Применение авторских информационных технологий для оценки и повышения качества образования Аннотация





Скачать 72.68 Kb.
НазваниеПрименение авторских информационных технологий для оценки и повышения качества образования Аннотация
Дата публикации25.07.2013
Размер72.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Аксенов Б.Г., Карякина С.В.

Тюменский государственный
архитектурно-строительный университет
применение АВТОРСКИХ информационных технологий для оценки и повышения качества образования
Аннотация

В работе показаны преимущества применения авторских информационных технологий в учебном процессе. Процесс обучения становится более гибким, личностно ориентированным. На новый уровень выходит общение студента с компьютером. Студенты вовлекаются в процесс создания презентаций и Web-ресурсов. Они получают навык отбора и систематизации информации. Обучение приобретает творческий характер, и в то же время его результаты легче поддаются формальной оценке. Появляется возможность широкого использования новых технологий обучения, например, модульно-рейтингового метода. Сдерживают применение авторских информационных технологий следующие факторы: повышенные требования к квалификации преподавателя, существенное повышение затрат времени и труда на подготовку к занятиям.

Ключевые слова

Авторские информационные технологии, учебный процесс, презентации, Интернет-ресурсы, тесты, тренажеры, качество образования.
Повсеместное внедрение компьютерных технологий способствует инновационным изменениям в образовательном процессе и приводит к необходимости существенных перемен в традиционных образовательных системах и технологиях. Разработка новых путей развития образовательного пространства всегда актуальна, поскольку невозможно однозначно ответить на вопрос, какой должна стать система образования в информационном обществе. Ответ на этот вопрос должен учитывать те особенности информационного общества, которые влияют на систему образования, в том числе косвенно, а именно: появление новой экономики, наличие виртуальных субстанций, появление новых видов деятельности, уровень информационной культуры и т.п.

Образование призвано решать задачу подготовки кадров, адекватных потребностям рынка труда. От преподавателя требуется не только обладание специальной информацией, необходимо умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые образовательные технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания и ресурсы.

Качество подготовки специалистов в современной высшей школе в значительной степени зависит от использования новых технологий в образовательном процессе. Широкое распространение получило внедрение в высшее образование современных компьютерных средств, которые активизируют процесс обучения. Применение компьютерных образовательных технологий помогает повысить содержательность учебного материала и объективность оценки его усвоения.

Одной из основных причин того, что информационные технологии достаточно медленно проникают в образовательный процесс, является недостаточное представление преподавателей о возможностях современных информационных технологий и слабая степень владения этими технологиями. В большинстве случаев используются готовые тестирующие или обучающие программные продукты, в которых уже заранее поставлены цели, подобраны содержание и методы, выбраны формы организации обучения. Это приводит к формализации учебного процесса и обеднению форм преподавательской деятельности. Такого рода внедрение компьютеров в традиционные системы обучения развивает у студентов в основном навыки исполнительного характера, но не способствует творческому мышлению, не приучает переносить знания в новые ситуации.

Для личностно ориентированного развивающего обучения необходимо, чтобы в процессе обучения происходило освоение новых способов получения знаний, формирование у студентов компетенций предусмотренных ФГОС. Обучение на основе компетенций получает в образовании все больший статус благодаря расширяющемуся употреблению, в том числе, в официальных российских и международных документах [1, 2].

При использовании информационных технологий важным является не переориентация студента на общение с компьютером, а использование компьютера в качестве средства коммуникации между участниками образовательного процесса.

Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. От степени и уровня иллюстративности устного материала во многом зависит эффективность воздействия учебного материала на студенческую аудиторию.

Примером такого воздействия, широко используемого в настоящее время, является сочетание устного лекционного материала с демонстрацией компьютерной презентации, позволяющей акцентировать визуальное внимание аудитории на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде динамических схем, диаграмм, графических изображений. Использование эффектов анимации и элементов мультимедиа позволяет имитировать использование мела и доски при выводе формул и доказательстве утверждений. Трудоемкость подготовки таких средств визуализации компенсируется качеством интерактивных лекционных занятий и возможностью преподавателя общаться с аудиторией, не отвлекаясь на ведение конспекта на доске.

Вовлечение студентов в процесс создания авторских информационных технологий дает огромные развивающие возможности. Мотивация к созданию презентаций и Интернет-ресурсов появляется в результате их публичного представления на занятиях, конференциях, в глобальных сетях и т.д. При творческом создании презентаций и Интернет-ресурсов, особенно тематически верно выстроенных, используя разработанные преподавателями материалы в качестве примеров, у студентов заметно усиливается стремление к отбору и систематизации информации.

При создании Интернет-ресурсов, которые имеют своей целью составление тематических подборок и обзоров по различным темам, у студентов формируется навык строить информационное общение на основе лично ими отобранных материалов. Развивается мышление и навыки представления информации в связи с возникающим замыслом и имеющимся представлением о значимости конкретной информации, что обеспечивает ее систематизирование. Задания по подготовке материалов в форме презентаций или Web-сайтов, как в индивидуальном режиме, так и в условиях работы творческой группы, способствуют активному включению студентов в постижение информационного пространства и создают предпосылки для формирования у студентов устойчивых взглядов и навыков по отбору, обработке и комментированию информации.

Воспитание потребности к общению через подготовленные студентами материалы в виде Интернет-ресурсов по тематике преподаваемой дисциплины помогает им понимать не только смысл представляемой информации, но и разнообразные связи этой информации с другими фактами.

Навыки, которые формируются у студентов при постижении возможностей соответствующих программных средств, позволяют разрабатывать оригинальные статические и динамические изображения, которые нередко превосходят по качеству аналогичные объекты, созданные преподавателем.

Опыт разработки и использования Web-ресурсов в учебном процессе ТюмГАСУ подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения. Размещение учебного материала в виде интернет-сайтов позволяет студентам использовать их для дополнительных занятий в часы, отведенные для самостоятельной работы. Компьютерные материалы удобно использовать для вывода информации в качестве раздаточного или справочного материала.

Без использования информационных технологий невозможно применение и такого метода обучения, как модульно-рейтинговый метод, который предполагает использование разного рода тестирование и контроль. Не всегда есть возможность использовать для контроля компьютерное тестирование. Бланочное тестирование и контрольные работы всегда будут использоваться в том или ином виде в учебном процессе. Создание вариантов тестов, контрольных работ и т.п. - процесс безусловно трудоемкий.

Для облегчения этого процесса целесообразно использование программных продуктов, которых существует множество. Тем не менее, найти программу, которая устраивает по всем аспектам, крайне сложно. Авторские программные продукты, разработанные и реализованные преподавателями особенно ценны тем, что дают возможность общаться разработчику и пользователям – другим преподавателям, работающим в творческом коллективе. На кафедре математики ТюмГАСУ создано программное приложение, формирующее в виде документов WORD заданное количество вариантов тестов из заданий, оформленных как документы WORD и распределенных в папки по дидактическим единицам. Одновременно с формированием тестов подготавливаются бланки ответов и база ответов для проверки. Простота создания вариантов тестов и возможность совершенствования набора заданий обеспечивает постоянное повышение качества контрольных материалов. Использование подобных приложений позволяет обеспечить качество процесса контроля усвоения студентами программного материала.

К разработке подобных программ целесообразно привлекать студентов, владеющими основами программирования. Полезным является привлечение студентов к созданию тестов и тестирующих программ. Не смотря на то, что число подобных программ и систем неуклонно растет, у студентов не ослабевает тяга к их созданию. Не следует выпускать из виду, что наряду с программным кодом или необходимостью освоить тестовую оболочку студентам предстоит составить и тестовые задания, что также является одним из методов учебной работы.

Другим аспектом применения авторских информационных технологий является создание тренажеров по разделам дисциплины, сопряженным с особенностями проверки и контроля. На кафедре математики ТюмГАСУ успешно используются созданные силами преподавателей тренажеры по симплексному методу и работе с графами. Эти тренажеры позволяют студентам в пошаговом режиме проверить применение алгоритмов решения задач.

Повышение компьютерной подготовки преподавателей и студентов позволяет интенсифицировать и персонифицировать процесс обучения, ускорить адаптацию к виртуальной среде.

Применение авторских информационных технологий позволяет студентам организовать систематическую работу по усвоению учебного материала, постоянно оценивать состояние своей работы по изучению каждого раздела дисциплины, прогнозировать итоговую оценку по дисциплине по результатам текущего рейтингового контроля. С другой стороны, снижается нагрузка на преподавателя при контроле степени усвоения каждым студентом изучаемого материала, при ведении рейтинга, что, в конечном счете, обеспечивает гласность и прозрачность оценивания, повышает объективность итоговой оценки по дисциплине. Разработка и внедрение авторских компьютерных информационных технологий ведет к интеграции различных видов деятельности и к совершенствованию образовательного пространства.
Литература


  1. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803.

  2. Стандарты и руководства оценки качества европейской системы образования / Европейская ассоциация оценки качества высшего образования – http://www.enga.net.

  3. Захарова И.Г. Возможности информационных технологий в совершенствовании образовательного процесса высшей школы: Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2002. – 176 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Применение авторских информационных технологий для оценки и повышения качества образования Аннотация iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
«Применение информационных технологий в географии на примере оценки недвижимости» 5
Применение авторских информационных технологий для оценки и повышения качества образования Аннотация iconОбразовательные Internet-ресурсы
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов...
Применение авторских информационных технологий для оценки и повышения качества образования Аннотация iconПрименение информационных технологий в системе образования
Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10
Применение авторских информационных технологий для оценки и повышения качества образования Аннотация iconИспользование информационных технологий в образовательном процессе...

Применение авторских информационных технологий для оценки и повышения качества образования Аннотация iconКурсовая работа Информационные технологии на уроках как средство...
Цель: изучение влияния информационных технологий на изменение качества образования в начальной школе
Применение авторских информационных технологий для оценки и повышения качества образования Аннотация iconПедсовет по теме «Использование новых информационных технологий в...
Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения
Применение авторских информационных технологий для оценки и повышения качества образования Аннотация iconОтчёт муниципального бюджетного учреждения «Старооскольский центр оценки качества образования»
Старооскольского центра оценки качества образования обеспечение комплексной независимой системы оценки качества образования в образовательных...
Применение авторских информационных технологий для оценки и повышения качества образования Аннотация iconПрименение информационных технологий в исследованиях поэтических...
Применение информационных технологий в исследованиях поэтических особенностей стиля Ю. Левитанского 12
Применение авторских информационных технологий для оценки и повышения качества образования Аннотация iconПрименение информационных технологий в изучении истории древнего...
Применение информационных технологий в изучении истории древнего мира в 5-ых классах
Применение авторских информационных технологий для оценки и повышения качества образования Аннотация iconПрименение информационных технологий для эконометрического анализа...
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
Применение авторских информационных технологий для оценки и повышения качества образования Аннотация iconПрименение информационных технологий на уроках английского языка...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17
Применение авторских информационных технологий для оценки и повышения качества образования Аннотация iconПрограмма профессионального модуля пм. 07 «Применение информационных...
ПМ. 07 "Применение информационных технологий в профессиональной деятельности" разработана на основе Федерального государственного...
Применение авторских информационных технологий для оценки и повышения качества образования Аннотация iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Реферат: «Применение информационных технологий в исследовании и описании безэквивалентной лексики» 6
Применение авторских информационных технологий для оценки и повышения качества образования Аннотация iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Реферат по ит в предметной области: «Применение информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку» 4
Применение авторских информационных технологий для оценки и повышения качества образования Аннотация iconПрименение информационных технологий в педагогической деятельности
Для подготовки к урокам и классным часам с использованием информационных технологий приходилось затрачивать много времени и, одновременно...
Применение авторских информационных технологий для оценки и повышения качества образования Аннотация iconПамятка для выпускника
Составитель: А. Н. Неезжалова, методист центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации гоу дпо «Чукотский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск