Скачать 0.6 Mb.
|
Введение Данное методическое пособие предназначено для учителей, проводящих занятия по курсу «Основы компьютерных сетей». Курс разработан все-мирно известной корпорацией Майкрософт в рамках инициативы «Партнерство в образовании»* и ориентирован на учащихся 10-11 классов. Цель курса «Основы компьютерных сетей» состоит в том, чтобы по-знакомить учащихся с основами построения и использования компью-терных сетей. Учащиеся узнают, для чего и как создаются сети, какими они бывают, как работают приложения в сетях Майкрософт и в Интерне-те, познакомятся с такими понятиями, как «топология сети», «сетевая архитектура», «стек протоколов», «сетевая операционная система» и «сетевое приложение», научатся строить надежную сетевую кабельную инфраструктуру, объединять компьютеры в сеть с помощью различных устройств связи, настраивать протокол TCP/IP, управлять IP-маршрутизацией и налаживать работу сетевых операционных систем. Знаний и навыков, полученных учащимися в ходе курса, будет доста-точно для построения небольших сетей, они также помогут учащимся в ходе дальнейшего, более глубокого изучения сетевых технологий. В данном пособии описываются учебные материалы, разработанные корпорацией Майкрософт к курсу «Основы компьютерных сетей», даются рекомендации по проведению занятий, практических и проверочных работ, а также приводятся ссылки на источники дополнительной информации. Пособие содержит следующие разделы:
* Более подробную информацию о программе вы можете получить на сайте корпорации по адре-су http://www.microsoft.com/Rus/Education/PiL/default.mspx. 4 Основы компьютерных сетей
Об этом курсе Предлагаемый 40-часовой курс предназначен для учреждений общего об-разования с естественно-математическим и информационно-технологиче-ским профилями и описывает основы построения современных компьютерных сетей и их использования. Вопросы создания сетей об-суждаются начиная с выбора физической среды передачи данных и за-канчивая настройкой основных сетевых служб, обеспечивающих работу современной сети. Использование сетей описано на примере знакомых учащимся из базового курса информатики и ИКТ программ прикладного уровня. Аудитория Курс рассчитан на учащихся 10 или 11 классов, уже имеющих достаточную компьютерную подготовку. Освоение этого курса поможет им при построении домашних или офисных сетей и послужит фундаментом для дальнейшего углубленного изучения сетевых технологий (например, в вузах технического профиля или на курсах Официальной учебной про-граммы Майкрософт — Microsoft Official Curriculum, MOC). Требования к учащимся Перед началом данного курса учащиеся должны:
Об этом курсе 5 □ обладать навыками работы с современными сетевыми операционными системами (такими, как Windows 2000 Professional или Windows XP Professional). Знание основных понятий, относящихся к сетевым технологиям, же-лательно, но не является обязательным. Цели курса В ходе изучения курса учащиеся узнают:
6 Основы компьютерных сетей □ как работают такие средства коммуникации в Интернете, как электронная почта и мгновенные сообщения, что такое совместное исполь-зование файлов и каких правил следует придерживаться при работе в Интернете. Учебно-методические материалы В комплект подготовленных для курса «Основы компьютерных сетей» учебно-методических материалов входят:
Учебное пособие Учебное пособие включает в себя 11 глав.
Учебно-методические материалы 7
стека протоколов». В главе описываются некоторые из существующих наборов протоколов и подробно обсуждается самый распространенный из них — стек TCP/IP. Здесь же указано, как работают такие протоко-лы стека TCP/IP, как IP, ICMP, TCP и UDP, и вкратце описываются наиболее популярные протоколы прикладного уровня.
8 Основы компьютерных сетей В конце каждой главы приведены контрольные вопросы, позволяю-щие быстро проверить степень усвоения материала учащимися. Эти во-просы можно задавать сразу после проведения очередного теоретического занятия, чтобы выяснить, какие моменты оказались недостаточно понятными учащимся, либо в начале следующего занятия, чтобы освежить в памяти учащихся ранее пройденный материал. Компакт-диск На компакт-диске, прилагаемом к методическому пособию для учителя, содержится следующая информация.
Описание содержимого компакт-диска также имеется в файле Аннотация к диску, хранящемся в корневом каталоге диска. Подготовка учебного класса к занятиям 9 Подготовка учебного класса к занятиям Чтобы сделать занятия интересными и добиться успешного освоения уча-щимися материалов курса, особое внимание следует уделить подготовке учебного класса к занятиям и практическим работам. В первую очередь это касается технического оснащения класса компьютерами и сетевым оборудованием. Системные требования Для проведения занятий вам понадобятся компьютеры, удовлетворяю-щие минимальным требованиям для установки используемых при изу-чении курса сетевых операционных систем Windows 2000 Professional / Server, Windows XP Professional или Windows Server 2003 (см. табл. 1; в скобках в таблице также указаны рекомендуемые значения соответствующих параметров). Таблица 1 10 Основы компьютерных сетей Сетевое оборудование Кроме компьютеров, вам потребуется следующее сетевое оборудование и обеспечение:
* Перечисленное выше оборудование является устаревшим. Оно используется при изучении курса, чтобы продемонстрировать его совместимость с новыми технологиями. Если вы не смо-жете найти оборудование 10Base-2, то пропустите те задания практических (лабораторных) ра-бот, где оно используется. Подготовка учебного класса к занятиям 11
Желательно также иметь в наличии беспроводную точку доступа Wi-Fi, подключаемую к сети Ethernet. Установка ОС Для проведения практических работ на компьютеры нужно установить операционную систему. Подойдет любая из перечисленных выше в табл. 1 версий ОС Windows, однако следует учесть, что задания в лабора-торных работах рассчитаны на использование локализованных русскоязычных версий Windows XP Professional SP2 (в качестве клиентской ОС) и Windows Server 2003 Standard Edition (в качестве серверной ОС). Если эти операционные системы в вашем компьютерном классе еще не установлены (или по каким-либо причинам требуется выполнить их пере-установку), то вы можете обратиться к описанию процедуры автоматиче-ской установки Windows XP Professional с загружаемого дистрибутивного компакт-диска, приведенной в приложении 1 к данному методическому пособию (процедура установки системы Windows Server 2003 практически аналогична). Для некоторых упражнений также потребуется наличие домена на базе Windows 2000 Server или Windows Server 2003. Если домен в вашей школе уже развернут, нужно обсудить с администратором домена, как организовать выполнение заданий, в которых рассматриваются вопросы работы компьютеров в домене (следует получить у администратора школьного домена полномочия для управления учетными записями и об-ратить внимание, что учебный компьютерный класс должен иметь подключение к школьной сети, настройки протокола TCP/IP должны быть согласованы с сетевым администратором, a DNS-cepBep(bi) и контроллер^) домена — доступны по сети). Если же домен еще не развернут, то можно воспользоваться процедурой установки домена, приведенной в разделе 5.2.1 «Установка DNS и службы каталогов Active Directory» име-ющегося на компакт-диске (прилагаемом к данному методическому посо-бию) курса «Системный администратор школьной компьютерной сети». 12 Основы компьютерных сетей Наконец, в одном из заданий требуется доступ к почтовому серверу. Если в вашей школе почтовый сервер уже развернут, то следует восполь-зоваться существующими учетными записями учащихся на этом сервере; если нет, то можно развернуть почтовый сервер на компьютере препода-вателя с ОС Windows Server 2003, воспользовавшись процедурой, приве-денной в приложении 2 к данному методическому пособию. Рекомендации для преподавателя Тип курса: элективный. Возраст учащихся: третья ступень общего образования — старшая школа (10-11 классы). Профили: естественно-математический, информационно-технологиче-ский. Цель курса: обучение основам построения и использования компью-терных сетей. Количество часов. Курс рассчитан на 40 учебных часов в классно-урочной или внеурочной форме; при проведении двух уроков в неде-лю весь курс укладывается в одно полугодие. Курс разбит на 11 тем, в каждой из которых выделены часы на теорию, компьютерный практикум и проверку полученных знаний. Метод обучения. Основным методом обучения являются теоретиче-ские занятия (лекции, сопровождаемые проводимыми преподавателем демонстрациями). Для закрепления новых для учащихся определений и терминов используются кроссворды (классические и венгерские). Полу-ченные знания дополнительно фиксируются в ходе выполнения практических работ. Контроль знаний и навыков. Первичный контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам ответов учащихся на вопросы, приведенные в конце каждой главы учебного пособия (вы также можете разработать собственный набор вопросов, наиболее подходящих к вашей версии изложения обсуждаемого материала). Дальнейший контроль зна-ний проводится с помощью интерактивных тестов, имеющихся на компакт-диске, а итоговый — по результатам выполнения учащимися практических заданий на компьютере. Рекомендации для преподавателя 13 Организация учебного процесса. Курс предусматривает организацию учебного процесса в классно-урочной форме, когда учитель объясняет но-вый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере. Далее в методическом пособии приведены рекомендации, касающиеся тематического планирования курса. Материал в пособии для учащихся разбит на 11 глав, поэтому тематический план также разделен на 11 модулей. Каждый такой модуль предусматривает изучение теории, решение кроссворда (классического или венгерского — по выбору) и тестов, а также выполнение практических заданий. Соответственно, в тематическом планировании приведены названия глав и разделов учебно-методических материалов, которые учителю следует проработать при подготовке к про-ведению курса, а также список кроссвордов, тестов и практических зада-ний, которые учащиеся должны выполнить в ходе занятий. Кроссворды и тесты реализованы в виде исполняемых файлов, кото-рые перед началом занятий следует скопировать из папки Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль <номер модуля>\Кросс-ворды с компакт-диска (прилагаемого к данному методическому посо-бию) на компьютеры учащихся. В ходе изучения курса запланировано выполнение 11 лабораторных ра-бот, каждая из которых содержит по нескольку заданий. Описания лабора-торных работ и инструкции по их выполнению также приведены на компакт-диске в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\ Модуль <номер модуля>\Лабораторная работа (их нужно распечатать и перед началом практических занятий раздать учащимся). Оценить время теоретических занятий, проверочных и практических работ вам поможет таблица 2. Значок Ш в ней указывает на использова-ние соответствующей главы пособия для учащихся. Значок (^ указыва-ет на необходимость обращения к соответствующей папке на компакт-диске (прилагаемом к данному методическому пособию); все эти папки хранятся на диске в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\ Практикум\Модуль <номер модуля>. (Ваше собственное расписание мо-жет несколько отличаться от приведенного ниже.) 14 Основы компьютерных сетей Таблица 2 |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Отчет о результатах самообследования общеобразовательного учреждения (ОУ) содержит следующие разделы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа основного общего образования по мировой художественной культуре содержит следующие разделы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа основного общего образования по мировой художественной культуре содержит следующие разделы | ||
Основная образовательная программа начального общего образования... Образовательная программа в соответствии с требованиями фгос содержит следующие разделы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная образовательная программа моу «сош №23» г. Сысерть Сысертского го свердловской области в соответствии с требованиями фгос... | ||
Учебно-методический комплекс включает следующие разделы: Пояснительная... Изучение развития письменной традиции человечества позволяет студентам сформировать представление о тенденциях, особенностях фиксации... | Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы... Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины «Криминология» содержит следующие разделы | ||
Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы... Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины «Правоохранительные органы» содержит следующие разделы | Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения... Изменения в системе предпрофильного обучения в специальной школе VIII вида (на примере гбоу скош№486) | ||
Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 9 классов... Рабочая программа основного общего образования по мировой художественной культуре содержит следующие разделы | Методические рекомендации по выполнению реферата реферат содержит следующие разделы Во введении раскрывается актуальность поставленной проблемы, ее значение на современном этапе, роль в реформировании налоговой системы... | ||
Методические рекомендации по выполнению реферата реферат содержит следующие разделы Во введении раскрывается актуальность поставленной проблемы, ее значение на современном этапе, роль в реформировании налоговой системы... | Приказ №30 от 09. 01. 2013г. Основная образовательная программа начального... Основная образовательная программа начального общего образования(ооп ноо) содержит следующие разделы | ||
Программа по истории Средних веков для 6 класса содержит следующие... Средних веков, требования к результатам обучения и освоения содержания курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета... | Основная образовательная программа подготовки юриста предусматривает... В соответствии с требованиями обязательного минимума содержания основной образовательной программы подготовки юриста по специальности... |