:
VI. Контроль уровня обученности. КИМы
VII. Перечень оборудования
|
Уроки шахмат авторы Г. И. Мильто, Ю. В. Побережников (шахматный всеобуч.)... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дюсш №4 д. Березкино» Томского района | Энциклопедии, словари, справочники, каталоги Портал всеобуч — все об образовании | ||
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской... Рабочая программа по предмету «орксэ» для 4 класса разработана на основании следующих документов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шахматный турнир среди школьников Ульяновска «Кубок Деда Мороза», «Снежная королева» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шахматный турнир среди школьников Ульяновска «Кубок Деда Мороза», «Снежная королева» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы начинаем заседания в клубе «Экологический всеобуч» | ||
Рабочая программа по предмету «Литература», 10 класс Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов | Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» для 10-11 классов... Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов | ||
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса Данная рабочая учебная программа по учебному предмету Русский язык в начальной школе составлена на основе следующих документов | Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых... | ||
Рабочая программа по предмету «литература» для 10-11 классов (базовый уровень) М.: «Мнемозина», 2006 в соответствии с требованиями стандарта первого поколения по предмету (2004 год) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В школе был проведен медико-педагогический всеобуч классных руководителей, учителей – предметников. Прошла декада по профилактике... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная программа составлена и реализуется в рамках проекта «Предпринимательский всеобуч». Программа элективного курса рассчитана... | Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе | ||
Рабочая программа по предмету «Русский язык» Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса составлена на основании следующих документов | Рабочая программа по предмету «Искусство (музыка и изо)» Музыка (5-6 классы) Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-6-х классов |