Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
страница1/3
Дата публикации16.10.2014
Размер0.51 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Филиал ФГБОУ ВПО

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева» в г. Канске

ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050202.65 – Информатика

Канск

2011

УМКД составлен преподавателем филиала, к.п.н, доцентом Ценюга С.Н

Обсужден на заседании Совета филиала

«_05»_сентября_2011 г.

Председатель Совета филиала А.Л. Андреев

Протокол согласования рабочей программы дисциплины «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

с другими дисциплинами специальности 050202.65 ИНФОРМАТИКА


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) Совета филиала

Теория и методика обучения информатике.

Использование информационных коммуникационных технологий в образовании.

Дисциплины специализации

-

01/11 от 05.09.2011

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________


Внесенные изменения утверждаю:
Директор филиала КГПУ им. В.П. Астафьева
"____"___________ 20__г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка

6

2 Рабочая программа дисциплины

7

    1. Выдержка из стандарта

8

    1. Введение

9

    1. Содержание теоретического курса дисциплин

12

    1. Тематический план

13

    1. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины

14

    1. Карта литературного обеспечения

17

    1. Технологическая карта рейтинга

19

  1. Методические рекомендации для студентов

21

  1. Банк контрольных заданий и вопросов

24

  1. Вопросы к зачёту

37

  1. Тематика рефератов

39

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Основы специальной педагогики и психологии» для студентов очной формы обучения по специальности 050202.65 «Информатика» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии».

  3. Банка контрольных заданий по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии», каждое из которых представлено в нескольких вариантах для индивидуальной проверки знаний студентов.

  4. Вопросов к зачету, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области специальной педагогики и психологии.

  5. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы специальной педагогики и психологии, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
Настоящая рабочая модульная программа дисциплины (далее программа) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050202 – Информатика, утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 661пед/сп (новый).


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

ОПД.Ф.03

Основы специальной педагогики и психологии

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие “аномальный ребенок”. Особенности аномального развития. Отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития.

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятие коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.

72


Введение

Программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, участвующих в процессе изучения дисциплины.

Место дисциплины в реализации основных задач ОПД:

дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.

Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности студента и в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ОПД:

Учебный курс «Основы специальной педагогики и психологии» предполагает изучение особенности развивающейся личности с отклонениями в соматической, психической, двигательной, интеллектуальной, сенсорной, речевой и поведенческой сфере, которые ограничивают или затрудняют возможность социализации. Совокупные знания двух дисциплин дают возможность будущему педагогу изучить причины отклоняющегося развития или поведения ребенка, определить педагогические технологии коррекции воспитания, обучения, развития, формирования личности и правильно организовать учебный процесс для трудных детей.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Педагогика.

  • Психология.

  • Возрастная анатомия и физиология.

  • Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

  • Безопасность жизнедеятельности.

Материал данной дисциплины непосредственно используется для изучения следующих дисциплин:

  • теория и методика обучения информатике.

  • Использование информационных коммуникационных технологий в образовании.

  • Дисциплины специализации.

Гуманистическая ориентация как приоритет в ходе реформирования системы образования создает необходимую основу для признания безусловной ценности каждой личности для общества, необходимость обеспечения гарантии ее права на развитие и реализацию своих потенциальных возможностей, права на достойное место в обществе и достойные условия жизни.

В наши дни особенно актуальными стали проблемы людей с отклонениями в развитии, с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, что накладывает отпечаток на индивидуальные возможности жизнедеятельности и труда.

В связи с этим цель курса сформировать у студентов знания о физиологических механизмах и особенностях функционирования психики людей с аномалиями телесного и психического развития.

Основными задачами курса являются:

1.Сформировать гуманистически ориентированное профессиональное мировоззрение будущего педагога, понимающего и принимающего проблемы детей с ограниченными возможностями и содействующего решению этих проблем.

2. Сформировать систему знаний, позволяющих осуществить конкретную помощь в решении проблем детей с особенностями в развитии.

3. Вызвать профессиональный интерес к кругу проблем специальной педагогики и психологии и побудить к дальнейшему изучению особенностей развития детей с нарушениями развития и способов оказания им конкретной педагогической помощи.

4. Рассмотреть теоретические основы специальной психологии как науки, основные проблем и понятий: компенсация, коррекция, социальная адаптация и т.д., а также основных принципов психологического изучения детей с отклонениями в развитии.

Программа имеет следующие особенности построения: изложение материалов ведется с позиций историко-ретроспективного подхода, основу которого оставляет изложение основных этапов становления отечественной школы специальной педагогики и психологии.

Обучение специальной педагогики и психологии осуществляется в форме лекций, семинарских занятий, внеаудиторной самостоятельной работы. Дисциплина рассчитана на один семестр (6 семестр). В ходе обучения предполагается использовать и другие методы представления учебного материла (дискуссии, собеседования, доклады). Промежуточные формы контроля знаний включают промежуточные аттестации (контрольные работы, коллоквиумы, рефераты). Итоговая форма контроля включает оценку по совокупности промежуточных аттестаций и заключительную письменную работу по основным положениям дисциплины.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен иметь представление:

  • об общих проблемах специальной психологии;

  • о мировом опыте в сфере специальной психологии;

  • о методологических основах специальной психологии;

  • о нормальном и отклоняющемся развитии

  • о специфических проблемах специальной психологии

Знать:

  • объект, предмет и задачи курса специальной педагогики;

  • понятийный аппарат курса;

  • специфику философского понимания явлений специальной педагогики;

  • современную школьную систему специального образования в Российской Федерации;

  • основные правовые документы, в которых закреплены права лиц с ограниченными возможностями;

  • перспективы развития специальной педагогики и специального образования.

уметь:

  • анализировать основные тенденции развития представлений об аномальном человеке в истории философской мысли;

  • анализировать специальную литературу, опыт работы педагогов с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении;

  • создавать условия для обучения и воспитания аномальных детей;

  • работать с правовыми документами по охране детства;

  • применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности.

На изучение курса отводится 72 часа,

из них на лекции – 12 часов,

на семинарские занятия – 12 часов,

на самостоятельную работу – 48 часов

Занятия по курсу завершаются зачетом.
Содержание теоретического курса дисциплины
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1

Специальная психология

Введение. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования.

1. Общие проблемы специальной психологии. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.

2. Особенности аномального развития. Понятие "аномальный ребенок". Особенности аномального развития, отрасли специальной психологии - олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития.

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2

Специальная педагогика
3. Научно-теоретические и методологические основы специальной педагогики как науки. Объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики. Понятийно-категориальный аппарат специальной педагогики. Связь специальной педагогики с другими науками. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Выдающиеся ученые-дефектологи.

4. Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.

5. Система специального образования. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Программирование» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Физика» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Сайтостроение» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Эстетика» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Химия» для студентов очной формы обучения по специальности 050202. 65 «Информатика»...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «История информатики» для студентов очной формы обучения по специальности 050202....
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационные системы» для студентов очной формы обучения по специальности 050202....
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы микроэлектроники» для студентов очной формы обучения по специальности 050202....
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Математическая логика» для студентов очной формы обучения по специальности 050202...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» для студентов очной формы обучения по специальности 050202....
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Архитектура компьютера» для студентов очной формы обучения по специальности 050202...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «культурология» с другими дисциплинами специальности 050202. 65 Информатика
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Политология» для студентов очной формы обучения по специальности 050202 «Информатика»...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Социология» для студентов очной формы обучения по специальности 050202 «Информатика»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск