Интернет для преподавателей истории





Скачать 202.9 Kb.
НазваниеИнтернет для преподавателей истории
Дата публикации26.12.2014
Размер202.9 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
 Интернет для преподавателей истории
В январе 1998 года на ознакомительном занятии по применению компьютерных технологий для учителей истории в нашем институте одна из молодых учительниц задала мне бесхитростный вопрос «А зачем мне Интернет?». Я вначале был несколько шокирован. А затем задумался... на 6 лет. В результате родился справочник «Интернет для учителя», награжденный в 2003 году дипломом международной конференции «Информационные технологии в образовании». Представляю вам значительно переработанный и обновленный газетный вариант этого труда.

Как все начиналось
Специалисты по истории техники считают началом истории Интернета запуск первого советского спутника 4 октября 1957 года. Впервые после этого события ведущие ученые США в области стратегического планирования были вынуждены сделать вывод о том, что Америка уже не имеет подавляющего военного превосходства в мире и противостояние с СССР стало бессмысленным.
В феврале 1957 года в США было создано Агентство перспективных исследований, существующее до настоящего времени. Была разработана новая стратегия выигрыша в экономике за счет ускоренного развития новых технологий в стратегических отраслях промышленности. 2 января 1969 года Конгресс США принял решение о создании первой в мире Государственной компьютерной сети под названием ARPANet. Сеть разрабатывалась по заданию и под патронажем Пентагона. Достаточно указать, что в техническом задании на проектирование был пункт примерно следующего содержания: «...Сеть остается работоспособной при выходе из строя двух третей ее компьютеров. Допускается только снижение скорости обмена...».
Идея создания Государственной компьютерной сети США для ускорения разработок в областях атомных и ракетных технологий была частью стратегии достижения технологического превосходства. В конце сентября 1969 года состоялась первая научная конференция по принципам построения глобальных компьютерных сетей. И уже через месяц был проведен первый в мире сеанс связи между компьютерами Исследовательского центра Стэнфордского университета и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Обмен велся по телефонным линиям связи на расстоянии 500 км. Чуть позже к сети подключились компьютеры Калифорнийского университета Санта-Барбары и университета штата Юта. Эта сеть из четырех компьютеров стала затем базовой частью Государственной компьютерной сети США. Число подключенных научных центров быстро увеличилось до 13.
Позднее американские физики выступили инициаторами идеи создания отдельной государственной компьютерной сети США для научных исследований. В результате Пентагон выделил свой сегмент в отдельную сеть MilNet. Ее первоначальная цель — обеспечить доступ к ресурсам мощных компьютеров специалистам институтов и фирм, занятых разработками в стратегических отраслях с помощью терминалов (периферийных компьютеров), присоединенных к мощным компьютерам базовых научных центров скоростными каналами связи.
Термин «Интернет» появился в 1976 году, когда в большинстве развитых стран появились свои государственные компьютерные сети. Физики же выступили с идеей создания системы протоколов обмена, позволяющей объединить компьютерные сети разных стран с целью использования общих программных и информационных ресурсов для ускорения научных разработок.
В конце 80-х Интернет появился в СССР. Инициаторами этого опять же были физики-атомщики из Объединенного института ядерных исследований (Дубна).
В 1991 году швейцарский физик Тим Бернерс Ли предложил идею и способы реализации информационных систем на основе гипертекстовых документов, снабженных системой перекрестных ссылок друг на друга. Система эта ныне известна под названиями «Всемирная паутина», World Wide Web, WWW, или 3W. Именно система связанных между собой гипертекстовых документов придала Интернету в середине 90-х годов XX века его современный вид. Это наиболее используемая служба Всемирной сети, наряду с электронной почтой.
С точки зрения WWW Интернет представляет собой гигантскую библиотеку, распределенную по сотням тысяч серверов по всему миру, содержащую миллиарды документов, связанных между собой перекрестными ссылками и доступных по нажатию одной клавиши мыши.
Сейчас Интернет успешно освоен специалистами различных направлений, в том числе и историками. Более того, нашему брату повезло, пожалуй, больше, чем специалистам многих других направлений: сейчас в Сети только специализированных исторических серверов — десятки. Там содержатся копии исторических документов, учебные пособия, лекционные курсы, проблемные статьи, материалы дискуссий по спорным вопросам. Исторические документы на русском языке можно найти не только на российских серверах и сайтах, но также на серверах университетов США, Финляндии и многих других стран. Эти материалы могут быть полезны и учителю истории, и студенту, и аспиранту, и школьнику, и просто любителю истории.

Ликбез по HTML
Все адреса гипертекстовых документов начинаются с обозначения протокола передачи http:. Далее указывается символический адрес компьютера, обозначение папки или последовательности папок и файла.
Типичный адрес гипертекстового документа имеет следующий вид: www.edu.ru/db/mo/Data/d_07/m349.html.
Здесь:
http: — обозначение протокола, идентифицирует службу интернет-библиотеку гипертекстовых документов;
www.edu.ru — символическое имя компьютера в Сети, в данном случае это Федеральный портал (многопрофильный сервер) «Российское образование»;
db, data, d_07 — обозначения последовательно открываемых папок на сервере (путь к файлу);
символ «/» («косая черта», или «слэш») — разделитель элементов пути к файлу в адресах интернет-ресурсов;
m349.html — обозначение файла гипертекстового документа (web-страницы); в нашем примере это Федеральный перечень учебников 2008/2009.
Файлы гипертекстовых документов в Интернете в зависимости от технологии разработки web-страницы могут иметь расширения htm, html, shtml, asp, mht, php и другие. Если обращение идет непосредственно к компьютеру (серверу), например по адресу www.history.ru, по умолчанию вызывается специальный файл, являющийся начальной, домашней или титульной страницей сервера. Точно так же, если обращение идет к папке (разделу сервера), с этой папкой связан файл, представляющий начальную или титульную страницу раздела. То есть всегда при обращении к гипертекстовому документу на экран вызывается файл, адрес которого указан явно или неявно.
На многих справочных и образовательных серверах и сайтах есть специальный раздел FAQ (Frequently Asked Questions — часто задаваемые вопросы). В этом разделе формируется подборка ответов на наиболее типичные вопросы по рассматриваемой тематике.
При работе с современными браузерами обозначение протокола в адресе гипертекстового документа можно не вводить — по умолчанию используется http. В современных публикациях в адресах гипертекстовых документов обозначение протокола http:// также часто не указывается. Поэтому www.history.ru и www.history.ru современный браузер, например Internet Explorer версий, начиная с 4.0 воспримет одинаково — как адрес исторического web-сервера, поддерживаемого фирмой «Клио-Софт».

Направления применения интернет-ресурсов в преподавании истории
Сегодня любая серьезная организация в России имеет, как минимум, электронную почту, а большинство — и доступ в Интернет. Утверждается, что на конец 2008 года число интернет-пользователей в стране достигнет 40 миллионов. Есть города (Переславль-Залесский Ярославской области, Академгородок в Новосибирске), где компьютеры и Сеть есть в каждой квартире. Гигантская электронная библиотека из миллиардов документов сегодня успешно используется учителями в учебном процессе. От технических возможностей (скорости подключения, типа компьютеров) и уровня владения учителем компьютерными технологиями меняется только форма проведения занятий, но не их содержание. На содержание занятий, например на широкое использование метода проектов, влияют сам факт наличия Интернета в школе и возможность доступа к общемировым информационным ресурсам.
Современный учитель истории имеет возможность использовать информационные интернет-ресурсы по следующим направлениям:
самообразование, изучение опыта коллег в других городах России и других странах, подготовка к тематическим семинарам школьных и муниципальных методических объединений. Косвенно это повышает общий уровень подготовки учителя и соответственно уровень преподавания;
подготовка конспектов и дидактических материалов по новым курсам и углубление содержания традиционных курсов, подготовка аттестационных материалов;
внеклассная работа школьников при написании рефератов, докладов по индивидуальным творческим заданиям, а также в ходе выполнения школьных проектов;
использование непосредственно на уроках при самостоятельной работе учеников документов, справочных материалов, справочных баз данных, имеющихся в Сети методических материалов, схем, таблиц, репродукций картин, рисунков;
тестирование знаний учеников по отдельным предметам или разделам курсов. Для этого на некоторых серверах или сайтах имеются программы тестирования со свободным доступом. В США и в ряде стран Европы можно дистанционно в форме тестирования сдавать экзамены во многие университеты;
демонстрация непосредственно на уроках по подходящей теме с помощью телевизора, проектора, интерактивной доски, управляемых от компьютера, документов, графических материалов, правовых материалов из открытых правовых баз данных Сети.
Технически учитель может организовать работу с интернет-ресурсами на уроке в двух вариантах. Если компьютеры обеспечивают относительно быстрый доступ в Сеть, чтобы загрузка документов не занимала значительную часть урока, ученики могут работать в режиме on-line, то есть непосредственно в Интернете. Естественно, при этом необходимо заранее проверить доступность интересующих материалов и отсутствие возможности попасть на какие-нибудь подозрительные сайты по ссылкам и баннерам.
Другой вариант, с опосредованным доступом в Сеть (то есть off-line), более надежен. Учитель при подготовке урока заранее копирует необходимые для занятия web-страницы в отдельную папку на школьном сервере или хотя бы на одном из школьных компьютеров.
В любом случае доступ в Интернет для учителя истории повышает уровень подготовки самого педагога, уровень проведения занятий и качество знаний учеников. При этом интерес большинства школьников к компьютеру и возможностям Глобальной сети заметно повышает мотивацию обучения. Кроме того, у ученика закладываются основы того, что президент США Билл Клинтон в январе 1997 года в своей речи перед конгрессом о проблемах образования в США назвал технологическим образованием XXI века. Он включил в это понятие умение владеть компьютером и пользоваться ресурсами Интернета для своей учебной и профессиональной деятельности.

Что дает Интернет учителю истории
Русскоязычные ресурсы по истории представлены в большом объеме и в российской, и в зарубежной части Интернета. Их можно условно разделить на следующие разделы:
справочные материалы;
копии документов;
учебные пособия по различным историческим дисциплинам и отдельным разделам;
дистанционные обучающие курсы и системы тестирования;
рефераты по отдельным темам;
материалы дискуссий по спорным вопросам.
Учитель их может использовать следующими способами:
как дополнительный материал для подготовки к занятиям и факультативам;
при выполнении учениками творческих работ на уроке в форме знакомства с необходимыми историческими документами непосредственно на серверах Интернета в режиме on-line;
при индивидуальной работе с одаренными детьми и проектной работе с группами учеников для выработки навыков исторических исследований, обобщений и оценок.

Исторические справочные серверы
На титульных страницах таких серверов расположено большое число ссылок на подразделы и документы. Большой справочник по историческим материалам русской части Интернета (Рунет) находится на сайте www.history.ru в разделе Каталог.
Исторический сервер Хронос (www. hrono.ru). Материалы разделов История России и Всемирная история сгруппированы по векам. Весьма познавательны и полезны другие разделы: Страны и государства; Религии мира; Исторические организации; Генеалогические таблицы; Методика преподавания; Статьи на исторические темы; Исторические источники; Библиотека Хроноса.
Один из образовательных порталов Минобрнауки РФ, Социально-гуманитарное и политологическое образование (www. humanities.edu.ru), поддерживается Институтом дистанционного образования РУДН. Его разделы: История; Всеобщая история; История России; Всеобщая история Европы и Американского континента; Всеобщая история Азии и Африки; История науки и техники и так далее.
Сайт Обществознание. История России (http://history.standart.edu.ru) — информационная площадка для учителей, методистов и всех, заинтересованных в вопросах преподавания истории России и обществознания.
Исторический сервер Санкт-Петербурга (www.history.dux.ru) содержит полезные для учителя разделы, такие как: Российская история в исследованиях современных ученых; Русский анархизм, история и мировоззрение и другие. Также здесь размещены материалы по истории аграрного вопроса в России, истории земской медицины, народникам, отдельным историческим личностям и их оценкам положения в СССР и в России.
С 1992 года существует Российская ассоциация «История и компьютер» (http://kleio.asu.ru). Она является членом одноименной Международной организации Association for History and Computing (http://odur.let.rug.nl/ahc), созданной в 1986 году. Цель ассоциации — внедрение компьютерных технологий в изучение истории и анализ исторических процессов. В нее входят исторические факультеты многих университетов России, Белоруссии, Казахстана, Украины и других стран СНГ. Руководители ассоциации — преподаватели исторических факультетов МГУ и Алтайского государственного университета (Барнаул).
Результаты работы размещаются на сайтах упомянутых ассоциаций и исторических факультетов. Сервер исторического факультета АГУ (http://hist.asu.ru), кроме того, является региональным историческим сервером Алтая и содержит учебные, краеведческие и этнографические материалы.
Также на историческом факультете МГУ есть лаборатория Исторической информатики, а на исторических факультетах ряда университетов (МГУ, БГУ, Ставропольского, Мордовского и так далее) организована подготовка по одноименной специальности. Этапы развития исторической информатики изложены на сайте Русского гуманитарного интернет-университета в статье www.i-u.ru/biblio/archive/borodkin_istorinf/.
Весьма интересен раздел История на сайте Образовательные ресурсы Интернета (www.alleng.ru/edu/hist3.htm). Страница размещена на справочном сервере Мы и Образование (www.alleng.ru).
На образовательном портале Электронный университет Томского государственного университета в разделе Historynet (Историческая сеть) приведены каталог ресурсов по истории и материалы по исторической информатике (http://edu.tsu.ru/historynet).
Все музеи сегодня имеют свои сайты в Интернете. Приведу несколько адресов, полезных для учителей истории.
Справочные системы по музеям России и мира (www.museum.ru, mail.museum.ru, ftp://ftp.museum.ru).
Государственный Русский музей (www.rusmuseum.ru/ru/museum/, www. museum.ru/M117/).
Государственный Эрмитаж (www. hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html, www.museum.ru/W134/).
Государственная Третьяковская галерея (www.tretyakov.ru, www.museum.ru/tretyakov).
Государственный Исторический музей (www.shm.ru, www.museum.ru/M414/).
Государственный историко-культурный заповедник «Московский Кремль» (www. kreml.ru).
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского (www. museum.ru/gmik).
Оксфордский музей истории науки (www.whs.ox.ac.uk).
Контора Кука (www.kontorakuka.ru) — обзорный сайт музеев мира (разделы: Австралия, Азия, Африка, Америка, Европа).
На одном из сайтов портала Группы Махаон размещен электронный Международный исторический журнал (http://history. machaon.ru), который не имеет бумажного аналога. На сайте доступны выпуски за 1999 — 2002 гг.
Любителям исторических загадок понравится сайт Тайны прошлого века (http://historyevents.ru). На нем представлены разделы:
Исчезнувшие люди;
Странная смерть (И.В.Сталин, В.А.Моцарт и другие события);
Загадочные люди (Нострадамус, Распутин, лорд Байрон и другие);
Виновен — не виновен (Сакко и Ванцетти, Мата Хари, Р.Никсон и Уотергейт и другие запутанные события);
Полувымысел;
Вопросы без ответа;
Роковые ошибки (гибель «Титаника»; Наполеон при Ватерлоо и другие аналогичные события).
Очень полезен сайт Гербы городов Российской Федерации (http://heraldry. hobby.ru). Города РФ здесь размещены по регионам в алфавитном порядке.
Многие жители России не знают о существовании Базы данных погибших на Великой Отечественной войне (www.obd-memorial.ru/Memorial/Memorial.html). На нем можно обнаружить данные о погибших или пропавших без вести родственниках.
Центральноазиатский исторический сервер (www.kyrgyz.ru) и Евразийский исторический сервер (www.eurasica.ru) содержат материалы по истории народов Урала, Сибири, Дальнего Востока: кыргызов, хакасов, алтайцев, каракалпаков, кыпчаков, саха и других, живущих в России и государствах СНГ на территории бывшего СССР. История и культура Сибири и Забайкалья также представлены на сайте Предыстория (www.predistoria.org).
Сайт Всемирная история в лицах (http://rulers.narod.ru) содержит подборки статей о выдающихся политиках и государственных деятелях по разделам: Древний мир; Средние века; Новое время; Новейшее время. Здесь представлены биографии от Навуходоносора и Аттилы до Ленина и Мао Цзэдуна. Кроме того, на сайте есть исторические проекты — История паруса; История курения; История Грузии и так далее.
Сайт Всемирная история: единое научно-образовательное пространство (www.worldhist.ru) поддерживается Институтом всеобщей истории РАН. Учителю и любителю могут быть интересны разделы Электронные публикации и Интернет-ресурсы.
Энциклопедический словарь Всемирная история (www.rubricon.com) — полная версия одноименного энциклопедического словаря издательства «Большая российская энциклопедия».

Историко-информационный портал Всемирная история (www.tainaxx.info) содержит массу статей, книг, а также имеет собственную поисковую систему.

Окончание. Начало в №23

На сайте Всемирная история (www. istoriamira.net) полезно посетить разделы История в лицах; Династии; Древний мир; Средние века; Новое время и другие.
Страничка Материалы для изучения Всемирной истории (www.magister.msk.ru/library/history/history2.htm) привлечет к себе внимание не только учителей, но и студентов профильных специальностей.
Сайт Всемирная история войн (http://historywars.ucoz.ru) помимо электронной библиотеки содержит подборку фрагментов исторических видеофильмов.
Атлас Всемирной истории (www.ostu.ru/personal/nikolaev) — зеркало сайта Геосинхрония (http://historyatlas.narod.ru). Содержит исторические карты России, Великобритании, Франции, Испании и ряда других стран от второго тысячелетия до нашей эры до наших дней.
Сайт Historic (http://historic.ru) предназначен для студентов исторических и философских факультетов, а также для любителей истории.
Ресурс Всемирная история (www.world-history.ru) интересен разделами Этот день в истории, События, Личности, Регионы, Страны, Народы. Есть электронная историческая библиотека.
Другой одноименный сайт, Всемирная история (http://manger.ru), содержит массу полезных материалов в разделах Отечественная история; История философии; История права; История культуры; История Украины; Начало «начал» (Древний мир и Средние века); Всемирная история после 1500 года.
Сайт История. Рефераты по истории (www.istorik.ru) адресован как профессионалам, так и любителям. Для проектной работы в классах интересны разделы: Исторические источники; Исторические карты; Историческая библиотека; Исторические личности.
Сайт LEGIO. Боевая техника древности (www.xlegio.ru) — богатая коллекция статей по боевому искусству и боевой технике Древнего мира.
Сайт История Древнего Рима (www. ancientrome.ru) создан группой энтузиастов из Санкт-Петербурга при поддержке Центра антиковедения СПбГУ и издательств «Нева» и «Летний сад» из Санкт-Петербурга.
На сайте издательства «Альфарет» (www. alfaret.ru) есть разделы Русская историческая библиотека и Русская военно-историческая библиотека. Организация специализируется на переиздании дореволюционных русских книг и журналов, в том числе и по истории.
В Интернете вообще и в Рунете есть ряд сайтов (или разделов), содержащих информацию об интересных событиях, происходивших в каждый календарный день в разные годы с древних времен, о родившихся в этот день известных людях. В качестве примеров можно назвать:
раздел Этот день в истории на сайте Городской кот (www.citycat.ru/historycentre/);
раздел Хронограф на сервере издательства «Кирилл и Мефодий» (www.km.ru/oneday/);
сайт День в истории (http://1-day.ru);
сайт Календарь знаменательных дат и событий (http://days.peoples.ru);
англоязычный сайт Дни рождения знаменитых людей (www.famousbirthdays. com);
раздел This Day in History (Этот день в истории) на американском поисковом сервере Yahoo (http://dir.yahoo.com/Arts/Humanities/History/This_Day_in_History);
раздел This Day in History на сайте History.Com (www.history.com/this-day-in-history.do).
Материалами этих сайтов активно пользуются телевизионные обозреватели и журналисты-международники. Список подобных ресурсов приведен, например, на странице list.mail.ru/13131/1/0_1_0_1.html одного из сайтов известного почтового сервера Mail.Ru.
Еще более обширен список международных ресурсов. Много материалов по истории можно найти на серверах американских университетов (на английском языке). Вот только некоторые примеры.
Сайт Центра изучения Гражданской войны в Америке 1861-1865 гг. размещен на сервере университета штата Луизиана (www.cwc.lsu.edu).
На сайте Библиотеки университета штата Канзас (www.lib.ku.edu) есть раздел Russian and Eastern European History (История России и Восточной Европы).
Подборка рефератов статей из журналов для любителей истории под названием History Net (Сеть для историков) приведена на сервере www.historynet.com. Там же есть копии электронных версий журналов по истории в разделе Magazines (Журналы).
Библиотека археологических ресурсов и большое количество ссылок на археологические ресурсы Сети приведены на странице Историческая археология (http://archnet. asu.edu/topical/Selected_Topics/Historic%20 Archaeology.php) сайта ArchNet (archnet. asu.edu).

Учебные пособия по истории и историческая литература в Интернете
Из отечественных учебных материалов следует отметить мультимедийный компьютерный учебник «История России: ХХ век» (авторы — Т.С.Антонова, А.Л.Харитонов, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина). На уже упоминавшемся сервере www.history.ru приведены его содержание, отзывы учителей, примеры мультимедийных лекций. Полная лицензионная версия учебника выпущена в 2000 году на четырех CD-дисках, современная же поставляется на DVD.
За основу взят наименее критикуемый (по утверждению авторов) школьный учебник. Мультимедийный вариант значительно отличается по объему от бумажного предшественника. Он имеет три уровня: для 9-го класса; для 11-го класса; для абитуриентов-историков и студентов-неисториков. Разработка была включена в Федеральный комплект учебников и поставлялась в школы России в течение 2001-2004 гг. в составе Федерального комплекта обучающих программ версии 2001 года. Содержит не только мультимедийные лекции, но и большой справочный материал: хрестоматию, атлас, персоналии, фонотеку, тесты, библиографию.
Разумеется, грех лишний раз не упомянуть Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), которую создала компания Информика по поручению НФПК и Минобрнауки РФ. В настоящее время коллекция содержит около 90000 ресурсов. В разделе История (всего более 6000 ресурсов) для учителя помещены следующие подборки ресурсов: Наборы цифровых ресурсов к учебникам; Поурочные планирования; Методические рекомендации; Инновационные учебные материалы; Инструменты учебной деятельности; Электронные издания; Коллекции.
Та же Информика реализовала и еще один весьма интересный проект — Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru). В разделе История на конец 2008 года размещены более 1000 ресурсов для учащихся и для преподавателей.
Сайт, о котором должен знать любой заинтересованный человек, — Государственная публичная историческая библиотека (www.shpl.ru). Это в полной мере касается и раздела История электронной библиотеки Гумер (www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/INDEX_HISTORY.php).
Как известно, больше всего книг находится в Библиотеке Конгресса США (www. loc.gov). Для учителей истории, знающих английский, и для учеников языковых школ будут интересны разделы American Memory (миллионы документов по истории и культуре США), Today in history (Этот день в истории) и другие материалы.
Электронные библиотеки мира (www. chronos.msu.ru/rworldlibraries.html) — список адресов крупнейших библиотек, имеющих электронные каталоги и фонды электронных изданий: Российская государственная библиотека (www.rsl.ru); раздел Библиотека электронных ресурсов по истории Научной библиотеки МГУ (www.hist.msu.ru/ER/index.html); Библиотека электронных препринтов (www.arxiv.org).
У всех перечисленных учреждений есть исторические разделы. Следует предупредить, однако, что многие электронные ресурсы на них — платные.
Нелишне упомянуть электронные версии газеты История (http://his.1september.ru), а также журнала Преподавание истории в школе (www.pish.ru).
Библиотека Максима Мошкова (www. lib.ru) — исторически первый и крупнейший в России частный бесплатный электронный ресурс. В разделе История (www.lib.ru/HIST/) представлены подборки произведений по темам: Исторические романы (отечественные и переводы); Мемуары и жизнеописания; История (наука и гипотезы).
Кстати, сайт Историческая библиотека (www.lib-history.info) также содержит художественные произведения на исторические темы.
Список более 4500 электронных библиотек представлен на сервере странице каталога рефератов AllBest.Ru (www.allbest.ru).
Сайт Сетевое объединение методистов (http://som.fsio.ru) Федерации Интернет Образования (http://teacher.fio.ru) в подборке материалов содержит разделы по всем школьным предметам и направлениям, в том числе по истории и обществознанию. Также стоит упомянуть издаваемый ФИО журнал Вопросы Интернет Образования (http://vio.fio.ru).
Интернет-проект Microsoft Сеть творческих учителей (www.it-n.ru) интересен разделом Сообщество учителей истории и обществознания (www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no =2715&tmpl=com).
Из учебных пособий, доступных по Интернету, также стоит рассказать о спецкурсе Александра Гуца «Подлинная история России. Записки дилетанта» (www.univer. omsk.su/~guts/History/). Сайт содержит краткие конспекты лекций, которые читались в качестве курса по выбору для студентов Омского государственного университета. Интернет-вариант пособия включает 13 лекций, охватывая период от древней истории Руси до Бориса Годунова и Лжедмитрия. Правда, у историков весьма сложное отношение к трактовке исторических событий по Гуцу. На мой взгляд, эти материалы полезно использовать в творческих работах и дискуссиях учеников, чтобы побудить их к анализу исторических событий и обоснованной критике трактовки их теми или иными авторами.

История городов и регионов
Для любителей этнографии, при преподавании разделов истории родного края, при организации исследовательской работы учащихся по краеведению интерес представляют материалы по истории российских регионов. Приведу некоторые адреса.
История Москвы:
сайт История Москвы на сервере фирмы «Клио-Софт» (www.clio.orc.ru, kursy.rsuh.ru/moskva/moskva.html);
Московский исторический журнал (http://kursy.rsuh.ru/moskva/zhurnal/zhurnal.asp);
Комбинированная история Москвы на сайте Бориса Акунина www.akunin.ru/kombinatorika/;
Молодежный портал Москвы, Москвоведение (www.mosteens.ru/ru/city/).
История Санкт-Петербурга:
сайт ПитерКульт (http://pitercult.ru) посвящен истории и культуре северной столицы;
сайт Прогулки по Петербургу (http://walkspb.ru) рассказывает об истории города, улиц, парков, мостов, памятников;
раздел История сайта Все о Санкт-Петербурге (www.opeterburge.ru) — полная подборка полезных материалов о городе.
Краеведческие и этнографические материалы по истории северных народов России содержит региональный сервер Карелия (www.karelia.ru) и раздел История Электронной библиотеки Республика Карелия (http://elibrary.karelia.ru). В настоящее время разрабатывается интернет-проект «Открытая история России», базой для которого стал Официальный сервер органов государственной власти Республики Карелия (www.gov. karelia.ru).
В каждом городе и в главном городе региона обязательно есть краеведческий музей. Большинство из них представлено в Интернете. В некоторых субъектах РФ также есть отдельные музеи истории региона. Сведения о малых городах и поселках часто представлены на школьных ресурсах. В качестве примеров можно привести сайты История и культура Рязанского края (www.history-ryazan.ru, history-ryazan.narod.ru), разработанные Евгением Аверьяновым. Первый из них — новый проект. Второй поддерживается в режиме архива.
На уже упоминавшемся сервере History.Ru есть раздел История российских регионов (www.history.ru/component/option, com_weblinks/catid,27/Itemid,90/). На сайте Иркутский экспресс размещен раздел История Иркутска (http://express.irkutsk.ru/history/).
Среди прочих интересных ресурсов можно назвать Новороссийский государственный исторический музей (www.museum.ru/M1377).
Общенациональный образовательный проект с международным участием Летописи.Ру — Время вернуться домой (http://letopisi.ru) рассказывает об истории российских малых городов, поселков, деревень.
Пример регионального проекта «Исторические памятники моей малой Родины» — созданный учителями и учениками Иркутска раздел История на сайте Байкал (http://cultura.baical.ru/HIST/).
Сетевые сообщества научных обществ педагогов и школьников — своеобразные региональные ВикиВики (электронные региональные энциклопедии). Они создаются по типу известного международного проекта Википедия (www.wikipedia.org, русский раздел — http://ru.wikipedia.org).
Примеры:
ХабаВики, Хабаровский край (http://resource.ippk.ru/mediawiki.index.php);
ПскоВики, Псковская область — (http://wiki.pskovedu.ru/index.php);
Иркутская Вики (http://wiki.irkutsk.ru);
ТолВики, летописи Тольятти от А до Я — (http://itc.tgl.ru/wiki/index.php);
КМ-Вики компании «Кирилл и Мефодий» — (http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php).

Тесты по истории
Одни из первых интерактивных тестов по различным школьным предметам, в том числе по истории, размещены на сервере Ростест (http://rostest.runnet.ru). 45 вопросов предъявляются по одному, в конце читатель получает результат.
Демонстрационные версии тестов ЕГЭ текущего года и интерактивные версии тестов предыдущих лет по всем предметам размещены на Портале информационной поддержки ЕГЭ (http://ege.edu.ru). Некоторые материалы размещаются на сайте основного разработчика тестов ЕГЭ — Федерального института педагогических измерений (www.fipi.ru). В частности, там размещены контрольные измерительные материалы 2004-2009 гг. Предполагается размещение проектов КИМ-2009 для 9-го класса.
Большой объем материалов по тестам приводится на сайте Информационной поддержки ЕГЭ и ЦТ (www.ctege.org).
Тест ЕГЭ 1997 года по истории можно найти на сайте Казанского государственного университета (www.kcn.ru/school/book/history/olymp_test.htm).
Кроме того, вопросы подготовки к ЕГЭ рассмотрены в материалах на сайте Института психоанализа (www.examen.ru), сайте 5баллов.Ру (www.5ballov.ru) и ряде других ресурсов.

Поиск исторической информации
У любого специалиста, в том числе и у учителя истории, работающего с интернет-источниками, возникает вопрос, где и как найти информацию по конкретному вопросу, например для подготовки урока по заданной теме.
Проблема эта решается следующим образом. В каждой стране, в том числе в России, издаются справочники сетевых ресурсов Интернета (например, Желтые страницы Интернет 2008).
Много ссылок на интернет-адреса приводится в сообщениях СМИ. Кроме того, в сегменте каждой страны создана и поддерживается система справочных и поисковых серверов (поисковых машин).
Каждый поисковый сервер имеет индексные базы — постоянно пополняемые списки адресов ресурсов, соответствующих ключевым словам. В заголовке титульной страницы каждого сайта, а часто и в заголовке каждой web-страницы, указываются ключевые слова документа. При вызове поискового сервера (по адресу) на странице формирования запроса есть окно для ввода строки поиска. Строкой поиска может быть, например, название музея, тема урока, в общем случае набор ключевых слов, которые, по вашему мнению, обязательно должны быть в тех или иных документах.
После ввода строки поиска достаточно нажать Enter или экранную кнопку Search (Искать). В результате компьютер выдаст информацию о количестве найденных по запросу документов и список документов с адресами (гиперссылками) группами по 10 на одной странице. Документов может быть много — сотни тысяч. Все их смотреть не нужно, достаточно первых 10 — 20. Поисковый сервер формирует список документов, располагая их по степени соответствия запросу. Если запрос составлен правильно, вы сразу найдете несколько нужных документов или убедитесь в том, что его следует повторить, изменив формулировку. Не следует использовать в запросах сокращений, сокращенных названий организаций — результат поиска будет непредсказуем.
Поисковые серверы имеют следующие характеристики:
размер индексной базы в числе документов (у лучших поисковых машин она сегодня достигает десятков миллиардов единиц);
поддерживаемые языки запросов;
количество языковых интерфейсов или «зеркал» поискового сервера в других странах.
Многоязычный поиск поддерживают большинство зарубежных и часть российских и украинских поисковых машин. А вот серверов, поддерживающих интерфейсы пользователя на нескольких языках, пока в мире немного. В большинстве случаев язык выдачи результата соответствует языку запроса.
Российские поисковые машины в лучшем случае имеют две версии языкового интерфейса — русскую и английскую. Приятное исключение — сервер Google (www.google.com), который располагается в США. В разных странах (Германия, Франция, Италия, Испания, Россия, всего около 25 стран) у него есть зеркала с интерфейсом пользователя на языке страны размещения — например www. google.ru. Всего поддерживается более 100 языков.
Из других американских поисковиков также можно указать исторически первый многоязычный сервер Altavista (www.altavista. com), который имеет зеркала в 28 странах и поддерживает запросы более чем на 120 языках. В России зеркала нет, но русские документы он успешно ищет, равно как и его «родственник» — All The Web (www.alltheweb. com). Поисковый сервер Microsoft (http://search.msn.com) тоже поддерживает поиск русских документов.
Наиболее популярные отечественные поисковые серверы:
Рамблер (www.rambler.ru) — исторически первая поисковая машина России, существует с 1996 г.;
Яндекс (www.yandex.ru) — самый мощный по размеру индексной базы российский поисковый сервер;
Апорт (www.aport.ru).
Некоторые поисковые машины поддерживают функцию метапоиска, то есть умеют пользоваться индексными базами других серверов. Для иллюстрации этого я сформировал запрос вида «Император Рима Юлий Цезарь» и сравнил результаты поиска (число найденных документов) различных серверов: Altavista — 37000; Google — 124000; Яндекс — 143000; Рамблер — 12435; Апорт — 10318; Search MSN — 18200: All The Web — 36400. Косвенно эти цифры характеризуют размер индексной базы и возможности поиска.

В заключение
У меня не было в мыслях собрать все интернет-ресурсы по истории. Эта задача сегодня невыполнима, ведь на запрос История России Яндекс выдает 115 миллионов документов. Я стремился из этого «моря ресурсов» отобрать наиболее интересные и полезные для учителей истории. Надеюсь, что этот материал поможет преподавателям-предметникам сориентироваться в океане информации под названием «Интернет» для своей профессиональной деятельности.

Сергей НИКИТЕНКО, доцент кафедры компьютерных технологий Рязанского областного института развития образования

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интернет для преподавателей истории iconИнформационные возможности Интернета учителям истории Интернет-ресурсов,...
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Интернет для преподавателей истории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Интернет для преподавателей истории iconИнтернет-ресурсы для детского чтения
Интернет, а также обсуждать пользу или вред делового чтения и особенности восприятия ребенком электронного текста. Мы лишь попытаемся...
Интернет для преподавателей истории iconАдреса Интернет-ресурсов для детского чтения
Интернет, а также обсуждать пользу или вред делового чтения и особенности восприятия ребенком электронного текста. Мы лишь попытаемся...
Интернет для преподавателей истории iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основу спутниковых интернет–технологий составляет спутниковая интернет-платформа. Под спутниковой Интернет-платформой (сип) будем...
Интернет для преподавателей истории iconИнформация об эор для доступа учащихся
Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие. На всех компьютерах, подключенных к сети Интернет, централизовано...
Интернет для преподавателей истории iconН. А. Позднякова Кузбасская педагогическая академия, г. Новокузнецк
В статье определены понятия электронное обучение, информационные ресурсы системы образования. Рассмотрены структура, функции, содержание...
Интернет для преподавателей истории iconИнтернет-зависимость
Изучение аспектов влияния Интернета на пользователей, включает в себя и исследование половых различий, которые проявляются при Интернет-зависимости...
Интернет для преподавателей истории iconУроки безопасности работы в Интернет для учащихся 1-4, 5-9, 10- 11 классов
Изучение нормативных документов по организации безопасного доступа к сети Интернет
Интернет для преподавателей истории iconПравила использования сети Интернет Регламент работы учащихся, учителей...
...
Интернет для преподавателей истории iconПрограмма дисциплины «Технологические основы разработки и управления интернет-проектами»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 04. 05 «Бизнес-информатика»...
Интернет для преподавателей истории iconСценарий родительского собрания «Безопасность ребенка в интернет:...
Информирование родителей об угрозах для ребенка в Интернет и способах обеспечения безопасности
Интернет для преподавателей истории iconСценарий родительского собрания «Безопасность ребенка в интернет:...
Информирование родителей об угрозах для ребенка в Интернет и способах обеспечения безопасности
Интернет для преподавателей истории iconИсследование и разработка методов взаимодействия
В роли глобальной сети для интернет-вещей, в настоящий момент используется сеть Интернет. Общим протоколом является ip
Интернет для преподавателей истории iconИсследование и разработка методов взаимодействия
В роли глобальной сети для интернет-вещей, в настоящий момент используется сеть Интернет. Общим протоколом является ip
Интернет для преподавателей истории iconТехнология исследования на уроках истории и обществознания
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск