Скачать 0.51 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Канске ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 050202.65 – Информатика Канск 2011 УМКД составлен преподавателем филиала, к.п.н, доцентом Ценюга С.Н Обсужден на заседании Совета филиала «_05»_сентября_2011 г. Председатель Совета филиала А.Л. Андреев Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ» с другими дисциплинами специальности 050202.65 ИНФОРМАТИКА
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. ____________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________ Внесенные изменения утверждаю: Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева "____"___________ 20__г. СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Основы специальной педагогики и психологии» для студентов очной формы обучения по специальности 050202.65 «Информатика» состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050202 – Информатика, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 661пед/сп (новый).
Введение Программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины. Место дисциплины в реализации основных задач ОПД: дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин. Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности студента и в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ОПД: Учебный курс «Основы специальной педагогики и психологии» предполагает изучение особенности развивающейся личности с отклонениями в соматической, психической, двигательной, интеллектуальной, сенсорной, речевой и поведенческой сфере, которые ограничивают или затрудняют возможность социализации. Совокупные знания двух дисциплин дают возможность будущему педагогу изучить причины отклоняющегося развития или поведения ребенка, определить педагогические технологии коррекции воспитания, обучения, развития, формирования личности и правильно организовать учебный процесс для трудных детей. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Материал данной дисциплины непосредственно используется для изучения следующих дисциплин:
Гуманистическая ориентация как приоритет в ходе реформирования системы образования создает необходимую основу для признания безусловной ценности каждой личности для общества, необходимость обеспечения гарантии ее права на развитие и реализацию своих потенциальных возможностей, права на достойное место в обществе и достойные условия жизни. В наши дни особенно актуальными стали проблемы людей с отклонениями в развитии, с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, что накладывает отпечаток на индивидуальные возможности жизнедеятельности и труда. В связи с этим цель курса сформировать у студентов знания о физиологических механизмах и особенностях функционирования психики людей с аномалиями телесного и психического развития. Основными задачами курса являются: 1.Сформировать гуманистически ориентированное профессиональное мировоззрение будущего педагога, понимающего и принимающего проблемы детей с ограниченными возможностями и содействующего решению этих проблем. 2. Сформировать систему знаний, позволяющих осуществить конкретную помощь в решении проблем детей с особенностями в развитии. 3. Вызвать профессиональный интерес к кругу проблем специальной педагогики и психологии и побудить к дальнейшему изучению особенностей развития детей с нарушениями развития и способов оказания им конкретной педагогической помощи. 4. Рассмотреть теоретические основы специальной психологии как науки, основные проблем и понятий: компенсация, коррекция, социальная адаптация и т.д., а также основных принципов психологического изучения детей с отклонениями в развитии. Программа имеет следующие особенности построения: изложение материалов ведется с позиций историко-ретроспективного подхода, основу которого оставляет изложение основных этапов становления отечественной школы специальной педагогики и психологии. Обучение специальной педагогики и психологии осуществляется в форме лекций, семинарских занятий, внеаудиторной самостоятельной работы. Дисциплина рассчитана на один семестр (6 семестр). В ходе обучения предполагается использовать и другие методы представления учебного материла (дискуссии, собеседования, доклады). Промежуточные формы контроля знаний включают промежуточные аттестации (контрольные работы, коллоквиумы, рефераты). Итоговая форма контроля включает оценку по совокупности промежуточных аттестаций и заключительную письменную работу по основным положениям дисциплины. В результате изучения учебной дисциплины студент должен иметь представление:
Знать:
уметь:
На изучение курса отводится 72 часа, из них на лекции – 12 часов, на семинарские занятия – 12 часов, на самостоятельную работу – 48 часов Занятия по курсу завершаются зачетом. Содержание теоретического курса дисциплины БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1 Специальная психология Введение. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования. 1. Общие проблемы специальной психологии. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. 2. Особенности аномального развития. Понятие "аномальный ребенок". Особенности аномального развития, отрасли специальной психологии - олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2 Специальная педагогика 3. Научно-теоретические и методологические основы специальной педагогики как науки. Объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики. Понятийно-категориальный аппарат специальной педагогики. Связь специальной педагогики с другими науками. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи. 4. Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. 5. Система специального образования. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика. |
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Программирование» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Физика» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Сайтостроение» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Эстетика» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Химия» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «История информатики» для студентов очной формы обучения по специальности 050202.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационные системы» для студентов очной формы обучения по специальности 050202.... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы микроэлектроники» для студентов очной формы обучения по специальности 050202.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Математическая логика» для студентов очной формы обучения по специальности 050202... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» для студентов очной формы обучения по специальности 050202.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Архитектура компьютера» для студентов очной формы обучения по специальности 050202... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск Протокол согласования рабочей программы дисциплины «культурология» с другими дисциплинами специальности 050202. 65 Информатика | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск ... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Политология» для студентов очной формы обучения по специальности 050202 «Информатика»... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Социология» для студентов очной формы обучения по специальности 050202 «Информатика»... |