Департамент образования города Москвы





Скачать 176.72 Kb.
НазваниеДепартамент образования города Москвы
Дата публикации10.11.2014
Размер176.72 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа


Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт математики и информатики

Кафедра информатики и прикладной математики


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины _____________________Информатика_____________________
Для направления подготовки 050100 «Педагогическое образование»
Профиля_информатика______________________________________________
Квалификация (степень) выпускника _бакалавр_______________________
Форма обучения_очно-заочная_______________________________________

(очная, очно-заочная, заочная)


Москва 2013

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Информатика»

Разработчики:

Кафедра информатики и прикладной математики ИМИ МГПУ, доцент Д.Б. Абушкин

Рецензенты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Программа одобрена на заседании кафедры информатики и прикладной математики

Протокол № ______ от «_____» _______________ 2013 г.

Зав. кафедрой: член-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор С.Г. Григорьев

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

© Кафедра информатики и прикладной математики, 2013

1. Цели и задачи освоения дисциплины: сформировать знания, умения и навыки, связанные с основными понятиями информатики, в том числе с информационными процессами и информационными моделями. Задачи: сформировать представление об информатике и ее роли в современном обществе; сформировать представление об информации, ее видах и свойствах; развить навыки работы с информацией, связанные с ее хранением, передачей и обработкой; сформировать представление об информационных процессах; освоить некоторые методы информационного моделирования; сформировать знания и умения, связанные с формализацией информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Информатика» относится к базовой части профессионального цикла математических и естественнонаучных дисциплин.

Для освоения дисциплины «Информатика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе обучения в средней общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Информатика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, прохождения педагогической и вычислительной практик.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

Общекультурные компетенции (ОК):

1) использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

2) работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

3) способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

Профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

4) осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

5) владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

6) способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

компетенции в области педагогической деятельности:

7) применяет современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

компетенции в области научно-исследовательской деятельности:

8) способен использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13);

Специальные компетенции (СК):

9) способен использовать математический аппарат, методологию программирования и современные компьютерные технологии для решения практических задач получения, хранения, обработки и передачи информации, имеет качества личности, включающие эмпирические и теоретические знания, умения и навыки к практическим и теоретическим действиям по теории и технологии обучения информатики (СК-2);

10) владеет современными формализованными математическими, информационно-логическими и логико-семантическими моделями и методами представления, сбора и обработки информации (СК-3).
В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • роль информатики в современном обществе;

  • понятие информации, ее виды и свойства, способы измерения информации, методы ее кодирования и способы представления;

  • основные понятия, связанные с информационными процессами;

  • основные понятия, связанные с информационным моделированием;

  • основные понятия, связанные с формализацией информацией;

уметь:

  • создавать информационные модели и использовать их в своей профессиональной деятельности;

  • организовывать хранение, обработку и передачу информации;

владеть:

  • различными способами измерения информации;

  • различными способами кодирования информации;

  • некоторыми методами информационного моделирования;

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

36

36










В том числе:
















Лекции

18

18










Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)

18

18










Самостоятельная работа (всего)

36

36










В том числе:
















Подготовка к коллоквиуму

10

10










Подготовка реферата

10

10










Решение задач и т.д.

10

10










Подготовка к лабораторным работам

6

6










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




ЗАЧ










Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

72













2













5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1

Информация

8




8




2

18

2

Информационные процессы

2




2




2

6

3

Информационное моделирование

8




8




2

18

5.2. Содержание разделов дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1

Информация

Информатика как наука. Понятие информации. Виды и свойства информации. Измерение информации. Кодирование информации. Представление данных в памяти компьютера.

2

Информационные процессы

Понятие информационного процесса. Информационные процессы хранения, передачи, поиска, обработки, защиты информации.

3

Информационное моделирование

Понятие модели. Понятие информационной модели. Адекватность модели. Информационное моделирование.

5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)


Наименование дисциплинарного модуля

Количество часов/зачетных единиц

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций

Информация

34/ 1

ОК-12

ОК-9
















2

Информационные процессы

22/ 0,7

ОК-8

ПК-2
















2

Информационное моделирование

38/ 1,1

ОК-12

ОПК-5

ПК-13

СК-2

СК-3







5


6. Образовательные технологии


Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)

Тема занятия

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Объем, ауд.

часов/в том

числе в интерактивной

форме

Лабораторное

Все

Интернет. Компьютерные сети

38

Лекционное

Все

Проекционная техника и компьютеры. Видеофильмы.

38


Рейтинговая оценка знаний обучающихся

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ


Вид деятельности

Баллов за единицу

Максимальное количество баллов

Посещение лекций

2 за одну лекцию

18

Конспект всех лекций

11 за конспект всех лекций

11

Лабораторные работы (без учета заданий повышенной сложности)

3 за одну лабораторную работу

21

Задания повышенной сложности

3 за одно задание

15

Коллоквиум

10 за 1 коллоквиум

10

Зачет

10 за 1 зачет

10

Реферат

15 за 1 реферат

15
Примечания. 1. 15 баллов за реферат ставятся только в том случае, когда реферат зачтен преподавателем. Реферат должен быть написан самостоятельно, в нем оформлен список литературы и ссылки на нее. В случае недостатков в реферате он может быть возвращен на переработку. В случае, если в реферате обнаружится плагиат, из общего числа баллов будет вычтено 15 баллов и студент лишается возможности переделать реферат. Реферат принимается до 31 октября включительно. За рефераты, сданные позже указанного срока, баллы не начисляются. Проверенные рефераты и требующие исправлений можно повторно сдавать до 15 декабря включительно. В случае, если по поводу написания реферата возникают вопросы, следует обратиться к преподавателю. Тема реферата в обязательном порядке должна быть согласована с преподавателем. Рефераты, тема которых не была согласована, к проверке не принимаются.

2. 10 баллов за конспекты лекций ставятся при наличии конспектов всех лекций. Если нет хотя бы одной лекции — баллы не начисляются.

3. Задания повышенной сложности студент должен выполнить самостоятельно без участия преподавателя. При сдаче таких заданий студент должен быть подробно прокомментировать выполненную работу.

4. Баллы за лабораторную работу ставятся только в том случае, если сделаны все задания из лабораторной работы в точном соответствии с поставленным заданием. Если какое-либо задание из лабораторной работы не сделано, баллы не начисляются. Лабораторная работа считается зачтенной в том случае, если преподаватель проверил все выполненные студентом задания. При этом преподаватель может задавать по теме предложенных заданий дополнительные вопросы и предлагать обязательные к решению дополнительные задания, без которых лабораторная работа не будет зачтена.

5. Коллоквиум проводится по желанию студентов в промежуток с 28 октября по 10 ноября. Желающие сдать коллоквиум должны согласовать с преподавателем дату проведения коллоквиума. На коллоквиум выносится один теоретический вопрос по пройденной теме и одна практическая задача. Вопрос оценивается в 5 баллов, задача – тоже в 5 баллов. Студент, который за коллоквиум получает 10 баллов, на зачете по своему выбору освобождается либо от теоретического вопроса, либо от задачи. За задачу или вопрос, от которого студент освобождается, ему добавляется 5 баллов.

6. На зачет выносятся 1 задача и 1 вопрос, каждые из которых оцениваются в 5 баллов.

7. Промежуточная аттестация проводится по баллам, набранным студентом на момент проведения такой аттестации. Для получения аттестации необходимо набрать не менее 20 баллов.

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И/ИЛИ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


  1. Развитие систем кодировки символов, используемых в компьютерной технике.

  2. Троичная система счисления и вычислительные машины, использующие троичную систему счисления.

  3. Материальные модели и их роль в науке.

  4. Математические модели и их роль в науке.

  5. Воображаемые модели и их роль в науке.

  6. Виртуальная реальность как модель вымышленного мира.

  7. Модели мировоззрения.

  8. Создание, переработка и хранение информации в технике.

  9. Жизненный цикл информационных технологий.

  10. Современные мультимедийные технологии.

  11. Сканирование и системы, обеспечивающие распознавание символов.

  12. Всемирная сеть Интернет: доступы к сети и основные каналы связи.

  13. Разновидности поисковых систем в Интернете.

  14. Система защиты информации в Интернете.

  15. Современные проблемы защиты информации.

  16. Виды информационных угроз и методы защиты от них.

  17. Информационная безопасность.

  18. Информационная культура.

  19. Правила набора и оформления текстовых документов.

  20. Электронные денежные системы.

  21. Информатизация общества: основные проблемы на пути к ликвидации компьютерной безграмотности.

  22. Правонарушения в области информационных технологий и методы борьбы с ними.

  23. Этические нормы поведения в информационной сети.

  24. Значение компьютерных технологий в жизни современного человека.

  25. Информационные технологии в системе современного образования.


ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ



  1. Контрольная работа по теме «Основные понятия информатики».

  2. Контрольная работа по теме «Информационные процессы».

  3. Контрольная работа по теме «Моделирования и формализация».


ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


  1. Различные определения термина «информация».

  2. Классификация информации.

  3. Свойства информации.

  4. Кодирование информации.

  5. Системы счисления: основные определения. Арифметические операции в системах счисления.

  6. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

  7. Представление целых чисел в памяти компьютера.

  8. Представление вещественных чисел в памяти компьютера.

  9. Представление текстовой информации в памяти компьютера.

  10. Представление графической информации в памяти компьютера.

  11. Основы логики (основные определения, логические законы, таблицы истинности).

  12. Понятие информационного процесса. Информационные процессы сбора и поиска информации информации.

  13. Информационный процесс обработки информации.

  14. Информационные процесс передачи информации.

  15. Информационных процесс хранения информации.

  16. Современные проблемы и методы защиты информации.

  17. Понятие модели. Классификация моделей. Информационные модели.

  18. Основные этапы построения моделей.

  19. Методы определения адекватности модели объекту.

  20. Представление данных в табличной форме.

  21. Формализация текстовой информации.

  22. Представление данных в форме графа.



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (дисциплинарного модуля):
а) Основная литература

1. Андреева Е.В. Системы счисления и компьютерная арифметика. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. — 254 с..

2. Бешенков С,, Ракитина Е. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. — 432 с.

3. Бешенков С., Ракитина Е. Моделирование и формализация. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. – 336 с.

4. Голицына В.П., Максимов Н.В., Попов И.И. Информационные системы. — М.: ФОРУМ, 2009. — 496 с.

5. Левченко И.В., Заславская О.Ю. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Часть 1. Сборник учебных задач. — М.: АПКиППРО, 2006. — 156 с.

6. Левченко И.В., Заславская О.Ю. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Часть 2. Ответы к учебным задачам. — М.: АПКиППРО, 2006. — 114 с.

7. Лыскова В., Ракитина Е. Логика в информатике. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. — 160 с.

8. Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А.М. Информационная безопасность и защита информации. — М.: Академия, 2009. — 336 с.

9. Суворова Н. Информационное моделирование. Величины, объекты, алгоритмы. — М.: Лаборатория Базовы Знаний, 2002. — 128 с.

10. Кузнецов А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Левченко И.В., Заславская О.Ю. Информатика и ИКТ. — М.: Дрофа, 2010. – 255 с.
б) Дополнительная литература

11. Бешенков С., Ракитина Е, Кузьмина Н.. Информатика. Систематический курс. 11 класс. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. — 200 с.

12. Давыдов И. С. Информатика. — М.: Проспект Науки, 2009. — 480 с.

13. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. — М.: Академия, 2009. — 848 с.

14. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ. — М.: Академия, 2011. — 360 с.
в) программное обеспечение:

1. Системное прикладное программное обеспечение (операционные системы, антивирусы, программы для обслуживания телекоммуникационных сетей, файловые менеджеры);

2. Прикладное программное обеспечение общего назначения (текстовые редакторы, текстовые процессоры, электронные таблицы, программы для работы с графикой, браузеры).

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Проекционная техника, компьютерный класс, сеть Интернет.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №590»
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление образования
Учебный кабинет №402 Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Лицея №1793
Департамент образования города Москвы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное...
Тема Организация педагогически целесообразной и психологически комфортной среды в учебной группе
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города москвы юго-восточное окружное управление...
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
Департамент образования города Москвы iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Департамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Департамент образования города Москвы iconПлан работы школы на 2012 2013 учебный год
Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования города Москвы Государственное образовательное учреждение...
Департамент образования города Москвы iconУчебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование»
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы...
Департамент образования города Москвы iconЕ. Б. Спорышева 20 г. Департамент образования города москвы государственное...
Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное...
Данное положение разработано в соответствии со статьей 15 Закона РФ «Об образовании» и призвано установить единые подходы к промежуточной...
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление...
Во исполнение нормативных документов Министерства образования и науки, Департамента образования города Москвы, Западного окружного...
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города москвы государственное бюджетное образовательное...
Государственного образовательного стандарта должны достичь уровня владения иностранным языком, позволяющего им продолжить обучение...
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное...
Формы контроля: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое экспресс-тестирование, контрольная работа, итоговое...
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное...
Формы контроля: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое экспресс-тестирование, контрольная работа, итоговое...
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города москвы южное окружное управление образования...
Утвердить следующий годовой календарный учебный график гбоу средней общеобразовательной школы №915 на 2013-2014 учебный год
Департамент образования города Москвы iconДепартамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное...
Формы контроля: беседа, фронтальный опрос (устный, письменный), тематическое экспресс-тестирование, контрольная работа, итоговое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск