Скачать 215.74 Kb.
|
Белорусский Государственный университет ВЫПУСКНАЯ РАБОТА ПО “ОСНОВАХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ” Магистрант кафедры источниковедения Рыбакова Юлия Александровна Руководитель по специальности: кандидат исторических наук, доцент Шумейко М.Ф.. Руководитель, который ведет практику по выпускной работе: преподаватель Позняков А.М. Минск - 2010 ОГЛАВЛЕНИЕОГЛАВЛЕНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ 3 ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 17 ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW (ГИПЕРССЫЛКА) 20 Графа научных интересов 21 ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТЫ 23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ 24 ПРИЛОЖЕНИЯ 28 28 28 28 28 29 29 29 29 30 ВВЕДЕНИЕСегодня мы живем в эпоху информационного общества. Информационное общество – концепция постиндустриального общества, новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. [5] Информация и знания в современном обществе передаются различными путями, однако одним из самых распространенных каналов передачи информации является Сеть Интернет. Сеть Интернет – явление относительно молодое, однако успевшее стать достаточно популярным. Она открывает возможности для качественно новых способов презентации различной информации. Контролировать все информационное пространство Всемирной паутины на сегодняшний день не представляется возможным даже на государственном уровне. В связи с этим достаточно остро встает вопрос о достоверности размещенных на веб-сайтах данных. В первую очередь, здесь идет речь о необходимости верификации научных и исследовательских данных, в том числе и исторических источников. Кроме того исторические источники нуждаются в классификации и систематизации для удобства и простоты доступа к ним пользователей Всемирной паутины. Актуальность данной работы видится в необходимости создания подобной классификации и анализа исторических источников, связанных с европейскими и белорусскими университетами как центрами науки, образования и культуры. ГЛАВА 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯОбъектом данной работы являются сами исторические источники по истории развития университетов Беларуси и Европы, представленные в Сети Интернет. Предметное поле исследования включает в себя характерные особенности самих исторических Интернет-источников, посвященных данной проблематике, а также специфику интерпретации истории университетов Европы и Беларуси с использованием данной источниковедческой базы. Цели и задачи исследования Целью исследования является определение специфики презентации и интерпретации исторических источников в Сети Интернет, посвященных истории европейских и белорусских университетов. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Несмотря на актуальность данной темы, можно сказать, что в ней присутствует определенная новизна, так как подобные исследования в плане изучения исторических источников в Сети Интернет, затрагивающих указанную проблематику, ранее не проводились. ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯМетодологической базой исследования послужили следующие методы: источниковедческий анализ и синтез, сравнительный анализ, метод индукции и дедукции, системный подход. Источниковедческий анализ и синтез использовался автором при работе непосредственно с историческими источниками. Первым этапом был источниковедческий анализ, подразумевающий всестороннее изучение материала, определение его достоверности и попытка выявление мотивации авторов источника. [9, c. 14] На этапе синтеза происходит обобщение изученной информации и рассмотрение источника в более широком социокультурном и историческом контексте. В данном случае рассматривается как связь источника с историческим социокультурным пространством, в котором он создавался, так и связь с историческим и социокультурным пространством того времени, о котором повествует сам источник. [4, c. 20-35] Информация, полученная в ходе источниковедческого анализа и синтеза, классифицировалась и объединялась в информационные блоки с помощью системного подхода. [3, c. 10] С помощью методов индукции и дедукции были сформулированы и доказаны основные научные гипотезы, выдвинутые автором в данном исследовании. ГЛАВА 3. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И СТРУКТУРА РАБОТЫОбзор литературы Для рассмотрения общих теоретических вопросов, затронутых в исследовании (определение понятий «исторический источник», «источниковедческий анализ и синтез», «интерпретация источников») использовались учебные пособия по источниковедению В.П. Грицкевич С.Б. Кауна, С.Н. Ходина «Теория и история источниковедения», «Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники Российской истории: Учебное пособие» Данилевского И.Н, Кабанова В.В., Медушевской О. М., Румянцева М.Ф., работа Пронштейна А.П., Задера А.Г. «Методика работы над историческими источниками». Кроме того для лучшего понимания смысла интерпретации истории автором использовалась работа Ф.Р.Анкерсмита «История и тропология: взлет и падение метафоры». В этой своей работе философ указывает на основные нюансы, которые необходимо учитывать, при интерпретации событий и явлений. Автор реферата считает важным учитывать некоторые эти особенности при интерпретации не только исторических событий, но и исторических источников. Однако, безусловно, важнейшим материалом для написания данного реферата стали сами исторические источники в Сети Интернет, взятые с официальных и неофициальных веб-сайтов университетов, веб-сайтов, посвященных истории образования или содержащих ссылки на подобные материалы, сайтов, представляющих из себя каталоги высших учебных заведений, Интернет-блогов, посвященных данной исследовательской проблеме, периодических Интернет-изданий, виртуальных энциклопедий и реферативных баз данных. Структура работы Исходя из вышеперечисленного анализа проблем и библиографии, логичной представляется следующая структура диссертационного исследования: вся работа подразделяется на три раздела. В первом разделе рассматриваются вопросы, посвященные определению теоретического и терминологического аспекта понятия «исторический источник в Сети Интернет», его критериев и характерных особенностей, специфики интерпретации. Второй раздел посвящен историческим источникам, освещающим историю развития университетов Европы. В данном разделе планируется проведение источниковедческого анализа и синтеза материала, а также его интерпретация, изучение Интернет-ресурсов, содержащих исторические источники по истории развития европейских университетов. Третий раздел содержит информацию и анализ исторических источников, характеризующих историю белорусских высших учебных заведений, анализ веб-сайтов, содержащих ссылки на эти источники. Кроме того в этом разделе планируется проведение сравнительного анализа исторических источников по истории белорусского и европейского высшего образования. ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ1. Исторические источники в Сети Интернет – явление совершенно особое. В отличие от классических письменных источников, включающих как документальные, так и повествовательные материалы, источники в Сети Интернет представляют собой мультимедийный синтез различных видов источников. Само понятие «исторический источник» расширяется, когда речь идет о Всемирной паутине. Здесь к источникам можно отнести не только сами материалы, посвященные тому или иному событию или явлению в истории (оцифрованные летописи, акты, мемуары и пр.), но и огромное количество вторичных источников, таких, например, как статьи в периодических Интернет-изданиях [1], записи и комментарии в блогах, так или иначе связанные с историческими событиями прошлого, [8] база исторических рефератов и диссертационных исследований [2] и т.д. В связи с этим должны меняться и акценты, которые делаются при интерпретации вторичных исторических Интернет-источников. Зачастую в Интернет-публикациях отсутствуют ссылки на первоисточник, что, в свою очередь, затрудняет процесс верификации опубликованной информации. Также стоит учитывать особенности психологии современного человека. В эпоху переизбытка информации и глобализации автор Интернет-источников иногда пытается охватить огромный объем материала, в результате чего созданный материал теряет целостность и представляет собой всего навьего набор цитат из первоисточников. Меняется и лингвистический этап анализа источников. Так, если мы говорим о классических письменных источниках, то здесь следует уделять внимание определенным лексическим особенностям древних языков [4, c. 19]. Когда же речь идет о современных Интернет-источниках, мы фактически сталкиваемся с наличием разговорных и порой даже сленговых оборотов речи, особенно в блогах Интернет-пользователей. 2. Изучив исторические источники по обозначенной теме, автор пришел к выводу, что среди них нет ни одного первоисточника. Все существующие на сегодняшний день Интернет-источники по истории европейских и белорусских университетов являются вторичными и представляют собой интерпретацию классических первоисточников. Здесь также важно отметить, что большинство вторичных источников представляют скорее хронологию развития университетов, нежели полноправное историческое исследование. 3. Проанализировав существующие исторические источники по истории университетов Беларуси и Европы в Сети Интернет, можно разделить их на две большие группы. В первую группу входят исторические источники, посвященные истории развития университетов в контексте истории культуры и образования. Здесь речь идет чаще всего о развитии самого высшего образования, а не конкретных образовательных учреждений, однако ссылки на наиболее значимые университеты, такие, например, как Сорбонна или Оксфорд все же присутствуют [2]. Вторая группа источников представляет собой источники, основной целью которых является привлечение внимания к какому-либо конкретному университету и его реклама. В эту группу входят информационные сводки об университетах, опубликованные в различных Интернет-каталогах [7], а также исторический раздел на официальных или неофициальных веб-сайтах самих университетов. Такая информация чаще всего включает в себя дату основания высшего учебного заведения, основные вехи в его историческом развитии, известных выпускников и преподавателей, сведения о научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в высшем учебном заведении, а также информацию о факультетах и кафедрах университета. 4. Автором было разработано несколько классификаций исторических источников по истории университетов Беларуси и Европы: - по авторской принадлежности: исторические публикации самого коллектива университета; авторские публикации в периодических Интернет-изданиях; публикации Интернет-пользователей в блогах, дневниках и Интернет-сообществах; - по типам веб-сайтов: информация, размещенная на официальном сайте университета; информация, опубликованная в крупных Интернет-энциклопедиях; информация, опубликованная в Интернет-каталогах, посвященных высшему образованию; информация об университетах, размещенная на сайтах периодических изданий в виде статей; информация о высшем образовании и университетах в оцифрованных книгах и монографиях; публикации в блогах, Интернет-сообществах и дневниках пользователей Сети Интернет; база данных рефератов и авторефератов диссертационных исследований; - по хронологическому принципу: исторические источники, охватывающие период Средневековья; исторические источники, посвященные развитию университетского образования в период Нового времени; исторические источники по истории университетов, охватывающие период Новейшего времени. 5. Несмотря на гораздо более короткую историю, которую имеют белорусские университеты по сравнению с европейскими, степень их презентации в Сети Интернет достаточно высока. Информацию о белорусских высших учебных заведениях можно найти на официальных сайтах университетов, в Интернет-энциклопедии «Википедия», различных каталогах университетов, даже в популярных Интернет-сообществах. Если говорить о содержании представленной информации, то следует отметить, что информация о европейских университетах более полная, благодаря, во-первых, их более богатой истории, что, в принципе, вполне логично, а во-вторых, благодаря включению в эту информацию сведений об историческом контексте, в котором развивался определенный университет. Кроме того следует отметить достаточно большое количество источников по истории не только конкретных учебных заведений, но и европейского высшего образования вообще. ЗАКЛЮЧЕНИЕОсновные научные результаты диссертации В условиях жизни в эпоху информационного общества важнейшей ценностью становится информация. Мы получаем информацию с помощью самых разных каналов – от наших родных, друзей, в университете, на работе, из книг и т.д. Однако одним из самых популярных каналов информации сегодня является Сеть Интернет. Сегодня Интернет представляет собой открытое информационное пространство, содержащее данные о прошлом и настоящем. В это информационное поле входят и исторические источники, которые претерпевают определенные изменения. Исторические источники в Сети Интернет представляют собой как традиционные, так и мультимедийные источники [3, c. 11]. В связи с подобной трансформацией изменяются и способы интерпретации источников, и акценты, которые ставит исследователь при источниковедческом анализе. В определенной степени можно говорить, что вышесказанное относится и к источникам по истории европейских и белорусских университетов. Однако здесь важно отметить, что все источники по данной проблематике являются вторичными. В результате проведенного исследования можно классифицировать исторические источники по истории университетов Беларуси и Европы по следующим категориям: авторская принадлежность, хронологический принцип и типы веб-сайтов. После сравнительного анализа степени и качества презентации белорусских и европейских университетов в Сети Интернет можно сделать вывод, что европейские университеты представлены в более полном объеме, присутствуют на всех выделенных типах веб-сайтов. Сама же информация более насыщенная и развернутая. При этом она зачастую лишена субъективного мнения автора материала и в итоге представляет лишь краткую сводку по основным вехам истории университетов. Рекомендации по практическому использованию Результаты научного исследования могут быть применены для дальнейшей интерпретации исторических источников по истории университетов Европы и Беларуси в Сети Интернет как самими университетами, так и исследователями, занимающимися данной проблематикой. Подобные исследования могут быть интересны с точки зрения изучения истории высших учебных заведений в нашей стране. Для упрощения работы и доступа к историческим источникам рекомендуется создать каталог или базу данных Access. Кроме того для увеличения популярности высших учебных заведений среди абитуриентов и исследователей предполагается более полная историческая характеристика университетов на сайтах-каталогах. Впоследствии рекомендуется оцифровать и разместить в Сети Интернет первоисточники по истории развития университетов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW (ГИПЕРССЫЛКА)http://rybakova-yulya.narod.ru/ Графа научных интересовмагистранта исторического факультета Рыбаковой Ю.А. специальность 1-21 80 19 – историография, источниковедение, методы исторического исследования
:
.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТЫhttp://rybakova-yulya.narod.ru/ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ |
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрант кафедры археологии и специальных исторических дисциплин исторического факультета | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрант кафедры международного частного и европейского права бгу иванова Елена Николаевна | ||
Вероника Игоревна Использование информационных технологий в гуманитарных... Мвц межвузовский центр новых информационных технологий в гуманитарном образовании | Применение информационных технологий на уроках английского языка... Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17 | ||
Информационные технологии в правовом регулировании энергетического... Обоснование необходимости примения информационных технологий в сфере энергетики 7 | Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведения... Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории 17 | ||
Эффективность использования информационных технологий в исследованиях... Специальность 23. 00. 01 – теория и философия политики, история и методология политической науки | Информационные технологии в таможенной сфере Выпускная работа по... Основным направлением развития информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных... | ||
Применение информационных технологий в переводоведении (японский... ... | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Реферат: «Применение информационных технологий в исследовании и описании безэквивалентной лексики» 6 | ||
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Место и роль информационных технологий при формировании туристического продукта 6 | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного | ||
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» «Применение информационных технологий в географии на примере оценки недвижимости» 5 | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Классификация информационных технологий, используемых при подготовке проектов нормативных правовых актов 6 | ||
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Реферат по ит в предметной области: «Применение информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку» 4 | Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Использование информационных технологий в международных автомобильных перевозках 3 |