Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов. Программа содержит следующие разделы (Слайд 4): -пояснительная записка;





НазваниеПрограмма раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов. Программа содержит следующие разделы (Слайд 4): -пояснительная записка;
Дата публикации27.09.2014
Размер60.7 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Военное дело > Программа
Изменения в системе предпрофильного обучения в специальной школе VIII вида (на примере ГБОУ СКОШ№486)

Гусева Татьяна Николаевна (guseva.tatyana@bk.ru).

Полосатова Елена Андреевна (polosatova.elena@yandex.ru)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №486 (БГОУ СКОШ№486).

   Одним из направлений  предпрофильной подготовки в специальных (коррекционных) школах VIII вида является обучение швейному делу. В условиях нашего образовательного учреждения, в котором обучаются дети со сложной структурой дефекта, можно говорить только об отдельных его элементах - ручное шитье и шитье на швейной машине.

   Общеизвестно, что обучение прикладному (профильному) труду способствует развитию мышления, памяти, внимания, воображения, речи, тонкой моторики, координации движений, а также развитию у учащихся координации зрительных и суставно-мышечных восприятий, пространственных представлений и нравственного воспитания (Слайд 2).

   Нынешний состав обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида №486 отличается нестабильностью в психоэмоциональном и поведенческом плане. Учреждение посещают дети с тяжелыми и множественными нарушениями, поэтому современная программа по трудовому обучению автора Л.С. Иноземцевой, не может быть реализована в полной мере. Это заставило нас задуматься над подбором наиболее эффективных форм, методов и приемов работы по обучению данной категории учащихся и, соответственно, встал вопрос о создании  программы по прикладному (профильному) труду, учитывающей особенности развития контингента обучающихся. Опираясь на собственный опыт работы  и изучение специальной методической литературы, учителями трудового обучения Гусевой Т.Н и Филипповой Т.В. была разработана новая модифицированная программа по прикладному (профильному) труду (Слайд 3).

   Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов.

Программа содержит следующие разделы (Слайд 4):

-пояснительная записка;

-планируемые результаты освоения программы по предмету «Прикладной (профильный) труд»;

-примерное содержание программы по предмету «Прикладной (профильный) труд»

-тематическое планирование;

-материально-техническое обеспечение процесса обучения по предмету «Прикладной (профильный) труд»;

-система оценки достижений, планируемых результатов освоения программы по предмету «Прикладной (профильный) труд».

   Очевидно, что школьники, обучающиеся в классах для детей со сложной структурой дефекта, обладают низким потенциалом обучения, поэтому цели и задачи уроков профильного труда должны быть определены предельно точно (Слайд5). В последнее время мы ставим перед собой следующие цели коррекционно - воспитательной работы: формирование элементарных умений и навыков основ швейного дела и повышение уровня социальной и бытовой адаптации учащихся. Так, например, для реализации первой цели мы работаем на своих уроках над развитием счетных навыков применительно к швейному делу (Слайд 6), введением в пассивный, а по возможности и в активный словарь старшеклассников элементарных профессиональных терминов (Слайд7,8) (названия ручных стежков и швов; название основных деталей и узлов швейной машины и т.д.), проводим индивидуальную работу, направленную на решение конкретных проблем, возникающих у ребенка в процессе освоения навыков швейного дела. Примерами работы по повышению уровня адаптации учащихся могут служить - посещение мастерских по ремонту и пошиву одежды, пошив изделий, которые будут в дальнейшем использоваться самим обучающимся (мешок для сменной обуви, сумка для физкультурной формы и т.д.) и др. (Слайд9)

   Содержание программного материала, количество часов, выделенное на изучение теоретического материала и проведение практических работ,  может варьироваться в зависимости отуспешности усвоения учащимися учебного материала, формирования умений и навыков. Авторами программы предлагается проведение большого количества практических работ, которые направлены на закрепление полученных знаний  и умений учащихся, а также, приобретение элементарных навыков шитья. Здесь необходимо отметить, что систематическое закрепление, полученных навыков, должно проходить на похожих, но не одинаковых заданиях. Нельзя забывать и о дозировке учебных заданий, учитывая психическое и физическое развитие старшеклассников. Планирование  практических работ строилось с учетом изготовления изделий, которые, как уже отмечалось ранее, в дальнейшем можно использовать в быту (салфетки, аппликации из ткани, игольницы, прихватки, грелки на чайник, фартуки, наволочки).( Слайд10-16)

   Учитывая ограниченный бюджет у большинства семей наших воспитанников, мы посчитали актуальным включить в программу раздел «Мелкий ремонт одежды», девизом которого служит фраза - «старой одежде - новую жизнь». Безусловно, прохождению этого раздела служит  большая предварительная организационная работа с родителями учащихся. На уроки школьники приносят старые джинсы, брюки, которым мы даем «новую жизнь», учим ставить декоративные заплатки, «превращать» брюки в бриджи и шорты и т.п.( Слайд17,18)

   На уроках учащиеся овладевают ручной умелостью: учатся работать с инструментами и приспособлениями, используемыми в швейном деле (игла, ножницы, сантиметровая лента, метр, утюг, гладильная доска); обучаются работе на бытовой швейной машине с ручным приводом, а наиболее успешные - работе на швейной машине с электрическим приводом (Слайд19).На уроках профильного труда мы теоретически знакомим старшеклассников со швейными  машинами, используемыми на производстве, т.к. это высокоскоростное оборудование, и его использование в нашем образовательном учреждении может быть опасным для жизни и здоровья обучающихся. Такое знакомство мы проводим с помощью таких средств обучения, как слайды, видеосюжеты, мультимедийные учебные презентации. Все обучение профильному труду должно быть максимально наглядным (Слайд20). Для реализации задач уроков профильного труда в мастерских имеется собрание иллюстративного материала: картинки, репродукции, схемы и пр. Предъявление наглядного материала, подобранного по годам  и темам обучения, обязательно сопровождается доступными пояснениями со стороны учителя.

   Организация уроков предусматривает  и такую форму работы, когда каждый учащийся самостоятельно выполняет свою часть задания (посильную для него), а потом эти части объединяются в одно целое – т.е. происходит создание одного изделия всеми членами детского коллектива (Слайд21,22).

   Обучение профильному труду имеет и воспитательное значение. Необходимо пытаться сформировать у ребенка представления об общественно-полезной значимости различных видов трудовой деятельности окружающих его людей. На собственном опыте учащиеся должны убеждаться в том, что все, что необходимо для жизни создается трудом человека. Осознание своей причастности к важному и полезному делу, которым старшеклассники занимаются в мастерской (изготовление нужных и красивых вещей для себя и своих близких, подарков, ремонт одежды и белья) имеет общественно-полезное значение (Слайд23,24).

   Опыт работы и наблюдения показывают, что формирование навыков трудовой предпрофильной подготовки учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии должно обязательно проводиться с учетом перспективы их будущей занятости в специализированных мастерских. На сегодняшний день, лучшие выпускники нашей школы  учатся в колледжах в специальных коррекционных группах, но их устройство на работу практически не осуществимо, поскольку все они имеют нерабочую группу по состоянию здоровья. Анализируя трудоустройство выпускников прошлых лет, мы видим, что в условиях крупных производств наши воспитанники не смогли адаптироваться, это касается даже тех ребят, которых мы считали «звездами» и, которые были с более сохранным интеллектом. Мы надеемся, что приобретенные за годы обучения в швейной мастерской навыки будут полезны нашим выпускникам  в самостоятельной жизни, и позволят получить им некоторую степень независимости в быту.

Литература:

1.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития /под редакцией И.М.Бгажноковой .-М.;Владос,2010./

2.Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. /А.Р.Маллер,Г.В.Цикото-М.;2003/

3.«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. /Л.М.Шипицына.-СПб; Дидактика Плюс,2002./

4.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации./Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И. Бойков, А.П.Зарин и др.-Псков:ПОИПКРО,1999./

5.Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно-практической деятельности. Учебно-методическое пособие./Г.В.Цикото.Учебно-методическое пособие –М.;Полиграф-сервис,2011.

6.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. Сборник №2./под редакцией В.В.Воронковой.-М.;Владос,2012.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов. Программа содержит следующие разделы (Слайд 4): -пояснительная записка; iconРабочая программа включает разделы: «Пояснительная записка»
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов. Программа содержит следующие разделы (Слайд 4): -пояснительная записка; iconРабочая программа по Мировой художественной культуре для 9 классов...
Рабочая программа основного общего образования по мировой художественной культуре содержит следующие разделы
Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов. Программа содержит следующие разделы (Слайд 4): -пояснительная записка; iconПрограмма по истории Средних веков для 6 класса содержит следующие...
Средних веков, требования к результатам обучения и освоения содержания курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета...
Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов. Программа содержит следующие разделы (Слайд 4): -пояснительная записка; iconПояснительная записка Данная программа по основам безопасности жизнедеятельности...
Ю. л воробьева. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития...
Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов. Программа содержит следующие разделы (Слайд 4): -пояснительная записка; iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов. Программа содержит следующие разделы (Слайд 4): -пояснительная записка; iconПояснительная записка Общие сведения об учреждении Содержание образовательного...
...
Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов. Программа содержит следующие разделы (Слайд 4): -пояснительная записка; iconКашурина Наталья Николаевна мастер производственного обучения по...
В работе представлены материалы для проведения тестирования по профессии «Оператор швейного оборудования»
Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов. Программа содержит следующие разделы (Слайд 4): -пояснительная записка; iconПояснительная записка Настоящая программа раскрывает содержание обучения...
Программа также реализует генеральные цели общего образования, авторские идеи развивающего обучения химии, результаты межпредметной...
Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов. Программа содержит следующие разделы (Слайд 4): -пояснительная записка; iconУчебно-методический комплекс включает следующие разделы: Пояснительная...
Изучение развития письменной традиции человечества позволяет студентам сформировать представление о тенденциях, особенностях фиксации...
Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов. Программа содержит следующие разделы (Слайд 4): -пояснительная записка; iconРабочая программа по истории для 11 класса содержит следующие разделы:...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории 2004 г.,...
Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов. Программа содержит следующие разделы (Слайд 4): -пояснительная записка; iconРабочая программа по английскому языку для 2 4 классов пояснительная записка
М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,...
Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов. Программа содержит следующие разделы (Слайд 4): -пояснительная записка; iconГанеева Лариса Михайловна, учитель истории г. Саров 2010 Содержание пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и...
Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов. Программа содержит следующие разделы (Слайд 4): -пояснительная записка; iconРабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности». Профиль:...
Ю. л воробьева. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития...
Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов. Программа содержит следующие разделы (Слайд 4): -пояснительная записка; iconПояснительная записка 8 класс (102ч, 3 часа в неделю 34 учебных недели)...
Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных работ, уроков развития речи
Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов. Программа содержит следующие разделы (Слайд 4): -пояснительная записка; iconПояснительная записка школьное образование по русскому языку ставит следующие цели обучения
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов
Программа раскрывает содержание и общие подходы к организации обучения основам швейного дела школьников 5-10 классов. Программа содержит следующие разделы (Слайд 4): -пояснительная записка; iconПояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развитияобучающихся средствами...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск