Утверждаю
Директор ГБОУ СОШ №1989
«Центр образования» ______________________ И.В.Серёгина
01 сентября 2014г План работы библиотеки Центра Образования № 1989
на 2014-2015 учебный год.
1.Вводная часть Задачи библиотеки:
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогического коллектива школы.
Формирование у школьников информационной культуры и культуры чтения.
Совершенствование библиотечных технологий.
Дальнейшее комплектование фондов библиотеки.
Обеспечение учебниками учащихся школы
Привлечение читателей, изучение их интересов.
Пропаганда культуры мира и ненасилия в интересах детей.
Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации.
Оказание методической помощи в учебно-воспитательном процессе.
Информировать читателей о новых поступлениях (методической, художественной, учебной литературой).
Направления деятельности библиотеки.
Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотеки.
2. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг.
Основные функции библиотеки: 1. Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели школы.
2. Информационная – предоставлять возможность использовать информацию.
3. Культурная – принимать участие в организации мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.
2.Формирование фонда библиотеки.
№ п/п
| Содержание работы | Срок проведения |
1.
| I. Работа с фондом учебной литературы.
Подведение итогов движения фонда.
Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями на 2013 – 2014 учебный год.
|
январь
сентябрь
| 2.
| Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:
а) составление совместно с учителями – предметниками примерного заказа на учебники с учетом их требований;
б) формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих завучей и методических объединений;
в) подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году, для учащихся и их родителей;
г) осуществлять контроль за выполнением сделанного заказа;
д) прием и обработка поступивших учебников:
- оформление накладных;
- запись в книгу суммарного учета;
- штемпелевание;
- оформление картотеки;
| ноябрь – май
декабрь
февраль
март - апрель
по мере поступления
по мере поступления
| 3.
| Составление отчетных документов, диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой.
| сентябрь, май
| 4.
| Прием и выдача учебников (по графику).
| май- июнь,
август - сентябрь
| 5.
| Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.
| по мере поступления
| 6.
| Оформление выставки: «Знакомьтесь – новые учебники».
| по мере поступления
| 7.
| Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам).
| 2 раза в год
| 8.
| Работа с резервным фондом учебников:
- ведение учета;
- размещение на хранение.
| октябрь – ноябрь
по мере поступления
| 9.
| Оформление выставки «Учебник – твой помощник и друг».
| сентябрь
|
1.
| II. Работа с фондом художественной литературы.
Своевременное проведение обработки и регистрации в каталоге поступающей литературы.
|
по мере поступления
| 2.
| Обеспечение свободного доступа в библиотеке:
- к художественному фонду (для 1 – 4 классов);
- к художественному фонду (5 – 11 класс);
- к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников);
- к фонду методической литературы (для учителей);
- к фонду учебников (по требованию).
| постоянно
| 3.
| Выдача изданий читателям.
| постоянно
| 4.
| Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах.
| постоянно
| 5.
| Систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий.
| конец четверти
| 6.
| Ведение работы по сохранности фонда.
| постоянно
| 7.
| Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей.
| постоянно
| 8.
| Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением учащихся школы.
| в течение года
| 9.
| Оформление книжной выставки «Эти книги вы лечили сами».
| в течение года
| 10.
| Оформление разделителей:
- в читальном зале;
- полочные разделители по темам и классам;
- по новым отделам, по алфавиту писателей.
| в течение года
|
1.
| III. Комплектование фонда периодики.
Оформление подписки на 1 полугодие 2013 года.
|
сентябрь
| 2.
| Оформление подписки на 2 полугодие 2014 года.
| апрель
|
1.
| IV. Справочно – библиографическая работа.
Каталогизация новых поступлений художественной и методической литературы.
| в течение года
| 2.
| Каталогизация новых поступлений периодических изданий.
| в течение года
| 3.
| Каталогизация учебников по авторам, предметам и классам.
| в течение года
| 3. Работа с читателями.
№ п/п
| Содержание работы | Срок проведения | Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа. |
| Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий).
| в течение года |
| Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями и т.д.
| в течение года | Проведение занятий по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. |
| 1 класс:
Первое посещение библиотеки;
Правила и умения обращаться с книгой;
Посвящение в читатели;
Чтение и обсуждение книг для 1 класса.
|
Сентябрь
Ноябрь
Февраль
Март-май
|
| 2 класс:
Экскурсия в библиотеку;
Строение книги. Элементы книги;
Газеты и журналы для детей;
Шоу-викторина «Угадай книгу».
|
Октябрь
Декабрь
Март
Май
|
| 3 класс:
Структура книги;
Выбор книг в библиотеке;
Как читать книги;
Твои первые энциклопедии, словари, справочники.
|
Сентябрь
Ноябрь
Январь
Апрель
|
| 4 класс:
Книга и ее создатели;
Справочная литература;
Каталог-компас в книжном мире;
Библиотечная мозаика. Урок-игра.
|
Октябрь
Декабрь
Февраль
Апрель
|
| 5 класс:
Информационная культура школьника. Основные понятия.
