Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»





Скачать 178.99 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Дата публикации02.01.2015
Размер178.99 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»

подготовки магистра





Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет гуманитарных наук

Программа дисциплины

«Лингвистическая конфликтология»



для направления 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»

подготовки магистра

Магистерская программа «Политическая лингвистика»


Автор программы:

Т.Б. РАДБИЛЬ, доктор филологических наук, профессор timur@radbil.ru

Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации

«29 » октября 2013 г

Зав. кафедрой докт.филол.н.,проф.В.Г.Зусман______________________
Рекомендована секцией УМС «Общественные науки «_29__»___октября_________ 2013г.

Председатель Т.И. Бекметова _______________________
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________201..г.

Председатель Н.С. Петрухин ________________________
Нижний Новгород, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», обучающихся по магистерской программе «Политическая лингвистика», изучающих дисциплину «Лингвистическая конфликтология».

  • Программа разработана в соответствии с:

  • образовательным стандартом ГО БУ НИУ-ВШЭ;

  • Образовательной программой направления 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», магистерской программой «Политическая лингвистика»

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (магистерская программа «Политическая лингвистика»), утвержденным в 2013г.
  1. Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Лингвистическая конфликтология» является овладение методологией и концептуальной базой современной теории лингвистической конфликтологии, формирование представлений об актуальных проблемах лингвистической конфликтологии как междисциплинарной области науки, инициация опыта комплексных лингвоконфликтологических исследований языка СМИ и политического дискурса

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать теоретические основы современной лингвистической конфликтологии, теории речевого взаимодействия, речевого воздействия и языкового манипулирования сознанием, типологии языковых конфликтов и актуальные проблемы применения лингвистической прагматики и теории коммуникации к анализу конфликтогенных языковых и текстовых материалов, факторы конфликтогенности, языковые, речевые и текстовые признаки конфликтогенности,

  • Уметь моделировать процессы понимания конфликтогенных текстов и ситуации кооперативного речевого взаимодействия, вербальной толерантности и бесконфликтного общения, стратегии и тактики защиты от вербальной агрессии

  • Иметь навыки анализа явлений языка, речи, текста в аспекте конфликтогенности, выявления и квалификации языковых, речевых и текстовых (дискурсивных) эксплицитных и имплицитных признаков конфликтогенности, вербальной агрессии и манипулятивных технологий



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Системные компетенции:

-способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности;.

- способен к самостоятельному освоению новых методов исследования;

- способен при необходимости выполнять и синтезировать недостающую информацию.



СК-М1

СК-М3

СК-М6



Способен к обобщению, анализу, восприятию информации дискурсов разного типа в его устных и письменных разновидностях



Формы обучения:
- лекции;

- практические занятия;

- самостоятельная работа;

- реферат.


Методы обучения:
-поисковые задачи,

-проблемные ситуации,

-проектирование,

-моделирование.

Социально-личностные и общекультурные:

- способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы;

Инструментальные компетенции:

- способен анализировать и воспроизводить смысл междисциплинарных текстов с использованием языка и аппарата теории лингвистической конфликтологии;

- способен публично представлять результаты профессиональной деятельности (в том числе с использованием информационных технологий);

- способен понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный лингвистический аппарат;

- организовывать и проводить различные исследования с целью разработки и создания инновационных электронных языковых ресурсов (корпусов текстов, словарей, языковых баз данных);

- осуществлять мониторинг массивов информации, разрабатывать краткосрочные и долгосрочные прогнозы в различных предметных областях с использованием современных компьютерных инструментов лингвистического исследования;

- сопоставлять различные типы дискурсов, проводить компаративный анализ информации из разных предметных областей с точки зрения наличия признаков конфликтогенности


СЛК-М6

ИК-М2.1пми

ИК-М2.5

ИК-М7.3пми





Знает теоретические основы формирования конфликтной речевой ситуации, речевого акта и конфликтогенного текста,

Факторы и речевые признаки конфликтогенности на разных уровнях языка и в разных типах дискурса
Моделирует ситуации кооперативного речевого взаимодействия и бесконфликтного общения, стратегии защиты от вербальной агрессии.


