Скачать 373.62 Kb.
|
Криптографические средства с древнего времениСуществовали три основных способа защиты информации. Первый способ предполагал чисто силовые методы охрана документа (носителя информации) физическими лицами, его передача специальным курьером и т. д. Второй способ получил название «стеганография» и заключался в сокрытии самого факта наличия секретной информации. В этом случае, в частности, использовались так называемые «симпатические чернила». При соответствующем прноявлении текст становился видимым. Один из оригинальных примеров сокрытия информации приведён в трудах древнегреческого историка Геродота. На голове раба, которая брилась наголо, записывалось нужное сообщение. И когда волосы его достаточно отрастали, раба отправляли к адресату, который снова брил его голову и считывал полученное сообщение. Идея экзотической защиты секретных текстов (в том числе и с применением симпатических чернил) дошла до наших дней. А. Толстой в известном произведении «Гиперболоид инженера Гарина» описал способ передачи сообщения путем его записи на спине посыльного - мальчика. Во время II Мировой войны таким же образом иногда передавались агентурные сообщения. Секретные послания записывались симпатическими чернилами и на предметах нижнего белья, носовых платках, галстуках и т. д. Третий способ защиты информации заключался в преобразовании смыслового текста в некий хаотический набор знаков (букв алфавита). Получатель донесения имел возможность преобразовать его в исходное осмысленное сообщение, если обладал «ключом» к его построению. Этот способ защиты информации называется криптографическим. По утверждению ряда специалистов, криптография по возрасту - ровесник египетских пирамид. В документах древних цивилизаций - Индии, Египта, Месопотамии - есть сведения о системах и способах составления шифрованных писем. ШИФР Гая Юлия ЦезаряВ криптографии древних времен использовались два вида шифров: замена и перестановка. Историческим примером шифра замены является шифр Цезаря (I век до н. э.), описанный историком Древнего Рима Светонием. Гай Юлий Цезарь использовал в своей переписке шифр собственного изобретения. Применительно к современному русскому языку он состоял в следующем. Выписывался алфавит: А, Б, В, Г, Д, Е,...; затем под ним выписывался тот же алфавит, но с циклическим сдвигом на 3 буквы влево: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫЪЬЭЮЯ ГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫЪЬЭЮЯАБВ При зашифровании буква А заменялась буквой Г, Б заменялась на Д, В - Е и так далее. Так, например, слово «РИМ» превращалось в слово «УЛП». Получатель сообщения «УЛП» искал эти буквы в нижней строке и по буквам над ними восстанавливал исходное слово «РИМ». Ключом в шифре Цезаря является величина сдвига 2-й нижней строки алфавита. Преемник Юлия Цезаря - Цезарь Август использовал тот же шифр, но с ключом - сдвиг 1. Слово «РИМ» он в этом случае зашифровал бы в буквосочетание «СЙН» Естественное развитие шифра Цезаря очевидно: нижняя строка двухстрочной записи букв алфавита может быть с произвольным расположением этих букв. Если в алфавитном расположении букв в нижней строке существует всего 33 варианта ключей (число букв в русском алфавите), то при их произвольном расположении число ключей становится огромным. Оно равно 33! (33 факториал), т.е. приблизительно десять в тридцать пятой степени. Этот момент очень важен. Если противник догадался или получил сведения об используемом шифре (а шифры используются длительное время), то он может попробовать перебрать все варианты возможных секретных ключей при дешифровании перехваченной криптограммы. В современных условиях такой перебор в шифре Цезаря доступен ученику 5-6 классов средней школы. Но перебор 33! вариантов ключей занял бы даже при ис-1 пользовании современных ЭВМ столетия. Едва ли найдется дешифро-валыцик, который даже в наши дни выбрал бы этот путь дешифрования. Однако во времена Цезаря, когда царила всеобщая неграмотность населения, сама возможность увидеть осмысленное сообщение за «абракадаброй», даже составленной из знакомых букв, казалась неосуществимой. Во всяком случае, древнеримский историк Светоний не приводит фактов дешифрования переписки Цезаря. Напомним, что сам Цезарь всю жизнь использовал один и тот же ключ (сдвиг - 3). Этим шифром он пользовался, в частности, для обмена посланиями с Цицероном. В художественной литературе классическим примером шифра замены является известный шифр «Пляшущие человечки» (К. Дойля). В нём буквы текста заменялись на символические фигурки людей. Ключом такого шифра являлись позы человечков, заменяющих буквы. Фрагмент шифрованного послания имел следующий вид: Соответствующий открытый текст: «I'm here Abe Slaney» («Я здесь Аб Слени»). Использован шифр простой замены букв на фигурки людей; флажок в руках означает конец слова. |
Примерная программа наименование дисциплины: «Криптографические методы... Учебная дисциплина «Криптографические методы защиты информации» обеспечивает приобретение знаний и умений в соответствии с государственным... | Аннотация примерной программы дисциплины: «Криптографические методы защиты информации» «Криптографические методы защиты информации» обеспечивает приобретение знаний и умений в соответствии с государственным образовательным... | ||
Г. П. Щедровицкий рассматривает культуру в двух планах. Я могу взять,... Тема урока: «Опасные и вредные производственные факторы и средства защиты работающих» | Рабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История» ... | ||
Оценочные средства по учебной дисциплине Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную... | Применение информационных технологий в изучении истории древнего... Применение информационных технологий в изучении истории древнего мира в 5-ых классах | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История древнего мира» Предмет и структура дисциплины истории древнего мира. Ее место и значение в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин,... | Программа дисциплины Криптографические методы защиты информации Для... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Пояснительная записка в пятом классе историческое образование предусматривает... В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи... | Урока: обучающая Оборудование: учебное пособие по истории Древнего мира, рабочая тетрадь, карта Древнего Египта, игровой материал, презентация | ||
Пояснительная записка Введение в пятом классе историческое образование... В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи... | Кол-во Сформировать у учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста и времени,... | ||
Реферат Развитие представлений о строении вещества В данном реферате будет прослежен путь развития представлений о строении вещества от Древнего мира до Новейшего времени | Задания по мхк для учащихся заочного отделения и экстерната в 10 классе Земли. Древний Египет. Архитектура Древнего Египта. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Древний Египет. Изобразительное... | ||
Устойчивость на курсе и поворотливость. Главными управляющими устройствами на судне являются средства управления рулем, средства управления движителем, средства активного... | Глава Древнего Рима, религия Древнего Рима, Вакх, Вакханалии, Либер, Либералии, "дело о вакханалиях" |