История возникновения информационных ресурсов общества.
Способы хранения информации.
Библиотека – информационный центр школы.
Ресурсные возможности школьной библиотеки.
Итоговое занятие. Урок-игра.
|
Сентябрь Ноябрь Январь
Март
Май
|
| 6 класс:
Информационная культура – путь к последующей самостоятельной работе школьника.
Методы работы с книгой.
Информационная среда школьной библиотеки.
Формирование информационной потребности школьников.
Итоговое занятие. Урок-игра.
|
Октябрь
Декабрь
Февраль
Апрель Май
|
| 7 класс:
Школьная библиотека, ее особенности и специфические функции.
Справочно-библиографический аппарат библиотеки.
Самостоятельная работа школьника (Пользователя) при розыске информации и ее переработка.
Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователя информации.
Итоговое занятие. Урок-игра.
|
Сентябрь Октябрь Январь
Март Май
|
| 8 класс:
Расширение знаний об основных понятиях информационной культуры.
Библиографирование документов, принципы создания указателей, списков, обзоров.
Использование различных источников информации для приобретения и расширения знаний по предметам.
Рациональные приемы работы с текстом.
Итоговое занятие. Урок-игра.
|
Октябрь Декабрь Февраль
Апрель
Май
|
| 9 класс:
Информационные потребности школьника в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.
Характеристика информационных ресурсов в государственном и региональном аспектах.
Аналитико-синтетическая обработка документов.
Поиск информации и работа с ней в компьютерных сетях.
Итоговое занятие.
|
Сентябрь Ноябрь Февраль
Апрель
Май
|
| 10 класс:
Их книги предавали анафеме. Мир
научных книг.
Книжные цитаты и их авторы.
Как работать с дополнительной литературой.
|
Ноябрь Январь
Апрель
|
| 11 класс:
Как работать с книгой при подготовке к выпускным экзаменам.
Ода школьному учебнику.
|
Февраль Апрель
|
4. Пропаганда литературы и руководство чтением:
№ п/п
| Содержание работы | Срок проведения | 1.
| Вести пропаганду литературы к юбилейным датам по темам, которые идут в помощь учебе и воспитательному процессу | в течение года | 2.
| Вести пропаганду литературы к юбилейным датам по темам, которые идут в помощь учебе и воспитательному процессу | в течение года | 3.
| Полностью раскрывать книжный фонд, путем раскрытия книжных выставок, стендов, календарей знаменательных дат.
| в течение года | 4.
| Систематически информировать о новых поступлениях по отраслям знания и воспитательной работе.
| в течение года | 5.
| Библиотека принимает участие во всех школьных мероприятиях путем подбора литературы и организации выставок
| в течение года | 6.
| Осуществлять индивидуальное руководство чтением путем рекомендаций книг, бесед о прочитанном, дифференцированном обслуживании отдельных категорий читателей.
| в течение года |
| Книжные выставки писателей – юбиляров:
|
|
| 225 лет со дня рождения Джеймса Фенимора Купера, американского писателя (1789-1851)
| 15.09.14
|
| 120 лет со дня рождения Анастасии Ивановны Цветаевой, поэтессы, прозаика
| 26.09.14
|
| 110 лет со дня рождения Николая Алексеевича Островского, писателя (1904-1936)
| 29.09.14
|
| 110 лет со дня рождения Грэма Грина, англ. Писателя (1904-1991)
| 2.10.14
|
| 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, поэта, писателя, драматурга (1814-1841)
| 15.10.14
|
| 95 лет со дня рождения Николая Ивановича Сладкова, писателя (1920-1996)
| 05.01.15
|
| 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова, поэта (1795-1829)
| 15.01.15
|
| 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова, писателя (1860-1904)
| 29.01.15
|
| 200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова, писателя, педагога (1815-1869)
| 06.03.15
|
| 210 лет со дня рождения Ханса Кристиана Андерсена, датского писателя-сказочника (1805-1875)
| 02.04.15
|
| 110 лет со дня рождения Михаила Александровича Шолохова, писателя (1905-1984)
| 24.05.15
|
| Выставки книг-юбиляров
|
|
| 75 лет Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка» (1939)
| 2014г
|
| 45 лет Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие» (1969)
| 2014г
|
| 75 лет Волков А.М. «Волшебник изумрудного города» (1939)
| 2014г
|
| 75 лет Гайдар А.П. «Судьба барабанщика» (1939), «Чук и Гек» (1939)
| 2014г
|
| 190 лет Грибоедов А.С. «Горе от ума» (1824)
| 2014г
|
| 180 лет Ершов П.П. «Конёк-Горбунок» (1834)
| 2014г
|
| 65 лет Носов Н.Н. «Весёлая семейка» (1949)
| 2014г
|
| 180 лет Агндерсен Х.К. «Дюймовочка» (1835)
| 2015г
|
| 80 лет Гайдар А.П. «Военная тайна» (1935)
| 2015г
|
| 80 лет Житков Б.С. «Рассказы о животных» (1935)
| 2015г
|
| 150 лет Кэрролл Л. «Приключения Алисы в стране чудес» (1865)
| 2015г
|
| 60 лет Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (1995)
| 2015г
|
| 85 лет Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный» (1930)
| 2015г
|
| 90 лет Маяковский в.В. «Что такое хорошо и что такое плохо» (1925)
| 2015г
|
| 195 лет Пушкин А.С. «Маленькие трагедии» (1830)
| 2015г
|
| 90 лет Чуковский К.И. «Бармалей» (1925)
| 2015г
|
| 90 лет М.А.Шолохов «Нахалёнок» (1925)
| 2015г
|
5. Работа в помощь учителям, классным руководителям, завучам по воспитательной работе, воспитателям ГПД:
№ п/п
| Содержание работы | Срок проведения | 1.