Структурирует и объясняет содержательное наполнение терминов «языковой конфликт»,

«конфликтный речевой акт», «конфликтогенный текст», «вербальная агрессия», «язык вражды», «языковое манипулирование сознанием», «манипулятивный дискурс»







  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


    Для направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика» данная дисциплина входит в блок М. 2.В., вариативная часть (1-й год обучения, 1,2 и 3 модуль). Основные положения дисциплины опираются на изучение адаптационных дисциплин:

    - «Современная политология в контексте новейшего гуманитарного знания»;

    - «Основы теории языка»

    Основные положения дисциплины должны быть использованы одновременно и в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

    - «Функциональные и когнитивные модели в лингвистике»;

    - «Социолингвистика»;

    - «Языковая политика и языковое планирование»

    - научно-исследовательский семинар «Методология и методы исследований в политической лингвистике»;

    - «Корпусные методы в политической лингвистике».


  1. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

2
3
4
5
6
7

Введение

Теоретические основы лингвистической конфликтологии

Языковой конфликт и коммуникативный конфликт

Конфликтное и бесконфликтное речевое поведение

Вербальная агрессия и «язык вражды»

Языковое манипулирование сознанием

Правовые аспекты языковых конфликтов


8

12
24
40
54
54
24

4

4
4
8
8
8
4


4
8
12
12
4



4

8
16
24
34
34
16




Итого

216

40

40




136



  1. Формы контроля знаний студентов


    Тип контроля

    Форма контроля

    1 год

    Параметры **

    1

    2

    3

    4




    Промежуточный

    Реферат

    8 нед.

    1 модуля.










    10 тыс. слов

    Домашняя контрольная работа




    7 нед.

    2 модуля







    Анализ текста

    (письменная работа)

    Итоговый

    Экзамен








    5 нед.

    3 модуля




    Тестирование
    1. Критерии оценки знаний, навыков



Результатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями.

Высшая оценка (10 баллов) выставляется при качественном выполнении всех домашних и аудиторных заданий по курсу, при полном посещении лекционного курса.

Оценка 8-9 баллов предполагает качественное выполнение основной части домашних и аудиторных заданий и контроль знаний содержания основных теоретических положений, вынесенных на тестирование.

Оценка 6-7 баллов выставляется, если хорошо выполнено не менее 50% домашних и аудиторных заданий, реферат и контрольная работа не содержат фактических и содержательных неточностей.

Оценка в 5 баллов выставляется, если домашние и аудиторные задания выполнены в объёме менее 50% процентов, реферат и контрольная работа содержат значительное количество ошибок.

Оценка в 4 балла выставляется, если обнаружены значительные пробелы в области теоретических знаний и при наличии серьёзных ошибок в рфеерате или в домашних и аудиторных работах.

Оценка в 3 балла выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в реферате или в домашних и аудиторных работах.

2 балла выставляется, если не выполнены домашние и аудиторные задания или выполнены неудовлетворительно.

1;0 – если пропущены лекционные занятия; не выполнены практические задания.
  1. Содержание дисциплины


Раздел 1
Введение. Основы общей теории конфликтов. Структура конфликтов, типология конфликтов. Лингвистическая конфликтология в общей теории конфликтов. Предмет, задачи, проблематика лингвистической конфликтологии.
Раздел 2
Теоретические основы лингвистической конфликтологии. Коммуникативное поведение человека. Общие законы общения, правила общения и принципы общения

Теория речевого воздействия. Речевое воздействие в публичной речи, в деловом общении, в науке («коллективный разум» и индивидуальная когнитивная деятельность). Теория аргументации. Речевое воздействие в условиях массовой коммуникации
Раздел 3
Языковой конфликт и коммуникативный конфликт. Языковые конфликты: факторы, структура, классификация. Языковые конфликты в социолингвистическом понимании

Языковые сигналы конфликта. Языковые и коммуникативные средства выражения конфликта. Понятие конфликтогенных высказываний. Конфликтный дискурс
Раздел 4
Конфликтное и бесконфликтное речевое поведение. Прагматика конфликтного речевого поведения в лингвистической прагматике и теории речевых актов. Речевые акты и речевые жанры конфликтного типа. Конфликтные речевые стратегии и тактики

