Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № «109»
Согласовано:
заместитель директора по УВР
____________ (Вавилова Е. А.)
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 109»
____________ (Клочко Л.И.)
« » ___________ 2010г Рабочая программа
элективного курса
«Компьютерная графика»
для 11 «Б» класса
(базовый уровень)
Учитель Копытова О. Г.
Квалификационная категория высшая
Программа рассмотрена на заседании школьного МО учителей математики
Протокол от «____»____________2012 г № ________________
Руководитель школьного МО __________________ (Н.В. Ершова)
подпись расшифровка подписи
г. Трехгорный, 2012 год
Паспорт образовательной программы Тип программы: программа основного (общего) образования.
Статус программы: авторская программа
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников образовательного учреждения программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации образовательного учреждения программа является основанием для определения качества реализации образования.
Категория обучающихся: учащиеся 11 «Б» класса
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы контроля: Промежуточные практические работы, итоговый тест.
Пояснительная записка
Данный элективный курс имеет своей целью знакомство учащихся с понятием растровая компьютерная графика на примере графического редактора Gimp. Данная тема выбрана потому, что при изучении курса информатики в школе на изучение графических программ отводится очень мало времени, а вместе с тем это направление является одним из часто используемых и интересных с точки зрения выполнения практических работ. С другой стороны, знание данного направления использования компьютера может помочь ребенку определиться с выбором профессии. Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информационным технологиям, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний этих технологий.
При составлении программы элективного курса «Компьютерная графика» за основу взята программа Л.А. Залоговой. Данная программа использовалась в качестве базы для последующей модификации по следующим причинам:
УМК соответствует учебному плану школы по количеству часов, отведенных на изучение элективного курса.
Элективный курс обеспечивает завершение образовательной подготовки учащихся в области теоретической информатики и информационных технологий, а также углублённое изучение технологии и особенностей использования программных средств для решения различных задач.
УМК содержит необходимые методические, дидактические материалы.
В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум по «Компьютерной графике» можно адаптировать к использованию свободно распространяемых программ. Возможно использование ОС Windows и ОС Linux.
Достаточно упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы, которые можно адаптировать к использованию свободно распространяемых программ.
Учебное пособие прекрасно иллюстрировано необходимыми схемами, скриншотами, рисунками, что обеспечивает наглядность и доступность материала.
Материал излагается доступным для ученика языком, системно, последовательно, автору удалось избежать излишней научности.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
УМК содержит большое количество заданий различного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Проекты реализуются в форме работ компьютерного практикума, опирающихся на использование цифровых образовательных ресурсов.
Большая практическая значимость и актуальность теоретического материала и практических работ.
Цели курса:
заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств в обработке графических изображений;
познакомить с принципами работы растрового графического редактора Gimp.
сформировать понятие о безграничных возможностях использования технологий обработки растровых изображений.
Задачи курса:
дать представление об основных возможностях редактирования и обработки изображения в Gimp;
научить создавать и редактировать растровые документы, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
ознакомить с основными операциями в Gimp;
способствовать развитию алгоритмического мышления;
выполнить три проекта;
способствовать развитию познавательного интереса к информатике;
продолжить формирование информационной культуры учащихся;
профориентация учащихся.
В результате обучения
учащиеся должны знать: основные понятия о формировании цифровых изображений, цветовые модели RGB и CMYK, основные элементы интерфейса программы Gimp, структуру инструментальной оболочки редактора, возможность работы со слоями, текстом, наличие фильтров и технологию их применения для получения различных эффектов над изображением;
учащиеся должны уметь: создавать и редактировать графические изображения, выполнять типовые действия с объектами и документами в среде Gimp, пользоваться основными инструментами программы, работать с текстом, создавать фотомонтажи и коллажи, ретушировать фотографии, применять различные фильтры.
Межпредметные связи
Знания и умения, полученные при изучении курса «Компьютерная графика», учащиеся могут использовать для создания изображений при подготовке различной визуальной продукции: рекламные буклеты, поздравительные открытки, школьные газеты, почетные грамоты, рефераты; прикладные исследования и научные работы, выполняемые в рамках школьного учебного процесса в различных областях – физике, химии, биологии, истории и т.д.; для размещения на Web-страницах или импортирования в документы издательских систем.
Кроме этого, знания, полученные в процессе изучения курса, являются фундаментом для освоения программ в области видеомонтажа, трехмерного моделирования и анимации.
Особенности преподавания курса
Основное требование к предварительному уровню подготовки - освоение базового курса информатики. Курс рассчитан на 34 учебных часа (один час в неделю).
Программа элективного курса включает углубленное изучение отдельных тем базового общеобразовательного курса, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки. Элективный курс «Компьютерная графика» дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.
Основное внимание в элективном курсе «Компьютерная графика» уделяется созданию иллюстраций и редактированию изображений, т.е. векторным и растровым программам. Программа курса неразрывно сочетает теоретическую подготовку и освоение практических приёмов работы. Полученные навыки учащиеся смогут использовать в области обработки изображений и вёрстки документов. Например, ретушировать фотографии, делать фотомонтажи, выполнять цветокоррекцию и другую предпечатную подготовку. Главная особенность данного курса заключается в том, что учащиеся научатся решать почти все распространённые базовые задачи, с которыми приходится сталкиваться дизайнеру, специалисту по рекламе, что очень востребовано учащимися.
Данный элективный курс «Компьютерная графика» способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого мышления; повышению интереса к информатике, и самое главное, профориентации в мире профессий.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний: физике, химии, биологии и др., а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
|