УДК 005
Номер государственной регистрации НИР: 01201266600
Регистрационный номер НИР (по Госзаданию): Г.7/6.3585.11 РЕФЕРАТ
Тема НИР: Анализ экономического механизма и разработка критериев эффективности системы консалтинга для издательско-полиграфического бизнеса Ключевые слова и словосочетания: оценка потенциала рынка отраслевого консалтинга, базовые подходы к оказанию консалтинговых услуг, методическое обеспечение профильного издательско-полиграфического консалтинга, алгоритмы и технологии консалтинговой деятельности, концепция разработки и функционирования сетевого информационного издательско-полиграфического ресурса как коммуникативного поля для отраслевого бизнеса, проектная документация для организации профильных информационно-консалтинговых центров для принтмедиаиндустрии.
Объектом исследования является эффективность управления и конкурентоспособность организаций издательско-полиграфического бизнеса.
Цель работы: разработка предложений по организации системы управления консалтинговой деятельностью в области принтмедиаиндустрии и технологий проблемно-ориентированного консультирования как одного из инструментов решения бизнес задач субъектов издательско-полиграфической сферы. Для достижения цели в данном исследовании поставлен ряд задач:
Изучены отечественные и международные технологии оказания консалтинговых услуг и создания консалтинговых продуктов, предложены пути их адаптации к потребностям принтмедиарынка.
Проведен мониторинг рынка консалтинговых услуг и определены потребности организаций издательско-полиграфической сферы в услугах полиграфического консалтинга.
На основе обобщения информационно-технологических и методических материалов в области управленческого консультирования, сформированы основные требования к содержанию и качеству консалтинговых продуктов.
Разработан экономический механизм консалтинговой деятельности; сформулированы базовые принципы ценообразования услуги профильного консалтинга.
Сформулированы подходы к эффективному рыночному позиционированию профильных консалтинговых услуг.
Спроектирована процессная модель управления консалтинговой деятельностью в принтмедиаиндустрии.
Разработана бизнес-документация по организации профильного консалтингового центра.
Рост конкуренции на национальных и мировых рынках требует постоянного обновления организационных структур, систем, инструментов и методов управления. Традиционные управленческие концепции и организационные приемы уже не позволяют добиваться желаемых конкурентных преимуществ в бизнесе.
В сложившихся на сегодняшний день социально-экономических условиях в принтмедиаиндустрии наблюдается сдвиг приоритетов в сторону формирования конкурентных преимуществ как за счет внутренних факторов бизнеса, например, оптимизации бизнес-процессов, комплексного реинжиниринга деятельности, так и за счет стратегического использования рыночных возможностей, создания издательской продукции и выполнения полиграфических работ, соответствующих потребительским запросам потенциального заказчика (целевого клиента).
Большинство организаций издательско-полиграфической сферы не способны справиться с возникающими внутренними бизнес-проблемами без посторонней помощи. Поэтому возрастает спрос на профессиональную компетентную помощь в решении бизнес-задач организации, а вместе с тем и на высококвалифицированных специалистов-консультантов, владеющих современными инновационными подходами и методическими средствами и приемами организационного проектирования, подготовки и принятия стратегических и оперативных решений в условиях неопределённости.
Необходимость саморегулирования производственных отношений в соответствии с действием объективных экономических законов делает востребованным новый вид интеллектуального продукта, способствующего решению бизнес-проблем, к которым относится консалтинговая услуга.
Использование технологий проблемно-ориентированного консультирования позволяет повысить эффективность производства и управления, капитализировать ресурсную базу и определить конкурентные преимущества субъекта бизнеса.
Актуальность использования профильного консалтинга как инструмента управления в принтмедиа бизнесе продиктована существующим состоянием рынка полиграфических работ и издательского дела, его проблемами и перспективами, а именно:
несбалансированностью производственных программ,
дисбалансом спроса и предложения профессионального кадрового ресурса и качеством его подготовленности,
отсутствием глобальных инвестиций,
импортозависимостью от полиграфического оборудования, технологий и расходных материалов,
неоправданно высокими таможенными тарифами,
оттоком заказов за рубеж,
демпингом между участниками рынка,
«непрозрачностью» финансово-хозяйственной деятельности многих организаций,
недоступностью статистических данных и информационных баз для принятий управленческих решений,
фактическим отсутствием поддержки инфраструктуры развития предпринимательских идей.
Ситуация усугубляется финансовой нестабильностью, а также разобщенностью государственных программ развития сферы издательско-полиграфического бизнеса.
Попытки нормализовать бизнес за счет внутренних ресурсов часто бывают безуспешными, однако стереотипность мышления и неразвитость сектора услуг отраслевого профильного консалтинга не провоцируют руководство организаций пользоваться услугами специалистов-консультантов. Рассматривая рынок принтмедиаиндустрии, можно констатировать фактическое отсутствие компаний, оказывающих весь комплекс профильных консалтинговых услуг. В связи с этим актуальность данной работы может определяться её практической ценностью для оказания консалтинговых услуг хозяйствующим субъектов, осуществляющих издательско-полиграфическую деятельность.
Обобщенные подходы управленческого консультирования, не предусматривающие в своей методологии рассмотрение специфики определенного промышленного направления, или сферы услуг, что делает их не достаточно эффективными применительно к решению профильных проблем издательско-полиграфического бизнеса. Основные тенденции его развития позволяют говорить о необходимости и востребованности адаптивных методик проблемно-ориентированного консалтинга, которые всецело учитывали особенности, специфику, интересы и потребности принтмедиа рынка.
Однако сложности развития профильного консалтингового бизнеса связаны с двумя группами причин. Первая группа из них отражает специфику развития самой принтмедиаиндустрии. Вторая группа частных причин, определяющих возможности и потенциал развития профессионального профильного консалтинга.
В процессе исследования было доказана актуальность следующих видов консалтинговых услуг: процессного, экспертного, проектного, обучающего. Приоритеты зависят от региона, масштабов деятельности, специфики бизнеса и дальновидности управленческого звена. Кроме того выделены два направления бизнес-консалтинга: внутрифирменный консалтинг и внешний консалтинг.
Что касается технологического базиса проблемно-ориентированного консалтинга, то вне зависимости от направлений должен строиться на следующих принципах с учетом специфики принтмедиаиндустрии:
адаптация западных методик и инструментов консалтинга под отечественный принтмедиа бизнес, разработка авторских подходов, учитывающих российские особенности и менталитет;
беспристрастность и независимость от третьих лиц;
сбалансированность базовых методик с индивидуальным подходом к решению бизнес-проблем клиента;
высокий уровень осведомленности в специфики принтмедиаиндустрии, оперативный доступ к актуальным информационным массивам (в т.ч. эксклюзивной информации);
прогнозирование и разработка консалтинговых решений в условиях неопределенности;
многовариантный ассортимент консалтинговых предложений (модульный принцип построение ассортимента);
эффективное управление консалтинговым продуктом на каждом этапе жизненного цикла и после с целью оценки стратегической эффективности;
дифференцированные методики ценообразования;
высокая профессиональная компетенция разнопрофильных экспертов-консультантов (привлечение «брендовых» специалистов);
добровольно-принудительная мотивация спроса на консалтинг с грамотной аргументацией необходимости и полезности;
искусство и психология коммуникаций, партнерских связей;
агрессивное информационное и рыночное позиционирование;
опережающая система финансирования.
Основными блоками авторской разработки технологического базиса консалтинга являются: блок диагностики, блок комплексной разработки изменений, блок внедрения консалтингового проекта.
Сфера принтмедиаиндустрии является высокотехнологичным сектором российской экономики. Последние структурные изменения, произошедшие в издательско-полиграфическом бизнесе, требуют инновационных управленческих оперативных решений, реализуемых квалифицированными кадрами, соответствующей компетенции и уровня подготовки. Таким образом, стоит говорить о необходимости профильной консалтинговой компании, которая взяла бы на себя весь груз решения проблем принтмедиа бизнеса.
В процессе исследования была предложена модель управления консалтингом, в которую закладываются системный и процессный подходы. Построение интегрированной модели позволило структурировать цели, реализация которых обеспечивает желаемый результат консалтинговой деятельности и построить четырехуровневую модель организации профильной консалтинговой деятельности:
Первый уровень рассматривает совокупность бизнес-процессов предоставления консалтинговых услуг потенциальному заказчику.
На втором уровне реализуется комплекс информационно-методической и технологической поддержки процесса консультирования.
Третий и четвертый уровни определяют бизнес-процессы системы оперативного и стратегического управления консалтинговой деятельностью в рамках профильной организационной структуры.
Общепринятая процессная модель была модифицирована под консалтинговую деятельность в сфере принтмедиаиндустрии, что позволило удобно структурировать деятельности консалтинговой компании и охватить не только внутреннюю деятельность, но и взаимоотношения с окружением. В рамках моделирования описаны основные бизнес-процессы проблемно-ориентированного консультирования, руководствуясь популярными нотациями: «IDEF0», «Процедура», «Процесс» и «EPC» а также разработаны стратегические карты внутрифирменного и внешнего консалтинга и карты видов консультирования.
Всесторонний анализ научной и практической литературы позволил сформировать экономические принципы и механизмы профильного консалтинга, определить систему управления затратами консалтинговой деятельности и оптимальные методики ценообразования, предполагающие рациональный баланс затратных методов и методов, основанных на полезности и ценности консалтинговых услуг для клиента.
Немаловажным для создания конкурентных преимуществ на рынке профильного консалтинга является качество конечного продукта и самого процесса консультирования. Качество консалтинговой услуги складывается из совокупности элементов, которые при системном подходе ведут к удовлетворенности клиента и желаемому результату по решению поставленной проблемы. Для наглядности комплексного анализа параметров качества «спираль качества» в работе была адаптирована под профильную консалтинговую деятельность, и на её основе проводился анализ качества консалтинговых услуг.
Отправной точкой подобного анализа является профессиональная компетенция консультанта (консалтинговой фирмы), определяемая как комплекс навыков и технологий, позволяющих предоставлять потребителям определенный набор ценностей. В работе представлена авторская четырехкластерная модель компетенций.
Исследование позволило в соответствии с международными стандартами ИСО представить петля качества как замкнутый в виде кольца жизненный цикл консалтинговой продукции (услуги) и исследовать с помощью причинно-следственной диаграммы структуру и характер многофакторных отношений между эффективностью консалтинговой деятельности и влияющих на нее факторов.
Опыт реализованных консалтинговых проектов показал, что краеугольным камнем оценки эффективности проблемно-ориентированного консультирования является проблема отслеживания показателей организации по завершению процедуры консультирования, особенно если консалтинговый проект не предусматривает системы сопровождения. Рекомендаций, методик и инструмента оценки результатов консалтинга фактически нет. Исходя из этого, предложена критериальная модель эффективности консалтинговой деятельности, которая имеет четыре контура оценки показателей: до привлечения консультантов, после реализации консалтинговой услуги и дополняются прогнозами эталонных значений на основе бенчмаркинга и перспективами без использования консалтинга.
Повышение эффективности консалтинговой деятельности и качества конечных консалтинговых продуктов во многом определяется знанием специфики и профиля целевого клиента. Рассматривая рынок издательско-полиграфической сферы, можно констатировать фактическое отсутствие компаний, оказывающих весь комплекс профильных консалтинговых услуг. Наблюдается лишь предложения по определенным функциональным направлениям консалтинга, или как дополнительной услуги в общем ассортименте услуг компании.
Результаты работы:
Определена потребность принтмедиабизнеса в профильных консалтинговых продуктах;
Обоснована и доказана востребованность консалтинговых услуг субъектами издательско-полиграфического бизнеса;
Сформирован методический инструмент решения бизнес-проблем принтмедиаиндустрии на основе алгоритмов и технологий профильного консалтинга.
Разработана и апробирована концепция пошаговой реализации внедрения на рынок полиграфии и издательского дела специализированных консалтинговых предложений.
Разработаны рекомендации по стратегическим направлениям развития профильного консалтингового рынка в контексте перспектив принтмедиасферы по данным мониторинга;
Сформированы подходы к капитализации интеллектуального ресурса принтмедиасферы.
Результаты исследования частично апробированы. Полученные теоретические наработки могут быть развиты в дальнейшей прикладном исследовании по разработке системы стратегического и оперативного управления консалтинговой компанией.
Руководитель НИР - заведующий кафедрой Инновационные технологии в полиграфическом и упаковочном производстве, доктор технических наук, старший научный сотрудник Баблюк Е.Б. |