Языковая толерантность и принципы бесконфликтного общения. Экология языка. Политкорректность и лингвистическая конфликтология. Информационно-психологическая безопасность личности и общества и способы ее обеспечения. Принцип вежливости. Стратегии поведения в конфликте
Раздел 5
Понятие языковой агрессии. Типология речевых актов языковой агрессии. Средства выражения языковой агрессии в системе языка и тексте. Языковые, речевые, текстовые и прагматические средства вербальной агрессии. Эксплицитная и имплицитная вербальная агрессия. Понятие инвективного функционирования языка, сквернословия и брани. Бранная лексика

«Язык вражды» в СМИ, речевой экстремизм и состояние современной социокультурной среды. Типология «языка вражды». Виды и объекты «языка вражды». Мониторинг «языка вражды» в СМИ. Языковые и текстовые проявления «языка вражды» в политическом дискурсе
Раздел 6
Теория языкового манипулирования сознанием: общая характеристика. Понятие манипулятивного дискурса. Черты манипулятивного дискурса в разных типах коммуникации Логические, языковые и текстовые средства языкового манипулирования сознанием. «Языковая демагогия».

«Новояз», идеологический дискурс и проблемы идеологизации языка. Языковое манипулирование в рекламе и СМИ. Языковое манипулирование в политическом дискурсе
Раздел 7

Правовые аспекты лингвистической конфликтологии. Языковые правонарушения и их юридическое регулирование. Основные законы, регулирующие языковые конфликты и типология языковых правонарушений. Российские законы о защите чести и достоинства граждан. Понятие морального вреда, ущемления деловой репутации в лингвистическом аспекте. Понятие оскорбления, его лингвистические и юридические аспекты. Российские законы, регулирующие деятельность СМИ, и их лингвистические аспекты. Российские законы об экстремизме. Языковые аспекты экстремизма

8. Образовательные технологии


- проектирование,

- моделирование,

- решение проблемных и поисковых задач.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля



Реферат по темам, выносимым на семинарские занятия.

Тема 1. Языковая толерантность, политкорректность и экология языка

Тема 2. «Язык вражды» в политическом дискурсе

Тема 3. «Языковая демагогия». Новояз, тоталитарный дискурс и проблемы идеологизации языка
Домашняя контрольная работа –– анализ самостоятельного выбранного текста по примерному алгоритму анализа.

Алгоритм анализа текста:

  1. Дайте содержательно-структурную характеристику текста: стиль, жанр, тема, композиция, коммуникативная цель (задача), характер возможного адресата и т.д.

  2. Определите факторы конфликтогенности (намеренная или ненамеренная) и ее тип (агрессивный или манипулятивный, возможно, и тот, и другой)

  3. Определите конфликтогенные речевые акты: мошенничество, демагогия, оскорбление, негативная оценка, выражение ненависти или вражды, унижение достоинства, причинение морального вреда, недобросовестная информация, призывы к экстремистской деятельности, языковое манипулирование и пр.

  4. Выявите основные речевые и прагматические средства выражения языковых нарушений

  5. *Оцените возможные юридические, социальные, нравственные, психологические последствия языковых нарушений (нарушение какого-л. закона, создание ложного или фальсифицированного образа некоего фрагмента реальности или представления о лице / лицах/ группах людей, возбуждение враждебных чувств, формирование негативного имиджа, побуждение к насилию или терроризму, дискредитация, компрометация и пр.)


9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины



Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Основы общей теории конфликтов. Структура конфликтов, типология конфликтов

  2. Предмет, задачи, проблематика лингвистической конфликтологии.

  3. Коммуникативное поведение человека

  4. Общие законы общения, правила общения и принципы общения

  5. Теория речевого воздействия. Речевое воздействие в условиях массовой коммуникации

  6. Языковой конфликт и коммуникативный конфликт

  7. Языковые конфликты: факторы, структура, классификация. Языковые конфликты в социолингвистическом понимании

  8. Понятие конфликтогенных высказываний. Конфликтный дискурс

  9. Речевые акты и речевые жанры конфликтного типа

  10. Конфликтные речевые стратегии и тактики

  11. Языковая толерантность и принципы бесконфликтного общения

  12. Информационно-психологическая безопасность личности и общества и способы ее обеспечения

  13. Стратегии речевого поведения в конфликте

  14. Понятие языковой агрессии. Типология речевых актов языковой агрессии

  15. Языковые, речевые, текстовые и прагматические средства вербальной агрессии. Эксплицитная и имплицитная вербальная агрессия

  16. Понятие инвективного функционирования языка, сквернословия и брани. Бранная лексика

  17. Понятие «язык вражды». Типология «языка вражды». Виды и объекты «языка вражды»

  18. Теория языкового манипулирования сознанием. Понятие манипулятивного дискурса

  19. Логические, языковые и текстовые средства языкового манипулирования сознанием

  20. «Языковая демагогия».

  21. «Новояз», идеологический дискурс и проблемы идеологизации языка

  22. Правовые аспекты лингвистической конфликтологии. Языковые правонарушения и их юридическое регулирование. Языковые аспекты экстремизма



10. Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает подготовку домашних заданий и их презентацию в аудитории, устный ответ на экзамене.
Отекущий= Оауд.1…+Оауд. n+Опосещаемость +Оэссе

Оитоговый=Озач.+Отекущий

Отек.(0,9)=Оауд.1(0,1)+О ауд.2(0,1)+Оауд3(0,1)+Оауд.4(0,1)+Оэссе(0,3)+О посещ.(0,2)

О итоговый(1)= О зач.(0,1)+О текущ.(0,9)

Оценки округляются арифметическим способом.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник



1. Муравьева Н.В. Язык конфликта. – М., 2002.

2. Галяшина Е.И. Лингвистическая конфликтология: Сборник методических материалов / Отв. ред. Е. Р. Россинская ; Кафедра судебных экспертиз. –– М., 2006.

.

11.2 Основная литература



3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебное пособие. –– М., 1999.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. –– 2-е изд. –– СПб.: Питер, 2006.

5. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. –– М.,2007.

6. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие. –– М.: Рипол Классик, 2002.

7. Красина Е.А. Лингвистическая прагматика: Учебное пособие. –– М.: Изд-во РУДН, 2006.

8. Сковородников А.П. Вопросы экологии русского языка: Учебн. пособие. – Красноярск, 1993.

9. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. –– М., Волгоград. 2000.

11.3 Дополнительная литература





  1. Аспекты речевой конфликтологии: сб. ст. / Под ред С.Г. Ильенко. –– СПб, 1996.

  2. Галяшина Е. И. Лингвистика vs экстремизма: В помощь судьям, следователям, экспертам / Под ред. проф. М. В. Горбаневского. — М., 2006.

  3. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. –– М., 2000.

  4. Жельвис В.И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема. М., 1997.

  5. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. –– М. 1996.

  6. Иссерс О.С. Речевое воздействие: Учебное пособие. –– М.: Флинта; Наука, 2009.

  7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2002.

  8. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. М. : Изд-во «Гардарики», 2003.

  9. Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: Учебное пособие. –– М.: Флинта; Наука, 2011.

  10. Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. – Екатеринбург: УрГУ, 1997.

  11. Стернин И.А. Основы речевого воздействия. – Воронеж: Воронежский ГУ, 2002.

  12. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникация и прагматика. –– М., 2007.

  13. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. – М.; Волгоград, 2000.

  14. Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления: Учебное пособие. –– М.: Флинта; Наука, 2004.




  1. Brown, Penelope and Levinson, Stephen C. Politeness: Some Universals in Language Usage. –– Cambridge University Press, U.K., 1987.

  2. Jeffries, Lesley. Critical Stylistics: The power of English. –– Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2009.

  3. Journal of Language Aggression and Conflict / John Benjamins Publishing Company, Amsterdam, The Netherlands. –– 2013. –– V.1. –– # 2.

  4. Language in Conflict // University of Huddersfield’s website. –– URL: http: // www.languageinconflict.org

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины



Используется компьютер/ноутбук, проектор, экран


Составитель Т.Б. РАДБИЛЬ



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....
Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Русская литература ХХ века» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Русская литература ХХ века» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....
Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XIX века» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XIX века» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Оценка лингвистических систем и компонентов»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Литовский язык» для направления 035800. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная...
Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Теория языка»  для направления 035800. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная...
Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Теория и методика преподавания русского как...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная...
Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....
Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (французский)»  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 45....
Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Лингвистические и логические задачи» для направления...
Составитель – Т. Н. Ермакова, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Вятггу
Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Морфология» для направления 035800. 62 «Фундаментальная...
...
Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800. 68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «История России в компаративном освещении» для...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Филиал спб института внешнеэкономических связей,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск