Скачать 0.5 Mb.
|
Автор: Борданенко Мария Васильевна учитель истории и обществознания 2010 Содержание.
7.1 Что же такое ИКТ? 7.2 Программные средства, используемые в процессе обучения истории 7.3 Использование возможностей Интернета на уроках истории 7.4 Методический аспект применения ИТ и ресурсов Интернет на уроке 7.5.Использование интерактивной доски
данного опыта………………………………………………………………… …..29 - 31
Сведения об авторе: Борданенко Мария Васильевна - учитель истории и обществознания. Образование: высшее, Барнаульский педагогический институт, 1985 год Специальность по диплому: учитель истории и обществоведения. Место работы: МОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края. Должность: учитель истории и обществознания. Педагогический стаж: 32 года. Стаж работы в занимаемой должности: 14 лет. Квалификация: первая квалификационная категория. Адрес опыта: Муниципальное образовательное учреждение «Колыванская средняя общеобразовательная школа». Тема опыта: «Использование информационно – коммуникативных технологий в преподавании истории и общественных дисциплин Основная идея опыта: Система нетрадиционных форм обучения в предметной области «история» и «обществознание» направлена на поиск активных форм познавательной деятельности учащихся, демократизацию отношений между учителем и учениками, развитие адаптированности к динамично меняющимся условиям, способности к выбору. Цель: создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития способностей учащихся.
Представленный опыт формируется на базе муниципального образовательного учреждения «Колыванская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края. Школа, в которой я работаю – новостройка. С 2006 года дети нашего села имеют возможность учиться в современной школе. В здании созданы очень хорошие условия и для ребят, и для педагогов. Становление моего педагогического опыта пришлось на время реформ: менялись подходы, методы и технологии, создавались новые учебные программы. В настоящее время, во время становления новой системы образования, обучение истории рассматривается как одно из приоритетных направлений. Поэтому, в новых условиях учитель истории должен существенно изменить содержание своей деятельности и стратегии обучения и шагать в ногу со временем. На формирование моего опыта по использованию ИКТ, в процессе преподавания истории и обществознания оказали влияние следующие факторы:
Время стремительно… Особенно замечаешь его бег по тем переменам, которые происходят в жизни. Перемены эти связаны, прежде всего, с внедрением в повседневную жизнь достижений науки и техники. Совершим небольшой экскурс в историю развития информационных технологий и средств коммуникации. Каких-то сто пятьдесят – двести лет назад основу информационных технологий составляли перо и чернильница. Коммуникация осуществлялась путем отправления писем. На смену им в конце XIX века пришла пишущая машинка, телефон. В 40-60-х годах ХХ века появляются электрические технологии, основанные на использовании электрических пишущих машинок, копировальных машин. Повысилась эффективность и скорость обработки информации. Появление во второй половине 60-х годов прошлого столетия ЭВМ позволило трансформировать не только форму, но и содержание информации. Это было началом формирования электронной или компьютерной технологии. Современную жизнь мы уже не представляем без ИКТ. И если цель нашей педагогической деятельности формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то без использования ИКТ в образовательном процессе нам не обойтись. Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. 1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. 2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач. 3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. 4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений. 5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. 6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.
Новизна опыта заключается в том, что предпринята попытка создания системы использования информационно – коммуникативных технологий в процессе преподавания истории и обществознания в сельской малокомплектной школе. Учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении истории, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Автор стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать знания, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. Процесс обучения автор строит с учётом достигнутого. В каждом классе есть свои приёмы работы и формы её организации. При подготовке к уроку тщательно продумывает, чем сегодняшнее занятие будет отличаться от вчерашнего, меняет в зависимости от возрастных и психологических особенностей учащихся, приёмы и виды работ, направленные на развитие интереса и потребности в знаниях. Анализируя полученные результаты, автор намечает необходимые способы оказания помощи отдельным детям, следит за ходом развития ребёнка, может увидеть качество своей работы, изменить некоторые методы и приёмы работы. Система использования информационно – коммуникативных технологий: электронных учебников, интернет – ресурсов, создание и использование мультимедийных презентаций, как преподавателем, так и учащимися, а также использование интерактивной доски позволяет автору создавать атмосферу заинтересованности предметом и добиваться хороших результатов.
При использовании ИКТ в процессе обучения истории, обществознанию и в процессе воспитания я руководствуюсь следующими нормативными документами и материалами:
Изучение методической литературы: Предметно-содержательные журналы «Современный урок» за 2007-2010 год.; Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания посредством внедрения ИКТ (из опыта экспериментальной работы). И.Н.Черкасова, К.А. Кипа. Интерактивное образование. Электронная газета. № 12-13, октябрь 2007 г.; Информатизация общего среднего образования: научно-методическое пособие. Под редакцией Д.Ш. Матроса. М.: Педагогическое общество России, 2004 г.; Женина Л.В., Маткин А.А. История. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе.; Под редакцией И.Г. Семакина. Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004 г.; Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении. Преподавание истории и обществознания в школе. 2004 г. №3. с.29-39.; Информационные технологии в преподавании обществознания. Преподавание истории и обществознания в школе. 2004 г. №3. с.26-32.; Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией Полат Е.С. М., Владос, 2001 г., с. 169.; Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003 год; В.И.Верченко., Л.И.Фуксон. Педагогические основы использования коммуникативных технологий. М.,2004г. и другие источники. Учение для ребенка является основным видом деятельности. В учебной деятельности ребенка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои достоинства, на которые может и обязан опираться педагог. Последние, как отмечала А.К. Маркова, заключаются в избирательной готовности, в завышенной восприимчивости (сензитивности) к тем, либо другим сторонам обучения. Огромным достоинством ребенка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных очах. Его завлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда ребенка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет воплотить, ибо он не обладает методами выполнения новейших форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть энтузиазму к ним - принципиальная задачка педагога. В самом деле, кто не следил, как эмоционально ребенок реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция исчезает достаточно скоро. Часто у подростков снижается и общий энтузиазм к учению, к школе, происходит «внутренний отход от школы». Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни. Как указывает психологические исследования, основная причина такового «отхода от школы» заключается в несформированности у учащихся навыков учебной деятельности, что не дает способности удовлетворить актуальную потребность возраста - потребность в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается таковая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут без помощи других определять учебные задачки, выбирать оптимальные приемы и методы их решения, контролировать и оценивать свою работу. [9, с.7] Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения. Формирование мотивов учения конкретно связано с познавательными потребностями. Опыт показывает, что школьники испытывают огромное эмоциональное побуждение от исследовательской деятельности. В современных условиях решение проблемы общеучебных умений начинает осуществляться на новом идеологическом основании – компетентностном подходе к содержанию образования. Новая образовательная парадигма учебно-познавательной компетенции знаменует переход школы от традиционной декларации «учись учиться» к реальному освоению учениками целостной системы методов познания. В этой системе общеучебные умения рассматриваются как важнейший деятельностный компонент учебно-познавательной компетенции, предусматривающий умения по самоуправлению учебной деятельностью, направленные на формирование учебной задачи, проектирование, контроль и анализ ее выполнения; умения по работе с информацией для достижения поставленных ранее учебных задач; умения по структурированию информации, ее анализу, сравнению, обобщению. |
Моу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт... ... | Учебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания (клио)», предметные недели Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана | ||
Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8... Учитель истории, обществознания и права, Заслуженный учитель чр, Почетный работник общего образования рф, заместитель руководителя... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы: Крицкая Н. Ф. (кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания школы №37), Петухова М. В. (учитель истории... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы: Крицкая Н. Ф. (кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания школы №37), Петухова М. В. (учитель истории... | «Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания» Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется... | ||
Икт на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т | Шишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной... Обмен опытом по теме: «Проектно – исследовательская деятельность в преподавании истории и обществознания» | ||
Рабочая программа по обществознанию в 8 «а, б, в, г»классах. Составила... Рабочая программа по курсу обществознания составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы.... | Рабочая программа по истории Древнего мира для учащихся 5 классов на 2010-2011 учебный год Автор программы: Литвинова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории | ||
Реализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,... | Конспект урока «Линии». Бобровская Мария Васильевна, учитель математики Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных... | Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках истории Автор:... Автор: Осипова Анна Игоревна, учитель истории и обществознания мбоу «Десятовская оош» | ||
Рабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009... Рассмотрена и принята на заседании методической кафедры учителей истории и обществознания | Рабочая программа учебного курса «Истории» Кондрашкова В. В., учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория |