Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов





Скачать 63.79 Kb.
НазваниеРеферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов
Дата публикации21.11.2014
Размер63.79 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
Реферат как форма устной итоговой аттестации
учащихся 9 классов




Сущность школьного реферата.

1. Школьный экзаменационный “реферат” должен представлять собой с точки зрения жанра именно реферат в строгом, научном смысле этого слова, а именно “вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста”.

2. Реферат отличается от конспекта следующими признаками:

а) Реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико-синтетической переработки.

б) Будучи вторичным текстом, реферат составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию. Так, реферату, в отличие от конспекта, должны быть присущи следующие категории:

- целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая),

- связность (логическая и формально-языковая),

- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение),

- завершенность (смысловая и жанрово-композиционная)

в) Для реферата отбирается информация, объективно-ценная для всех читающих, а не только для одного автора.

г) Автор реферата не может пользоваться только ему понятными значками, пометами, сокращениями, что допускается делать в конспекте.

3. Что касается вопроса об обязательности или необязательности в школьном реферате исследовательской части, следует отметить, что исходя из требований жанра и научного определения реферата, он не должен включать в себя самостоятельных исследований ученика. Конечно, если сам реферируемый первоисточник содержит в себе описание научного эксперимента или исследования, проведенного каким-либо ученым, то ученик должен достаточно подробно его раскрыть. Требование же учителей обязательно включать в реферат самостоятельное мини-исследование, осуществляемое на материале художественных текстов . Это можно обосновать тем, что организация и описание исследования представляет собой очень сложный вид интеллектуальной деятельности,требующий культуры научного мышления, знания методики проведения исследования, навыков оформления научного труда и т. д..

4. В зависимости от количества реферируемых источников выделяют следующие виды рефератов: монографические (написанные на основе одного источника) и обзорные (созданные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования). В школе могут использоваться оба эти вида, однако в качестве экзаменационной формы лучше предложить обзорные рефераты, основанные на более сложных интеллектуальных и коммуникативно-речевых навыках.

5. По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на а) информативные, или рефераты – конспекты, достаточно полно излагающие все основные положения, доказательства и выводы исходного текста, и б) индикативные, или рефераты – резюме, которые перечисляют лишь главные положения и выводы по ним без изложения доказательств.

Школьный экзаменационный реферат, на наш взгляд, должен быть полным, информативным, т. е. относиться к первой разновидности рефератов.

6. Реферат как жанр научной литературы обладает следующими признаками:

1) семантическая адекватность первоисточнику;

2) максимальная полнота и точность изложения содержания при небольшом объеме полученного вторичного текста;

3) объективность в передаче содержания первоисточника. Реферат не должен отражать субъективных взглядов референта, а также оценки освещаемой им информации;

4) авторизованность в передаче информации. Реферирующий раскрывает содержание первоисточников со своей точки зрения на последовательность действий автора (авторов).

Например:

Автор обращает внимание на …

Автор отмечает тот факт ..

Наконец, автор приходит к выводу …

5) Постоянная, устойчивая структура. В любом реферате можно выделить 3 части: введение, основную часть и заключение.

Во введении, как правило, называется тема, которой посвящен реферируемый источник (источники), дается краткая характеристика первоисточников (что они собой представляют – исследование, монографию, учебник,критический обзор); раскрываются цель и задачи автора (авторов) реферируемого текста; выделяется проблема или круг проблем, рассматриваемых авторами.

В основной части кратко, но полно передается содержание исходных текстов. Материал излагается по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Указываются пути и методы ее решения, а также достигнутые результаты (успехи). Обязательно отмечается наличие разных точек зрения на проблему.

Материал основной части структурируется в смысловые блоки (главы, параграфы, абзацы). Каждый крупный блок должен быть озаглавлен.

Все термины, употребленные в реферате, обязательно разъясняются в специальных сносках или в самом тексте.

В заключении референт делает собственные выводы об актуальности поднятой проблемы, научной ценности данного произведения (произведений), о перспективах развития исследования, своем согласии или несогласии с позицией автора работы. Возможны указания на форму и стиль изложения материала, язык произведения, а также на то, кому могут быть интересны эти книги или статьи.

Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части.

Если работа представляет монографический реферат, то построение его основной части зависит от строения исходного текста, подчиняется законам его внутренней организации, поэтому предложенную нами схему построения реферата нельзя считать универсальной.

7. Школьный экзаменационный реферат имеет следующую структуру: титульный лист, план работы (оглавление), введение, основную часть, заключение и список реферируемой литературы.

8. Объем реферата жестко не регламентируется, поскольку он зависит как от содержания анализируемых книг, так и от их количества. Однако, на наш взгляд, он не должен быть более 20 машинописных листов. По рекомендациям Министерства образования РФ, объем реферата “ не должен превышать объема обычной ученической тетради в 12 листов”.

9. Реферат должен быть выдержан в научном стиле, ведущими чертами которого являются точность, логичность, доказательность, беспристрастное изложение материала, минимум образно-экспрессивных средств, а также особые клише, то есть лексико-синтаксические конструкции, регулярно встречающиеся в научных текстах.

10. Языковые клише, характерные для реферата, лучше вводить в словарный запас учащихся сгруппированными в смысловые блоки, отражающие структуру реферата. Например:

Структура реферата

Опорное понятие

Языковые клише

Введение

Тема текста

  1. Книга (монография) посвящена теме, проблеме, вопросу…

  2. В книге… рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?) и т. д.

Заключение

Выводы, обобщение

1. Автор приходит к выводу, заключению о том…

2. В заключение можно сказать…

3. Обобщая сказанное…
и т. д .

11. Критерии оценки реферата, на наш взгляд, могут быть как общие, так и частные.

К общим критериям можно отнести следующие:

- соответствие реферата теме,

- глубина и полнота раскрытия темы,

- адекватность передачи первоисточника,

- логичность, связность,

- доказательность,

- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение),

- оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);

- языковая правильность.

Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата: введению, основной части, заключению.

1) Критерии оценки введения:

- наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;

- наличие сформулированных целей и задач работы,

- наличие краткой характеристики первоисточников.

2) Критерии оценки основной части:

- структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

- наличие заголовков к частям текста и их удачность;

- проблемность и разносторонность в изложении материала,

- выделение в тексте основных понятий и терминов их толкование,

- наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения,

3) Критерии оценки заключения:

- наличие выводов по результатам анализа,

- выражение своего мнения по проблеме.

12. Общая оценка за реферат выставляется следующим образом: если ученик выполнил от 65 % до 80 % указанных выше требований, ему ставится оценка “3”, если 80 % - 90 % требований, то “4”, а когда 90 % - 100 % - отметка “5”.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов iconРеферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия»
Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов iconРеферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов
Сборник нормативных документов. История /Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. В основу планирования курса взята...
Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов iconРеферат как форма итоговой аттестации может быть выбран учеником только по одному предмету
Положение о правилах оформления и порядке защиты реферата в ходе государственной (итоговой)
Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов iconБилеты для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников...
Продолжить воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды и бережного отношения ко всему живому
Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов iconПриказ 27. 03. 2013 г №18 «О подготовке и проведении итоговой аттестации»...
«Об утверждении списка выпускных классов на проведение итоговой аттестации в 9 и 11 классах»
Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов iconШкольный реферат
Защита реферата одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей...
Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов iconШкольный реферат
Защита реферата одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей...
Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов iconОрлов В. А., Демидова М. Ю., Никифоров Г. Г., Шилов В. Ф. Примерные...
Инструкция разработана в соответствии со спецификациями контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной...
Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов iconПоложение о государственной (итоговой) аттестации учащихся IX-Х классов лицея I. Общие положения
«Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и xi(XII) классов оу рф» (приказ Министерства образования РФ от...
Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов iconФорма промежуточной аттестации реферат, эссе
Допуском к итоговой аттестации является сдача реферата и эссе в установленные сроки
Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов iconАнализ результатов Государственной (итоговой) аттестации выпускников...
Главной задачей в ходе работы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся стало создание комплексной, эффективной...
Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов iconПлан мероприятий по организации подготовки и проведению государственной...
Проведение собрания с учащимися 9 классов для ознакомления с нормативно- правовой базой государственной (итоговой) аттестации
Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов iconЭкзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации...
Охватывают основные разделы содержания курса
Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов iconПлан мероприятий по организации подготовки и проведения государственной...
...
Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов iconПоложение о промежуточной аттестации учащихся 1-8 и 10 классов и...
Целью аттестации является:  установление фактического уровня теоретических знаний и пониманий учащихся по предметам обязательного...
Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 классов iconПоложение о промежуточной аттестации учащихся 1-8 и 10 классов и...
Целью аттестации является:  установление фактического уровня теоретических знаний и пониманий учащихся по предметам обязательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск