Приложение 10 ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «Безопасность ребенка в интернет: что могут сделать взрослые?»
(для средней школы) Цель:
Информирование родителей об угрозах для ребенка в Интернет и способах обеспечения безопасности.
Формирование ответственного отношения у родителей к обеспечению интернет-безопасности детей.
Форма проведения: собрание-практикум. Материалы и оборудование:
Компьютерный класс с доступом в Интернет.
Программное обеспечение, обеспечивающее родительский контроль
Информационный буклет для родителей «Угрозы в Интернет для ребенка» Ход собрания:
Постановка проблемы.
Интернет постепенно проникает в каждую организацию, общественное учреждение, учебное заведение, в наши дома.
Скорость распространения информационных технологий в наши дни становится все стремительнее. Сегодня говоря о 600 миллионах пользователей персональных компьютеров, и в ближайшей перспективе эта цифра может превысить 1 миллиард. Компьютер широко используется не только на рабочем месте, но и в быту, дома, на отдыхе. Причем для домашнего использования персональные компьютеры приобретаются в гораздо больших объемах, нежели для организаций. Это общемировая тенденция, и наша страна не является здесь исключением. Число пользователей Интернета в России стремительно растет, причем доля молодежи и совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной паутины очень велика.
По данным исследований (ВЦИОМ, ФОМ), проведенных в конце 2008 года, «взрослая» аудитория Интернета в России к концу 2008 года составила порядка 38-49 млн. человек, а «детская» аудитория примерно 8-10 млн. пользователей.
Согласно данным исследования компании RUМетрика, в России, по статистике, около 10 миллионов пользователей Интернета еще не достигли возраста 14 лет. До семи лет большинство детей путешествует по Интернету под руководством старших, затем по разным причинам родительский контроль ослабевает, и юные интернетчики отправляются в свободное плавание по сети. После 11 лет это явление приобретает массовый характер.
Способы использования Интернета детьми от 5 до 14 лет Что касается серфинга сайтов с нежелательным контентом, то по данным RUМетрики:
48% детской аудитории Рунета не сталкивается с ресурсами нежелательного содержания, в то время как
39% детей просматривали порносайты,
38% наблюдали сцены насилия,
16% интересовались азартными играми,
14% - наркотическими веществами,
16% - экстремизмом или национализмом.
Есть данные о том, что в интернете дольше всего проводят время мальчики, девочки же посещают на 9% больше веб-страниц.
В 2011 году РИА «Новости» со ссылкой на слова Галины Солдатовой, директора Фонда развития интернета обозначило, что около 90% российских детей пользуются интернетом, при этом родители практически не следят за их активностью в Сети. Средний возраст выхода в онлайн в России - десять лет. При этом доля пользователей интернета среди взрослой аудитории (около 35%) значительно ниже, чем среди подрастающего поколения.
Подростки в большинстве своем проводят в сети интернет не более 3 часов в день, однако десятая часть их проводит в сети более 5 часов в день.
Наиболее часто подростки пользуются Сетью с целью просмотра и закачки медиа-файлов и компьютерных программ. Это неудивительно ввиду растущей популярности различных файлообменных сервисов, а также сервисов для просмотра видеороликов.
Второе место занимает общение с друзьями по ICQ. Далее следует информационный поиск и электронная почта. Интересно отметить, что общению в чатах, столь популярному несколько лет назад, дети уделяют значительно меньше времени, чем общению посредством ICQ или электронной почты.
Наименее популярными ресурсами Сети оказались интернет-радио, виртуальные дневники и «запретные» ресурсы.
1 Слушаю интернет-радио
2 Веду виртуальный дневник
3 Просматриваю ресурсы, которые мои родители запретили бы мне смотреть
4 Общаюсь в чатах
5 Узнаю о новостях
6 Играю в онлайн-игры
7 Пользуюсь электронной почтой
8 Ищу информацию для учебы
9 Ищу интересную для меня информацию
10 Общаюсь с друзьями по ICQ
11 Качаю программы, музыку, фото, видео 80% российских детей из числа пользователей интернета считают себя завсегдатаями социальных сетей. Правила российских соцсетей, например, «Одноклассников» и «В Контакте», позволяют регистрироваться пользователям старше шести лет. Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook принимает в свои ряды только с 13 лет (хотя никто не мешает не достигшим этого возраста детям зарегистрировать аккаунт, он может быть впоследствии заблокирован при появлении подозрений в занижении истинного возраста).
Треть юных пользователей социальных сетей не закрывает свои страницы от посторонних, большинство (60-80%) публикует личную информацию; например, каждый четвертый ребенок выкладывает номер телефона. При этом только 10% родителей знают о том, что дети публикуют контактную информацию в интернете.
Кроме того, российские дети готовы активно общаться с незнакомцами как в интернете, так и за его пределами. По словам Солдатовой, юные пользователи в России в пять раз чаще встречаются с онлайн-незнакомцами, чем их европейские сверстники.
По результатам самого масштабного на данный момент исследования в России «Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и подростков России 2009», проведенного Фондом развития Интернет, только у десятой части опрошенных детей и подростков из 18 регионов страны нет виртуальных друзей (друзей, с которыми пользователи познакомились непосредственно в Интернете). У пятой части (20%) респондентов есть друзья по электронной почтовой переписке. Почти треть школьников общаются с виртуальными друзьями по ICQ и почти половина (40%) - в системе виртуальных дневников (блогов).
Есть ли у тебя виртуальные друзья?
1. Виртуальных друзей нет
2. Есть друзья по электронной почтовой переписке
3. Есть друзья в ICQ
4. Есть друзья в системе виртуальных дневников
Подростковый возраст – это период самоидентификации, обретения себя. При этом свое поведение в сети дети оценивают как «такое же, как и в жизни».
«Как ты ведешь себя в сети Интернет?»
Каждый пятый нравится себе в общении в сети больше, чем в реальной жизни, другими словами, обретает себя в вымышленном образе.
1 - Я больше нравлюсь себе, когда общаюсь в сети Интернет.
2 - Я больше нравлюсь себе, когда общаюсь в реальной жизни
Каждый третий подросток готов сменить свое имя так же, как и ник в сети. Воспользовались бы вы возможностью изменить собственное имя подобно смене ника в Интернете?
Дети проводили бы в сети не больше времени, если бы получили неограниченный доступ. Однако каждый третий подросток проводил бы в Интернете больше времени, так как он «затягивает». И лишь 4% школьников заявили, что проводили бы в Сети всю свою жизнь.
«Сколько времени ты проводил бы в Интернете, если бы получил неограниченный доступ?»
Ответы на вопрос: «Как скажется на учебе неограниченный доступ к Интернету?» разделились: 58 % детей считают, что интернет поможет им в учебе, остальные предполагают, что скорее всего неограниченный доступ отвлечет от учебы, так как в Интернете очень много чего интересного, не связанного с учебой. И еще одна интересная цифра – субъективное ощущение безопасности ребенка в ситуациях общения, в социуме. Наиболее безопасно дети чувствуют себя в семье, компании друзей, в классе и, менее, в школе. Безопасно, хотя и в меньшей степени – в интернете. Нет ощущения безопасности во дворе, на улице и в стране.
По мнению подростков, угрозы в сети распределяются следующим образом:
Наиболее представлены – вирусы, порнография и неэтичная реклама.
Интернет как источник информации для детей победил, книги и печатные СМИ.
В целом, подростки чувствуют себя безопасно в сети интернет. Так нужно ли разрешать детям пользоваться всемирной паутиной?
Большинство исследователей, специалистов, да и просто рядовых пользователей с уверенностью отвечают на этот вопрос утвердительно. Говорят, что интернет позволяет детям обучаться, развиваться, учиться виртуальному общению, которое наряду с общением реальным стало неотъемлемой частью нашей жизни. Этим обосновывается создание «безопасного» детского интернета — зоны, схожей по своему назначению с детскими площадками в реальном мире. Здесь дети могут общаться со своими сверстниками, играть с ними в разные игры, есть сайты, похожие на детские книжки. Сказки, стихи, обучающая литература для малышей и даже книжки-раскраски — все это можно найти на виртуальных полках детского интернета. Специально для самых маленьких пользователей создаются даже целые поисковые системы, индексирующие только детские странички.
Детский интернет — это не только широчайшее предложение. Это еще и огромный спрос, как со стороны детей, так и со стороны родителей. Чтобы убедиться в этом, достаточно забить в поисковую систему слова «сайты для» или «соцсети для» и получить список наиболее частых поисковых запросов, начинающихся с этих слов.
Как видите, при любом из вышеприведенных запросов, Яндекс моментально выдает «сайты для детей».
Но есть и другая статистика!
Количество негативных интернет-ресурсов растёт. По данным Генпрокуратуры РФ, в настоящее время насчитывается более 7 тысяч террористических сайтов, где в подробностях учат, как сделать взрывчатку или совершить терракт. По данным американского исследовательского центра TopTenReviews, 12% всех сайтов (24,8 млн) содержат материалы для взрослых. В связи с этим можно утверждать, что дети впервые сталкиваются с порно, как только начинают пользоваться Интернетом.
Не заставляют ждать своего появления и новые интернет-угрозы. Дети, часто не задумываясь, рассказывают своим онлайн-друзьям, где они живут или по какому графику работают их родители, отправляют дорогостоящие SMS мошенникам и часами сидят в социальных сетях, что не может не сказаться на их психическом и физическом здоровье. Кроме того, в последнее время участились случаи преследования и запугивания детей через различные интернет-сервисы. По данным нескольких опросов, в среднем, каждый второй подросток сталкивался с унижениями и оскорблениями в Сети.
По данным Евросоюза основные угрозы, с которыми сталкиваются сегодня дети в Сети:
Незаконный контент
Педофилы, груминг, незнакомцы
Чрезмерное или сексуальное насилие
Иной вредоносный контент
Материалы, возбуждающие ненависть
Реклама / коммерческое убеждение
Предвзятость / ложное информирование
Использование личной информации
Кибербуллинг, скрытое преследование, домогательство
Гэмблинг, финансовое мошенничество
Причинение вреда самому себе (суицид, анорексия и др. )
Вторжение, нарушение частной жизни
Незаконная деятельность (хакерство, скачивание данных
И снова цифры! Данные, озвученные на конференции, посвященной безопасности детей в интернет.
«Знают ли родители о рисках, с которыми сталкиваются дети?»
За три года работы Единой системы контентной фильтрации (в эту систему включены более 50 тысяч российских школ) заблокировано более миллиарда «плохих» запросов. Т.е. запросов к ресурсам, содержащим агрессивный контент или противоправную информацию. Такие данные привел генеральный директор Центра анализа Интернет-ресурсов (ЦАИР) Игорь Поляков. По его словам, когда российские школы оснащались контент-фильтрами, ЦАИР предполагал, что база «нехороших» сайтов будет пополняться 1000 ресурсов ежедневно. Сегодня ежесуточно в базу добавляется 70 000 ресурсов. А из всего объема запросов школьников 1,5-2% приходятся на «плохие» сайты. «Школьная» статистика обращения детей к такого рода сайтам - лишь одна сторона медали. В школе, на уроках дети находятся под постоянным присмотром педагогов. А вот обеспечение безопасности работы детей в интернете на домашнем компьютере зависит только от родителей, иначе дети предоставлены сами себе. До 80% «нехороших» сайтов дети находят благодаря поисковым системам.
Сегодня в мире уже возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в Интернете – это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального и международного. В решении этой проблемы необходимо действовать системно и использовать не только правовые регуляторы, но и нормы обычаев и морали, а также технические и технологические возможности. Новым и самым эффективным механизмом решения этой проблемы может и должно стать формирование информационной культуры личности – родителей и детей, а также профессиональной информационной культуры журналистов и учителей.
|