Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать»





Скачать 119.72 Kb.
НазваниеРеферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать»
Дата публикации02.01.2015
Размер119.72 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Написание реферата

Наиболее распространенным видом самостоятельной работы студентов при изучении какого-либо учебного курса является реферат.

Реферат (от лат. reffere - «докладывать, сообщать») - это краткое изложение в письменном виде, а затем в форме публичного выступления результатов самостоятельного изучения какой-либо проблемы1. Он включает в себя обзор психологических первоисточников, историко-психологической и научно-теоретической литературы, в том числе и специальной периодики. Реферат представляет собой сокращенное отображение реферируемого произведения. Главным его достоинством является по возможности точное воспроизведение предмета реферирования. Если же при подготовке реферата автор хочет выразить свои мысли, то он должен с помощью тех или иных приемов (например, путем заключения в скобки указания своих инициалов) отличить их от содержания реферируемого произведения.

Смысл реферирования - уплотнение информации, имеющейся в том или ином научном тексте, для получения краткого, сжатого содержания статьи, главы книги, монографии и т.д. Главная задача реферирования состоит в том, чтобы при небольшом объеме реферата сохранить как можно больше значимой и информации, чтобы потери информации практически не коснулось важных и существенных сведений, содержащихся в тексте.

Основной целью работы над рефератом являете приобретение навыка библиографического поиска необходимой литературы, анализа с различных источников по той или иной теме и грамотного письменного изложения. Задачей реферирования является подробное изучение выбранной проблемы, с возможностью дальнейшего исследования, данного вопроса при написании курсовой работы. Реферат должен способствовать формированию навыков исследовательской работы, умения критически мыслить, анализировать, сравнивать, формировать суждения, классифицировать и делать самостоятельные выводы.

Работа над рефератом состоит из нескольких этапов: выбор темы; изучение литературы; создание и оформление текста реферата. И последний этап, когда на основе выполненного реферата составляется текст 5-10-минутного доклада, выносимого на защиту в ходе семинарского занятия или экзамена. В докладе должны быть освещены цели и задачи реферативного исследования, а также общие выводы и результат. Структура реферата:

1. Текст реферата предваряет библиографическое описание реферируемого источника (источников).

2. Далее следует непосредственно текст реферата. Реферат дает ответ на вопрос, что именно, что нового содержится в первоисточнике» передает основное содержание первоисточника, проблемную информацию, содержащуюся в нем.

В примечании необходимо высказать свое отношение к изложенному (выводы, оценки, предположения).

Рефераты могут быть монографические, составленные по одному первоисточнику, и обзорные, составленные по нескольким работам на одну тему. Объем реферата определяется содержанием первоисточников может колебаться от 5 до 15 машинописных листов. Общая структура любого реферата должна состоять из трех частей введения, основной части и заключения.

Во введении обосновывается выбор темы реферата, ее актуальность для науки вообще и для изучения данного учебного курса, в частности. Также во введении дается краткая характеристика первоисточников (жанр, цели и задачи авторов). В этой части реферата может быть дан перечень ключевых слов, т.е. слова и словосочетания, выражающие понятия существенные для понимания данной проблемы.

В основной части реферата передается содержание изученных первоисточников по данной проблеме. При необходимости (если работа затрагивает ряд проблем) данная часть работы может содержать несколько глав.

В заключении студент приводит собственные выводы по материалам изученных первоисточников, высказывает аргументированное согласие или несогласие с позицией или точкой зрения авторов.

При цитировании текста первоисточника или научно-теоретической работы, статьи цитаты необходимо заключать в кавычки, и ссылаться на источник. Если цитирование текста повторяется неоднократно, то при первой ссылке следует сделать оговорку, а затем рядом с цитатой в скобках проставлять только страниц источника. В ссылке указываются фамилия, инициалы автора, название работы, место и год издания, страница. Цитирование без ссылок на источник недопустимо.

2. Составление психологического глоссария

В качестве следующего вида самостоятельной работы можно выделить ведение психологического глоссария или словаря2.

Глоссарий - словарь, раскрывающий смысл используемых терминов (дескрипторов). Дескриптор - наиболее существенное понятие в виде слов или словосочетаний, обладающее семантической устойчивостью и контрастностью, основной носитель учебной информации в информационной модели обучения3. Это может быть базовое понятие, умение, навык, порция учебного материала. Здесь необходимо отметить следующее. Глоссарий можно составлять по заранее заданным преподавателем, терминам и понятиям. Тогда ведение словаря, можно рассматривать как более свободное учебное задание, когда раскрываются, например, иные значения тех или иных терминов (апперцепция у Г.В. Лейбница и современней теории восприятия).

Словарь (как и глоссарий) может иметь предметный, именной или смешанный характер.

Предметный словарь составляется студентом по какой-либо выбранной самостоятельно или указанной преподавателем теме учебного курса.

Именной словарь (или словарь персоналий) должен включать сведения о психологах, принадлежащих к тому или иному направлению в психологии, занимавшихся или занимающихся той или иной проблемой.

Словарь смешанного типа может представлять собой именной указатель исследователей, занимавшихся проблемой, и одновременно содержать список терминов, понятий и т.д., введенных ими в психологию.

Критериями для оценивания составленного студентами словаря являются:

  • соответствие терминов заданной направленности словаре,

  • полнота словаря

  • наличие альтернативных толкований того или иного термина,

  • использование новейших нетрадиционных подходов для толкования понятий.

3. Работа с монографиями

Одним из видов самостоятельной работы студентов является изучение монографий4.

Данный вид работы имеет своей целью познакомить студентов с основополагающими для данного курса первоисточниками в целом, а не фрагментарно, как при подготовке к семинарским занятиям. Эта особенность изучения монографий объясняет, почему: в качестве изучаемых источников не могут быть использованы учебники, учебные пособия, рецензии нa данную работу и т.п.

Работа с монографией - важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

конспектирование - краткое изложение, краткая запись прочитанного текста;

составление плана текста разбивание прочитанного текста на более или мене самостоятельные по смыслу фрагменты и озаглавливание их;

тезисирование - краткое, изложение основных мыслей, тезисов прочитанного теста;

цитирование - дословная выдержка из текста с обязательный указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, странные;

аннотирование - краткая характеристика содержания произведения, перечисление вопросов рассматриваемых автором или авторами той или иной работы без потери существенного смысла;

рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному тексту;

составление формально-логической модели - словесно-схематическое изображение прочитанного;

составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме.

Конспект - обзор, очерк — одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания изучаемого материала5. Конспект, как правило, состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей конспектируемого источника и фактического материала.

Ясность и краткость конспекта достигается через усвоение мыслей автора и возможность их изложения своими словами. При этом необходимо отметить, что ясность и краткость, конспекта не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект может превратиться в свободное изложение содержания изучаемой работы.

В ходе изучения литературы необходимо вести записи, состоящие из наиболее принципиальных цитат и собственных предварительных соображений по отдельным составным частям исследуемой проблемы. По основополагающим источникам целесообразно составлять сжатый либо развернутый план-конспект. Знакомясь с литературой, следует делать выписки. Прежде всего надо уметь найти и выбрать нужное теоретическое положение, статистические данные, интересные философские высказывания. Выписывать можно дословно (цитатами) или в свободном переложении, либо чередовать. Но в любом случае необходимо делать ссылку на источник. Выписки лучше всего делать на отдельных листах-карточках. Такие листы удобно хранить в конвертах, пометив каждый номером пункта плана. В тексте выписок следует выделять заголовки, а важные понятия, определения, отдельные фрагменты записей подчеркивать. Кроме того, на полях листа-карточки по ходу выписки полезно делать пометки, которые помогут сориентироваться при повторном обращении к этому тексту.

4. Составление схем, таблиц, кроссвордов, решение психологических задач

Составление схем, таблиц является отдельным видом самостоятельной работы студентов6.

Таблицы учебные - наглядные пособия, содержащие цифры, тексты или графические изображения, иллюстрирующие темы и разделы учебных предметов. Различают иллюстративные, графические, цифровые, тестовые и смешенные таблицы.

Кроссворды. Одной из форм самостоятельной работы студентов может являться составление психологических кроссвордов. При этом необходимо отметить, что данный вид работы может быть предложен в двух вариантах: 1) решение кроссворда, предложенного преподавателем, 2) самостоятельное составление кроссворда.

Контрольные задания по курсу «Социальная работа с безработными гражданами» для студентов заочного отделения РГУПС
Контрольная работа для студентов заочного отделения состоит из ряда заданий, включающих: написание реферата по заданной теме, составление психологического кроссворда, конспектирование указанного первоисточника с анализом изученного, составление словаря по теме, решение психологических и логических задач.

Обязательной формой работы для всех студентов является:

  1. составление словаря по курсу «Социальная работа с безработными гражданами» (30 терминов);

  2. изложение основных пунктов Закона РФ «О занятости населения в РФ» 2003, а также Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ. (Постановление Минтруда России от 27.09.1996. №1). Возможно составление опорной или логической схемы.

Третий вид заданий индивидуален и выбирается в соответствии с шифром зачетной книжки.

    1. Реферат по теме: «Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы».

    2. Профобучение как форма социальной поддержки.

    3. Временная занятость несовершеннолетних граждан – как форма трудовой адаптации.

