Пособие содержит следующие разделы





НазваниеПособие содержит следующие разделы
страница1/6
Дата публикации28.07.2013
Размер0.6 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Информатика > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6
Введение

Данное методическое пособие предназначено для учителей, проводящих занятия по курсу «Основы компьютерных сетей». Курс разработан все-мирно известной корпорацией Майкрософт в рамках инициативы «Парт­нерство в образовании»* и ориентирован на учащихся 10-11 классов.

Цель курса «Основы компьютерных сетей» состоит в том, чтобы по-знакомить учащихся с основами построения и использования компью-терных сетей. Учащиеся узнают, для чего и как создаются сети, какими они бывают, как работают приложения в сетях Майкрософт и в Интерне-те, познакомятся с такими понятиями, как «топология сети», «сетевая архитектура», «стек протоколов», «сетевая операционная система» и «сетевое приложение», научатся строить надежную сетевую кабельную инфраструктуру, объединять компьютеры в сеть с помощью различных устройств связи, настраивать протокол TCP/IP, управлять IP-маршрути­зацией и налаживать работу сетевых операционных систем.

Знаний и навыков, полученных учащимися в ходе курса, будет доста-точно для построения небольших сетей, они также помогут учащимся в ходе дальнейшего, более глубокого изучения сетевых технологий.

В данном пособии описываются учебные материалы, разработанные корпорацией Майкрософт к курсу «Основы компьютерных сетей», дают­ся рекомендации по проведению занятий, практических и проверочных работ, а также приводятся ссылки на источники дополнительной инфор­мации.

Пособие содержит следующие разделы:

  • «Об этом курсе» — краткая информация о курсе, его целях и аудито-рии, на которую он рассчитан, предварительные требования к слуша-телям;

  • «Учебно-методические материалы» — информация о комплекте пред­лагаемых для проведения курса материалов, краткое описание всех глав учебного пособия и содержимого прилагаемого к методическому пособию для учителя компакт-диска;

* Более подробную информацию о программе вы можете получить на сайте корпорации по адре-су http://www.microsoft.com/Rus/Education/PiL/default.mspx.

4

Основы компьютерных сетей

  • «Подготовка учебного класса к занятиям» — требования к оборудова-нию, необходимому для проведения курса, и описание процедур под­готовки компьютерного класса к занятиям;

  • «Рекомендации для преподавателя» — основной раздел, содержащий рекомендации по подготовке к проведению уроков и практических (лабораторных) работ, указания, на что нужно обратить особое внима-ние при их проведении и какие результаты должны быть достигнуты на каждом занятии.

Об этом курсе

Предлагаемый 40-часовой курс предназначен для учреждений общего об-разования с естественно-математическим и информационно-технологиче-ским профилями и описывает основы построения современных компьютерных сетей и их использования. Вопросы создания сетей об-суждаются начиная с выбора физической среды передачи данных и за-канчивая настройкой основных сетевых служб, обеспечивающих работу современной сети. Использование сетей описано на примере знакомых учащимся из базового курса информатики и ИКТ программ прикладного уровня.

Аудитория

Курс рассчитан на учащихся 10 или 11 классов, уже имеющих достаточ­ную компьютерную подготовку. Освоение этого курса поможет им при построении домашних или офисных сетей и послужит фундаментом для дальнейшего углубленного изучения сетевых технологий (например, в вузах технического профиля или на курсах Официальной учебной про-граммы Майкрософт — Microsoft Official Curriculum, MOC).

Требования к учащимся

Перед началом данного курса учащиеся должны:

  • иметь представление об устройстве компьютера;

  • знать, что такое процессор, память, материнская плата, жесткий диск, разъемы расширения, PCI-адаптеры, драйверы устройств;

Об этом курсе

5

□ обладать навыками работы с современными сетевыми операционными
системами (такими, как Windows 2000 Professional или Windows XP
Professional).

Знание основных понятий, относящихся к сетевым технологиям, же-лательно, но не является обязательным.

Цели курса

В ходе изучения курса учащиеся узнают:

  • что такое компьютерные сети, как и для чего они создаются;

  • как компьютеры взаимодействуют в сетях и как описать это взаимо-действие в рамках эталонной модели ISO/OSI;

  • какие базовые топологии используются в сетях и как выбрать нужную топологию для конкретной сети;

  • какие среды передачи данных используются в сетях, как выбрать не-обходимую среду передачи и построить на ее основе кабельную инфра-структуру;

  • какие существуют сетевые архитектуры и как выбрать наиболее со-временную, скоростную, надежную и защищенную сетевую архитек­туру;

  • какие устройства обеспечивают связь компьютеров в сети, каковы их общие черты и различия и как подобрать наиболее подходящие устройства для конкретной сети;

  • какие существуют стеки протоколов и как выбрать из них наиболее эффективный;

  • что такое IP-адресация и маршрутизация, как правильно настроить протокол IP и проверить его работоспособность;

  • что такое клиентские и серверные сетевые операционные системы, ка-кие существуют типы серверов, как работают компьютеры в рабочей группе и домене и какие меры безопасности следует соблюдать при ра-боте в сети;

  • как обеспечивается подключение сетей к Интернету, что такое «Все-мирная паутина» (World Wide Web) и как работают браузеры и веб-серверы;

6

Основы компьютерных сетей

□ как работают такие средства коммуникации в Интернете, как элект­ронная почта и мгновенные сообщения, что такое совместное исполь-зование файлов и каких правил следует придерживаться при работе в Интернете.

Учебно-методические материалы

В комплект подготовленных для курса «Основы компьютерных сетей» учебно-методических материалов входят:

  • методическое пособие для учителей, которое вы держите в руках;

  • учебное пособие для учащихся;

  • прилагаемый к методическому пособию для учителей компакт-диск.

Учебное пособие

Учебное пособие включает в себя 11 глав.

  • Глава 1 «Что такое компьютерная сеть». Глава знакомит учащихся с понятием «компьютерная сеть», назначением и основными принципа-ми создания таких сетей. Здесь же приводятся некоторые способы классификации сетей, вводятся понятия «клиент-серверные сети» и «администрирование сети», а также кратко обсуждается, как компью-теры взаимодействуют друг с другом в сетях.

  • Глава 2 «Как компьютеры взаимодействуют в сети». Здесь рассматри­вается, что такое сетевые протоколы и как все взаимодействия в сети можно описать в рамках эталонной модели ISO/OSI.

  • Глава 3 «Сетевые топологии и способы доступа к среде передачи дан-ных». Здесь обсуждаются такие основополагающие для построения се-тей вещи, как топология сети (физическая и логическая) и методы доступа к среде передачи данных. Здесь же описываются преимущест­ва и недостатки различных топологий и методов доступа, а также да-ются рекомендации по выбору топологии, наиболее подходящей для конкретной сети.

  • Глава 4 «Строим сеть: линии связи». Глава посвящена выбору провод­ной, оптической или беспроводной среды передачи данных, а также вопросам построения кабельной инфраструктуры.

Учебно-методические материалы

7

  • Глава 5 «Строим сеть: выбор сетевой архитектуры». Здесь рассматри­ваются как устаревшие, так и современные сетевые архитектуры и приводятся рекомендации по выбору высокоскоростной, надежной и защищенной сетевой архитектуры.

  • Глава 6 «Строим сеть: выбор устройств связи». Здесь обсуждается, с помощью какого оборудования компьютеры объединяются в сеть, рас-сматриваются принципы работы различных устройств связи (начиная с сетевых адаптеров и заканчивая шлюзами) и предлагаются критерии выбора устройств, наиболее подходящих для конкретной сети.

  • Глава 7 «Налаживаем взаимодействие между компьютерами: выбор

стека протоколов». В главе описываются некоторые из существующих наборов протоколов и подробно обсуждается самый распространенный из них — стек TCP/IP. Здесь же указано, как работают такие протоко-лы стека TCP/IP, как IP, ICMP, TCP и UDP, и вкратце описываются наиболее популярные протоколы прикладного уровня.

  • Глава 8 «Налаживаем взаимодействие между компьютерами: настрой-ка IP-адресации и маршрутизации». Здесь обсуждаются важнейшие вопросы, связанные с протоколом IP: что такое IP-адрес, какие бывают типы адресов и как правильно назначать IP-адреса узлам сети. Здесь же описаны принципы работы IP-маршрутизаторов и перечислены основ-ные способы проверки работоспособности стека TCP/IP.

  • Глава 9 «Налаживаем работу в сети: сетевые службы, клиенты, серве-ры, ресурсы. Защита при работе в сети». Глава посвящена рассмотре-нию клиентских и серверных сетевых операционных систем и служб, а также основных типов серверов. Здесь же обсуждаются две возмож-ные модели сетевого взаимодействия в сетях Майкрософт - рабочие группы и домены и приводятся рекомендации по обеспечению безо-пасности компьютеров при работе в сети.

  • Глава 10 «Подключаем сеть к Интернету. Начинаем работать в сети». Здесь описано, как обеспечивается физическое подключение к Интернету и как настраивается взаимодействие на сетевом уровне. Кроме того, здесь рассмотрена работа системы доменных имен (DNS), «Всемирной паутины» (World Wide Web), браузеров и веб-серверов.

  • Глава 11 «Средства общения и обмена данными. Правила поведения в Интернете». В главе обсуждается, как работают различные средства коммуникации в Интернете: электронная почта и системы обмена мгновенными сообщениями, что такое совместное использование фай­лов и каких правил следует придерживаться при работе в Интернете.

8 Основы компьютерных сетей

В конце каждой главы приведены контрольные вопросы, позволяю-щие быстро проверить степень усвоения материала учащимися. Эти во-просы можно задавать сразу после проведения очередного теоретического занятия, чтобы выяснить, какие моменты оказались недостаточно понят­ными учащимся, либо в начале следующего занятия, чтобы освежить в памяти учащихся ранее пройденный материал.

Компакт-диск

На компакт-диске, прилагаемом к методическому пособию для учителя, содержится следующая информация.

  • Папка Курс "Основы компьютерных сетей" содержит все материа-лы этого курса, соответствующие печатным версиям учебного пособия для учащихся и методического пособия для учителя, а также рекомен-дации по проведению практических (лабораторных) работ, тесты, кроссворды и пр.

  • В папке Системный администратор школьной компьютерной сети содержится одноименный курс, разработанный корпорацией Майкро-софт для учителей информатики. Перед проведением курса «Основы компьютерных сетей» учителю настоятельно рекомендуется прорабо-тать курс «Системный администратор школьной компьютерной сети», поскольку в нем содержатся полезные материалы, не вошедшие в курс «Основы компьютерных сетей», а также приведен ряд процедур на-стройки и администрирования сети, которые помогут в проведении курса «Основы компьютерных сетей».

  • В папке Альтернативный курс "Основы компьютерных сетей" со-держится другая версия материалов разработанного корпорацией Майкрософт курса по созданию и использованию компьютерных се-тей, которую вы также можете использовать при подготовке и прове-дении занятий.

  • В папке Дополнительное ПО содержатся дополнительные программы и утилиты, необходимые для проведения практических (лаборатор­ных) работ, а также полезные для наладки создаваемых сетей.

Описание содержимого компакт-диска также имеется в файле Анно­тация к диску, хранящемся в корневом каталоге диска.

Подготовка учебного класса к занятиям

9

Подготовка учебного класса к занятиям

Чтобы сделать занятия интересными и добиться успешного освоения уча-щимися материалов курса, особое внимание следует уделить подготовке учебного класса к занятиям и практическим работам. В первую очередь это касается технического оснащения класса компьютерами и сетевым оборудованием.

Системные требования

Для проведения занятий вам понадобятся компьютеры, удовлетворяю-щие минимальным требованиям для установки используемых при изу-чении курса сетевых операционных систем Windows 2000 Professional / Server, Windows XP Professional или Windows Server 2003 (см. табл. 1; в скобках в таблице также указаны рекомендуемые значения соответст­вующих параметров).

Таблица 1



10

Основы компьютерных сетей








Сетевое оборудование

Кроме компьютеров, вам потребуется следующее сетевое оборудование и обеспечение:

  • отрезок коаксиального кабеля RG-58 длиной не менее одного метра;

  • набор BNC-коннекторов (как минимум, два обычных, два T-коннекто-ра и два терминатора);

  • клещи для заделки BNC-коннекторов (если на концах отрезка коакси­ального кабеля коннекторы еще не установлены);

  • два или более PCI-совместимых сетевых адаптера с BNC-портами;

  • гибридный 10-мегабитный концентратор с несколькими портами 10Base-T и одним портом 10Base-2*;

  • несколько отрезков кабеля типа «витая пара» категории 5;

  • несколько коннекторов RJ-45;

*

Перечисленное выше оборудование является устаревшим. Оно используется при изучении курса, чтобы продемонстрировать его совместимость с новыми технологиями. Если вы не смо-жете найти оборудование 10Base-2, то пропустите те задания практических (лабораторных) ра-бот, где оно используется.

Подготовка учебного класса к занятиям

11

  • клещи для заделки коннекторов RJ-45 (если на концах отрезка кабеля «витая пара» коннекторы еще не установлены);

  • тестер для проверки качества заделки коннекторов;

  • два или более 10/100-мегабитных концентратора или 10/100/1000-ме-габитных коммутатора (можно использовать небольшие устройства с 5-8 портами).

Желательно также иметь в наличии беспроводную точку доступа Wi-Fi, подключаемую к сети Ethernet.

Установка ОС

Для проведения практических работ на компьютеры нужно установить операционную систему. Подойдет любая из перечисленных выше в табл. 1 версий ОС Windows, однако следует учесть, что задания в лабора-торных работах рассчитаны на использование локализованных русскоя­зычных версий Windows XP Professional SP2 (в качестве клиентской ОС) и Windows Server 2003 Standard Edition (в качестве серверной ОС).

Если эти операционные системы в вашем компьютерном классе еще не установлены (или по каким-либо причинам требуется выполнить их пере-установку), то вы можете обратиться к описанию процедуры автоматиче-ской установки Windows XP Professional с загружаемого дистрибутивного компакт-диска, приведенной в приложении 1 к данному методическому пособию (процедура установки системы Windows Server 2003 практически аналогична).

Для некоторых упражнений также потребуется наличие домена на базе Windows 2000 Server или Windows Server 2003. Если домен в вашей школе уже развернут, нужно обсудить с администратором домена, как организовать выполнение заданий, в которых рассматриваются вопросы работы компьютеров в домене (следует получить у администратора школьного домена полномочия для управления учетными записями и об-ратить внимание, что учебный компьютерный класс должен иметь под­ключение к школьной сети, настройки протокола TCP/IP должны быть согласованы с сетевым администратором, a DNS-cepBep(bi) и контрол­лер^) домена — доступны по сети). Если же домен еще не развернут, то можно воспользоваться процедурой установки домена, приведенной в разделе 5.2.1 «Установка DNS и службы каталогов Active Directory» име-ющегося на компакт-диске (прилагаемом к данному методическому посо-бию) курса «Системный администратор школьной компьютерной сети».

12

Основы компьютерных сетей

Наконец, в одном из заданий требуется доступ к почтовому серверу. Если в вашей школе почтовый сервер уже развернут, то следует восполь-зоваться существующими учетными записями учащихся на этом сервере; если нет, то можно развернуть почтовый сервер на компьютере препода-вателя с ОС Windows Server 2003, воспользовавшись процедурой, приве-денной в приложении 2 к данному методическому пособию.

Рекомендации для преподавателя

Тип курса: элективный.

Возраст учащихся: третья ступень общего образования — старшая школа (10-11 классы).

Профили: естественно-математический, информационно-технологиче-ский.

Цель курса: обучение основам построения и использования компью-терных сетей.

Количество часов. Курс рассчитан на 40 учебных часов в клас­сно-урочной или внеурочной форме; при проведении двух уроков в неде-лю весь курс укладывается в одно полугодие. Курс разбит на 11 тем, в каждой из которых выделены часы на теорию, компьютерный практи­кум и проверку полученных знаний.

Метод обучения. Основным методом обучения являются теоретиче-ские занятия (лекции, сопровождаемые проводимыми преподавателем демонстрациями). Для закрепления новых для учащихся определений и терминов используются кроссворды (классические и венгерские). Полу-ченные знания дополнительно фиксируются в ходе выполнения практи­ческих работ.

Контроль знаний и навыков. Первичный контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам ответов учащихся на вопросы, приведенные в конце каждой главы учебного пособия (вы также можете разработать собственный набор вопросов, наиболее подходящих к вашей версии изложения обсуждаемого материала). Дальнейший контроль зна-ний проводится с помощью интерактивных тестов, имеющихся на ком­пакт-диске, а итоговый — по результатам выполнения учащимися практических заданий на компьютере.

Рекомендации для преподавателя

13

Организация учебного процесса. Курс предусматривает организацию учебного процесса в классно-урочной форме, когда учитель объясняет но-вый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере.

Далее в методическом пособии приведены рекомендации, касающиеся тематического планирования курса. Материал в пособии для учащихся разбит на 11 глав, поэтому тематический план также разделен на 11 мо­дулей. Каждый такой модуль предусматривает изучение теории, решение кроссворда (классического или венгерского — по выбору) и тестов, а так­же выполнение практических заданий. Соответственно, в тематическом планировании приведены названия глав и разделов учебно-методических материалов, которые учителю следует проработать при подготовке к про-ведению курса, а также список кроссвордов, тестов и практических зада-ний, которые учащиеся должны выполнить в ходе занятий.

Кроссворды и тесты реализованы в виде исполняемых файлов, кото-рые перед началом занятий следует скопировать из папки Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\Модуль <номер модуля>\Кросс-ворды с компакт-диска (прилагаемого к данному методическому посо-бию) на компьютеры учащихся.

В ходе изучения курса запланировано выполнение 11 лабораторных ра-бот, каждая из которых содержит по нескольку заданий. Описания лабора-торных работ и инструкции по их выполнению также приведены на компакт-диске в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\Практикум\ Модуль <номер модуля>\Лабораторная работа (их нужно распечатать и перед началом практических занятий раздать учащимся).

Оценить время теоретических занятий, проверочных и практических работ вам поможет таблица 2. Значок Ш в ней указывает на использова-ние соответствующей главы пособия для учащихся. Значок (^ указыва-ет на необходимость обращения к соответствующей папке на компакт-диске (прилагаемом к данному методическому пособию); все эти папки хранятся на диске в папке Курс "Основы компьютерных сетей"\ Практикум\Модуль <номер модуля>. (Ваше собственное расписание мо-жет несколько отличаться от приведенного ниже.)

14

Основы компьютерных сетей

Таблица 2
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пособие содержит следующие разделы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отчет о результатах самообследования общеобразовательного учреждения (ОУ) содержит следующие разделы
Пособие содержит следующие разделы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы
Пособие содержит следующие разделы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа основного общего образования по мировой художественной культуре содержит следующие разделы
Пособие содержит следующие разделы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа основного общего образования по мировой художественной культуре содержит следующие разделы
Пособие содержит следующие разделы iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Образовательная программа в соответствии с требованиями фгос содержит следующие разделы
Пособие содержит следующие разделы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная образовательная программа моу «сош №23» г. Сысерть Сысертского го свердловской области в соответствии с требованиями фгос...
Пособие содержит следующие разделы iconУчебно-методический комплекс включает следующие разделы: Пояснительная...
Изучение развития письменной традиции человечества позволяет студентам сформировать представление о тенденциях, особенностях фиксации...
Пособие содержит следующие разделы iconМетодические указания по видам управляемой самостоятельной работы...
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины «Криминология» содержит следующие разделы
Пособие содержит следующие разделы iconМетодические указания по видам управляемой самостоятельной работы...
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины «Правоохранительные органы» содержит следующие разделы
Пособие содержит следующие разделы iconПрограмма раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения...
Изменения в системе предпрофильного обучения в специальной школе VIII вида (на примере гбоу скош№486)
Пособие содержит следующие разделы iconРабочая программа по Мировой художественной культуре для 9 классов...
Рабочая программа основного общего образования по мировой художественной культуре содержит следующие разделы
Пособие содержит следующие разделы iconМетодические рекомендации по выполнению реферата реферат содержит следующие разделы
Во введении раскрывается актуальность поставленной проблемы, ее значение на современном этапе, роль в реформировании налоговой системы...
Пособие содержит следующие разделы iconМетодические рекомендации по выполнению реферата реферат содержит следующие разделы
Во введении раскрывается актуальность поставленной проблемы, ее значение на современном этапе, роль в реформировании налоговой системы...
Пособие содержит следующие разделы iconПриказ №30 от 09. 01. 2013г. Основная образовательная программа начального...
Основная образовательная программа начального общего образования(ооп ноо) содержит следующие разделы
Пособие содержит следующие разделы iconПрограмма по истории Средних веков для 6 класса содержит следующие...
Средних веков, требования к результатам обучения и освоения содержания курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета...
Пособие содержит следующие разделы iconОсновная образовательная программа подготовки юриста предусматривает...
В соответствии с требованиями обязательного минимума содержания основной образовательной программы подготовки юриста по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск