| НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Программа дисциплины «Лингвистическая конфликтология» для направления 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
подготовки магистра
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет гуманитарных наук
Программа дисциплины
«Лингвистическая конфликтология»
для направления 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
подготовки магистра
Магистерская программа «Политическая лингвистика»
Автор программы:
Т.Б. РАДБИЛЬ, доктор филологических наук, профессор timur@radbil.ru
Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации
«29 » октября 2013 г
Зав. кафедрой докт.филол.н.,проф.В.Г.Зусман______________________ Рекомендована секцией УМС «Общественные науки «_29__»___октября_________ 2013г.
Председатель Т.И. Бекметова _______________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________201..г.
Председатель Н.С. Петрухин ________________________ Нижний Новгород, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», обучающихся по магистерской программе «Политическая лингвистика», изучающих дисциплину «Лингвистическая конфликтология».
Программа разработана в соответствии с:
образовательным стандартом ГО БУ НИУ-ВШЭ;
Образовательной программой направления 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика», магистерской программой «Политическая лингвистика»
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 035800.68 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (магистерская программа «Политическая лингвистика»), утвержденным в 2013г.
Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Лингвистическая конфликтология» является овладение методологией и концептуальной базой современной теории лингвистической конфликтологии, формирование представлений об актуальных проблемах лингвистической конфликтологии как междисциплинарной области науки, инициация опыта комплексных лингвоконфликтологических исследований языка СМИ и политического дискурса
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать теоретические основы современной лингвистической конфликтологии, теории речевого взаимодействия, речевого воздействия и языкового манипулирования сознанием, типологии языковых конфликтов и актуальные проблемы применения лингвистической прагматики и теории коммуникации к анализу конфликтогенных языковых и текстовых материалов, факторы конфликтогенности, языковые, речевые и текстовые признаки конфликтогенности,
Уметь моделировать процессы понимания конфликтогенных текстов и ситуации кооперативного речевого взаимодействия, вербальной толерантности и бесконфликтного общения, стратегии и тактики защиты от вербальной агрессии
Иметь навыки анализа явлений языка, речи, текста в аспекте конфликтогенности, выявления и квалификации языковых, речевых и текстовых (дискурсивных) эксплицитных и имплицитных признаков конфликтогенности, вербальной агрессии и манипулятивных технологий
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Системные компетенции:
-способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности;.
- способен к самостоятельному освоению новых методов исследования;
- способен при необходимости выполнять и синтезировать недостающую информацию.
|
СК-М1
СК-М3
СК-М6
|
Способен к обобщению, анализу, восприятию информации дискурсов разного типа в его устных и письменных разновидностях
| Формы обучения: - лекции;
- практические занятия;
- самостоятельная работа;
- реферат.
Методы обучения: -поисковые задачи,
-проблемные ситуации,
-проектирование,
-моделирование.
| Социально-личностные и общекультурные:
- способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы;
Инструментальные компетенции:
- способен анализировать и воспроизводить смысл междисциплинарных текстов с использованием языка и аппарата теории лингвистической конфликтологии;
- способен публично представлять результаты профессиональной деятельности (в том числе с использованием информационных технологий);
- способен понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный лингвистический аппарат;
- организовывать и проводить различные исследования с целью разработки и создания инновационных электронных языковых ресурсов (корпусов текстов, словарей, языковых баз данных);
- осуществлять мониторинг массивов информации, разрабатывать краткосрочные и долгосрочные прогнозы в различных предметных областях с использованием современных компьютерных инструментов лингвистического исследования;
- сопоставлять различные типы дискурсов, проводить компаративный анализ информации из разных предметных областей с точки зрения наличия признаков конфликтогенности
|
СЛК-М6
ИК-М2.1пми
ИК-М2.5
ИК-М7.3пми
|
Знает теоретические основы формирования конфликтной речевой ситуации, речевого акта и конфликтогенного текста,
Факторы и речевые признаки конфликтогенности на разных уровнях языка и в разных типах дискурса Моделирует ситуации кооперативного речевого взаимодействия и бесконфликтного общения, стратегии защиты от вербальной агрессии.
Структурирует и объясняет содержательное наполнение терминов «языковой конфликт»,
«конфликтный речевой акт», «конфликтогенный текст», «вербальная агрессия», «язык вражды», «языковое манипулирование сознанием», «манипулятивный дискурс»
|
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы Для направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика» данная дисциплина входит в блок М. 2.В., вариативная часть (1-й год обучения, 1,2 и 3 модуль). Основные положения дисциплины опираются на изучение адаптационных дисциплин:
- «Современная политология в контексте новейшего гуманитарного знания»;
- «Основы теории языка»
Основные положения дисциплины должны быть использованы одновременно и в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
- «Функциональные и когнитивные модели в лингвистике»;
- «Социолингвистика»;
- «Языковая политика и языковое планирование»
- научно-исследовательский семинар «Методология и методы исследований в политической лингвистике»;
- «Корпусные методы в политической лингвистике».
Тематический план учебной дисциплины №
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 1
2 3 4 5 6 7
| Введение
Теоретические основы лингвистической конфликтологии
Языковой конфликт и коммуникативный конфликт
Конфликтное и бесконфликтное речевое поведение
Вербальная агрессия и «язык вражды»
Языковое манипулирование сознанием
Правовые аспекты языковых конфликтов
| 8
12 24 40 54 54 24
| 4
4 4 8 8 8 4
|
4 8 12 12 4
|
| 4
8 16 24 34 34 16
|
| Итого
| 216
| 40
| 40
|
| 136
|
Формы контроля знаний студентов Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Параметры **
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| Промежуточный
| Реферат
| 8 нед.
1 модуля.
|
|
|
| 10 тыс. слов
| Домашняя контрольная работа
|
| 7 нед.
2 модуля
|
|
| Анализ текста
(письменная работа)
| Итоговый
| Экзамен
|
|
| 5 нед.
3 модуля
|
| Тестирование
| Критерии оценки знаний, навыков
Результатом проверки работы студентов является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями.
Высшая оценка (10 баллов) выставляется при качественном выполнении всех домашних и аудиторных заданий по курсу, при полном посещении лекционного курса.
Оценка 8-9 баллов предполагает качественное выполнение основной части домашних и аудиторных заданий и контроль знаний содержания основных теоретических положений, вынесенных на тестирование.
Оценка 6-7 баллов выставляется, если хорошо выполнено не менее 50% домашних и аудиторных заданий, реферат и контрольная работа не содержат фактических и содержательных неточностей.
Оценка в 5 баллов выставляется, если домашние и аудиторные задания выполнены в объёме менее 50% процентов, реферат и контрольная работа содержат значительное количество ошибок.
Оценка в 4 балла выставляется, если обнаружены значительные пробелы в области теоретических знаний и при наличии серьёзных ошибок в рфеерате или в домашних и аудиторных работах.
Оценка в 3 балла выставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в реферате или в домашних и аудиторных работах.
2 балла выставляется, если не выполнены домашние и аудиторные задания или выполнены неудовлетворительно.
1;0 – если пропущены лекционные занятия; не выполнены практические задания.
Содержание дисциплины Раздел 1 Введение. Основы общей теории конфликтов. Структура конфликтов, типология конфликтов. Лингвистическая конфликтология в общей теории конфликтов. Предмет, задачи, проблематика лингвистической конфликтологии. Раздел 2 Теоретические основы лингвистической конфликтологии. Коммуникативное поведение человека. Общие законы общения, правила общения и принципы общения
Теория речевого воздействия. Речевое воздействие в публичной речи, в деловом общении, в науке («коллективный разум» и индивидуальная когнитивная деятельность). Теория аргументации. Речевое воздействие в условиях массовой коммуникации Раздел 3 Языковой конфликт и коммуникативный конфликт. Языковые конфликты: факторы, структура, классификация. Языковые конфликты в социолингвистическом понимании
Языковые сигналы конфликта. Языковые и коммуникативные средства выражения конфликта. Понятие конфликтогенных высказываний. Конфликтный дискурс Раздел 4 Конфликтное и бесконфликтное речевое поведение. Прагматика конфликтного речевого поведения в лингвистической прагматике и теории речевых актов. Речевые акты и речевые жанры конфликтного типа. Конфликтные речевые стратегии и тактики
Языковая толерантность и принципы бесконфликтного общения. Экология языка. Политкорректность и лингвистическая конфликтология. Информационно-психологическая безопасность личности и общества и способы ее обеспечения. Принцип вежливости. Стратегии поведения в конфликте Раздел 5 Понятие языковой агрессии. Типология речевых актов языковой агрессии. Средства выражения языковой агрессии в системе языка и тексте. Языковые, речевые, текстовые и прагматические средства вербальной агрессии. Эксплицитная и имплицитная вербальная агрессия. Понятие инвективного функционирования языка, сквернословия и брани. Бранная лексика
«Язык вражды» в СМИ, речевой экстремизм и состояние современной социокультурной среды. Типология «языка вражды». Виды и объекты «языка вражды». Мониторинг «языка вражды» в СМИ. Языковые и текстовые проявления «языка вражды» в политическом дискурсе Раздел 6 Теория языкового манипулирования сознанием: общая характеристика. Понятие манипулятивного дискурса. Черты манипулятивного дискурса в разных типах коммуникации Логические, языковые и текстовые средства языкового манипулирования сознанием. «Языковая демагогия».
«Новояз», идеологический дискурс и проблемы идеологизации языка. Языковое манипулирование в рекламе и СМИ. Языковое манипулирование в политическом дискурсе Раздел 7
Правовые аспекты лингвистической конфликтологии. Языковые правонарушения и их юридическое регулирование. Основные законы, регулирующие языковые конфликты и типология языковых правонарушений. Российские законы о защите чести и достоинства граждан. Понятие морального вреда, ущемления деловой репутации в лингвистическом аспекте. Понятие оскорбления, его лингвистические и юридические аспекты. Российские законы, регулирующие деятельность СМИ, и их лингвистические аспекты. Российские законы об экстремизме. Языковые аспекты экстремизма
8. Образовательные технологии - проектирование,
- моделирование,
- решение проблемных и поисковых задач.
9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента Тематика заданий текущего контроля
Реферат по темам, выносимым на семинарские занятия.
Тема 1. Языковая толерантность, политкорректность и экология языка
Тема 2. «Язык вражды» в политическом дискурсе
Тема 3. «Языковая демагогия». Новояз, тоталитарный дискурс и проблемы идеологизации языка Домашняя контрольная работа –– анализ самостоятельного выбранного текста по примерному алгоритму анализа.
Алгоритм анализа текста:
Дайте содержательно-структурную характеристику текста: стиль, жанр, тема, композиция, коммуникативная цель (задача), характер возможного адресата и т.д.
Определите факторы конфликтогенности (намеренная или ненамеренная) и ее тип (агрессивный или манипулятивный, возможно, и тот, и другой)
Определите конфликтогенные речевые акты: мошенничество, демагогия, оскорбление, негативная оценка, выражение ненависти или вражды, унижение достоинства, причинение морального вреда, недобросовестная информация, призывы к экстремистской деятельности, языковое манипулирование и пр.
Выявите основные речевые и прагматические средства выражения языковых нарушений
*Оцените возможные юридические, социальные, нравственные, психологические последствия языковых нарушений (нарушение какого-л. закона, создание ложного или фальсифицированного образа некоего фрагмента реальности или представления о лице / лицах/ группах людей, возбуждение враждебных чувств, формирование негативного имиджа, побуждение к насилию или терроризму, дискредитация, компрометация и пр.)
9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к экзамену
Основы общей теории конфликтов. Структура конфликтов, типология конфликтов
Предмет, задачи, проблематика лингвистической конфликтологии.
Коммуникативное поведение человека
Общие законы общения, правила общения и принципы общения
Теория речевого воздействия. Речевое воздействие в условиях массовой коммуникации
Языковой конфликт и коммуникативный конфликт
Языковые конфликты: факторы, структура, классификация. Языковые конфликты в социолингвистическом понимании
Понятие конфликтогенных высказываний. Конфликтный дискурс
Речевые акты и речевые жанры конфликтного типа
Конфликтные речевые стратегии и тактики
Языковая толерантность и принципы бесконфликтного общения
Информационно-психологическая безопасность личности и общества и способы ее обеспечения
Стратегии речевого поведения в конфликте
Понятие языковой агрессии. Типология речевых актов языковой агрессии
Языковые, речевые, текстовые и прагматические средства вербальной агрессии. Эксплицитная и имплицитная вербальная агрессия
Понятие инвективного функционирования языка, сквернословия и брани. Бранная лексика
Понятие «язык вражды». Типология «языка вражды». Виды и объекты «языка вражды»
Теория языкового манипулирования сознанием. Понятие манипулятивного дискурса
Логические, языковые и текстовые средства языкового манипулирования сознанием
«Языковая демагогия».
«Новояз», идеологический дискурс и проблемы идеологизации языка
Правовые аспекты лингвистической конфликтологии. Языковые правонарушения и их юридическое регулирование. Языковые аспекты экстремизма
10. Порядок формирования оценок по дисциплине Преподаватель оценивает подготовку домашних заданий и их презентацию в аудитории, устный ответ на экзамене. Отекущий= Оауд.1…+Оауд. n+Опосещаемость +Оэссе
Оитоговый=Озач.+Отекущий
Отек.(0,9)=Оауд.1(0,1)+О ауд.2(0,1)+Оауд3(0,1)+Оауд.4(0,1)+Оэссе(0,3)+О посещ.(0,2)
О итоговый(1)= О зач.(0,1)+О текущ.(0,9)
Оценки округляются арифметическим способом.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 11.1 Базовый учебник
1. Муравьева Н.В. Язык конфликта. – М., 2002.
2. Галяшина Е.И. Лингвистическая конфликтология: Сборник методических материалов / Отв. ред. Е. Р. Россинская ; Кафедра судебных экспертиз. –– М., 2006.
.
11.2 Основная литература
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебное пособие. –– М., 1999.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. –– 2-е изд. –– СПб.: Питер, 2006.
5. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. –– М.,2007.
6. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие. –– М.: Рипол Классик, 2002.
7. Красина Е.А. Лингвистическая прагматика: Учебное пособие. –– М.: Изд-во РУДН, 2006.
8. Сковородников А.П. Вопросы экологии русского языка: Учебн. пособие. – Красноярск, 1993.
9. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. –– М., Волгоград. 2000.
11.3 Дополнительная литература
Аспекты речевой конфликтологии: сб. ст. / Под ред С.Г. Ильенко. –– СПб, 1996.
Галяшина Е. И. Лингвистика vs экстремизма: В помощь судьям, следователям, экспертам / Под ред. проф. М. В. Горбаневского. — М., 2006.
Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. –– М., 2000.
Жельвис В.И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема. М., 1997.
Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. –– М. 1996.
Иссерс О.С. Речевое воздействие: Учебное пособие. –– М.: Флинта; Наука, 2009.
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2002.
Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. М. : Изд-во «Гардарики», 2003.
Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: Учебное пособие. –– М.: Флинта; Наука, 2011.
Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. – Екатеринбург: УрГУ, 1997.
Стернин И.А. Основы речевого воздействия. – Воронеж: Воронежский ГУ, 2002.
Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникация и прагматика. –– М., 2007.
Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. – М.; Волгоград, 2000.
Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления: Учебное пособие. –– М.: Флинта; Наука, 2004.
Brown, Penelope and Levinson, Stephen C. Politeness: Some Universals in Language Usage. –– Cambridge University Press, U.K., 1987.
Jeffries, Lesley. Critical Stylistics: The power of English. –– Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2009.
Journal of Language Aggression and Conflict / John Benjamins Publishing Company, Amsterdam, The Netherlands. –– 2013. –– V.1. –– # 2.
Language in Conflict // University of Huddersfield’s website. –– URL: http: // www.languageinconflict.org
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Используется компьютер/ноутбук, проектор, экран
Составитель Т.Б. РАДБИЛЬ
|