Рабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч»





Скачать 210.1 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч»
Дата публикации27.09.2014
Размер210.1 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа


МКОУ «Яланская средняя общеобразовательная школа»

Сафакулевского района Курганской области


«Рассмотрена»
На заседании педагогического совета школы

Протокол № _____
от «___» августа 2013 года

«Согласовано»
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: __________

(Лукманова Ю.Л.)
от «___» августа 2013 года

«Утверждаю»
Директор МКОУ «Яланская средняя общеобразовательная школа»: __________

(Файзуллина Н.И.)

Приказ №

от «___» августа 2013 года


Рабочая программа

по предмету

«Шахматный всеобуч»
5 класс

Составитель:

Ставцева Раиса Леонидовна,

учитель физвоспитания

2013/14 учебный год
I. Пояснительная записка

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живёт в сельских регионах. И вообще, в начальных классах происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Программа занятий по шахматам предусматривает в кратком, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шахматы.

В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шахматиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шахматной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнёра.

Данная программа рассчитана на третий год обучения и обеспечивает поступательное развитие юных спортсменов к этапу спортивного совершенствования в квалификационном плане путём решения образовательных воспитательных, и развивающих задач.

Занятия строятся по дидактическим принципам - доступности, наглядности, с учётом воспитывающего характера обучения. Принцип поступательности предусматривает изложение более сложного материала в течение всего года обучения.

Актуальностью изучения шахмат является развитие личности, как человека культуры, формирование логической культуры школьника. Шахматная деятельность школьников влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и произвольная память.

В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.

Игра в шахматы организует чувства ребёнка, его нравственные качества и поведение. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании логического мышления школьников. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приёма обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, деется вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углублённой проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры. Её игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Основной целью занятий шахматами по программе, содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов высокой квалификации для участия в соревнованиях различного ранга.

Задачи:

1. Образовательные

  • прививать детям навыки самостоятельной работы с учебной шахматной литературой и периодической печатью, письменного анализа своих партий;

  • умение делать выводы и ставить задачи на будущее;

  • освоить в полном объёме учебную программу для повышения собственной квалификации.

2. Воспитательные

  • развитие у детей с ранних лет потребности к труду, к совершенствованию своих творческих возможностей;

  • развитие сильных сторон характера;

  • воспитание психологической устойчивости поражениям, умения бороться с «депрессией», «звёздной» болезнью.

3.Развивающие

  • обучение абстрактно – логическому мышлению;

  • развитие качества настоящего спортсмена (воли к победе, уверенности и т.д.).

Учебный материал программы изложен в описательной форме и в соответствии с современными педагогическими требованиями. Для наглядности и контрастности излагаемых понятий учитель должен пользоваться хорошо подобранными примерами, из практики прежних и современных мастеров шахмат.

При проведении занятий, необходимо ориентироваться на более активных ребят, подтягивая к ним остальных.

Если какая – либо тема, предусмотренная учебным планом, не может быть пройдена в примерно указанные часы, то пропущенный раздел следует проработать на практических занятиях. Это прежде всего относится к начальной стадии партии – дебюту, который должен изучаться в сжатом виде с постепенным увеличением трудности по мере приобретения занимающимся навыков практической игры.

Учитель должен вести уроки занятий творчески. При сохранении последовательности и единства программы он может индивидуально подходить изложению материала, приводя в качестве примеров яркие иллюстрации, взятые из современной практики.

Значительное место в учебном плане должно быть уделено практике и проверке домашних заданий так как без самостоятельной работы не возможно совершенствование шахматиста.

Практические занятия могут включать: анализ дополнительного иллюстративного материала, разбор сыгранных партий на магнитной доске, сеансы одновременной игры и др.
II. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения программы «Шахматный всеобуч» обучающийся должен:

Знать/понимать:

  • шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёр, начальное положение, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода, и взятие каждой фигурой.

Уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другим фигурами;

  • правильно размещать шахматную доску между партнёрами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль;

  • объявлять шах, ставить мат;

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения игры в шахматы, совершенствованию техники игр;

  • включения занятий шахматами в отдых и досуг.



III. Учебно-тематический план

(1 час в неделю. Всего 34 часа)



Тема

Содержание

Дидактические игры, задания

Информационно-методическое обеспечение



Закрепление знаний

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика.

Презентация.




И. Сухин «Удивительные приключения в шахматной стране».



Закрепление знаний

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Игровая практика.

«Три фигуры против целой армии»

«Убери лишние фигуры»

«Ходят только белые»

«Неотвратимый мат»

И. Сухин «Удивительные приключения в шахматной стране»

Позин С. «10 шагов в шахматный мир»



Краткая история шахмат

Происхождение шахмат.

Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика




Гришин В.Г. Малыши Играют в шахматы, Пожарский В. Шахматный учебник



Шахматная нотация

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.




Габбазова А.Я. Учимся играть в шахматы - развиваем интеллект с22



Шахматная нотация

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

Презентация.

«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например, вертикаль «е» ). Так школьники называют все вертикали. Затем учитель спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи? И т.д.

«Назови горизонталь» (например, вторая горизонталь)

«Назови диагональ» (Диагональ е1 – а5)

«Какого цвета поле» Учитель называет одно из полей и просит определить его цвет.

«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и учитель предлагает найти на доске определенное поле.

«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.

Габбазова А.Я. Учимся играть в шахматы - развиваем интеллект с22

Позин С. 25 уроков шахмат



Ценность шахматных фигур

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Игровая практика

«Кто сильнее». Учитель показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?»

«Обе армии равны» Учитель ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Шахматы в сказках», Динозавры учат шахматам»



Ценность шахматных фигур

Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Игровая практика

«Выигрыш материала» Учитель расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

И. Сухин «Удивительные приключения в шахматной стране»



Ценность шахматных фигур

Защита.

Игровая практика

«Защита» В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

И. Сухин «Удивительные приключения в шахматной стране»



Техника матования одинокого короля

Две ладьи против короля.

Игровая практика

«Шах или мат» Шах или мат черному королю?

«Мат или пат» Нужно определить мат или пат на шахматной доске.

И. Сухин «Удивительные приключения в шахматной стране»



Техника матования одинокого короля

Ферзь и ладья против короля Игровая практика.

Презентация.

«Мат в один ход» Требуется определить мат в один ход черному королю.

И. Сухин «Удивительные приключения в шахматной стране»



Техника матования одинокого короля

Ферзь и король против короля

Игровая практика.

«На крайнюю линию» Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

И. Сухин «Удивительные приключения в шахматной стране»

Журавлев Н. В стране шахматных чудес с 65



Техника матования одинокого короля

Ладья и король против короля. Игровая практика.

«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

«Ограниченный король» Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода»

Журавлев Н. В стране шахматных чудес с 61



Достижение мата без жертвы материала

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Защита от мата. Игровая практика.

«Объяви мат в два хода»

В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

Пожарский В. Шахматный учебник с383, с114



Достижение мата без жертвы материала

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Игровая практика.

«Защита от мата» Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход»






Достижение мата без жертвы материала

Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Защита от мата. Игровая практика.

Презентация.




Петрушина Н. Шахматные дебюты; 10 уроков для самых маленьких с5



Шахматная комбинация

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Игровая практика.

«Объяви мат в два хода».

Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

Габбазова А.Я. Учимся играть в шахматы - развиваем интеллект с.58



Шахматная комбинация

Матовые комбинации. Тема завлечения. Игровая практика.

«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

Габбазова А.Я. Учимся играть в шахматы - развиваем интеллект с.52



Шахматная комбинация

Матовые комбинации. Тема блокировки. Игровая практика.

«Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

Пожарский В. Шахматный учебник с.221

Габбазова А.Я. Учимся играть в шахматы - развиваем интеллект с.52



Шахматная комбинация

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Игровая практика.




Пожарский В. Шахматный учебник с.255

Габбазова А.Я. Учимся играть в шахматы - развиваем интеллект с.79



Шахматная комбинация

Матовые комбинации. Тема освобождение пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Игровая практика.

Презентация.




Габбазова А.Я. Учимся играть в шахматы - развиваем интеллект с.63

Пожарский В. Шахматный учебник с.255



Шахматная комбинация

Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Игровая практика.




И. Сухин «Удивительные приключения в шахматной стране»



Шахматная комбинация

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Игровая практика.




Габбазова А.Я. Учимся играть в шахматы - развиваем интеллект с.48, 58

Пожарский В. Шахматный учебник с.212, 214



Шахматная комбинация

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки




Журавлев Н. В стране шахматных чудес с 82

Габбазова А.Я. Учимся играть в шахматы - развиваем интеллект с.66



Шахматная комбинация

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Игровая практика.









Шахматная комбинация

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Игровая практика.

Презентация.




Журавлев Н. В стране шахматных чудес с 109

Габбазова А.Я. Учимся играть в шахматы - развиваем интеллект с.71



Шахматная комбинация

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Игровая практика.









Шахматная комбинация

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Игровая практика.









Шахматная комбинация

Комбинации для достижения ничьей. Игровая практика. Комбинации на вечный шах. Игровая практика.









Шахматная комбинация

Типичные комбинации в дебюте.









Шахматная комбинация

Игровая практика.

Презентация.









Шахматная комбинация

Игровая практика.









Шахматная комбинация

Игровая практика.









Шахматная комбинация

Игровая практика.









Повторение программного материала










Формы и методы работы

  1. Изучение стратегии шахмат

  2. Изучение сложных окончаний

  3. Конкурсы решения комбинаций, задач и этюдов

  4. Участие в личных и командных соревнованиях

  5. Использование компьютера

  6. Изучение истории развития шахмат. Знакомство с сильнейшими шахматистами разных стран

Формы и методы реализации программы

  1. Групповые занятия

  2. Конкурсы решения

  3. Турнирная практика

  4. Разбор партий

  5. Работа с компьютером


IV. Содержание

1.Шахматная доска. Шахматная доска, белые и чёрные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками ит.п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. Шахматные фигуры. Белые, чёрные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?». Педагог берёт две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая».На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую и ставят её в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение «начальная позиция»; расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берёт две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти фигурки рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог, произносит, какую–нибудь фразу о начальном положении, к примеру: Ладья стоит в углу, и бросает мяч кому-то из учеников, Если утверждение, верно, то мяч следует поймать.
4. Ходы и взятие фигур (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чёрнопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.

«Один в поле не воин». Белая фигура должна побить все чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (чёрные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определённой клетки шахматной доски, не останавливаясь на «заминированных» полях и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определённой клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом чёрных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все чёрные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определённой клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведётся не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определённое поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на чёрную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищённую фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защищать другую, сияющую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе чёрных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными « полями. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела, моделируют в доступном для детей 8 лет те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
5.Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах чёрному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен, защитится от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат чёрному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6.Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
V. Список литературы (для учителя, для обучающихся)

Для учителя:

  1. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

  2. Шахматы – школе\ составитель Б. Гершунский, А.Костьев. – М.: Педагогика, 1991.

  3. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

  4. Весела И.. Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

  5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

  6. Сухин И.Необыкновенные шахматные приключения. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991

  7. Сухин и. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2010.

Для обучающихся:

  1. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 2010.

  2. Весела И.. Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

  3. Сухин И.Необыкновенные шахматные приключения. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991

  4. Сухин и. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2010.


Интернет-ресурсы:

  1. http://kurgan-chess.ru/ - Курганская областная шахматная федерация

  2. http://www.russiachess.org/ - Российская шахматная федерация

  3. http://chessplanet.ru/ - Шахматная планета

  4. http://www.chessserver.ru/ - Игра шахматы онлайн

  5. http://www.kasparov.ru/ - Каспаров.Ru

  6. http://www.karpovchess.ru/ - Шахматы Карпова

  7. http://www.hodkonem.narod.ru/ - Игра «Ход конем»

  8. http://www.chessworldweb.com/ - Виртуальное сообщество шахматистов

  9. http://www.roipkpro.ru/chess/1328-chess-res.html - Интернет ресурсы о шахматах

  10. http://www.gambiter.ru/chess/item/86-shahmaty-onlain.html - Играть в шахматы онлайн

  11. http://iplaychess.narod.ru/ - Шахматы: теория и практика игры

  12. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%E0%F5%EC%E0%F2%FB – Шахматы ВикипедиЯ

  13. http://chessok.net/ - Шахматы – мир шахмат

  14. http://chesspro.ru/ - Профессионально о шахматах

  15. http://www.softholm.com/igra/chess-pc/ - Игра в шахматы с компьютером


VI. Контроль уровня обученности. КИМы

    1. Входной контроль – Проводится в начальном этапе изучения шахматной игры в виде – опроса, тестирования, карточек – задний.

    2. Промежуточный контроль - проводится примерно после прохождения 1\ 2 части учебной программы. Проводятся в виде: контрольных практических заданий, блиц – турниров, тестирование.

    3. Итоговый контроль – Проводится при завершении изучения содержания программы. Проводятся в виде шахматных турниров с проведением различной формы.


VII. Перечень оборудования

  1. Учебный кабинет - 1

  2. Шахматные доски - 10

  3. Демонстрационная магнитная доска – 1

  4. Компьютер – 1

  5. Интерактивная доска – 1

  6. Проектор - 1



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч» iconУроки шахмат авторы Г. И. Мильто, Ю. В. Побережников (шахматный всеобуч.)...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дюсш №4 д. Березкино» Томского района
Рабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч» iconЭнциклопедии, словари, справочники, каталоги Портал всеобуч — все об образовании

Рабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч» iconРабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской...
Рабочая программа по предмету «орксэ» для 4 класса разработана на основании следующих документов
Рабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шахматный турнир среди школьников Ульяновска «Кубок Деда Мороза», «Снежная королева»
Рабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шахматный турнир среди школьников Ульяновска «Кубок Деда Мороза», «Снежная королева»
Рабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы начинаем заседания в клубе «Экологический всеобуч»
Рабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч» iconРабочая программа по предмету «Литература», 10 класс
Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч» iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» для 10-11 классов...
Рабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч» iconРабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса
Данная рабочая учебная программа по учебному предмету Русский язык в начальной школе составлена на основе следующих документов
Рабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка»
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых...
Рабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч» iconРабочая программа по предмету «литература» для 10-11 классов (базовый уровень)
М.: «Мнемозина», 2006 в соответствии с требованиями стандарта первого поколения по предмету (2004 год)
Рабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В школе был проведен медико-педагогический всеобуч классных руководителей, учителей – предметников. Прошла декада по профилактике...
Рабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная программа составлена и реализуется в рамках проекта «Предпринимательский всеобуч». Программа элективного курса рассчитана...
Рабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе
Рабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч» iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по предмету «Шахматный всеобуч» iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка и изо)» Музыка (5-6 классы)
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-6-х классов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск