Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет» Институт математики и информатики
Факультет прикладной информатики
Кафедра прикладной информатики в управлении
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «МЕТОДОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»
230700.68 «Прикладная информатика»
Квалификация (степень) выпускника «магистр».
Программа «Прикладная информатика в образовании».
Форма обучения очная.
Курс 1, 2.
Семестры 2, 3.
Москва
2011 Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 230700.68 «Прикладная информатика».
Автор: доцент кафедры прикладной информатики в управлении Института математики и информатики к.т.н., доцент Чискидов С.В.
Рецензенты:
д.т.н., профессор Дикарев В.А.
к.т.н., доцент Офицеров В.П.
Программа одобрена на заседании кафедры прикладной информатики в управлении от «___» ______________ 2011 г., протокол № ___.
Заведующий кафедрой
прикладной информатики в управлении В.П. Офицеров
ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины: формирование у студентов теоретических знаний о современных методологиях, методах и средствах проектирования информационных систем (ИС), основанных на CASE-технологиях, а также формирование навыков их самостоятельного применения при разработке и внедрении ИС в сфере образования.
Задачи дисциплины:
□ формирование целостного представления об основных моделях, методах и средствах проектирования и адаптации информационных систем в сфере образования;
□ овладение практическими навыками в использовании технологий автоматизированного создания и адаптации ИС в сфере образования;
□ формирование умений решения задач анализа, создания, адаптации, внедрения, эксплуатации и сопровождения ИС в сфере образования, в том числе с применением современных программных комплексов. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Место дисциплины в учебном процессе: 1, 2 курсы (2, 3 семестры) по очной форме обучения. Изучение предусмотрено в базовой части цикла профессиональных дисциплин.
Учебная дисциплина «Методологии и технологии проектирования информационных систем» должна изучаться после освоения дисциплин «Компьютерные образовательные технологии», «Информационное общество и проблемы прикладной информатики». В результате изучения данной дисциплины магистры смогут вести научно-исследовательскую работу, проходить научно-исследовательскую практику, а также работать над магистерской диссертацией.
Общая трудоемкость по дисциплине в соответствии с ФГОС: 5 зачетных единиц (180 часа). Из них 2 зачетные единицы (72 часа) во втором семестре и 3 зачетных единицы (108 часа) – в третьем.
Количество аудиторных часов: 72, из них 16 часов – лекционные занятия, 24 часа – практические занятия, 32 часа – лабораторные работы. На курсовые экзамены выделяется 27 часов.
Отчетность по дисциплине: во 2 семестре – зачет, в 3 семестре – экзамен. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Для успешного изучения данной дисциплины студенты должны обладать следующими знаниями и компетенциями:
□ базовый курс теоретических основ информатики;
□ основные принципы построения информационных систем;
□ современные методы реализации информационных систем в сфере образования;
□ теория и практика использования реляционных систем управления базами данных (СУБД). Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (аннотации примерных программ курсов): ОК-1; ОК-3; ОК-4; ПК-3; ПК-5; ПК-9; ПК-10; ПК-11; ПК-13; ПК-15; ПК-16; ПК-17; ПК-18; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22; ПК-23; ПК-24; ПК-25; ПК-28): Общекультурные компетенции (ОК):
□ способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, самостоятельно обучаться новым методам исследования (ОК-1);
□ способен приобретать и использовать на практике знания, умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-3);
□ способен проявлять инициативу, брать на себя ответственность в условиях риска и принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (ОК-4);
Профессиональные компетенции (ПК):
□ способен на практике применять новые научные принципы и методы исследований (ПК-3);
□ способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментария в области проектирования и управления информационными системами в прикладных областях (ПК-5);
□ способен исследовать применение различных научных подходов к автоматизации информационных процессов и информатизации предприятий и организаций (ПК-9);
□ способен проводить анализ экономической эффективности ИС, оценивать проектные затраты и риски (ПК-10);
□ способен выбирать методологию и технологию проектирования ИС с учетом проектных рисков (ПК-11);
□ способен анализировать и оптимизировать прикладные и информационные процессы (ПК-13);
□ способен применять современные методы и инструментальные средства прикладной информатики для автоматизации и информатизации решения прикладных задач различных классов и создания ИС (ПК-15);
□ способен проектировать архитектуру и сервисы информационных систем предприятий и организаций в прикладной области (ПК-16);
□ способен проектировать информационные процессы и системы с использованием инновационных инструментальных средств, адаптировать современные ИКТ к задачам прикладных ИС (ПК-17);
□ способен принимать эффективные проектные решения в условиях неопределенности и риска (ПК-18);
□ способен формировать стратегию информатизации прикладных процессов и создания прикладных ИС в соответствии со стратегией развития предприятий (ПК-19);
□ способен организовывать работы по моделированию прикладных ИС и реинжинирингу прикладных и информационных процессов предприятия и организации (ПК-20);
□ способен управлять информационными ресурсами и информационными системами (ПК-21);
□ способен управлять проектами по информатизации прикладных задач и созданию ИС предприятий и организаций (ПК-22);
□ способен организовывать и проводить переговоры с представителями заказчика и профессиональные консультации на предприятиях и в организациях (ПК-23);
□ способен в условиях функционирования ИС брать на себя ответственность за выполнение производственных задач ИТ-служб, эффективно использовать современные приемы и методы работы с ИТ-персоналом (ПК-24);
□ способен использовать передовые методы оценки качества, надежности и информационной безопасности ИС в процессе эксплуатации прикладных ИС (ПК-25);
□ способен интегрировать компоненты и сервисы информационных систем (ПК-28). В результате изучения дисциплины студент должен:
знать (ФГОС ВПО):
□ методологии и технологии реинжиниринга, проектирования и аудита прикладных информационных систем различных классов; инструментальные средства поддержки технологии проектирования и аудита информационных систем и сервисов; методы оценки экономической эффективности и качества, управления надежностью и информационной безопасностью ИС;
□ (ПООП): методы, технологии и средства автоматизированного создания и адаптации ИС; государственные и международные стандарты в области создания, документирования, эксплуатации и сопровождения ИС; стадии и этапы жизненного цикла ИС по ГОСТ Р; методы тестирования, испытаний ИС и ввода в действие; организацию сопровождения ИС;
уметь (ФГОС ВПО):
□ выбирать методологию и технологию проектирования информационных систем; обосновывать архитектуру ИС; использовать инновационные подходы к проектированию ИС; проводить реинжиниринг прикладных и информационных процессов;
□ (ПООП): перечислить процессы, стадии и этапы жизненного цикла информационных систем и их содержание; описать понятие совокупной стоимости владения информационной системой и основные ее составляющие; применять модель Захмана при анализе бизнес - процессов и формировании функциональных и нефункциональных требований к ИС; строить тестовые требования по требованиям к ИС; применять требования ГОСТ при разработке документации на ИС или при проверке (аудите) документации на ИС;
владеть (ФГОС ВПО):
□ навыками реинжиниринга прикладных и информационных процессов; навыками проектирования информационных систем с использованием современных инструментальных средств.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(в часах и зачетных единицах)
Виды учебной работы
| В часах (зач.ед)
| Трудоемкость по ФГОС (зачетные единицы), в том числе:
| 180 (5з.е.)
| самостоятельная работа
| 81
| в аудитории, из них:
| 72
| лекции;
| 16
| практические занятия;
| 24
| лабораторные работы.
| 32
| индивид. занятия
|
| курсовые экзамены
| 27
| |