Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 г. Саров Нижегородской области
Утверждаю
директор школы______ А.В.Закутин
«____»___________________ 2010
Программа обсуждена и рекомендована
к реализации на педагогическом совете
30.08.2010 г., протокол № 1
Дополнительная образовательная программа
занятий кружка «Музееведение»
Курс рассчитан на учащихся 5-11 классов
Срок реализации программы 3 года
Автор: Ганеева Лариса Михайловна, учитель истории
г. Саров - 2010 Содержание
1. Пояснительная записка
|
|
| 2. Учебно-тематический план
|
|
| 3. Содержание изучаемого курса
|
|
| 4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
|
|
| 5. Список литературы
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность
Программа дополнительного образования «Музееведение» является общекультурной модифицированной программой военно-патриотического и краеведческой направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся основам музейного дела.
1.2. Актуальность, педагогическая целесообразность.
Музееведение позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы, а так же получать первичные профессиональные навыки.
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей. Школьный музей обладает большим потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к мало родине.
Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.
Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.
Музейно – краеведческая работа позволяет детям познать важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
3. Цель
Развитие интеллектуально-творческих способностей через овладение основами музейного дела. Формирование гражданской позиции и патриотизма через изучение истории развития русской армии и культуры и быта народов России
Задачи
Обучающие
Познакомить детей с основами музейного дела, основными этапами истории русской армии и культурой и бытом народов России.
Создать представление о музееведении как о науке
Обучить основным формам музейной работы.
Применять полученные знания на практике
Развивающие:
Развивать психических процессов (внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, речь)
Развивать интерес к познавательной деятельности, творческие способности.
Развивать коммуникативные способности, формировать рефлексивный тип мышления .
Развивать профессиональные интересы, способность строить жизненные планы
Воспитательные:
Воспитывать гражданских качеств личности: любовь к Малой Родине, патриотизм, активную жизненную позицию, чувство долга.
Расширять коммуникативных способностей детей: доброжелательность, сотрудничество, тактичность
Формировать основы культуры труда и совершенствование трудовых навыков: умение организовать и прогнозировать свою деятельность.
1.4. Отличительные особенности данной программы
В основном, программы по музееведению разработаны для ВУЗов (авторы Смирнова А.М., Б.Б. Овчинникова), существующие программам по музееведению для школьников (Дроздова Е.С., Поддубная Т.В.), рассчитанные на один год обучения, в основном дают материал только о музейном деле. Данная программа рассчитана на три года обучения, на определенный возраст и круг интересов детей, ориентирована на системный подход. Основывается на тщательном отборе этнографических материалов, учитывает особенности развития края, передает информацию, добытую самими обучающимися на основе документальных свидетельств, поисковой и научно — исследовательской работы. Содержания программного материала обеспечивает реализацию проекта старшей профильной школы (в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения). Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся.
Базой для реализации дополнительной образовательной программы «Музееведение» является Школьное музейное объединение, Городской музей, с этой целью заключен договор о сотрудничестве.
1.5. Возраст детей
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют дети 11-17 лет. При наборе детей учитываются лишь желание и интерес ребенка к данной сфере деятельности
1.6. Сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы). Программа рассчитана на обучение учащихся 5-11 классов. Срок реализации программы - три года. Время, отведенное на год обучения - 111 часов.
1.7. Формы и режим занятий:
При проведении занятий сочетаются теоретические и практические формы и методы работы. Практические занятия составляют 70-80% от общего учебного времени. :
Теоретические формы – лекции, беседы.
Практические формы – применение полученных теоретических знаний на практике, т. е. осуществляются работы, необходимые в музейной практике- заполнение документации (Книги учета, Акты приема (сдачи), учетные карточки), шифрование экспонатов, оформление выставок, информационная работа, проведение экскурсий, устных журналов, проведение научно-исследовательской работы. Моделирование битв, создание новой экспозиции музея истории вооруженных сил России
Время, отведенное на год обучения - 111 часов. Режим работы для групп – три занятия в неделю по одному часу.
Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения. В основу реализации программы курса «Музееведение» может быть положен проектный метод организации учебной деятельности (разработка и создание выставок, проведение экскурсий). Такой метод преподавания позволит школьникам актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях. Определив содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовленности учащихся, можно будет реализовать личностно-диагностический подход к обучению, включить учащихся в исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении своих интересов внутри изучаемого курса (поисковая, фондовая, экспозиционная, экскурсионная, художественно-оформительская работа).
Первый и второй год темы общемузейного характера, на третьем году обучения происходит специализация: история вооруженных сил России, и культура и быт народов России. Режим организации занятий
Количество часов
| год
| месяц
| неделя
| 111
| 12
| 3
|
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
К концу первого года обучения ребенок приобретет следующие знания, умения и навыки:
что такое история, исторический источник, вспомогательные исторические дисциплины, их виды, история и виды календарей.
умение определять виды исторических источников, уметь описывать гербы, составлять генеалогическое дерево, вести счет времени, решать хронологические задачи ..
овладеет понятиями археология, нумизматика, палеонтология, геральдика, сфрагистика, метрология, хронология...
получит представление об истории как науке.
получит первичные навыки научно-исследовательской работы
получит первый опыт выступлений на публике, защиты своей работы…
К концу второго года обучения ребенок приобретет следующие знания, умения и навыки:
знания об истории и видах музеев, значение музеев, основных видах музейной деятельности: фондовой работе, экспозиционной, просветительской, научно-исследовательской.
ребенок овладеет понятиями фонды, экспонаты, акты, учетные карточки.
расширится представление о научно-исследовательской работе...
получит первичные навыки музейной деятельности: оформление документации, организация выставок, проведение экскурсий, устных журналов…
закрепит опыт публичных выступлений и научно-исследовательской работы
К концу третьего года обучения ребенок приобретет следующие знания, умения и навыки:
Знания об этапах развития русской армии, великих полководцев, битвы
Знания об особенностях быта и культуры народов нашего края ...
Умения работать с публикой...
Владеть уверенно навыками экскурсионной работы
Расширится представление о музейной работе...
У ребенка сформируются навыки научно-исследовательской работы...
1.9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Учащиеся в течении учебного года проводят весь спектр работ необходимых в музее:
Оформляют документацию
Осуществляют шифрование экспонатов
Проводят экскурсии и устные журналы
Следят за состоянием экспозиции и экспонатов
Участвуют в конкурсах научно-исследовательских работ
Проводят информационную работу
Осуществлять историческое моделирование
Оформлять экспозиции
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗАДАЧИ
Обучающие
Познакомить детей: что такое история, исторический источник, вспомогательные исторические дисциплины, их виды, история и виды календарей.
Познакомить с понятиями археология, нумизматика, палеонтология, геральдика, сфрагистика, метрология, хронология...
Расширится представление об истории как уроке.
Дать первичные навыки научно-исследовательской работы
Дать первый опыт выступлений на публике, защиты своей работы
Научить определять виды исторических источников, уметь описывать гербы, составлять генеалогическое дерево, вести счет времени, решать хронологические задачи.
Развивающие:
Развивать психических процессов (внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, речь)
Развивать интерес к познавательной деятельности, творческие способности.
Развивать коммуникативные способности, формировать рефлексивный тип мышления .
Развивать профессиональные интересы, способность строить жизненные планы
Воспитательные:
Воспитывать гражданских качеств личности: любовь к Малой Родине, патриотизм, активную жизненную позицию, чувство долга.
Расширять коммуникативных способностей детей: доброжелательность, сотрудничество, тактичность
Формировать основы культуры труда и совершенствование трудовых навыков: умение организовать и прогнозировать свою деятельность.
Примерное тематическое планирование курса
1 год обучения (5-6 классы)
№ урока
| Тема и содержание занятия
| Кол-во часов
| Теория
| Практика
| Тема 1 Введение 3 часа
| 1
| История как наука.
Роль истории в жизни людей
| 1
| 1
| 0
| 2
| Исторические источники.
Определение исторического источника. Виды исторических источников
| 1
| 0
| 1
| 3
| Роль ВИД в изучении истории.
Определение ВИД, краткая характеристика, цель
| 1
| 0
| 1
| Тема 2 Археология 3 часа
| 4
| Археология как наука История науки
| 2
| 1
| 1
| 5
| Археологический памятник. Археологические раскопки. Культурный слой, реставрация ( Экскурсия)
| 1
|
| 1
| Тема 3 Генеалогия 3 часа
| 6-7
| Генеалогия как наука.
Предмет и задачи генеалогии. Методика генеалогических исследований. Русская генеалогия. Система социального этикета
| 2
| 1
| 1
| 8
| Практикум по генеалогии
| 1
|
| 1
| Тема 4 Ономастика 7 часов
| 9
| Ономастика как наука.
Предмет и задачи. Разделы, историческая ономастика
| 1
| 1
|
| 10-11
| Антропонимика как наука
Система личных имен. История происхождения и значение имен. Отчество. Происхождение и этимологическое толкование фамилий
| 2
| 1
| 1
| 12
| Практикум по антропонимике
| 1
|
| 1
| 13
| Топонимика как наука
Происхождение географических названий. Топонимика Сарова и окрестностей
| 1
|
| 1
| 14
| Практикум по топонимике
| 1
|
| 1
| 15
| Этнонимика как наука
Происхождение названий народов России и других стран мира
| 1
|
| 1
| Тема 5 Геральдика 3 часа
| 16-17
| Геральдика как наука.
Происхождение гербов. Правила геральдики. Государственные, областные, городские гербы. Векссилография
| 2
| 1
| 1
| 18
| Практикум по геральдике
| 1
|
| 1
| № урока
| Тема и содержание занятия
| Кол-во часов
| Срок
|
| Тема 6 Палеография 2 часа
| 19
| Палеография как наука
Возникновение письменности. Материалы для письма. Графика письма. Орудия письма. Украшение рукописей, переплет.
| 1
| 1
|
| 20
| Практикум по палеографии
| 1
|
| 1
| Тема 7 Хронология 3 часа
| 21-22
| Хронология как наука.
Единицы счета времени. Календари: юлианский, григорианский. Эры и их виды. Астрологическая и историческая хронология. Лента времени., часы
| 2
| 1
| 1
| 23
| Практикум по хронологии
| 1
|
| 1
| Тема 8 Метрология 2 часа
| 24
| Метрология как наука.
Меры длины. Меры площади. Меры сыпучих тел. Меры жидкости. Меры веса
| 1
| 1
|
| 25
| Практикум по метрологии
| 1
|
| 1
| Тема 9 Сфрагистика 2 часа
| 26
| Сфрагистика как наука.
Печать. Две группы печатей. Типы печатей
| 2
| 1
| 1
| 27
| Практика
|
|
|
| Тема 10 Нумизматика 2 часа
| 28
| Нумизматика как наука
Происхождение монет и денежных знаков. Язык монет Русская денежная система
| 1
| 1
|
| 29
| Практикум
| 1
|
| 1
| Тема 11 Экскурсии 2 часа
| 30
| Городской музей
Саровская пустынь
| 2
|
| 2
| Итоговое мероприятие
| 32-34
| Подготовка и проведение Школьного праздника
«Из прошлого в будущее»
| 3
|
| 3
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. История как наука. Роль истории в жизни людей 1час:
Что такое история,
Как она изучает и что она изучает,
Роль истории в жизни общества
2. Исторические источники. 1 часа:
Определение исторического источника.
Виды исторических источников
Умение определять виды исторических источников
3.Вспомогательные исторические дисциплины 1 час
Роль ВИД в изучении истории.
Определение ВИД, краткая характеристика, цель
4. Археология как наука 2 часа
История археологии как науки
Археологический памятник.
Археологические раскопки.
Культурный слой, реставрация ( Экскурсия)
5. Генеалогия как наука. 3 часа
Предмет и задачи генеалогии.
Методика генеалогических исследований.
Русская генеалогия. Система социального этикета
Практикум по генеалогии
6. Ономастика как наука. 3 часа
Предмет и задачи.
Разделы, историческая ономастика
7. Антропонимика как наука 3 часа
Система личных имен. История происхождения и значение имен. Отчество. Происхождение и этимологическое толкование фамилий Практикум по антропонимике
8. Топонимика как наука 7 часов
Происхождение географических названий.
Топонимика Сарова и окрестностей
Практикум по топонимике
9. Этнонимика как наука
Происхождение названий народов России и других стран мира
10. Геральдика как наука. 3 часа
Происхождение гербов.
Правила геральдики. Государственные, областные, городские гербы.
Векссилография
Практикум по геральдике
11. Палеография как наука 2 часа
Возникновение письменности.
Материалы для письма.
Графика письма.
Орудия письма.
Украшение рукописей, переплет.
Практикум по палеографии
12. Хронология как наука. 3 часа
Единицы счета времени.
Календари: юлианский, григорианский.
Эры и их виды.
Астрологическая и историческая хронология.
Лента времени., часы
Практикум по хронологии
13. Метрология как наука. 2 часа
Меры длины. Меры площади.
Меры сыпучих тел. Меры жидкости.
Меры веса
Практикум по метрологии
14. Сфрагистика как наука. 2 часа
Печать. Две группы печатей. Типы печатей
15. Нумизматика как наука 2часа
Происхождение монет и денежных знаков.
Язык монет
Русская денежная система
Практикум
Саровская пустынь
Городской музей 2 ГОД ОБУЧЕНИЯУЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНЗАДАЧИОбучающие Познакомить детей: с историей и видами музеев, значение музеев, основные виды музейной деятельности: фондовая работа, экспозиционная, просветительская, научно-исследовательская.
Познакомить с понятиями фонды, экспонаты, акты, учетные карточки
Расширится представление о о научно-исследовательской работе.
Дать первичные навыки музейной деятельности: оформление документации, организация выставок, проведение экскурсий, устных журналов
Закрепить опыт публичных выступлений и научно-исследовательской работы
Развивающие: Развивать психических процессов (внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, речь)
Развивать интерес к познавательной деятельности, творческие способности.
Развивать коммуникативные способности, формировать рефлексивный тип мышления .
Развивать профессиональные интересы, способность строить жизненные планы
Воспитательные: Воспитывать гражданских качеств личности: любовь к Малой Родине, патриотизм, активную жизненную позицию, чувство долга.
Расширять коммуникативных способностей детей: доброжелательность, сотрудничество, тактичность
Формировать основы культуры труда и совершенствование трудовых навыков: умение организовать и прогнозировать свою деятельность.
Примерное тематическое планирование курса2 год обучения (7-8 классы) № п.п.
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Общее
| Теория
| Практика
| 1
| Введение
| 4
| 4
| 0
| 1.1
| Из истории музеев. Классификация музеев
| 1
| 1
|
| 1.2
| Школьные музеи. Специфика работы
| 1
| 1
|
| 1.3
| Исторические источники. Виды
| 1
| 1
|
| 1.4
| Структура и направления музейной работы Работа с документами
| 1
|
|
1
| 2
| Фондовая работа
| 26
| 13
| 13
| 2.1
| Структура и состав музейных фондов
| 2
| 1
| 1
| 2.2
| Учет фондов-учетная документация
| 2
| 1
| 1
| 2.3
| Акты поступлений
| 2
| 1
| 1
| 2.4
| Учетные карточки
| 2
| 1
| 1
| 2.5
| Книги поступлений
| 2
| 1
| 1
| 2.6
| Описание фотодокументов
| 2
| 1
| 1
| 2.7
| Описание документов на печатной основе
| 2
| 1
| 1
| 2.8
| Описание нумизматики
| 2
| 1
| 1
| 2.9
| Описание предметов из металла
| 2
| 1
| 1
| 2.10
| Описание предметов из керамики
| 2
| 1
| 1
| 2.11
| Описание предметов из дерева
| 2
| 1
| 1
| 2.12
| Описание предметов из ткани
| 2
| 1
| 1
| 2.13
| Шифрование предметов. Основные правила
| 2
| 1
| 1
| 3
| Экспозиционная работа
| 4
| 2
| 2
| 3.1
| Основные правила и принципы создания экспозиций
| 2
| 1
| 1
| 3.2
| Классификация экспозиций
| 2
| 1
| 1
| 4
| Экскурсионно-просветительская работа
| 4
| 2
| 2
| 4.1
| Принципы и правила экскурсионной работы
| 2
| 1
| 1
| 4.2
| Секреты возрастной психологии
| 2
| 1
| 1
| 5
| Хранение экспонатов
| 6
| 3
| 3
| 5.1
| Общие правила хранения музейных фондов
| 2
| 1
| 1
| 5.2
| Хранение экспонатов неорганического происхождения
| 2
| 1
| 1
| 5.3
| Хранение экспонатов органического происхождения
| 2
| 1
| 1
| 6
| Научно-исследовательская работа
| 14
| 7
| 7
| 6.1
| Методика сбора источников
| 2
| 1
| 1
| 6.2
| Сбор и обработка документов
| 2
| 1
| 1
| 6.3
| Научные экспедиции
| 2
| 1
| 1
| 6.4
| Дары
| 2
| 1
| 1
| 6.5
| Информационные ресурсы
| 2
| 1
| 1
| 6.6
| Принципы научно-исследовательской работы
| 2
| 1
| 1
| 6.7
| Требования к рефератам
| 2
| 1
| 1
|
| Итого часов
| 54
|
|
| |