| Продолжать работу по обеспечению учителей учебной литературой. | в течение года | 2.
| Своевременно информировать учителей о новых поступлениях литературы: художественной и учебной литературы, периодики.
| в течение года | 3.
| По возможности удовлетворять запросы учителей на литературу, отсутствующую в школьной библиотеке, путем координации работы с другими библиотеками.
| в течение года | 4.
| Помогать учителям в подборе литературы и материалов для проведения классных часов и других школьных мероприятий | в течение года |
Работа с активом:
№ п/п
| Содержание работы | Срок проведения | 1.
| Привлекать к работе библиотеки детей, склонных к работе с книгой.
| в течение года | 2.
| Проводить углубленную работу с выявленной группой учащихся по организации работы школьной библиотеки, основам библиотековедения, переплетного дела.
| в течение года |
7. Самообразование:
№ п/п
| Содержание работы | Срок проведения | 1.
| Посещать все книжные выставки, семинары, проходимые в библиотеке имени Ушинского, имени Гайдара и др. библиотеках. Посещать семинары, проходимые на базе школьных библиотек.
| в течение года | 8. Воспитательная работа
№ п/п
| Содержание работы | Срок проведения |
| Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации | в течение года |
| Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы: читательские конференции,
литературно-музыкальные композиции,
библиотечные занятия и т.д.
| в течение года |
| Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы.
| в течение года | 9. Информационная работа
№ п/п
| Содержание работы | Срок проведения | 1.
| Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:
совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;
обзоры новых поступлений;
подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;
оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету;
помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;
помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;
помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний метод-объединений и т.д.
| в течение года | 2.
| Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся: по предварительному заказу через МБА;
подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.
помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;
проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.
| в течение года | 3.
| Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся:
информирование о пользовании библиотекой их детьми;
оформление выставок документов для родителей на актуальные темы;
индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся начальной школы;
выступление на родительских собраниях с информацией о фонде библиотеки.
| в течение года |
| Проведение экскурсий по библиотеке учащихся 1-х классов
| Сентябрь
|
| Проведение праздника «Посвящение в читатели» учащихся 1-х классов.
| Декабрь
|
| Неделя детской книги:
Подготовка команд для участия в конкурсах в Московском городском дворце детского и юношеского творчества на Воробьевых горах;
Участие в конкурсе в Московском городском дворце детского и юношеского творчества на Воробьевых горах;
Проведения конкурса «Лучший читатель» в начальной школе.
| Март
|
| Оказание помощи в подборе литературы для проведения школьных мероприятий
| В течение года
| 4.
| Мероприятия планируемые на 2014-2015 учебный год:
|
|
| Экскурсия по библиотеке - 1-е классы
День воинской славы России -День окончания Второй мировой войны
День воинской славы России. Бородинское сражение русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812)
Международный день памяти жертв фашизма
День танкиста. День памяти жертв фашизма
| Сентябрь
02.09 08.09
09.09
13.09
|
| Всемирный день животных
День учителя
50 лет со дня выхода на орбиту космического корабля серии «Восход»
Международный день школьных библиотек
| Октябрь
05.10
12.10 22.10
|
| Международный день толерантности
День матери
| Ноябрь
30.11
|
| День прав человека
Посвящение в читатели - 1-е классы
| Декабрь
|
| | Январь
|
| День памяти юного героя-антифашиста
Международный день родного языка
| Февраль
21.02
|
| Всемирный день гражданской обороны
Международный женский день
Всемирный день поэзии
День работника культуры
| Март
08.03
21.03
25.03
|
| День смеха
Международный день детской книги
Всемирный день здоровья
День космонавтики
Всемирный день книги и авторского права
| Апрель
02.04
07.04
12.04
23.04
|
| Международный день семьи
День славянской письменности и культуры
| Май
24.05
|
Заведующая библиотекой Беликова Е.Н. |