    4. Конспект 2 главы книги: «Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике». – СПб., Речь, 2005. с. 41-59.

    5. Составить кроссворд, включающий не менее 20 определений по теме: «Формы и методы работы соцработника с безработными».

    6. Профилактика конфликтности личности безработного. Формы и методы работы.

    7. Составить кроссворд, включающий не менее 20 определений по теме: «Стресс и его виды».

    8. Конспект главы книги: «Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике». – СПб., Речь, 2005. с. 89-122.

    9. Составить кроссворд, включающий не менее 20 определений по теме: «Психологические методы регулирования социального взаимодействия в социальной работе».

    10. Социально-психологические особенности работы с мигрантами.

    11. Конспект главы книги: «Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике». – СПб., Речь, 2005. с. 123-150.

    12. Основные группы причин девиантного поведения у безработных.

    13. Общие закономерности психологической картины соматического заболевания у лиц, не имеющих или потерявших работу.

    14. Конспект главы книги: «Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике». – СПб., Речь, 2005. с. 177-207.

    15. Составить логическую схему по теме: Методы психологической помощи людям, потерявшим работу.

    16. Конспект главы книги: «Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике». – СПб., Речь, 2005. с. 60-89.

    17. Предупреждение эмоционального сгорания специалиста, работающего с категорией безработных граждан.

    18. Составить развернутый план главы книги: «Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике». – СПб., Речь, 2005. с. 236-244, 247-251.

    19. Реферат по теме: Технологии работы в отношении принятия обратной связи.

    20. Реферат по теме: Особенности женской безработицы.



Вопросы к зачету по дисциплине

«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЗРАБОТНЫМИ ГРАЖДАНАМИ»


  1. Социальная работа с безработными в службе занятости. Основное содержание и специфика.

  2. Профилирование безработных граждан. Основные виды. Сущность и значение.

  3. Основные направления активной политики занятости и их роль в социальной реабилитации безработных.

  4. Пассивные меры государственной политики занятости. Виды материальной поддержки безработных. Направление на «досрочные» пенсии.

  5. Организация профподготовки и переподготовки безработных граждан. Профобучение как форма социальной поддержки.

  6. Социальная работа с инвалидами в службе занятости.

  7. Квотирование рабочих мест для социально слабозащищенных граждан.

  8. Общественные работы как форма социальной и трудовой адаптации.

  9. Самозанятость и ее роль в решении проблем трудоустройства безработных граждан.

  10. Профконсультирование: роль, виды и значение.

  11. Социальная защита бывших военнослужащих и членов их семей.

  12. Информирование безработных как вид психологической поддержки. Формы интенсивного консультирования безработных. Виды информационного обеспечения.

  13. Временная занятость несовершеннолетних граждан – как форма трудовой адаптации.

  14. Специальные программы социально-психологической поддержки безработных.

  15. Профессиональная ориентация безработных. Основное содержание работы. Роль и значение профориентации в трудоустройстве безработных.

  16. Социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами.

  17. Социальная работа с многодетными и женщинами предпенсионного возраста.

  18. Женская безработица как социальная проблема.

  19. Молодежная безработица как социальная проблема.

  20. Психологическая поддержка безработных: основные виды, формы и методы.

  21. Временная занятость безработных – как форма социальной и трудовой реабилитации.

  22. Индивидуальный поиск работы. Основное содержание программы, ее роль и значение.

  23. Программа трудоустройства инвалидов на вновь созданные рабочие места.

  24. Организация взаимодействия службы занятости с органами социальной защиты, государственными органами и общественными организациями.

  25. Основные направления обеспечения трудоустройства женщин.

  26. Профессиональная реабилитация инвалидов

  27. Социально-психологические проблемы трудоустройства военнослужащих и членов их семей.

  28. Формы и методы социальной работы с безработной молодежью в службе занятости.

  29. Модели организации поиска работы.

  30. Особенности самопрезентации претендента на вакантную должность. Факторы, влияющие на выбор стратегии самопрезентаци.

  31. Социально-психологическое сопровождение выбора профессии.

  32. Профориентация инвалидов: основные блоки работы.

  33. Основные принципы и этапы психокоррекционной работы с безработными гражданами.

  34. Учение о стрессе. Технологии управления стрессом.

  35. Требования к написанию резюме. Виды резюме.

  36. Способы поиска работы. Основы трудового законодательства.

  37. Особенности взаимодействия соцработника с безработными гражданами.

  38. Психологические аспекты управленческой деятельности.

  39. Феномен эмоционального сгорания и его профилактика.

  40. Безработица и ее психосоциальные эффекты.

  41. Особенности отечественной и зарубежной безработицы: сравнительный анализ.

  42. Социальная установка в отношение ситуации безработицы.

  43. Возможности реабилитации психического здоровья безработных граждан: влияние различных форм профессионального переобучения.

  44. Психическое здоровье человека как показатель влияния безработицы на человека.

  45. Учет типологических и характерологических особенностей при социальной работе с безработными гражданами.

  46. Психологические особенности человека в ситуации потери работы.

  47. Методологические основы дисциплины «Социальная работа с безработными».

  48. Практикоориентированное взаимодействие с различными категориями безработных: выбор методики работы.

  49. Коррекционная работа с прсихоэмоциональной напряженностью

  50. Профориентационные мероприятия как основа сохранения здоровья человека.

  51. Методологические основы психологического прогнозирования мотивации и поведения безработного.




1 Большой энциклопедический словарь. с 1014

2 Воеводин Л.Д. Самостоятельная работа студентов над источниками - эффективное средство самообразования // Вестн. Моск. ун-та. (Сер. II, Право), 1996. №4. С. 49-62; Зубащенко Е.М. Виды самостоятельной работы по формированию понятийного аппарата будущего учителя//. Самостоятельная работа в процессе подготовки учителя географии. Новосибирск, 1992. С. 110-128.; Каминская С.С. Исследование эффективности самостоятельной работы студентов // Вопросы обучения и воспитания в вузе. Томск, 1992. С. 70-97.

3 Большой энциклопедический словарь. с. 345

4 Воеводин Л.Д. Самостоятельная работа студентов над источниками - эффективное средство самообразования // Вестн. Моск. ун-та. (Сер. II, Право), 1996. №4. С. 49-62; Высоцкая Н.М. Реферативная работа студентов как средство формирования культуры чтения // Проблемы формирования культуры чтения. Тамбов, 1994. С. 137-138; Корнейчук В.И., Куравлев С.И., Взикян А.Х. Активизация самостоятельной работы студентов методом распределенной экзаменационной сессии //Проблемы высш. шк. 1990. Вып. 70, С. 21-27.

5 Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1987.

6 Салунди М.Э. Управление СРС: коэффициент баланса аудиторной и самостоятельной работ // Проблемы высшей школы. 1989. № 10. С. 95 – 107.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать» iconРеферат Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат геfегге...
Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат геfегге — докладывать, сообщать) представляет собой
Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать» iconРеферат (от лат refere сообщать, докладывать) является одним из самых...
Реферат (от лат refere – сообщать, докладывать) является одним из самых распространенных письменных сообщений
Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать» iconРеферат (от лат refere сообщать, докладывать) является одним из самых...
Реферат (от лат refere – сообщать, докладывать) является одним из самых распространенных письменных сообщений
Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать» iconРеферат (от лат referre докладывать, сообщать)
Ученический реферат – это творческая работа учащегося, в которой на основании краткого письменного изложения и оценке различных источников...
Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать» iconРеферат (от лат referre докладывать, сообщать) изложение в письменном...
Реферат (от лат referre – докладывать, сообщать) – изложение в письменном виде содержания литературы по определенной теме
Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать» iconРеферат лат referre «докладывать, сообщать»
Доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора соответствующих источников информации
Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать» iconРеферат Составить полное представление о содержании, о самой сути...
Ерат (от лат referre — «докладывать, сообщать») — доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных источников....
Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать» iconМетодические рекомендации к написанию рефератА реферат от латинского «докладывать»
Реферат (от латинского «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих...
Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать» iconКак написать реферат
Написание реферата (лат. – докладывать, сообщать) – как самостоятельный, интеллектуальный и творческий труд школьника, предполагает...
Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать» iconРеферат от латинского «докладывать»
Реферат (от латинского «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих...
Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать» iconРеферат от латинского «докладывать»
Реферат (от латинского «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих...
Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать» iconЗащита реферата как форма итоговой аттестации по литературе в 9 классе в 2009-2010 уч г
Реферат (лат reffere – докладывать, сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи, исследования, а...
Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать» iconЗа курс основной школы (9 класс) в 2010-2011 уч г. может проводиться в 3 формах: по билетам
Реферат (лат reffere – докладывать, сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи, исследования, а...
Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать» iconРеферат (лат referre докладывать, сообщать) краткое изложение научной...
Проанализировать информацию, приведенную в первичных текстах и дать ее объективную оценку
Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать» iconМетодические рекомендации по выполнению рефератов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Реферат (от лат referre – сообщать, докладывать) – это краткое изложение в письменном виде содержания научной работы, литературных...
Реферат реферат от лат reffere «докладывать, сообщать» iconМетодические рекомендации по выполнению рефератов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Реферат (от лат referre – сообщать, докладывать) – это краткое изложение в письменном виде содержания научной работы, литературных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск