Т. А. Ябс Дизайн обложки: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)»





НазваниеТ. А. Ябс Дизайн обложки: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)»
страница1/9
Дата публикации23.01.2015
Размер1.24 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Министерство культуры Республики Коми

Коми республиканская юношеская библиотека

Методико-информационный отдел

Уроки самоопределения

Информационно-библиографические материалы

Сыктывкар 2011

Составители: С.В. Шучалина

Т.А. Ябс

Дизайн обложки: И.И. Касилова

Ответственный за выпуск: О.А. Винниченко



Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)».

Уроки самоопределения: информационно-библиографические материалы / сост. С.В. Шучалина, Т.А. Ябс; дизайн обл. И.И. Касилова; отв. за вып. О.А. Винниченко; Коми республиканская юношеская библиотека. – Сыктывкар, 2011.

Содержание


Предисловие


4

Официальный раздел

  • Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации (извлечения)

  • Муниципальная долгосрочная целевая программа «Развитие системы профориентации и психологической поддержки обучающихся муниципального образования городского округа «Усинск» на 2011-2013 годы»




8

8

21

Пути самоопределения: дайджест


26

Слагаемые выбора: аннотированный указатель сценарных материалов


119

Дополнительная литература

135

Предисловие

Профессиональная ориентация – это система, направленная на профессиональное становление подрастающего поколения, поддержку и развитие природных дарований, а также проведение комплекса специальных мер содействия молодому человеку в профессиональном становлении, самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых – всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.

Система профориентации помимо указанных выше форм и методов работы с молодежью должна включать комплекс мероприятий:

  • установление функциональных обязанностей органов, служб, исполнителей, ответственных за работу по профориентации;

  • определение взаимодействия предприятий, школ, учебно-производственных комбинатов, учебных заведений, учреждений культуры в профориента-ционной работе с молодежью;

  • уточнение роли каждой заинтересованной инстанции в проведении профориентационных мероприятий на основе возрастных особенностей, интересов личности и возможностей, потребностей общества;

  • осуществление информационной (в том числе целевое информирование с учетом типа личности) и пропагандистской деятельности;

  • осуществление консультационной деятельности;

  • подготовка кадров, занимающихся профориента-ционной деятельностью;

  • содействие социально-психологической адаптации;

  • осуществление профессионального воспитания (чувства долга, достоинства).

Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Особенно в помощи профессионального самоопределения нуждается молодой человек. Необходимо ему помочь выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Поэтому понятна возрастающая роль профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, которые в буквальном смысле должны начинаться со школьной скамьи и сопровождать всю трудовую биографию человека.

Данный сборник представляет материалы, помогающие в профориентационной работе с молодыми людьми. Пособие содержит информационно-библиографические материалы, адресованные специалистам, работающим с детьми и молодежью: лидерам детских и молодежных общественных движений, работникам социальных и психологических служб, клубов, библиотек, школьным психологам, педагогам школ и учреждений дополнительного образования.

Пособие включает несколько разделов. В официальный раздел вошли нормативные документы, регулирующие данный вид деятельности на российском и муниципальном уровнях.

Дайджест «Пути самоопределения» включает материалы опубликованных статей из периодических изданий, а также из различных интернет-сайтов. Данные материалы освещают опыт различных служб и организаций, занимающихся профессиональной ориентацией подрастающего поколения.

В издание включен аннотированный указатель сценарных материалов «Слагаемые выбора». Здесь представлена информация о сценарных материалах по проведению различных профориентирующих мероприятий. Указатель содержит как книжные материалы, так и статьи из периодических изданий и сборников, имеющихся в фондах Коми республиканской юношеской библиотеки. В начале указателя помещены библиографические описания на книги, а затем на статьи из сборников и периодических изданий.

В список дополнительной литературы включены статьи из периодических изданий, опубликованных в 2010-2011 годах и не вошедших в аннотированный указатель. В данных публикациях представлены материалы, которые также будут полезны специалистам, занимающимся профориентацией молодежи.

Все библиографические записи составлены в соответствии с ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ 7.1-2003.

Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)». Пособие не претендует на всю полноту информации по данной тематике.

Если вас заинтересовали какие-либо статьи из указателя, их сканокопии можно заказать по электронной почте krub@bk.ru.

Составители

Официальный раздел

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ

НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(извлечения)

Приложение

к Постановлению Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 27 сентября 1996 г. №1
I. Общие положения
1.Понятие профессиональной ориентации,

ее направления, цели и методы

1.1.Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда.

1.2.Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:

профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально - квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

1.3.Профессиональная ориентация осуществляется в целях:

  • обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

  • достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

  • прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

  • содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

1.4.Основные методы профессиональной ориентации:

  • информирование - индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);

  • психологическое и медицинское консультирование;

  • психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;

  • различные педагогические методы.


2. Понятие психологической поддержки,

ее направления, цели и методы

2.1.Психологическая поддержка - система социально - психологических способов и методов, способствующих социально - профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.

2.2.Основными направлениями психологической поддержки являются:

  • психологическая профилактика - содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально - психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально - психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально - экономических отношений;

  • психологическое консультирование - оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно - мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации;

  • психологическая коррекция - активное психолого - педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

2.3.Психологическая поддержка осуществляется в целях:

  • психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации;

  • предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.

2.4. Основные методы психологической поддержки:

  • психологическое просвещение;

  • психологическое и психотерапевтическое консультирование;

  • психологическая диагностика;

  • психологический тренинг;

  • психологическая коррекция;

  • другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.


II. Государственная система профессиональной

ориентации и психологической поддержки

населения в Российской Федерации
4.Понятие государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения

Государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации (далее именуется «государственная система») представляет собой совокупность государственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально - психологической защиты граждан.

Для достижения психолого - профориентационных целей субъекты государственной системы тесно взаимодействуют друг с другом и в пределах своих компетенций исполняют функции в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Деятельность государственной системы подчинена целям государственной политики в данной области и направлена на организацию психолого - профориентационного обслуживания населения с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья человека, исходя из требований рынка труда и складывающихся социально - экономических условий.
6.Компетенция в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения

6.1.Всероссийский научно - практический центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации осуществляет работу в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, координирует и обеспечивает научно - методическую, организационно - практическую деятельность всех территориальных центров профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

6.2.Территориальные центры профессиональной ориентации и психологической поддержки населения:

  • оказывают услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке молодежи, другим категориям населения в условиях рынка труда, обеспечивают гарантированный минимум бесплатных психолого - профориентационных услуг;

  • внедряют эффективные методы и средства профессионального информирования, профконсультирования, психофизиологического отбора (подбора), психологической поддержки;

  • осуществляют психологическую поддержку молодежи, высвобождаемых и безработных граждан, других категорий населения по проблемам личностной адаптации в новых условиях труда и межличностных отношений;

  • осуществляют методическое руководство и координацию деятельности в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения на соответствующей территории;

  • организуют профессиональную ориентацию и психологическую поддержку населения на своей территории, содействуют развитию районных (городских) служб профессиональной ориентации и психологической поддержки населения независимо от их ведомственной принадлежности и организационно - правовой формы.

По заказам администрации, организаций всех организационно - правовых форм, по заявкам работодателей могут проводить профессиональное консультирование и психологическую поддержку учащихся, занятого и незанятого населения, а также граждан, подлежащих высвобождению с производства, вести профессиональный отбор и подбор лиц, принимаемых на профессиональное обучение и на вакантные рабочие места, осуществлять другую профориентационную деятельность на основе договоров.

6.3.Центры занятости населения, региональные центры профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения предоставляют обязательные бесплатные профориентационные услуги:

  • информируют и консультируют граждан, обращающихся в службу занятости в целях выбора (перемены) сферы деятельности, вида профессиональной подготовки, переподготовки и трудоустройства;

  • осуществляют профессиональное консультирование безработных граждан в целях содействия выбору оптимального вида занятости с учетом их интересов, потребностей и возможностей человека, а также социально - экономической ситуации, сложившейся на рынке труда (при необходимости с использованием различных методов диагностики);

  • обеспечивают психологическую поддержку безработных граждан с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к существующим условиям реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния, полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих их профессиональной и социальной самореализации.

Могут проводить профессиональное консультирование и психологическую поддержку учащихся, занятого населения, а также граждан, подлежащих высвобождению с производства, вести профессиональный отбор лиц, принимаемых на профессиональное обучение и по заказу работодателей - на вакантные рабочие места, на основе договоров.

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка в органах службы занятости призвана способствовать эффективной занятости населения, формированию правовых, социально - психологических, экономических, организационных условий и гарантий профессионального самоопределения граждан.

6.4.Образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) и специальные (коррекционные) учреждения для граждан (обучающихся, воспитанников, детей) с ограниченными возможностями здоровья совместно с организациями здравоохранения, учитывая местные условия и интересы обучающихся, на основе государственных стандартов и нормативов:

  • обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно - воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений;

  • проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;

  • формируют у учащихся общеобразовательных учреждений сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося с учетом потребности региона в кадрах;

  • привлекают учащихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;

  • организуют профессиональное просвещение и консультирование учащихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах;

  • организуют дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;

  • обеспечивают органическое единство психолого - педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учреждения профессионального образования;

  • используют возможности психологических служб, организуемых в образовательных учреждениях, для организации и проведения профориентационной работы.

Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой молодежи к труду в условиях рыночной экономики, формированием у подрастающего поколения соответствующих мотиваций к труду, осознанному планированию и выбору рода будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда, - является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их педагогических коллективов, психологических служб, органов управления образованием, а также соответствующих организаций здравоохранения и органов управления здравоохранением.

6.5.Психологические службы в образовательных учреждениях в соответствии с нормативными документами:

  • активно содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала учащихся;

  • создают психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно - мотивационной сфер личности;

  • оказывают психологическую помощью педагогическим коллективам и родителям в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся, в разрешении конфликтных ситуаций;

  • внедряют достижения психологии в практику образовательно - воспитательного процесса.

6.6. Образовательные учреждения профессионального образования проводят профессиональный отбор (подбор) поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности, усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии.

6.7.Дошкольные учреждения в процессе реализации программ воспитания:

  • осуществляют психолого - социальную ориентацию детей;

  • проводят бесплатные учебные занятия по изучению мира труда;

  • развивают у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки;

  • формируют мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.

6.8. Организации здравоохранения в пределах своей компетенции:

  • выявляют в ходе регулярно проводимых профилактических осмотров детей и подростков (учащихся образовательных учреждений), имеющих отклонения в состоянии здоровья, их профессиональную пригодность;

  • проводят оздоровительные мероприятия, врачебно - профессиональное консультирование с учетом медицинских противопоказаний к занятию тем или иным видом деятельности, дают соответствующие рекомендации;

  • осуществляют врачебный контроль за трудовым воспитанием и обучением детей и подростков, их профессиональной подготовкой и трудовым использованием;

  • обеспечивают организацию мер профилактического характера, прежде всего, по отношению к лицам из групп повышенного риска, контроль за их выполнением;

  • создают совместно с территориальными центрами профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, службами занятости, психологическими службами постоянно действующие или временные пункты медицинского консультирования.

6.9.Организации оказывают содействие работникам в свободном выборе или перемене профессии, места работы, повышении квалификации и переподготовке кадров с учетом профессиональных интересов работающих и потребностей производства, работодателей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т. А. Ябс Дизайн обложки: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)» iconПостановление от 14 июня 2011 г. N 138-п о долгосрочной целевой программе...
Чистая вода" на 2011-2017 годы, Распоряжением Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2009 года n 555р-п "Об одобрении концепции...
Т. А. Ябс Дизайн обложки: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)» icon4. Конкурс проводится в период с апреля по июнь 2011 года
Конкурс организуется Министерством образования и науки Республики Дагестан в рамках реализации республиканской целевой программы...
Т. А. Ябс Дизайн обложки: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)» iconПостановление От 17 мая 2011 г n 156 о республиканской целевой программе...
В целях реализации распоряжения Президента Республики Башкортостан от 29 ноября 2010 года n рп-186 "О республиканской целевой программе...
Т. А. Ябс Дизайн обложки: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)» iconИтоги работы системы образования Неверкинского района по гражданскому...
Питание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и в соответствии с планом работы Министерства образования Пензенской области,...
Т. А. Ябс Дизайн обложки: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)» iconПоложение о ежегодном конкурсе рефератов среди школьников и студентов...
Конкурс организуется Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан в рамках реализации республиканской...
Т. А. Ябс Дизайн обложки: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О ходе реализации муниципальной долгосрочной целевой Программы «Молодежь Зерноградского района на 2011-2015 годы»
Т. А. Ябс Дизайн обложки: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)» iconПресс-релиз Контактная информация
Чеченской Республики по противодействию коррупции в Чеченской Республике на 2012-2013 годы» и постановления Правительства Чеченской...
Т. А. Ябс Дизайн обложки: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)» iconРоссийская Федерация
Чеченской Республики по противодействию коррупции в Чеченской Республике на 2012-2013 годы» и постановления Правительства Чеченской...
Т. А. Ябс Дизайн обложки: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)» iconПлан мероприятий по противодействию коррупции в Министерстве культуры...
Чеченской Республики по противодействию коррупции в Чеченской Республике на 2012-2013 годы» и постановления Правительства Чеченской...
Т. А. Ябс Дизайн обложки: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)» iconOzonetherapy in the Treatment of Internal Diseases Oleg. V. Maslennikov
Чеченской Республики по противодействию коррупции в Чеченской Республике на 2012-2013 годы» и постановления Правительства Чеченской...
Т. А. Ябс Дизайн обложки: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)» iconСборник статей по применению аппарата полимаг-01 «Утверждаю»
Чеченской Республики по противодействию коррупции в Чеченской Республике на 2012-2013 годы» и постановления Правительства Чеченской...
Т. А. Ябс Дизайн обложки: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)» iconРоссия: правительство закрывает вебсайт организации по профилактике вич
Чеченской Республики по противодействию коррупции в Чеченской Республике на 2012-2013 годы» и постановления Правительства Чеченской...
Т. А. Ябс Дизайн обложки: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)» iconПриказ №842 г. Новосибирск
Новосибирской области на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 22. 08. 2011 №363-п...
Т. А. Ябс Дизайн обложки: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)» iconПримерная программа учебной дисциплины
Новосибирской области на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 22. 08. 2011 №363-п...
Т. А. Ябс Дизайн обложки: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)» iconПримерная программа учебной дисциплины
Новосибирской области на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 22. 08. 2011 №363-п...
Т. А. Ябс Дизайн обложки: И. И. Касилова Ответственный за выпуск: О. А. Винниченко Издание выполнено в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Молодежь Республики Коми (2011-2013 годы)» iconПеречень книг, имеющихся в библиотеке гаоу цпк медработников по состоянию на 1 июня 2012 года
Новосибирской области на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 22. 08. 2011 №363-п...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск