Курсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества





НазваниеКурсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества
страница1/3
Дата публикации29.10.2014
Размер0.5 Mb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > Информатика > Курсовая
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Экономический

Кафедра Информационных систем и технологии



КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества

по дисциплине: Информационные технологии управления


Выполнила студентка 4курса, 5 группы

Дьяченко Анастасия Владимировна

Проверил: доцент кафедры

информационных систем и

технологий

к.т.н., доцент Рачков В.Е.

Дата сдачи_______________

Дата защиты_____________

Оценка___________________

Члены комиссии:

д. т.н.. профессор Жук А.П.

к.т.н., доцент Рачков В.Е.

к.т.н., доцент Гайчук Д.В.

________________________


Ставрополь, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………..

Глава I. Эволюция развития информационных технологий……….

    1. Этапы становления информационных технологий……..

    2. Характеристика этапов развития компьютерных информационных технологий…………

    3. Взаимосвязь эволюции информационных технологий и уровня развития процессов хранения, транспортирования и обработки информации...

Глава II. Информатизация общества……………

2.1 Понятие и сущность информатизации общества…………….

2.2 Технологизация социального пространства….

2.3 Процесс формирования информационной культуры………….

Глава III. Направления развития информационных технологий………..

3.1 Формирование информационной экономики в современном мире…

3.2 1.

Заключение………………..

Список используемой литературы……………

Приложение…………….

ВВЕДЕНИЕ
Наступление информационной эпохи было ознаменовано информационной революцией, которая охватила развитые страны миры в 1970-х гг. Итогом информационной революции стало формирование информационного общества, а вместе с ним и появление теорий информационного развития общества, обобщающих его черты.

Определяя информационное общество как новую социальную реальность, теоретики подчеркивают его многогранность и радикальные изменения, которые внесла информационная революция во все сферы общественной жизни. Поэтому в определении информационного общества чаще всего выделяют несколько аспектов (или критериев): технологический, экономический, профессиональный, пространственный и культурный.

Технологический аспект информационного общества связан с радикальными технологическими инновациями в производстве, хранении и передаче информации, которые произошли благодаря росту быстродействия компьютеров, снижению издержек их производства и как следствие распространению практически во всех сферах человеческой жизни.

Экономический аспект информационного общества обусловлен процессом "информационной экономики" или информационного сектора экономики. Профессиональный аспект информационного общества тесно связан с экономическим, поскольку подчеркивает возрастающую долю занятых, чья профессия связана с информационной работой.

Пространственный аспект информационного общества делает акцент на возникновении информационных сетей, которые существенно изменили представления о взаимодействии между людьми в пространстве и времени.

Культурный аспект информационного общества - это изменение повседневной жизни людей и их ценностных ориентации в результате бурного распространения информационных технологий. Образ жизни современных людей предполагает в качестве естественных компонентов возможность надомной работы, проживание в "электронном коттедже", круглосуточный доступ к банковским услугам и совершению покупок, реалити-шоу по телевидению и многое другое, что стало осуществимым благодаря информационным технологиям и Интернету.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня информационные технологии занимают особое положение в экономике и обществе. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с информационной экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация.

Объектом исследования являются научно технический прогресс информационных технологий в развитии экономики и общества. В качестве предмета исследования выступает информатизация общества, технологизация социального пространства, формирование информационной культуры.

Целью данной курсовой работы является определение роли информационных технологий в формировании экономики и общества.

Для достижение цели работы необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

  • рассмотреть основные этапы становления информационных технологий;

  • охарактеризовать этапы развития компьютерных технологий;

  • показать взаимосвязь эволюции информационных технологий и уровня развития процессов хранения, обработки информации;

  • охарактеризовать процесс формирования информационной культуры;

  • рассмотреть становление социального пространства.



ГЛАВА I ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


    1. Этапы становления информационных технологий


Для понимания роли и перспектив развития информационных технологий рассмотрим их эволюционный путь. Существует разные точки зрения на развитие информационных технологий. Обычно с этой целью используют определенные признаки, по которым осуществляется выделение этапов в эволюции информационных технологий: вид задач и процессов обработки информации, виды инструментария технологии, процессы хранения, обработки и передачи информации и другие [1].

Информационная технология возникла на Земле несколько миллионов лет назад вместе с первыми приемами общения: нечленораздельные звуки, мимика, жесты, прикосновения и другие сигналы наших далеких предков. При этом обеспечивался лишь обмен информацией между индивидами. Вместе с возникновением речи около 100 тыс. лет назад возникла возможность накопления информации, пока что индивидуального, в памяти человека.

Возникновение письменности 5-6 тысячелетий назад дает человечеству коллективную, общественную, память. Появление письменности позволило реализовать полный набор процессов циркуляции и переработки информации: сбор, передачу, переработку, хранение и выдачу. Возможности фиксации информации на материальных носителях выделяют фазы:

  • добумажная фаза (запись на камне, переход на папирус в третьем тысячелетии до н.э., появление пергамента в III в. до н.э.);

  • бумажная фаза развития информационных технологий с Х в., когда бумага становится объектом промышленного производства в странах Европы.


Мощным толчком к развитию информационных технологий послужило книгопечатание (середина XV в.), позволившее тиражировать информацию.

С расширением торговли и ремесел появились городские почты с XV в., частная почта, в XVI—XVII вв., централизованная королевская почта (Франция, Швеция, Англия и другие страны). Благодаря этим стабильным коммуникациям в информационную деятельность вовлекается большое число людей и она охватывает крупные регионы. Центрами хранения и передачи информации становятся первые университеты Италии, затем Франции, Германии, Англии.

По существу это стало началом нового научно-технического этапа в естествознании. Главным качественным содержанием информационных технологий стало рождение систем научно-технической терминологии в основных отраслях знаний, а количественным - выпуск многотиражных книг, журналов, газет, географических карт, технических чертежей, а также первых энциклопедий - своего рода стационарных информационно-поисковых систем на алфавитной основе.

Новый этап в развитии информационных технологий, связанный с технической революцией конца XIX в., характеризуется созданием почтовой связи как формы стабильных международных коммуникаций (Всеобщий почтовый союз с 1874 г. и Всемирная почтовая конвенция с 1878 г.), изобретением фотографии (с 1839 г.), изобретением телеграфа (1832 г.), телефона (1876 г.), радио (1895 г.), кинематографа (1895 г .), а позднее - беспроводной передачи изображения (1911 г.) и промышленного телевидения (с конца 20-х годов).

Изобретение электронных вычислительных машин (1949 г.), цифровых систем связи и вычислительных сетей, создание в 1978 г. первого персонального компьютера и его распространение именно в качестве инструментального средства накопления, преобразования и передачи информации позволили новым, автоматизированным информационным технологиям внедриться практически во все области человеческой деятельности.

В развитии информационных коммуникаций наступил период создания общемировой системы сосредоточения, хранения и быстродействующей передачи информации в наиболее удобной для пользователей форме.

Это превратило информацию в движущую силу технического, социального и экономического прогресса , определило ей ведущую роль на этапе современной технологической революции, которая придает информационным технологиям форму интеллектуальной индустрии. Информация превращается в один из наиболее ценных по содержанию и массовых по форме продуктов цивилизации, потребителем которой становится все человечество.

Этап информационной революции второй половины XX в. знаменует "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации.

В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.[1]


    1. Характеристика этапов развития компьютерных информационных технологий


Выделение этапов в развитии компьютерных информационных технологий обычно связывают с поколениями электронно-вычислительных машин в сопоставлении с возможностями по обработке и передачи информации.

Компьютеры первого поколения (1950-1960).

Первые коммерчески доступные компьютеры появились в начале 50-х годов прошлого века (до этого вычислительные устройства имели скорее научное, нежели прикладное значение). Это были ЭВМ так называемого первого поколения элементная база которых электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, программирование осуществлялось в кодах. В оперативных запоминающих устройствах использовались магнитные барабаны, акустические ультразвуковые ртутные и электромагнитные линии задержки, электронно-лучевые трубки (ЭЛТ). В качестве внешних запоминающих устройств применялись накопители на магнитных лентах, перфокартах, перфолентах и штекерные коммутаторы.

Первыми такими компьютерами стали UNIVAC I в Америке и «БЭСМ» в России, а также первые модели ЭВМ «Минск» и «Урал», которые были ориентированы на решение сложных задач науки и техники.

Ставшая впоследствии гигантом компьютерной индустрии компания IBM выпустила в 1952-54 годах целую серию электронных цифровых компьютеров IBM 701 и периферийных устройств. В качестве памяти использовался магнитный барабан. Емкость ОЗУ - 20480 байт, производительность 8000 операций в секунду. При этом главным достижением компании IBM в те годы было оснащение своих компьютеров разнообразными периферийными устройствами. Так, например, уже в 1957 году появился первый коммерческий дисковод с перемещением головок для чтения, записи - IBM 305, ставший впоследствии прообразом современных жестких дисков.

Компьютеры второго поколения (1960-1965).

Несмотря на то, что в 1961 году в корпорации Fairchild появилась первая коммерчески доступная интегральная схема, элементная база компьютеров 60-х годов только-только начала переходить от ламп к полупроводниковым элементам. В качестве конструктивно-технологической основы использовались схемы с печатным монтажом (платы из фольгированного гетинакса). Широко стал использоваться блочный принцип конструирования машин, который позволяет подключать к основным устройствам большое число разнообразных внешних устройств, что обеспечивает большую гибкость использования компьютеров. Тактовые частоты работы электронных схем повысились до сотен килогерц. Размеры компьютеров значительно уменьшились, они стали дешевле и доступнее, стали создавать алгоритмические языки для инженерно-технических (АЛГОЛ, ФОРТРАН) и экономических (КОБОЛ) расчетов, начались серьезные исследования в области искусственного интеллекта, а сферы применения компьютеров существенно расширились.

Первые компьютеры на основе транзисторов появились в конце 50-х годов, а к середине 60-х годов были созданы более компактные внешние устройства, что позволило фирме Digital Equipment выпустить в 1965 году первый мини – компьютер PDP – размером с холодильник и стоимостью 20 тыс. долларов.

В 1964 году полупроводниковые машины стали производиться и в СССР. Примером служит IBM 360-40, где модель комбинируется из 19 блоков центрального процессора и 40 типов периферии. Емкость ОЗУ 256 Кбайт, производительность 246 тыс. опер/сек. В этом году появился первый монитор для компьютеров - IBM 2250. Это был монохромный дисплей с экраном 12 х 12 дюймов и разрешением 1024 х 1024 пикселов. Он имел частоту кадровой развертки 40 Гц.

К этому же периоду следует отнести и зарождение интерактивной компьютерной графики, определившей, например, применение компьютеров в области автоматизированного проектирования и управления производством.

Так, в 1963 году Айвен Сазерленд разработал программу Sketchpad (блокнот), которую можно считать первым коммерческим проектом в области интерактивной компьютерной графики, в 1964 году Дугласом Энгельбартом было изобретено первое ручное устройство ввода — манипулятор «мышь», а в 1965 году компания IBM выпустила первый коммерческий графический терминал IBM 2250, созданный специально для конструкторов автомобильной промышленности.

Компьютеры третьего поколения (1965-1975).

В компьютерах третьего поколения уже использовались интегральные микросхемы, что привело к радикальному уменьшению габаритов, а развитие сетевых технологий и реализация доступа с удаленных терминалов сделали компьютеры еще более доступными. Снизились напряжения питания (единицы вольт) и потребляемая машиной мощность. Тактовые частоты работы электронных схем повысились до единиц мегагерц. В оперативных запоминающих устройствах использовались миниатюрные ферритовые сердечники, ферритовые пластины и магнитные пленки с прямоугольной петлей гистерезиса. В качестве внешних запоминающих устройств широко стали использоваться дисковые накопители.

Так, первыми ЭВМ этого поколения стали модели систем IBM (ряд моделей IBM 360) и PDP (PDP 1). В Советском Союзе в содружестве со странами Совета Экономической Взаимопомощи стали выпускаться модели единой системы (ЕС) и системы малых (СМ) ЭВМ или мини – ЭВМ. В эти же годы появились первые суперкомпьютеры семейства CRAY, использующие эффективное видеотерминальное устройство общения оператора с машиной - видеомонитор, или дисплей.

В 1969-м Алан Кей в лаборатории компании Xerox в Пало-Альто разработал первый графический интерфейс. Параллельно развивалась компьютерная графика. В 1968 году на космическом аппарате «Маринер-6» была установлена первая система растрового сканирования, данные с которой передавались на Землю, обрабатывались компьютером IBM и выводились на экран графического монитора.

В вычислительных машинах третьего поколения значительное внимание уделяется уменьшению трудоемкости программирования, эффективности исполнения программ в машинах и улучшению общения оператора с машиной. Это обеспечивается мощными операционными системами, развитой системой автоматизации программирования, эффективными системами прерывания программ, режимами работы с разделением машинного времени, режимами работы в реальном времени, мультипрограммными режимами работы и новыми интерактивными режимами общения.[32]

Компьютеры четвертого поколения (1970-1985).

Начало 70-х ознаменовалось поистине революционными преобразованиями в элементной базе компьютеров: в 1971 году по заказу производителя калькуляторов компании Busicom корпорация Intel разработала первый коммерчески доступный микропроцессор Intel 4004, открывший эру микропроцессоров и микрокомпьютеров. Так в начале 70-х появились компьютеры четвертого поколения, созданные на базе микропроцессоров, и, что особенно важно, процесс их производства удалось настолько удешевить, что сами компьютеры стали доступны рядовым пользователям, то есть стали персональными, и началось их массовое производство и потребление. Появление первого цифрового микрокомпьютера MITS 816, доступного для персонального использования, относят к 1972 году, но первый полнофункциональный персональный компьютер Alto, укомплектованный монитором и мышью, появился годом позже, в уже упомянутой лаборатории компании Xerox в Пало-Альто.

В 1975 году в продажу поступил первый персональный компьютер массового производства Altair 8800, который имел все необходимое и даже был оснащен интерпретатором с алгоритмического языка BASIC. Как известно, этот интерпретатор написали Билл Гейтс и Поль Ален, так что 5 сентября 1975 года с тех пор считается официальным днем рождения компании Microsoft.

Первый персональный компьютер IBM (IBM Portable Computer) появился тогда же, но был очень дорогим и неудобным в использовании, поэтому широкого распространения не получил. Это был портативный компьютер с ленточным устройством ввода-вывода и крошечным дисплеем. А вот первым полнофункциональным и в высшей степени успешно продаваемым персональным компьютером, который создали два друга, Стив Джобс – сотрудник фирмы Atari и Стивен Возняк, работавший на фирме Hewlett-Packard. На базе интегрального 8 – битового контроллера жестко запаянной схемы популярной электронной игры, работая вечерами в автомобильном гараже, они сделали простенький программируемый на языке Бейсик игровой компьютер Apple II имевший бешенный успех.

Первый успешно продаваемый персональный компьютер IBM PC появился лишь пятью годами позже - в 1981-м, но именно компания IBM революционизировала компьютерную индустрию «персоналок», показав пример расширяемой архитектуры, называемой также «открытой», которая обеспечила пользователям возможность добавлять все новые и новые компоненты к их компьютерам без замены целого устройства.

Именно благодаря возможной расширяемости и открытости архитектуры сторонние изготовители быстро наладили производство различной периферии (в том числе и жестких дисков), которая добавила IBM PC новые возможности. А появление текстовых процессоров и электронных таблиц заложило основу для офисного и домашнего использования компьютера.

Компьютеры этой серии стали настолько популярны, что многие изготовители начали копировать проект IBM, ставший промышленным стандартом, а с выпуском нового компьютера IBM XT произошел настоящий взрыв в индустрии персональных компьютеров. [28]

К 1981 году относится и появление первых успешно продаваемых переносных микрокомпьютеров с экраном, дисководами и сумкой для переноса (то есть прообразов современных ноутбуков). Первым был Osborne 1 корпорации Osborne Computer Corp, а за ним последовала модель IBM 5155 (Personal Portable Computer). При этом персональные компьютеры инициировали и взрывное развитие коммуникаций, и появление настольных устройств с потенциальной возможностью коммуникаций при помощи модемного подключения дало мощный толчок развитию сетевых технологий и модемной связи.

Наряду с созданием дешевых ПК в это время совершенствовались мощные многопроцессорные системы и продолжала развиваться компьютерная графика (в созданном в 1977 году кинофильме Джорджа Лукаса «Звездные войны» было использовано 90 секунд компьютерной графики).

В 1976 году начались разработки по реализации цветной растровой графики, появились первые интегрированные текстово-графические дисплеи. Продолжались работы в области искусственного интеллекта. В 1976 году группа из Иллинойсского университета создала экспертную систему (программа AQ11 могла ставить диагноз на основе распознавания признаков болезни).

Компьютеры пятого поколения (1985 - и по сей день)

Переход к компьютерам пятого поколения предполагал переход к новым архитектурам, ориентированным на создание искусственного интеллекта. Разработка компьютеров производится на основе больших интегральных схем повышенной степени интеграции, использования оптоэлектронных принципов (лазеры, голография). Ставятся совершенно другие задачи, нежели при разработки всех прежних ЭВМ. Если перед разработчиками ЭВМ с I по IV поколений стояли такие задачи, как увеличение производительности в области числовых расчётов, достижение большой ёмкости памяти, то основной задачей разработчиков ЭВМ V поколения является создание искусственного интеллекта машины (возможность делать логические выводы из представленных фактов), развитие "интеллектуализации" компьютеров - устранения барьера между человеком и компьютером. Компьютеры способны воспринимать информацию с рукописного или печатного текста, с бланков, с человеческого голоса, узнавать пользователя по голосу, осуществлять перевод с одного языка на другой. Это позволит общаться с ЭВМ всем пользователям, даже тем, кто не обладает специальными знаниями в этой области.

В 1986 году магистральная сеть NSFNET объединила пять суперкомпьютерных центров, открыв широкому кругу исследователей доступ к мощным вычислительным ресурсам. Большое число университетов и исследовательских центров, в том числе за пределами США, выразили желание подключиться к этой сети. Для сокращения платы за использование междугородних линий связи было решено развивать систему региональных сетей, объединяющих компьютеры внутри какого-то региона и имеющих выходы на подобные сети в соседних областях. При такой конфигурации все компьютеры являются равноправными и имеют связь по цепочке через соседние компьютеры как друг с другом, так и с суперкомпьютерами. Таким образом, начиная с 1986 года можно говорить о становлении Глобальной компьютерной сети Интернет.

К началу 90-х сеть Интернет объединяла уже сотни отдельных сетей в США и Европе. К Интернету помимо научных институтов стали подключаться различные компании нефтяной, автомобильной и электронной индустрии, а также телефонные компании. [17]

В 1990 году была разработана система Интернет-чата IRC (Internet RelayChat), а в середине 90-х стали доступными настольные видеоконференции. В том же году был разработан язык HTML, давший начало развитию WWW. В 1991 году Брюстер Кале предложил технологию и программное обеспечение для поиска информации в Интернете WAIS - Wide Area Information Servers (до 1994 года был наиболее мощным инструментом поиска благодаря возможности находить слова в текстах документов). В этом же году Пауль Линднер и Марк Мак-Кахил разработали поисковую систему Gopher, а в 1992 году появился графический браузер Mosaic от компании NCSA, который вдохнул новую жизнь в WWW, обеспечив стремительный рост популярности Интернета. В апреле 1994 года была образована корпорация Mosaic Communications, изменившая в ноябре того же года свое название на Netscape Communications, Inc. В том же году эта компания выпустила версию популярного Web-браузера Netscape Navigator (в нем, в частности, появился механизм cookies, позволяющий отслеживать действия клиентов в Интернете). За пять лет, с 1994-го по декабрь 1999 года, появилось примерно 10 млн. сайтов и сотни тысяч людей освоили новую специальность - Web-дизайнер.

Тем временем компьютеры постепенно становились все более компактными, а на рынке появились карманные варианты - PDA (Personal Digital Assistant).

Начиная с 1994 года в Интернете стали появляться торговые центры; для бизнеса открылся первый виртуальный кибербанк. Однако это не мешало развитию изначальных функций Сети, направленных на осуществление связей между научными центрами. Так, в 1994 году была создана Трансевропейская научно-исследовательская и образовательная ассоциация TERENA, образованная представителями 38 стран для «участия в распространении и получении высококачественной международной информации и развития телекоммуникационной инфраструктуры в целях развития науки и образования».

В середине 90-х Интернет и бизнес в Сети попадают в центр внимания всей компьютерной индустрии, а регистрация доменных имен перестает быть бесплатной процедурой. Сеть стала использоваться в секторе финансовых услуг в качестве средства связи для быстрого приема большого количества заказов. Возникли системы электронной торговли с возможностью фактически прямого доступа к участию в торгах. Параллельно развивался Интернет-банкинг. В 1999 году появился первый полностью сетевой банк, осуществляющий всю полноту сервиса в Сети, First Internet Bank of Indiana. С помощью этих систем клиент, не покидая дома, офиса или любого другого места, мог распоряжаться своими средствами, находящимися в банке. В Интернете стали возникать различные платежные системы. Началось все с обычных карточных моделей, а со временем появились и различные системы электронных денег.

Мультимедийные компьютеры стали стандартом де факто, а искусственный интеллект достиг такого уровня развития, что компьютер IBM Deep Blue обыграл чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова.

С 1999 года в ряде стран появляются так называемые Интернет-дома - пилотные проекты, в которых всеми электронными устройствами можно управлять дистанционно из любой точки в мире, где есть доступ в Интернет.

Параллельно с развитием Интернета в конце столетия шло развитие суперкомпьютерной техники, позволяющей решить глобальные задачи.[20]

На сегодняшний день производительность нового самого мощного суперкомпьютера в мире IBM Roadrunner составила 1,026 петафлопс (FLOPS (акроним от англ. Floating point Operations Per Second) - величина, используемая для измерения производительности компьютеров, показывающая, сколько операций с плавающей запятой в секунду выполняет данная вычислительная система). Ранее самым мощным считался суперкомпьютер IBM BlueGene/L с производительностью 0,478 петафлопс.

Энергопотребление Roadrunner превышает 3 мегаватта. Он состоит из 12960 процессоров Cell и примерно вдвое меньшего количества процессоров AMD Opteron. Стоимость IBM Roadrunner составила 133 миллиона долларов.


    1. Взаимосвязь эволюции информационных технологий и уровня развития процессов хранения, транспортирования и обработки информации


При другом подходе эволюция информационных технологий наиболее ярко прослеживается на процессах хранения, транспортирования и обработки информации. В управлении данными, объединяющем задачи их получения, хранения, обработки, анализа и визуализации, выделяют шесть временных фаз (поколений), которые представлены на рисунке 1. [4]



Рисунок 1 - Временные фазы развития управления данными

В нулевом поколении (4000 г. до н.э. - 1900 г.) в течение шести тысяч лет наблюдалась эволюция от глиняных таблиц к папирусу, затем к пергаменту и, наконец, к бумаге. Имелось много новшеств в представлении данных: фонетические алфавиты, сочинения, книги, библиотеки, бумажные и печатные издания. Это были большие достижения, но обработка информации в эту эпоху осуществлялась вручную.

Первое поколение (1900-1955) связано с технологией перфокарт, когда запись данных представлялась на них в виде двоичных структур. Процветание компании IBM в период 1915-1960 гг. связано с производством электромеханического оборудования для записи данных на карты, сортировки, составления таблиц и табулирования миллионов записей. Громоздкость оборудования, необходимость хранения громадного количества перфокарт предопределили появление новой технологии, которая должна была вытеснить электромеханические компьютеры.

Второе поколение (программируемое оборудование обработки записей, 1955-1980 гг.) связано с появлением технологии магнитных лент, каждая из которых могла хранить информацию десяти тысяч перфокарт, сохраняемые программы выполняли пакетную обработку последовательных файлов. Для обработки информации были разработаны электронные компьютеры с хранимыми программами, которые могли обрабатывать сотни записей в секунду. Ключевым моментом этой новой технологии было программное обеспечение, с помощью которого сравнительно легко можно было программировать и использовать компьютеры.

Программное обеспечение этого времени поддерживало модель обработки записей на основе файлов. Типовые программы последовательно читали несколько входных файлов и производили на выходе новые файлы. Для облегчения определения этих ориентированных на записи последовательных задач были созданы COBOL и несколько других языков программирования. Операционные системы обеспечивали абстракцию файла для хранения этих записей, язык управления выполнением заданий и планировщик заданий для управления потоком работ.

Системы пакетной обработки транзакций сохраняли их на картах или лентах и собирали в пакеты для последующей обработки. Раз в день эти пакеты транзакций сортировались. Отсортированные транзакции сливались с хранимой на ленте намного большей по размерам базой данных (основным файлом) для производства нового основного файла. На основе этого основного файла также производился отчет, который использовался как гроссбух на следующий бизнес-день. Пакетная обработка позволяла очень эффективно использовать компьютеры, но обладала двумя серьезными ограничениями: невозможностью распознавания ошибки до обработки основного файла и отсутствием оперативного знания о текущей информации.

Третье поколение (оперативные базы данных, 1965-1980гг.) связано с внедрением оперативного доступа к данным в интерактивном режиме, основанном на использовании систем баз данных с оперативными транзакциями.

Технические средства для подключения к компьютеру интерактивных компьютерных терминалов прошли путь развития от телетайпов к простым алфавитно-цифровым дисплеям и, наконец, к сегодняшним интеллектуальным терминалам, основанным на технологии персональных компьютеров.[26]

Оперативные базы данных хранились на магнитных дисках или барабанах, которые обеспечивали доступ к любому элементу данных за доли секунды. Эти устройства и программное обеспечение управления данными давали возможность программам считывать несколько записей, изменять их и затем возвращать новые значения оперативному пользователю. В начале системы обеспечивали простой поиск данных: либо прямой поиск по номеру записи, либо ассоциативный поиск по ключу.

Простые индексно-последовательные организации записей быстро развились в более мощную модель, ориентированную на наборы. Модели данных прошли эволюционный путь развития от иерархических и сетевых к реляционным.

В этих ранних базах данных поддерживались три вида схем данных:

• логическая, которая определяет глобальный логический проект записей базы данных и связей между записями;

• физическая, описывающая физическое размещение записей базы данных на устройствах памяти и в файлах, а также индексы, нужные для поддержания логических связей;

• предоставляемая каждому приложению подсхема, раскрывающая только часть логической схемы, которую использует программа.

Механизм логических и физических схем и подсхем обеспечивал независимость данных. И на самом деле многие программы, написанные в ту эпоху, все еще работают сегодня с использованием той же самой подсхемы, с которой все начиналось, хотя логическая и физическая схемы абсолютно изменились. К 1980 г. сетевые (и иерархические) модели данных, ориентированные на наборы записей, стали очень популярны. Однако навигационный программный интерфейс был низкого уровня, что послужило толчком к дальнейшему совершенствованию информационных технологий.

Четвертое поколение (реляционные базы данных: архитектура «клиент - сервер», 1980-1995 гг.) явилось альтернативой низкоуровневому интерфейсу. Идея реляционной модели состоит в единообразном представлении сущности и связи. Реляционная модель данных обладает унифицированным языком для определения данных, навигации по данным и манипулирования данными. Работы в этом направлении породили язык, названный SQL, принятый в качестве стандарта.

Кроме повышения продуктивности и простоты использования реляционная модель обладает некоторыми неожиданными преимуществами. Она оказалась хорошо пригодной к использованию в архитектуре «клиент-сервер», параллельной обработке и графических пользовательских интерфейсах. Приложение «клиент-сервер» разбивается на две части. Клиентская часть отвечает за поддержку ввода и представление выходных данных для пользователя или клиентского устройства. Сервер отвечает за хранение базы данных, обработку клиентских запросов к базе данных, возврат клиенту общего ответа. Реляционный интерфейс особенно удобен для использования в архитектуре «клиент-сервер», поскольку приводит к обмену высокоуровневыми запросами и ответами. Высокоуровневый интерфейс SQL минимизирует коммуникации между клиентом и сервером. Сегодня многие клиент-серверные средства строятся на основе протокола Open Database Connectivity (ODBC), который обеспечивает для клиента стандартный механизм запросов высокого уровня к серверу. Архитектура «клиент-сервер» продолжает развиваться. Как разъясняется в следующем разделе, имеется возрастающая тенденция интеграции процедур в серверах баз данных. В частности, такие процедурные языки, как BASIC и Java, были добавлены к серверам, чтобы клиенты могли вызывать прикладные процедуры, выполняемые на них.[15]

Реляционные данные также хорошо приспособлены к графическим пользовательским интерфейсам (GUI). Пользователи легко могут создавать отношения в виде электронных таблиц и визуально манипулировать ими. Реляционные системы стали ключевым средством для новых клиент-серверных приложений.

Пятое поколение (мультимедийные базы данных, с 1995 г.) связано с переходом от традиционных хранящих числа и символы, к объектно-реляционным, содержащим данные со сложным поведением. Конкретным примером может служить распространенный объективный тип временных рядов. Вместо встраивания этого объекта в систему баз рекомендуется реализация соответствующего типа в виде библиотеки классов с методами для создания, обновления и удаления временных рядов.

Быстрое развитие Интернета усиливает эти дебаты. Клиенты и серверы Интернета строятся с использованием апплетов и «хелперов», которые сохраняют, обрабатывают и отображают данные того или иного типа. Пользователи вставляют эти апплеты в браузер или сервер. Общераспространенные апплеты управляют звуком, графикой, видео, электронными таблицами, графами. Для каждого из ассоциированных с этими апплетами типов данных имеется библиотека классов. Настольные компьютеры и Web-браузеры являются распространенными источниками и приемниками большей части данных. Поэтому типы и объектные модели, используемые в настольных компьютерах, будут диктовать, какие библиотеки классов должны поддерживаться на серверах баз данных.[30]

Подводя итог, следует отметить, что базы данных призваны хранить не только числа и текст. Они используются для хранения многих видов объектов и связей между этими объектами, что мы видим в World Wide Web. Различие между базой данных и остальной частью Web становится неясным.

Впечатляющим примером базы данных является создаваемая всемирная библиотека. Многие ведомственные библиотеки открывают доступ к своим хранилищам в режиме on-line. Новая научная литература публикуется в режиме on-line. Такой вид публикаций поднимает трудные социальные вопросы по поводу авторских прав и интеллектуальной собственности и заставляет решать глубокие технические проблемы. Пугают размеры и многообразие информации. Информация появляется на многих языках, во многих форматах данных и в громадных объемах. При применении традиционных подходов к организации такой информации (автор, тема, название) не используются мощности компьютеров для поиска информации по содержимому, для связывания документов и для группирования сходных документов.

Быстрое развитие технологий хранения информации, коммуникаций и обработки позволяет переместить всю информацию в киберпространство.
Выводы по главе:


  1. В данной главе били рассмотрены этапы развития информационных и компьютерных информационных технологий, знаменовавшихся появлением персонального компьютера откуда и начался новый этап развития информационной технологии.

  2. Развитие новых информационных технологий позволило хранить и обрабатывать большие объемы информации без чего не может развиваться современное общество и экономика. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети, а сеть интернет открывающие новые возможности для работы позволяет облегчить пути поиска, обработки и хранения информации.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества iconКурсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии...
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области»,...
Курсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества iconДмитрий Олегович Роль информационных технологий в обеспечении деятельности...
Роль информационных технологий в обеспечении деятельности банковской системы Республики Беларусь на примере сэд «Канцлер»
Курсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества iconКурсовая работа на тему: Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя
Тема курсовой работы: «Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя»
Курсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Место и роль информационных технологий при формировании туристического продукта 6
Курсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества iconПрименение информационных технологий в системе образования
Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10
Курсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества iconВероника Игоревна Использование информационных технологий в гуманитарных...
Мвц межвузовский центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании
Курсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества iconКурсовая работа на тему : Формирование рынка ценных бумаг в Украине
Курсовая работа содержит 38 листов, 2 рисунка, 2 таблицы и было использовано 11 источников
Курсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества iconИспользование информационных технологий в маркетинге
В связи с этим зарубежные авторы рассматривают растущую необходимость в развитии и внедрении новых информационных систем, основанных...
Курсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества iconКурсовая работа по дисциплине Электромагнитная совместимость систем...
Курсовая работа состоит из 20 с, в которых содержаться: 3 рисунка, 3 таблицы, 6 формул и 4 ссылки на литературу
Курсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества iconПрименение информационных технологий на уроках английского языка...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17
Курсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий» на тему «Применение...
Реферат «Применение информационных технологий в решении нелинейных уравнений методом последовательных приближений.» 3
Курсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества iconКурсовая работа на тему Перспективы развития технологий пк на примере pda
Преимущества и недостатки карманных пк по сравнению с другими подобными устройствами
Курсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества iconТемы рефератов по курсу «физика» экономического факультета по роль...
Энергия. Энтропия. Химический потенциал и термодинамическая теория химического сродства
Курсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества iconКурсовая работа тема: «Chick Corea и его роль в развитии современного джаза»
Для основного текста используется Times New Roman, размер 14 пгт, межстрочный интервал 1,5, отступ первой строки абзаца 1,25, выравнивание...
Курсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Реферат «роль интернет-ресурсов в обеспечении деятельности международных организаций»
Курсовая работа на тему: Роль информационных технологий в развитии экономики и общества iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Реферат: «Применение информационных технологий в исследовании и описании безэквивалентной лексики» 6


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск