Министерство природных ресурсов Российской Федерации
Федеральное агентство по недропользованию
Российский федеральный геологический фонд
(ФГУНПП "Росгеолфонд")
Основные направления совершенствования деятельности организаций МПР России по формированию и использованию государственных информационных ресурсов в области геологии и недропользования
Материалы научно-практической конференции
"70 лет государственным геологическим фондам"
(16-17 октября 2007 г.)
Москва 2008 Основные направления формирования и
использования государственных геологических информационных ресурсов (ГГИР)
Российской Федерации как важной составной
части Единой информационно-аналитической
системы природопользования и охраны
окружающей среды (ЕИСП) Р.В. Грушин,
Е.В. Попов
(Роснедра)
В.С. Кисляков
(Центрнедра) Некоторые аспекты платного предоставления
геологической информации В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 293, Роснедра осуществляет предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр.
Начиная с 2006 г., при поступлении заявок на пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр, сотрудники Роснедра и его территориальных органов осуществляют рассмотрение этих заявок, определяют конкретный размер платы за использование информации и оформляют решение о предоставлении запрашиваемой информации или мотивированный отказ в ее предоставлении, руководствуясь приказами МПР России от 12.12.2005 г. № 340 "Об утверждении Порядка и условий использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью" (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.02.2006 г. № 7521, опубликовано 06.03.2006 г., начало действия документа 17.03.2006 г.) и от 15.12.2005 г. № 344 "Об утверждении Методики определения конкретного размера платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр" (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.03.2006 г. № 7650, опубликовано 10.04.2006 г., начало действия документа 21.04.2006 г.).
Приведенные в статье статистические показатели касаются исключительно разрешений, выданных центральным аппаратом Роснедра, на получение в пользование геологической информации из хранилищ федерального фонда геологической информации (ФГУНПП "Росгеолфонд") в 2007 г.
Всего в 2007 г. в Роснедра поступило порядка 300 обращений от потенциальных пользователей геологической информации.
Более чем по 70 обращениям были приняты решения об отказе в предоставлении геологической информации. Главные причины для принятия решения об отказе это: а) заявка составлена не по утвержденной форме; б) отсутствует перечень информации, составленный в соответствии с каталогами фондов геологической информации; в) отсутствуют документы, разрешающие работу с геологической информацией, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.
По 228 обращениям были приняты решения о предоставлении геологической информации в пользование. Общая сумма начисленной платы составила 38 881 200 рублей.
Анализируя обращения, по которым были приняты решения о предоставлении геологической информации в пользование, можно отметить следующее.
Подавляющее большинство обращений (99%) было направлено от организаций. От частных лиц поступило всего 2 заявки на предоставление в пользование геологической информации. Целевое назначение использования геологических информационных ресурсов было различным (рис. 1): для выполнения работ в рамках государственных контрактов выданы разрешения по 123 обращениям, для выполнения научных исследований студентами, аспирантами и докторантами - по 5 обращениям, для иных целей - по 100 обращениям.
Краткий анализ востребованности информационных ресурсов при производстве работ различных направлений (региональные, твердые полезные ископаемые, подземные воды, работы на нефть и газ) позволяет сделать некоторые выводы и предположения. Наибольшее количество заявок (70) было получено от организаций, проводящих работы по различным видам твердых полезных ископаемых за счет собственных средств (рис. 2). Наибольшую заинтересованность в геологической информации при этом проявили компании, специализирующиеся на добыче цементного сырья. Среди предприятий, осуществляющих геологоразведочные работы за счет средств госбюджета, наибольшую активность в использовании материалов, хранящихся в федеральном геологическом фонде, проявили организации, выполняющие региональные геологические работы (51 разрешение). Несмотря на традиционно высокие для нашей страны объемы работ на углеводородное сырье, организации их выполняющие, к материалам федерального фонда обращались редко (всего 34 разрешения - преимущественно на получение балансов запасов полезных ископаемых), что, впрочем, может быть связано с удобством исполнителей получать необходимую им геологическую информацию из территориальных фондов, а также спецификой проводимых работ. Мизерные объемы запросов по направлению "подземные воды" связаны, на наш взгляд, с тем, что плата за геологическую информацию по подземным водам неоправданно высока.
Нельзя не сказать несколько слов о характере запрашиваемой информации. При этом дать объективную оценку востребованности различных видов геологических информационных ресурсов, запрашиваемых для выполнения работ по государственным контрактам, сегодня практически невозможно в связи с большими объемами запросов и в силу недостаточного, на наш взгляд, контроля за настоящим процессом со стороны заказчиков работ. В то же время, организации, выполняющие работы за счет собственных средств, в подавляющем большинстве случаев интересуются геологическими отчетами, полученными на региональной (48%) или разведочной (27%) стадиях геологического изучения недр (рис. 3). Материалы, полученные в результате поисковых и оценочных работ, которые, на первый взгляд, должны быть наиболее интересны недропользователям, сегодня в процесс оборота геологической информации вовлечены слабо.
Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы, о том, что на сегодняшний день назрел вопрос о полной или частичной отмене платы за геологическую информацию, что позволит обеспечить:
1. Открытый доступ к геологической информации вне зависимости от платежеспособности пользователя.
2. Повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
3. Доступ к геологической информации студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям пользователей, использующих геологическую информацию для научных и преподавательских целей; использование всей полноты геологической информации при подготовке кадров для геологической отрасли.
4. Улучшение выполнения условий по рациональному использованию и охране недр за счет использования всей полноты геологической информации при составлении проектов геологического изучения недр, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых.
5. Повышение качества и достоверности получаемой в процессе работ геологической информации за счет более полного использования ретроспективной геологической информации. Рис. 1. Распределение обращений по целевому назначению использования геологических информационных ресурсов (1 - работы по государственным контрактам, 2 - научные исследования, 3 - иные цели).
Рис. 2. Востребованность информационных ресурсов при производстве работ различных направлений.
Рис. 3. Востребованность различных видов геологических информационных ресурсов, запрашиваемых для выполнения работ за счет собственных средств (1 - отчеты по региональному геологическому изучению недр, 2 - отчеты по поисковым работам, 3 - отчеты по оценочным работам, 4 - отчеты по разведочным работам).
В.Ю. Зайченко
(ФГУП ГНЦ РФ "ВНИИгеосистем")
|